педагогические Баркова Валентина Васильевна, Цилицкий Виталий Сергеевич
науки ДИАЛЕКТИКА ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ...
УДК 37.01
ДИАЛЕКТИКА ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МНОГОМЕРНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ
© 2018
Баркова Валентина Васильевна, кандидат философских наук, профессор кафедры
философии и культурологии Цилицкий Виталий Сергеевич, преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, аспирант кафедры педагогики и психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: tsilitskyvs@mail.ru)
Аннотация. Вопрос о природе человека всегда принадлежал к универсальным проблемам философского и гуманитарно-педагогического знания. В данной работе обозначена актуальная потребность в смене парадигмальных установок и методологического обоснования философского и гуманитарно-педагогического подходов к пониманию «природы человека» и исследование последней как многомерной целостности. Опираясь на историко-философскую традицию, авторы выявляют общетеоретическую закономерность появления в предметном поле философии как феномена целостного человека в его исключительно многообразном самопрезентировании, так и использование понятия «многомерный целостный человек» и его атрибутивных идентификаторов в философских и гуманитарно-педагогических исследованиях. Представлено обоснование феномена многомерной целостности природы человека как неразложимого на «отдельные кусочки» субъективного образа человеческой реальности, являющей себя открытой саморазвивающейся системой. Значимость философского исследования проблем человека через призму гуманитарно-педагогического знания приобретает особый интерес в условиях непредсказуемости и нелинейности метаморфоз социального развития, смены научных парадигм понимания феномена человека и переоценке возможностей последнего активно преобразовывать как природу, общество, так и самого себя. Осознание наличия фрагментарности бытия человека в современном мире актуально высвечивает потребность в создании гуманитарно-педагогических технологий, которые бы способствовали открытию богатств феноменологии явления индивидуальности как особой формы и ступени развития многомерной целостной природы человека, её базовых конструктов в системе образования и воспитания. Заметим, что до сих пор не созданы образовательные технологии, которые кроме передачи знаний о мире сознательно и целенаправленно были бы ориентированы на помощь человеку в формировании его многомерного мира и индивидуального пространства жизни.
Ключевые слова: антропология, многомерность, нестандартные формы присутствия, природа, целостность, человек, эволюция.
DIALECTICS OF THE PHILOSOPHICAL RESEARCH OF THE MULTIDIMENSIONAL INTEGRITY OF THE PERSON IN THE HUMANITARIAN PEDAGOGICAL ANGLE
© 2018
Barkova Valentina Vasilievna, candidate of Philosophy, professor of the Department
philosophy and culturology Tsilitsky Vitaliy Sergeevich, teacher of the department of special pedagogy, psychology and subject methods, post-graduate student of the chair of pedagogy and psychology South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: tsilitskyvs@mail.ru)
Abstract. The question of the nature of man has always belonged to the universal problems of philosophical and humanitarian-pedagogical knowledge. In this paper, the current need for a change in paradigmatic attitudes and methodological justification for the philosophical and humanitarian-pedagogical approaches to understanding the "nature of man" and the study of the latter as multidimensional integrity are indicated. Based on the historical and philosophical tradition, the authors reveal the general theoretical regularity of the appearance in the subject field of philosophy as a phenomenon of an integral person in his extremely diverse self-presentation, and the use of the concept of "multidimensional whole man" and its attributive identifiers in philosophical and humanitarian-pedagogical studies. The substantiation of the phenomenon of the multidimensional integrity of human nature as indivisible into "separate pieces" of the subjective image of human reality, which is an open self-developing system, is presented. The importance of philosophical research of human problems through the prism of humanitarian and pedagogical knowledge acquires special interest in conditions of unpredictability and nonlinearity of the metamorphoses of social development, the replacement of scientific paradigms of understanding the phenomenon of man and reassessing the latter's capabilities to actively transform both nature, society and himself. Awareness of the presence of fragmentation of human being in the modern world actually highlights the need for the creation of humanitarian and pedagogical technologies that would contribute to the discovery of the phenomenology's richness of the phenomenon of individuality as a special form and stage of development of the multidimensional integral nature of man, its basic constructs in the education and upbringing system. It should be noted that educational technologies have not yet been created which, apart from the transfer of knowledge about the world, would be consciously and purposefully oriented towards helping a person in the formation of his multidimensional world and individual space of life.
Keywords: anthropology, multidimensionality, non-standard forms of presence, nature, integrity, man, evolution.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современной российской реальности бытия идут глобальные процессы трансформации экономики, политики, социальных отношений, культуры. Все эти события с неизбежностью фокусируются в самобытие человека, особенностях его темпорального освоении природной и социальной среды обитания, способах презентирования ландшафтов личностного развития. Для эффективного управления качеством человеческой жизнедеятельности в непростых условиях современного социума возникает потребность по-новому взглянуть на феноменологию природы человека, способы её распредмечивания Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
и опредмечивания в повседневной действительности. Философия с начала своего возникновения, являя себя теоретическим человековедением, сосредотачивала рефлекторные усилия на рассмотрении отношений внутри систем «человек-мир», «человек-общество», «я и другой», пытаясь понять, опираясь на педагогические знания мир и человека в мире, каждый раз высказывая мысль о необходимости принципиально новой педагогики, изменяющей человека в изменяющемся мире А.Г. Асмолов, смог описать направление и вариативные механизмы личностного развития, а также не-развития, подвести единую объяснительную основу под разные сознательно или бессознательно выбираемые людьми
Barkova Valentina Vasilievna, Tsilitsky Vitaliy Sergeevich pedagogical
DIALECTICS OF THE PHILOSOPHICAL RESEARCH ... sciences
стратегии жизни. Ещё в 70-80-х гг. XX века был отмечен всплеск интереса к проблеме человекам в философии и педагогике в указанном ракурсе исследования. При этом философов, педагогов психологов не столько захватывала потребность исследовать его черты, особенности проявления, качества и свойства, сколько стремление охватить и осмыслить в гуманитарно-педагогических понятиях самого человека как особый социальный феномен. Человек во все времена своей сознательной жизнедеятельности в различных этнических и научных картинах мира рассматривался как сосуд, в котором воедино слиты природно-биологические, психические и социальные качества и свойства его натуры. Исходя из этих установок постараемся обозначить диалектику философских, социальных, гуманитарно-педагогических и естественнонаучных методологических подходов к исследованию природы человека как многомерной целостной самоорганизующейся системы.
Для этого попробуем выстроить методологические принципы соответствия историко-философского подхода к обоснованию правомерности исследования указанной проблемы в данном аспекте. Следует сразу подчеркнуть, что изучение саморазвивающейся многомерной целостности человека не может быть осуществлено по одному или даже нескольким измерениям. Эффективной в этом плане является диалектическая методология, которая выявляет закономерности развития природы объекта в историческом аспекте через анализ его противоречий, реконструирует его, сочетая в едином целом, различные его стороны и измерения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Термин многомерный целостный человек не является традиционным для философского лексикона и слуха. Определение его значений отсутствует в философских словарях, прямая включенность в философский тезаурус не обнаруживается. В современном российском философском дискурсе наибольший прогресс в исследовании данной проблемы достигнут в трудах профессора А.С. Чупрова. [1; 2] Следует подчеркнуть, что сама идея представить идеальный образ многомерного в своей целостности человека насчитывает тысячелетия. Начиная с осевого времени, она уже была предметом интереса религиозных, философских, исторических, художественных, преднаучных размышлений. Классические памятники «Дао дэ Цзин», «Упанишады», «Махабхарата», «Талмуд», «Библия», «Коран» складывали образ целостного человека и ипостаси его многоликого проявления по крупицам, излагая свои видения аллегорическим языком метафор и катахрез. В «Республике» Платона Сократ выделяет три сущностные составляющие природы человека - желающую - эрос, одухотворённую или гордую - тимос и рациональную - нус. Сократ рисовал образ гармоничного человека как творение по природе безгранично пластичное, имеющее много ступеней онтологического представления, способного конструировать собственную человекоразмерную реальность в соответствии с ценностным выбором стратегии индивидуального развития. Вера в единство добра, истины, красоты, давали Платону право требовать в своих сочинениях от правителей государства организации всестороннего и гармоничного развития человека.
Филон Александрийский, исходя из платонизма, ввёл понятие идеальный человек, и изложил, что отличает сотворенного человека от его прообраза. Христианство, исходя из трехмерной модели человека, чётко выделяет в ней три начала - дух, душу и плоть. В.Н. Лосский писал, что сообразность человека Богу видится в его превосходстве над чувственным космосом, духовной природе, в душе, в главенствующей части, управляющей его существом, в уме. Эта мысль нашла отражение в дискурсах Августина, Боэция, Эригены, Ф. Аквинского. 368
Г. Нисского.
В эпоху Возрождения многомерность целостности человеческой натуры воплотилась в титанизме, показавшем беспредельность возможностей природы человека. Титанам эпохи - Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Микеланджело были одинаково доступны и живопись, и архитектура, и литература, и естественные науки. Они интегрировали свои знания и открытия, сделанные в одних областях творчества, с достижениями в других областях познания. В научных прозрениях они выходили далеко за границы своего времени, могли представить непредставимое. Достаточно вспомнить о инновационных технических предвидениях Леонардо да Винчи, теорию множественности миров Д. Бруно, гелеоцен-трическую систему Н. Коперника. Титаны дерзновенно показывали, что человек, прежде всего, творец, его предназначение выше господствующих общественных отношений, а культурное измерение возвышает его над биологией рода, придавая личностную проекцию развития. Философия человека тех времён, утверждая идеал многомерной целостности человека, фокусировала в этом понятии такие его качества, как телесность, психику, социальность, культурно-исторический опыт бытия.
Проблему природы человека в Новое время поднял И. Кант. В «Критике чистого разума» он писал, что если и существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая учит его как подобающим образом занять указанное человеку место в мире, как научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком [3. С. 206]. Судьба кантовской идеи человека, по словам А. Чупрова [4], со временем превратилась в методологический постулат философского и гуманитарно-педагогического осмысления природы человека и её назначения. Вместе с тем проработка идеи единой науки о человеке - антропологии, предпринятая И. Кантом показала: что в качестве субъекта свободной нравственно ориентированной деятельности, человек предметом такой науки быть не может. В системе Канта человек предстаёт как концептуально дуалистическое существо, расколотое на несовместимые противоположности по нескольким основаниям: эмпирическое и трансцендентальное, феномен и ноумен, явление и вещь в себе, природа и свобода. Эту тему потом озвучит М. Фуко: - человек не Homo sapiens, а, памятуя о Декарте, Homo duplex - двойственное существо. Таков вывод XVIII века.
Формирование целей статьи (постановка задания). Вызовы современной эпохи активизировали усилия философии, гуманитарных наук в разработке новых векторов и оптик мышления, концептуальных подходов к изучению реальных способов самоосуществления человеческой природы в её бесконечных вариациях экзистенциального саморазвертывания. С.Л. Рубинштейн, признав порождение собственного мира самим человеком, тем самым подтвердил, что человека нельзя отделить от его мира. Более того, нужна педагогика, «педагогика в большом стиле», которая сможет так организовать обучение человека, чтобы он смог сам построить этот мир, придать ему завершенность и значительность, ибо человек таков, каков его мир. Антропологизация стала началом перехода от дискретного представления сущностных характеристик человека в совершенно другую методологию - к пониманию непрерывной многомерной целостности природы человека и диалектической неразложимости её «на кусочки», представляющей субъективный образ человеческой реальности, как открытой саморазвивающейся системы с отредактированными природой ориентировочными рефлексами человеческого поведения, множеством степеней свободы распредмечивания многомерности его натуры. Таким образом, понятие многомерный целостный человек являет собой системность развития природно-биологических, психических и социальных качеств, их нередуцируемость и не суммируемость друг с другом. Многомерность и вместе с ней целостность человеческой природы с дав-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Баркова Валентина Васильевна, Цилицкий Виталий Сергеевич ДИАЛЕКТИКА ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ...
них времён выказывали себя в мистических видениях. Пространственные мерности по-гречески эоны, на сан-скрите-локи обнажали в интуитивных видениях как не-проявленные во вне состояния целостности человека, складки задатков его способностей, качеств самости. Понятие целостность характеризует внутреннее единство и сущностную определенность человека, его автономность и самодостаточность как социоприродного события. Многогранность сущностного проявления целостной натуры человека обусловлена многоуровнево-стью его феноменологии, что свидетельствует о сложной организации человека как объекта познания. Философия эпистемологии и гуманитарно-педагогические дисциплины в исследовании сущностных оснований многомерной целостности человека выходят на уровень всеобщего понимания феноменологии человека как родового существа, несущего в себе источник целостного проявления многомерности своих сущностных свойств, присущих всему человеческому роду. С этим понятием соотносится понятие «человек эпохи», которое характеризует человека как представителя определенного исторического времени эпохи, а также понятие «реальный человек», то есть живущий в условиях конкретно-исторического общества или данной социальной общности и характеризуется набором специфических и социально значимых качеств, обусловленных субъективными и объективными факторами его реального существования. Каждая наука о человеке стремится так или иначе к постижению его сущности. При этом множественность открывающихся им сущностей его природы, обусловлена многогранностью и многомерностью сложной в своей целостности природы человека как объекта познания.
Введение в философию понятия многомерный целостный человек связано, в первую очередь, с представлениями о многомерных пространствах бытия. Человек, способный к одновременному осознанному рассмотрению различных локальных пространств смысла может быть определён как человек многомерный. Под многомерностью В.Л. Алтухов предлагает понимать сущностное качество сложноорганизованных процессов и явлений, вмещающих множество измерений, представляющих собой определенный срез целого по определенному основанию, в котором обнаруживается его природа [5, с. 31].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие многомерный целостный человек является отражением нового типа неклассической рациональности. Можно выделить ряд уровней, следуя через которые, мы имеем возможность обосновать правомерность выдвижения идеи многомерной целостности природы человека и метологически обосновать её научную продуктивность. Мифологический уровень предполагает использование понятия многомерной целостности чисто иллюстративно, поскольку мифы не выделяли человека в качестве объекта познания, он вплетён в жизнь всего Космоса. Уровень смыслопроявления - это уже начало интеллектуального проникновения в то, чем заканчивается интенциональный акт. Когда из единой неделимой непрерывности выделяется нечто, привлекающее внимание - смысловое поле системы значений. Л.С. Выготский отмечал, что без смыслов предметный мир не может стать реальностью. Смыслы представляют потребности, желания, хотения, стремления людей. Они демонстрируют и то, как субъективное через эмоции искажает объективное, позволяя человеку избирательно взаимодействовать с вне себя положенной реальностью. Это объясняет, каким образом человек видит то, что ему надо, но не так как оно есть без него.
Философско-методологический уровень осмысления проблемы связан с попыткой, выявить сущностные черты многомерной целостности человека как самостоятельного феномена. М. Бубер писал, что с незапамятных времен человек знает о себе, что он достоин самого
пристального изучения. Но именно поэтому он как раз и боится к этому приступить [6]. Свойства человеческой природы парадоксальны. Человек почти выключен из органического природного мира, хотя и укоренён в нём. Он - природное создание, и в то же время постоянно выпадает из её лона. Человек рождается в природе, но живёт в обществе. У него есть инстинкты, но есть и иные программы развития - социальная, культурная, этническая. Сознание и бессознательное создают радикальные этажи мировосприятия. С философской точки зрения природа человека являет себя диалектическим единством начал противоположного свойства.
Существует ряд подходов к объяснению природы человека. Парадигмы биологизаторского подхода отстаивают неизменность человеческой природы, совершенство её биологической организации и организма-тела. С их точки зрения человек принадлежит к природно-био-логическому виду, появление которого связано с непро-явленными событиями в эпифеномене эволюции органической природы. Отпадение реликтовой холомности в нижних системных уровнях организации живой материи на каком-то витке запустило «эволюционный парадокс», который стал началом антропогенеза - формирование ограниченной рамками вида особой системы природно-биологических качеств, стимулировавших зарождение человеческой психики и культурогенеза. Гоббс полагал, что природа человека есть сумма естественных проявлений: питания, движения, размножения, чувствительности, разумности. Эти способности он считал природными, входящими в определение человека, «как одаренного разумом животного» [7, с. 523]. М. Рьюз и Э. Уилсон, опираясь на «эпигенетические правила», считали, что все живые существа живут по одним и тем же биологическим циклам [8]. А. Гелен, исследуя особенности природы человека, высказал мнение, что «инстинктивная и социокультурная программы жизнедеятельности растаскивают природную целостность человека в разные стороны» [9]. Ф. Фукуяма предположил, что природа человека - «есть сумма поведения и свойств, типичных для человека как вида и, возникающих из генетических, а не энвиронментальных факторов» [10].
Вместе с тем человеческой природе имманентно присуще развитие и изменчивость под влиянием времени, климатических факторов, обстоятельств бытия, поэтому строгая артикуляция человеческой природы принципиально невозможна. Авторы разделяют позиции В.С. Барулинасо, П.С. Гуревича, Ю.М. Резника, которые, опираясь на естественнонаучное и гуманитарное понимание диалектики многомерной целостности природы человека, представляют её, как некую эволюционную данность, получившую своё био-психо-социокультурное и исторически-духовное оформление в тело-сознании человека, его мышлении и деятельности [11; 12]. Многомерный целостный человек - это вместилище проявленных фундаментальных антропологических констант, при разрушении которых он перестаёт быть таковым - теряет свои сущностные начала, генерирующие его многомерность и целостность. В.И. Самохвалов писал «Если не сохраняются постоянные параметры, определяющие сущность человека, он перестает быть, как собственно человек. Это ставит под вопрос перспективы человека как родового существа». Выделение «атрибутивных идентификаторов» многомерной целостности человеческого создаёт возможность описать композиционные составляющие природы человека как антропологического феномена.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщая результаты философского исследования природы многомерной целостности человека через призму гуманитарно-педагогического подхода следует отметить, что человек на основе бесконечной по своим возможностям среды обитания, обмениваясь с ней информацией, веществом и энергией, создаёт свой целостный многомерный мир,
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
369
Barkova Valentina Vasilievna, Tsilitsky Vitaliy Sergeevich DIALECTICS OF THE PHILOSOPHICAL RESEARCH .
pedagogical sciences
который и есть подлинное пространство его жизни. Конфигурация этого жизненного пространства - времени подвижна, она «дышит» в унисон с растущими потребностями и возможностями человека, расширяя для него горизонты объективной реальности и закладывая нём способность гибко менять поведенческие стратегии, внутренние предикторы в зависимости от складывающихся обстоятельств, Философский аспект исследования гуманитарно-педагогических представлений о многомерной целостности природы человека требует, непрерывного контакта с действительностью, со всеми объектами, доступными философскому исследованию. Целостное видение многомерно, оно достигается через способность видеть любую проблему как бы сверху, с высоты. Педагогика долго шла к тому чтобы обнаружить за функцией-ученик, студент целостного человека. Парадоксально, но гуманитарно-педагогические науки оказались запертыми внутри естественнонаучного круга старой формации, притом, что сами естественные науки из этого круга уже вышли. В результате оказалось, что педагогика продолжает придерживаться картины мира, которую все ещё рисует классический разум. Разворот гуманитарно-педагогического мировоззрения и его па-радигмальных устоев от учебной деятельности к образовательной, закладывает базис становлению «человеческого в человеке», центром которого является многомерный мир человека в единстве его предметных и ценностно-смысловых координат, который все более осознается непосредственным предметом и целью образовательной деятельности. Однако отдельно взятый индивид является в бытие далеко не многомерно целостным. Но он всегда находится в бытие-пути становления. Многомерная целостность природы человека одновременно есть некий идеал, и некая реальность. Продвигаясь от одной многомерной целостности к другой, человек меняющийся и вечно ищущий смысл своего бытия, пошагово реализует свои цели, идеалы, ценностные выборы стезей жизни. Гуманитарное вызревание человека - это формирование целостного континуума его субъективной реальности, составляющей достояние и внутреннее богатство отдельного индивида, который творит, сохраняет и распространяет культурные ценности. Философский анализ гуманитарно-педагогического познания помогает выявить и обосновать смысл существования. В отличие от естественных наук в гуманитарно-педагогическом дискурсе контекст всегда персоналистичен: это диалог, где нет первого и последнего слова. В нём переплетаются и взаимодействуют различные факторы: материальные и идеальные, стихийные и сознательные, рациональные и иррациональные, эмоциональные, волевые. Поскольку же человек в реальной полноте и целостности своего существования соединяет силы природы, общества и культуры, изучение его природы требует органического сопряжения методов естественных, общественных и культурологических наук. Категории многомерность и целостность, применённые к анализу сложной саморазвивающейся природы человека, выводят социально-гуманитарные аспекты человеческого бытия на новый парадигмальный уровень их естественнонаучного и философско-онтологического прочтения, а также гносеологической интерпретации программ его познания. Человек в философском, социально-гуманитарном и естественнонаучном понимании есть многомерная целостность, единство специфических качеств, представляющих его как единство соматических, психических и социокультурных свойств. Только в таком контексте человек может быть понят как существо, способное ре-ализовывать себя в нестандартных, уникальных формах своего присутствия в мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чупров А.С. Человек как вещь среди вещей // Социум и власть. 2017. - № 3. - С. 118-123.
2. Чупров А.С. Человек как единство души и тела // Социум и власть. 2017. - № 4. - С. 96-101._
3. Кант И. Критика чистого разума. // Кант И. Сочинения: В 6 т. - М., 1964. - Т. 2. - С. 206.
4. Чупров А.С. Единство и многообразие форм бытия человека // Социум и власть. 2017. - № 2. - С. 7-14.
5. Алтухов В.Л. Многомерный мир третьего тысячелетия // Мировая экономика и международные отношения. 2000. - № 7. - .С. 30-38.
6. Бубер М. Проблема человека. - Киев, 1998. - 96 с.
7. Гоббс. Человеческая природа // Сочинения в 2 т. -Т.1. - М., Мысль. 1989. - 622 с.
8. Рьюз М., Уилсон Э.О. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. - № 1. - С. 94-108.
9. Гелен А. Образ человека в свете современной антропологии // Личность. Культура. Общество. - 2007. -Вып. 3 (37). - С. 37-51.
10. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической. - М., 2004. - С. 349.
11. Баркова В. В., Цилицкий В. С. Становление концепта «тьюторская деятельность» в философии образования Средних веков / В.В. Баркова. В.С. Цилицкий // Социум и власть. 2018. № 2 (70). С. 96-102.
12. Гуревич П.С. Философия человека. - М., 2001. -Ч. 2. - 209 с.
Статья поступила в редакцию 16.05.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
370
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)