ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
ЭКОФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО
ПОЗНАНИЯ
Баркова Элеонора Владиленовна
доктор философских наук, профессор кафедры философии РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Barkova.EV@rea.ru
В статье обоснована востребованность анализа обновленной на основе экофилософии картины мира. Автор исходит из тенденции трансформации современного познания и смены ведущей парадигмы, которая активно обсуждается в современной зарубежной и отечественной литературе. В отличие от сторонников того, что центром современной картины мира стали технологии или синтез технологий, в статье обоснована идея, что таким центром остается человек и человеческий тип мироотношения с его связями с природой, обществом, культурой. Новизна формируемой картины мира определяется ее экофилософским основанием и содержанием, что вызвало необходимость фундаментального пересмотра содержания ее категорий.
Ключевые слова: экологический императив, антропный принцип, целостность, культура.
ECO-PHILOSOPHIC PICTURE OF THE WORLD IN THE PROBLEMATIC FIELD OF MODERN
COGNITION
Barkova, Eleonora V.
Doctor of Philosophy, Professor of the Department for Philosophy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Barkova.EV@rea.ru
The article substantiates the need to analysis the picture of the world grounded on the basis of eco-philosophy. The author proceeds from the trend of transformation of modern cognition and shift of the leading paradigm. In contrast to followers of the idea that the centre of the modern picture of the world is technologies or synthesis of technologies the article supports the idea that such centre is man and human type of attitude to the world with its links with nature, society and culture. The novelty of this picture of the world is determined by its eco-philosophic foundation and content, which caused the need to revise the content of its categories.
Keywords: ecological imperative, entropic principle, integrity, culture.
Одной из характерных тенденций современной философии сегодня становится переход от парадигм, исследующих мир человека в его автономности и изоляции от природы и культуры, к экоориентированным когнитивным стратегиям. В этом процессе отражается рост профессиональной ответственности философов за будущее, за сохранение гуманитарного начала в современном мире, следствием чего становятся формирование нового типа рефлексии и обоснование перспектив и востребованности социально-гуманитарного знания.
«Новую парадигму, формирующуюся в современной науке, можно назвать прежде всего экологической, так как в структуре современного научного познания определяющими интегрирующими тенденциями становятся тенденции «экологизации» (как когда-то «физикализации», «математизации», «кибернетизации» и т. д.)» [15].
Между тем новая парадигма есть не что иное, как возрождение древнейшей идеи соразмерности человека и мира, в основе которой лежит сложноорганизованная гармония человека как микрокосма и мира целостности-тотальности космоса, природы, культуры, открытая еще на самых ранних ступенях культуры. Именно эта идея -основа и принятый регулятив всех преобразований, реформ, оптимизаций по определению исходящих из органичности связи и зависимости этих столь специфичных и непохожих друг на друга миров. Однако ни в одну из предшествующих эпох содержательность этой связи (субъекта и объекта) не была рубежом, условием сохранения бытия, в силу чего соразмерность, раскрываемая в специфически человеческом мироотношении, должна быть осмыслена как достижение культуры и философии [4; 5; 6]. Но на какой основе она задается? Напомним мысль Гераклита: «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину, и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Мир, само бытие, космос исходны, а человек восходит к совершенству, истине, вслушиваясь в го-
лос их целостности. Однако тогда же (в эпоху классической Греции) возник и иной подход, сформулированный Протагором: «Человек есть мера всех вещей». В спорах по этим основаниям, открывшим ключевое для современной философии проблемное поле соизмеримости человека и мира, формировались процессы культурогенеза, развития философии, искусства, науки, опыт взаимопостижения народами пространства собственного бытия и его динамической целостности. В пространстве обогащения этого опыта освоения специфически человеческого мироотношения шло и сдерживание напора избыточного активизма бесчеловечности и стихии нечеловечески агрессивных актов; форм поведения, выражающих процессы сверхчеловеческих проектов переработки реальности. Но в нем же происходило и совершенствование творчески-человеческой деятельности, и переосмысление масштабов, форм бытия, утверждения присутствия человека в мире, т. е. непрерывное стихийно-мировоззренческое проектирование контуров форм и смыслов бытия, замыкавших границы растущего содержания культуры как искусственно творимого мира.
Отсутствие крупных философских дискуссий о ценности человечности и смысле бытия современного человека как меры всех вещей открыло путь к технократически-сциентистским концепциям, ориентированным на постулирование безальтер-нативности снятия статуса человека в мире вследствие исчерпанности природы «ветхого Адама». Так, получившие в последнее время попытки интерпретировать человека в контексте идей НБИКС-революции, смысл которой - в перенесении жизни на небиологический носитель, логично приводят к мысли, что «человек - это всего лишь удобный термин, который мы придумали для отображения привычного для нас мира» [2. - С. 31]. А достижение науки (конвергенция нано-, био-, информационных, когнитивных, социальных технологий в логике этого проекта) направлено не на развитие бесконечно богатой природы
человека и мира, а на адаптацию к дест-рукциям и аномалиям, которые получают активное развитие в последние годы.
Признать правоту определений человека, характеризующих его как исчезающий след на песке (М. Фуко), как «складку», означающую выявленнность человека в контексте лишь создания «различий» (Ж. Де-лез), или «все - зола» (Ж. Деррида), - значит уже не только нарушить логику идеи человека как категории философии, но и разрушить мир человека, который всегда в истории держался на связи, сохраняющей при всех своих исторических модификациях приоритет ценности человечности как особого кода - атрибута всех программ бытия в картине мира. Основой такого философского вне(анти)человеческого активизма является разрастание пространства человеческой деятельности как оторванной от самого человека среды. Именно эта среда (технологии, финансы, бюрократические системы) оказывается сегодня пространством, где не решаются, а маскируются под решение ключевые вопросы жизнеобеспечения человека. Но парадоксально то, что он здесь как реальный субъект почти не участвует: система делает это за него, и потому он в действительности оказывается «складкой». В этом - видимость бытия современного человека и возникающие риски решения задачи «переноса сознания и личности на небиологический носитель» [8. - С. 9].
Иначе говоря, без человека как субъекта происходит уничтожение бытия самой реальности - природы, культуры, а потому и человека. Эту тенденцию постепенного уничтожения природы человека с тревогой отмечает ряд современных философов. Так, В. А. Кутырев во многих своих работах показывает прямую связь между ростом влияния информационно-виртуальной среды и уничтожением человека, который, породив эту среду, постепенно становится зомби. «В философии сознания пример зомби обычно приводился в доказательство тупика, в который попадает теоретик, сводящий сознание к физиологической
работе мозга или информации. Постепенно стрелка барометра стала склоняться в сторону зомби. Пошли толки о том, что для эволюции сознание... больше не нужно. Оно неэффективно. Человек (?) вполне может жить без него. По рациональной организации и логической непогрешимости философские зомби превосходят людей. Зомби начали писать книги о том, что быть зомби - совсем не трагедия, скорее, хорошо» [10. - С. 64].
Более того, как показал ранее В. П. Казначеев, без приоритета меры человеческого в человеке сама его деятельность становится фактором, ведущим к дальнейшей разбалансировке параметров изменений биосферы и ноосферы, а следовательно, пространства Вселенной как целостности [9. - С. 27-28].
В силу этих тенденций востребованной жизневосстанавливающей формой мировоззрения сегодня может быть только эко-философская картина мира, развивающая представление о самоценности жизни и неснимаемости целостного пространства духовно-материального дома человечества (этимологически эко - дом, жилище, эку-мена). В основу экофилософии положено представление классической экологии «об экосистемах как о структурах, организующих поток вещества и энергии в живой оболочке Земли» [13. - С. 6], философским образом развитое в учениях В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, П. Т. де Шардена и многих других философов-космистов.
Бытие человека в соответствии с экофи-лософской логикой укоренено в структурах космопланетарной реальности и открывается через «притяжение Земли» в культуре, в ее нравственных и эстетических идеях и философской интерпретации содержания антропного принципа. Вот почему экофилософская картина мира с гуманистически артикулированным в ней статусом человека оказывается одним из важнейших методологических инструментов нового осмысления следствий глобальной эволюции. Направленная на преодоление деструкций в связях человека и ми-
ра, она включает в себя категории, принципы и идеалы, в содержании которых утверждается смысл бытия. Получает развитие классически понятая связь онтологии и гносеологии в их органическом единстве, развиваются идеи экологии природы, человека, культуры, социальной экологии.
Экофилософия - направление знания, ориентированное на исследование универсального отношения «человек - мир» на основе сформулированного Н. Н. Моисеевым экологического императива - требования, определяющего допустимые границы воздействия на природу, включая природу человека [12]. Но освоение экологического императива предполагает и восстановление границ этой меры в системе «человек - мир» на основе конкретизирующих структуру экофилософии экоэтики, экоэстетики, эколингвистики, экологии коммуникаций. Одним из важных условий его утверждения в современном мире является укорененность в бытии и науке приоритета истинной информации как основы необходимого сегодня освоения знаний о человеке и его связях как с самим собой, так и с культурой, Землей, космосом. Именно экологический императив оказывается формой универсального проявления мироотношения человека, включающего и основания его нормативности. Структура экофилософской картины мира в силу этого предполагает объяснительный потенциал, заданный на опосредование человеческой целостностью, в отличие от тех моделей и картин мира, в которых это человеческое начало затушевано. Подобно категорическому императиву Канта, предполагающему выполнение нравственного долга независимо от ситуации, экологический императив выступает регулятивной и ценностной нормой-проводником человеческого начала и определяет смысл и результаты деятельности в контексте принципа целостности. Экофилософия поэтому оказывается типом мировидения и культуры, показывающим возможности оздоровления человека и всего многообразия его свя-
зей - культурных, социальных, с природой.
Собственно разработка этой картины мира находится на самом первом этапе, хотя уже сегодня ясно, что ее исходный раздел - экология человека - включает «огромное количество тем и проблем, которых нет в других специальных экологи-ях, а планетный и космический резонанс деятельности человечества делает из нее одну из актуальных, если не актуальнейшую сейчас область знания» [1. - С. 197].
В силу этого создаваемая на основе древнейших и самых современных достижений философии и науки экофилософия возрождает социально-исторический, культурный и космопланетарный масштаб человека, соединяющий в самой своей природе космос, мировую и родную природу и общество, материальное и духовное именно как носитель их гармонической соразмерности. Идея универсальности бытия человека как субъекта воплощается в этой его целостности, равновеликой миру. Поэтому в контексте экофилософской картины мира мерообразующая функция человека обнаруживается максимально отчетливо, раскрывая зависимость аспектов бытия современного мира от этой функции. Что же представляет собой содержание экофилософской картины мира?
Как и всякая картина мира, экофило-софская картина переводит деятельность субъектов в определенный образ мышления и деятельности, в особенности восприятия себя, своего пространства-времени и типа отношения. Картина мира выступает как обобщенная проекция человека на реальность, что определяет восприятие реальности не вообще, а в форме возможностей человека определенной эпохи и культуры. Именно поэтому смысл всякого пространственно-временного континуума культуры всегда определяется как бы изнутри, т. е. с позиций своего настоящего времени. Именно границы картины мира, ее содержание и определенность выражают позицию меры человеческого в
человеке, в пределах которой осваивается действительность.
Экофилософская картина мира задает новый тип отношения человека к реальности, в который включено отношение «космос - природа - культура - общество - человек» как целостность. А потому в ней открывается новая связь между категориями «целостность» и «бытие»: целостность выводит бытие на такие в принципе не-снимаемые основания (космос, вечность, бесконечность, гармония), которые гарантируют сохранение бытийности человека, культуры, общества, гуманизма как начала, включенного в законы природы и потому неснимаемого катаклизмами исторических изменений. Сущностным проявлением места человека в этой картине мира является новая экофилософская рациональность, которая соединяет понятийно-концептуальные, ценностные, смысловые, чувственно-эмоциональные, нравственные и эстетические направления освоения реальности в единое целое. Именно поэтому изменения должны охватить все стороны и аспекты этой концепции. Как справедливо подчеркнул И. К. Лисеев, «ответы философии на вызовы биологии и экологии, с нашей точки зрения, должны быть отражены в трансформации действующих ныне онтологических, методологических и аксиологических установок» [11. - С. 252].
Для экофилософской картины мира такой осью выступает соотношение экосистем человека, космоса, природы, культуры, общества в их гармоническом соответствии, органическом единстве. Но смыслом такого соответствия, их человеческой основой как раз и выступают категории человека и культуры - гармония, благо, истина, красота, добро, ценности, творчество, счастье, мечта.
Поэтому категориальный состав экофи-лософской картины мира также специфичен. В нем имеют значение не только исходные общие категории (бытие, жизнь, целостность, экосистема, пространство, время), но и порядок их конкретизации в контексте мировоззрения, утверждающего
человечность. Основной принцип конкретизации этих категорий связан с выявлением их содержательных связей и смыслов внутри пространства этой картины мира: она оказывается самодостаточной, так как моделирует реальность в ее целостности. Действительно, экофилософская картина мира выступает как упорядочивание бесконечного многообразия содержания той реальности, которую представляет для человека мир, и как связь этого многообразия, определяемого гуманистическими принципами соответствующего философского мировоззрения. Отсюда первой, исходной категорией является именно целостность: из ее состава извлекаются (выводятся) все другие категории. Но это - не простая последовательность, а уровни развертывания целостности. Так, первым различением выступает бытие космоса, человека, природы, общества, которые оказываются связанными друг с другом или тождественными на основе своей причастности к целостности. Вторым уровнем связи и различения категорий выступает ан-тропный принцип, в котором обнаруживается отношение причастности проявлений всех уровней бытия к бытию человека, его сущности. В этой своеобразной диалектике тождества и различия приоритет отдается именно единству человека и мира.
Подчеркнем еще раз принципиальное отличие экофилософской картины мира от других картин, выражающих реальность. Оно заключается в изменении способа укорененности человека в мире: если в сциентистски-технократической картине мира человек «встроен» в реальность, созданную им самим, то в экофилософской картине мира человек укоренен в бытии и выступает особой проекцией природы и культуры и вместе с тем является основой их человеческого измерения. А потому достоинство, совесть, ответственность, как и сама природа и ценность человека, оказываются защищенными его собственной укорененностью в мире.
Категории бытия, жизни, природы, человека, свободы, творчества, идеала, ответ-
ственности, совести, долга, системы и организации, этики, эстетики, логики и многие другие оказываются содержательно конкретизированными в экофилософской картине мира в соответствии с ее структурой и ценностно-гуманистической направленностью. Таким образом, в содержании экофилософской картины мира возрождается самоценность бытия и его
творчески конструктивная, смыслообра-зующая ценность как условие восстановления всеобщности меры человеческого в культуре, природе и мире самого человека. А потому становится понятной востребованность нового типа онтолого-культур-ного проектирования в контексте развития экофилософии.
Список литературы
1. Алексеев В. П. Очерки экологии человека. - М. : МНЭПУ, 1998.
2. Баксанский О. Е, Кучер Е. Н. Моя картина мира. Как человек создает повседневную реальность. - М. : Канон + РООИ «Реабилитация», 2014.
3. Баркова Е. В. Экологическая эстетика и флористический дизайн: от экологии пространства к экологии души // БШШасиНигае. - Вып. 15 : научный альманах. - СПб. : Изд-во СПбГу, 2013. - С. 51-57.
4. Баркова Э. В. Информационная экология в структурировании пространственно-временного континуума общества знаний // Человеческий капитал. - 2014. - № 12 (72). -С. 96-105.
5. Баркова Э. В. К исследованию мировоззренческих оснований экофилософии // Вестник Орловского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 180-187.
6. Баркова Э. В. Экофилософия как ответ на гуманитарные вызовы эпохи: к вопросу о предпосылках становления «зеленой» культуры России и мира // Концепция универсального эволюционизма Н. Н. Моисева и цивилизационные разломы. Россия в системе государств XXI века : материалы Моисеевских чтений - межвузовского методологического семинара. 15 апреля 2014. - М. : Изд-во МНЭПУ, 2014. - С. 109-117.
7. Ивлева М. И. Информационно-экологические ориентиры в концепции «транссубъективного» (на примере философии С. А. Аскольдова) // Человеческий капитал. - 2014. - № 12 (72). - С. 89-92.
8. Ицков Д. И. Общественное движение «Россия-2045» и глобальное будущее // Глобальное будущее 2045: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты. - М. : Канон + РООИ «Реабилитация», 2014.
9. Культура, наука, образование: контекст познания и развития универсума : монография / под ред. В. П. Казначеева. - Новосибирск : ЗСО МСА, 2013.
10. Кутырев В. А. Здравствуйте, зомби! // Вестник Российского философского общества. - 2015. - № 1. - С. 63-67.
11. Лисеев И. К. Философия. Биология. Культура. - М. : ИФРАН, 2011.
12. Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. - М. : Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
13. Никольский А. А. Великие идеи великих экологов: история ключевых концепций в экологии. - М. : ГЕОС, 2014.
14. Понизовкина И. Ф. Тема миссии России как путь к диалогу культур и цивилизаций // Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты. - М. : Канон + РООИ «Реабилитация», 2015. - С. 303-309.
15. Сартаева Р. С., Нысанбаев А. Н., Сагикызы А. Экология человека в структуре современного научного познания // Вопросы философии. - 2015. - № 4. - С. 36-48.
References
1. Alekseev V. P. Ocherki ekologii cheloveka [Essays of Man's Ecology]. Moscow, MNEPU, 1998. (In Russ.).
2. Baksanskiy O. E., Kucher E. N. Moya kartina mira. Kak chelovek sozdaet povsednevnuyu real'nost' [My Picture of the World. How Man Creates Everyday Reality]. Moscow, Kanon + «Reabilitatsiya», 2014. (In Russ.).
3. Barkova E. V. Ekologicheskaya estetika i floristicheskiy dizayn: ot ekologii prostranstva k ekologii dushi [Ecologic Esthetics and Flower Design: from Ecology of Space to Ecology of Soul]. Studiaculturae, Vol. 15, Nauchnyy al'manakh [Studiaculturea, Issue 15, Scientific Anthology]. Saint Petersburg, Izd-vo SPbGU, 2013, pp. 51-57. (In Russ.).
4. Barkova E. V. Informatsionnaya ekologiya v strukturirovanii prostranstvenno-vremennogo kontinuuma obshchestva znaniy [Information Ecology in Structuring the Space-Time Continuum of Knowledge Society]. Human Capital, 2014, No. 12 (72), pp. 96-105. (In Russ.)
5. Barkova E. V. K issledovaniyu mirovozzrencheskikh osnovaniy ekofilosofii [Researching the World-Outlook Foundation of Eco-Philosophy]. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orlov State University], 2013, No. 1, pp. 180-187. (In Russ.).
6. Barkova E. V. Ekofilosofiya kak otvet na gumanitarnye vyzovy epokhi: k voprosu o predposylkakh stanovleniya «zelenoy» kul'tury Rossii i mira [Eco-Philosophy as an Answer Humanitarian Challenges of the Epoch: Concerning Preconditions of Establishing 'Green' Culture in Russia and the World]. Concept of Universal Evolutionism by N. N. Moiseev and Civilization Break-Ups. Russia in the System of States of the 21st Century, materials of Moiseevskiy readings - the International Methodological seminar. 15 April 2014. Moscow, Izd-vo MNEPU, 2014, pp. 109-117. (In Russ.).
7. Ivleva M. I. Informatsionno-ekologicheskie orientiry v kontseptsii «transsub#-ektivnogo» (na primere filosofii S. A. Askol'dova) [Information and Ecological Landmarks in the Concept of 'Transsyubjective' (illustrated by S.A. Askoldav's Philosophy)]. Chelovecheskiy capital [Human Capital], 2014, No. 12 (72), pp. 89-92. (In Russ.).
8. Itskov D. I. Obshchestvennoe dvizhenie «Rossiya-2045» i global'noe budushchee [Public Movement 'Russia-2045' and Global Future]. Global Future 2045: Anthropological Crisis. Convergent Technologies. Trans-Humanistic Projects. Moscow, Kanon + «Reabilitatsiya», 2014. (In Russ.).
9. Kul'tura, nauka, obrazovanie: kontekst poznaniya i razvitiya universuma, monografiya [Culture, Science, Education: Context of Cognition and Universum Development, monograph], edited by V. P. Kaznacheev. Novosibirsk, ZSO MSA, 2013. (In Russ.).
10. Kutyrev V. A. Zdravstvuyte, zombi! [Hello, Zombie]. Vestnik Rossiyskogo filosofskogo obshchestva [Bulletin of the Russian Philosophic Society], 2015, No. 1, pp. 63-67. (In Russ.).
11. Liseev I. K. Filosofiya. Biologiya. Kul'tura [Philosophy. Biology. Culure]. Moscow, IFRAN, 2011. (In Russ.).
12. Moiseev N. N. S myslyami o budushchem Rossii [Thinking about the Future of Russia]. Moscow, Fond sodeystviya razvitiyu sotsial'nykh i politicheskikh nauk, 1997. (In Russ.).
13. Nikol'skiy A. A. Velikie idei velikikh ekologov: istoriya klyuchevykh kontseptsiy v ekologii [Great Ideas of Great Ecologists: History of Key Concepts in Ecology]. Moscow, GEOS, 2014. (In Russ.).
14. Ponizovkina I. F. Tema missii Rossii kak put' k dialogu kul'tur i tsivilizatsiy [The Subject of Russian Mission as a Way to Dialogue of Cultures and Civilizations]. Dialog kul'tur: sotsial'nye, politicheskie i tsennostnye aspekty [Dialogue of Cultures: Social, Political and Value Aspects]. Moscow, Kanon + ROOI «Reabilitatsiya», 2015, pp. 303-309. (In Russ.).
15. Sartaeva R. S., Nysanbaev A. N., Sagikyzy A. Ekologiya cheloveka v strukture sovremennogo nauchnogo poznaniya [Ecology of Man in the Structure of Modern Scientific Cognition]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy], 2015, No. 4, pp. 36-48. (In Russ.).