Сетницкий Н.А. 1934. Бюджет Маньчжу-Ди-Го. — Вестник Маньчжурии. № 11-12. С. 14-33.
Сурин В.И. 1932. Железные дороги и выходные порты Маньчжурии. — Вестник Маньчжурии. № 5. C. 23-24.
Сурин В.И. 1934. Обрабатывающая промышленность Маньчжурии и тенденции ее дальнейшего развития. — Вестник Маньчжурии. № 4. С. 14-28. Энгельфельд В.В. 1929. К вопросу о сношениях России с Китаем в XVII—XVIII в.
— Вестник Маньчжурии, Харбин. № 3. С. 20-25.
Яшнов Е.Е. 1932. Урожай зерновых хлебов в Северной Маньчжурии в 1932 г. — Вестник Маньчжурии. № 11-12. C. 1-5. Яшнов Е.Е. 1934. Современное положение крестьянства в Северной Маньчжурии.
— Вестник Маньчжурии. № 5. C. 1-12.
DUDIN Pavel Nikolayevich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Head of the Chair of History and Theory of State and Law and Constitutional Law, Faculty of Law, East Siberia State University of Technology and Management (40B, bld. 1, Kluychevskaya St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670013; dudin2pavel@gmail.com)
THE LEGAL BASIS OF ACTIVITY OF GOVERNMENTAL BODIES OF MANCHUKUO (on the materials of the Russian Law School in Harbin)
Abstract. The present article is based on the information of the Russian Law School in Harbin. The author analyzes the legal framework of activities of the bodies of state power of the quasi-state of Mahchukuo, established under the Japanese occupation forces in Manchuria (Northeast China) and existed during the period from 1932 to 1945. The article gives a description of the main legal acts regulating the activity of the state authorities, gathered in 10 volumes of «The Collection of Laws and Orders of Manchukuo» which were prepared and translated by Japanese official M. Ogushi with the help and participation of Georgy K. Gins, the professor of Law School in Harbin. This collection provided new legal materials in Russian about the system and the structure of Japan and Manchuria when there had not been enough information about the region at all. It was emphasized that knowledge on the state and its legal system makes it easier to understand its public policy. Keywords: Manchukuo, Northeast China, government departments, legal act, law
ЖАМСУЕВА Дарима Санжиевна — к.и.н., доцент, старший научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН (670047, Россия, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Сахьяновой,6; darisan@rambler.ru)
ЭГИТУЙСКИЙ ДАЦАН: АРХИВНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТОРИИ ВОЗВЕДЕНИЯ ХРАМА
Аннотация. На основе архивных источников в статье рассматривается история становления, строительства, развития Эгитуйского дацана, примечательного, прежде всего, Сандаловым Буддой (Зандан Жуу - бур.), изображение которого, по легенде, было вырезано при жизни Будды. Более подробно раскрывается история возведения основных зданий и вспомогательных помещений монастырского комплекса. Ключевые слова: буддизм, строительство дацана, культовая архитектура, Сандаловый Будда, цокчен-дуган, буддийское достояние
Знаковой достопримечательностью Эгитуйского дацана, объектом поклонения и почитания мирян считается статуя Будды из сандалового дерева — Зандан Жуу [Терентьев 2010], которая, по преданию, является единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни. Сандаловая статуя Будды была куплена ламами
Эгитуйского дацана во время Боксерского восстания в 1900 г. в Китае и, по одной из версий, доставлена в Западное Забайкалье в 1901 г.
Статуя Зандан Жуу с 1935 г. хранилась в фондах антирелигиозного музея (Музея истории Бурятии) г. УланУцэ. В 1991 г. с восстановлением религиозных служб статую Зандан Жуу возвратили в Эгитуйский дацан, что послужило большим стимулом построить новое здание главного храма, который имеет свою богатую историю1.
Ко времени закрытия дацана и фактической его ликвидации в 1934 г. комплекс Эгитуйского дацана насчитывал 12 основных и 8 вспомогательных построек. В официальном списке «Ламайские дацаны Восточной Сибири» основание Эгитуйского дацана датируется 1820 г. Эту же дату приводит исследователь Н. Кирилов со ссылкой на официальные документы [Кирилов 1898]. По данным же востоковеда А.М. Позднеева годом основания дацана является 1824 г.2, а по летописи хоринских бурят, хронике Вандана Юмсунова — 1826 г.3
Несмотря на незначительные расхождения в дате основания дацана, мы остановимся на данных историка-востоковеда А.М. Позднеева, работавшего в 1909 г. с документами архива Эгитуйского дацана, из которых следует, что «Эгитуйский дацан был построен бурятами самостоятельно, тайком от русского правительства, с одного лишь ведома и разрешения бывшей Бурятской главной конторы 11 хоринских родов. Буряты строили его в течение 1824, 1825 годов и закончили в 1826 году по образцу всех вообще бурятских дацанов того времени, т.е. придав зданию форму креста снаружи, так что внутри дацана образовалась большая зала, с четырьмя отдельными комнатами по четырем сторонам света. Здание было деревянное с мезонином и построено было без фундамента. Вокруг здания была устроена галерея с деревянною крышею и постланными деревянными же полами, а равно огороженная такими же деревянными перилами и стойками»4.
В 1830 г. тайша хоринских бурят Дугаров возбудил ходатайство о признании этого сумэ законным, которое было утверждено иркутским гражданским губернатором 5 мая 1831 г. После введения Положения «О ламайском духовенстве Восточной Сибири» 1853 г. в апреле 1854 г. был составлен план Эгитуйского дацана.
Со времени основания Эгитуйский дацан находился без ремонта. Здание подверглось некоторым обновлениям с разрешения военного губернатора Забайкальской области от 3 мая 1867 г. за № 1590, «каковым предписанием было разрешено: 1) перекрыть крышу дацана и двух стоящих при нем сумэ, 2) перестлать в них полы, 3) переменить двери и стойки»5.
Новое решение о перестройке дацана последовало в 1894 г., когда возникла необходимость в строительстве нового цокчен-дугана. Разрешение на строительство было получено (№ 750 от 3 июля 1895 г.), где сообщалось, что «техническо-строительный комитет, рассмотрев препровожденные Департаментом Духовных Дел Иностранных Исповеданий, 10 мая сего года за № 1906 данные по постройке нового Эгитуйского дацана нашел следующее: Присланный чертеж очевидно составлен не техником и не дает понятия о предполагаемом сооружении, разреза не приложено, в плане не показаны лестницы и наружные галереи и проч. Не имея достаточных данных для проектирования подобных рода зданий, Комитет проект пересоставить не мог. Имея же в виду, что переделка на месте потребует много времени, Комитет считал бы возможным проект утвердить в том виде, как он представлен с тем, чтобы дальнейшая техническая разработка была поручена одному из местных техников»6.
В статье «Искусство бурятских дацанов» Р.С. Мэрдыгеев отмечает, что «план бурятских дацанов обычно составляется самим ламой-чертежником. Хоть во всех
1 Жамсуева Д.С. Эгитуйский дацан. — Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3. Новосибирск: Наука. 2009.С. 467.
2 Институт восточных рукописей РАН (ИВР РАН). Ф. 44. Оп. 1. Д. 133. Л. 77.
3 Летописи хоринских бурят. Хроники Тугулдур Тобоева и Вандана Юмсунова (пер. Н.Н. Поппе; отв. ред. А.П. Баранников. М.; Л.: Ин-т востоковедения; БМ ГИЯЛИ. Вып. 4. 1940. С. 95.
4 ИВР РАН. Ф. 44. Оп. 1. Д. 133. Л. 77.
5 Там же. Л. 77-78.
6 Там же. Л. 43.
дацанах имеются отдельные книги по архитектонике, но, тем не менее, ламы не всецело руководствуются ими во многих планах, в компоновке отдельных частей здания заметно то, что эти составители не придерживаются шаблона, а пользуются некоей долей свободы»1. Относительно Эгитуйского дацана говорится, что «необходимо отметить еще факт довольно заметного влияния на дацанскую архитектуру и русского стиля — окна, балюстрада, ворота, наличники и т.д. Эти элементы русского влияния, по нашему мнению, имеют место в бурятских дацанах не без некоторого давления со стороны русифицирующей политики царизма»2.
В своем дневнике Базар Барадин, посетивший в начале XX в. дацан, строительство которого продолжалось в течение 5 лет, сделал следующую запись: «Дацан деревянный, построен вместо старого в 1900 году по китайскому стилю. Мастера и строители были буряты Селенгинского уезда из местности "Оронго", оронгойские плотники издавна славятся как строители храмов»3.
По описанию А.М. Позднеева, посетившего дацан чуть позднее, «дацан по степени своего благоустройства ближе всего подходит к типу Худунского дацана. Главные кумирни ни мало не поражают здесь ни своею несоразмерною с прочими зданиями величиною, ни блеском своей позолоты, ни яркостью своих красок... не поразит в Эгитуе и обилие кумирень... все построено без претензий на эффект, без ненужного имущества, но в пределах необходимого, прочно и солидно»4. По-тибетски Эгитуйский дацан назывался Дамчой Рабджилинг5.
Более полное описание дацана оставил Р.С. Мэрдыгеев: «Архитектурный стиль Эгитуйского дацана с первого взгляда кажется целиком китайским, т.е. большой свес крыши, круто загибающиеся вверх углы с большими золочеными драконами, выплывающие облака в украшении и т.д. Но при близком знакомстве с ним находишь элементы тибетского ("шубун хонолго", "эрхи"), индийского ("бадма цэцэг") стилей... Колоннада главного храма Эгитуйского дацана представляет собой круглые столбы, служащие не только для подпорки здания, но и для украшения его. Капители этих колон довольно художественно вырезаны из дерева и разукрашены разноцветными красками... Оконные и дверные отверстия имеют прямоугольную форму. Просветы верхних этажей заполнены деревянными решетками, представляющими "тумэн жаргал" — орнамент, символизирующий долговечность. Этими же орнаментами украшены двери.
Нет в дацанской архитектуре, как это бывает в западноевропейских постройках, профилевки. В дацанах профилевка заменяется цветными изразцами орнаментов и выступающими концами стропил (как в Китае и Японии). Балясины на балюстрадах встречаются разные: точеные столбики наподобие русских перил, легкие ажурные решетки, представляющие тот же орнамент "утта налтай" и т.д.
Орнаментация бурятских дацанов, несомненно, весьма богата и разнообразна... Каждый орнамент имеет свое название и свое символическое значение. Дацанская орнаментика сосредоточена главным образом в антаблементе здания и расположена примерно по следующему порядку:
1. Эрхите — четки [или полоса «табиру» — белые рельефные кружочки на темно-красном фоне].
2. Бадма-цэцэг — лотос [выпуклая порезка стилизованных листьев лотоса].
3. Тумэн-жаргал — орнамент, символизирующий долговечность или бесконечность.
4. Шубун хонолга — птичий ночлег [треугольные зубцы].
5. Уэлэн — облако.
6. Уголза — завиток, напоминающий рога дикого барана.
7. Хастамга — свастика, символ твердости, крепости.
1 Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ЦВРК ИМБТ СО РАН). Общий фонд. Инв. 1916. Л. 1, 2; Дамдинов П.Н., Мэрдыгеев Р.С. -Искусство бурятских дацанов. Экспедиция. 1927 г.
2 Там же. Л. 2.
3 ИВР РАН. Ф. 87. Оп. 1. Д. 26(1). Л. 56.
4 Там же. Ф. 44. Оп. 1. Д. 132. Л. 197.
5 Летописи хоринских бурят. Хроники Тугулдур Тобоева и Вандана Юмсунова... С. 95.
8. Мани — молитвенные письмена.
9. Ухэр хоншор или улэн — облака, символизирующие пасть бурхана Чойджи и Ямандага.
Кроме этого, есть ряд чрезвычайно интересных орнаментов: "хана хангирсак, хатан бугамши", "хорло", "буту утасан", "матарай сул", "моринэй туру" и т.д.
Что же касается красок в архитектуре, то преобладающие краски те же, что и в живописи, за исключением красных и белых, употребляемых в архитектуре больше, чем в живописи. Железные крыши зданий окрашиваются обычно желтой или зеленой краской, стены — белыми и желтыми, стержни колон — красными, капители, кронштейны окрашиваются преимущественно коричневой и бордовой красками. На резные орнаменты идут, главным образом, ярко цветные краски. Золото идет на изображение блюд (солнце) на фризах антаблемента, драконов на загнутых углах крыш, антилоп с колесом закона — "хорло", купола — "ганжир" и "жалсан" и, наконец, молитвенных надписей — "мани", расположенных на антаблементе. Серебра в орнаментах совершенно нет»1.
Внутреннее убранство дацана было традиционным, как во всех буддийских храмах. Тем не менее мы приведем несколько описаний интерьера Эгитуйского дацана, ссылаясь на исследователей и опираясь на дневниковые записи Б. Барадина: «В сокченском дацане я видел большое изображение истории о Магадской Самгат'е. Мне здесь передали о некоторых книгах в Рапсале, содержание коих имеют отношение к разным изображениям: "Малуй сымжан" — о прекрасной Самгате, "Же раб со ши" — книга к образцам 34 перерождений Будды. "Пун-сок-гу-сум-я" — по этой книге определяются 14 перерождений Таранаты, до 7 перерождений включительно. "Сан-би-ном-тар" — книга о 16 перерождениях Зонхавы-Будды. Примечательных изображений: 34 изображения Будды — к ним относится книга в Рансале Же-раб-со-чи, 16 изображений Будды — Сан-би-ном-тар, 19 изображений равных перерождений Таранаты по 7 включительно»2.
По данным экспедиции 1927 г., дацан скульптурными работами намного уступал Анинскому дацану, «но зато он значительно интереснее Анинского дацана в отношении живописи. Цокчен дуган Эгитуйского дацана весьма богат живописными изображениями бурханов и лам. Не говоря о других, в одном этом дугане мы насчитывали до 250 живописных работ, написанных на малых и больших полотнах китайскими, тибетскими и дацано-бурятскими художниками... Из всего множества картин мы считаем отметить 13 картин, кои написаны художниками-бурятами и находятся в Эгитуйском дацане»3. Далее автор дает полное описание этих картин с указанием художников-иконописцев.
Ко времени закрытия дацана в 1934 г. комплекс Эгитуйского дацана имел свою богословскую школу (сумэ Дара-эхэ, чойра-дуган), тантрийскую — Джуд-дуган (сумэ Дандра), типографию, Дуйнхор-дуган, Майдари-дуган, Сумэ Аюши, четыре аймачных сумэ, 8 вспомогательных построек, «103 отдельных двора, всего 216 жилых помещений»4.
Комплекс Эгитуйского дацана был по договору 1923 г. передан «гражданам разных сомонов в бесплатное и бессрочное пользование с богослужебными предметами»5, затем занят Жаргалантуевским сомонным советом, где разместились правление Эгитуйского общества потребителей и кредитного товарищества, а также единая трудовая школа 1-й ступени. В последующие годы национализации многие ламы были выдворены, остальным объявлено, что они могут пользоваться дацаном «на арендных началах».
В 1938—1940 гг. Академия наук СССР отправила экспедицию для пополнения фондов музеев. В экспедицию под руководством А. Гатова входил Е.М. Залкинд, который после посещения Эгитуйского дацана писал, что «в двух дуганах
1 ЦВРК ИМБТ СО РАН. Общий фонд. Инв. 1916. Л. 4; Дамдинов П.Н., Мэрдыгеев Р.С. - Искусство бурятских дацанов. Экспедиция. 1927 г.
2 ИВР РАН. Ф. 87. Оп. 1. Д. 26(1). Л. 56.
3 ЦВРК ИМБТ СО РАН. Общий фонд. Инв. 375. Л. 27.
4 ИВР РАН. Ф. 44. Оп. 1. Д. 132. Л. 202.
5 ГАРБ. Ф. 475. Оп. 3. Д. 4. Л. 1.
Эгитуйского дацана была обнаружена бумажная россыпь — остатки разбросанных книг, высотою до половины метра от пола... Работники Райфо стремились реализовать все, что можно продать, пускали в продажу даже тряпки, в которые были завернуты книги. И поскольку все листы книг перепутались, рассыпались, разборка книг оказалась невозможной, и [потому] приходилось санкционировать их уничтожение»1.
К 1942 г. Большой дуган был «разобран и часть вывезена в Сосновку на строительство кинотеатра, который был начат в 1941 г. и в настоящее время законсервирован», остальные храмовые постройки были также разобраны и вывезены. Так, Хойто-аймак дуган был отдан под клуб колхоза им. Карла Маркса, остальные аймачные сумэ отданы под клуб колхоза им. Молотова, под Райпарткабинет»2.
В 1991 г. Эгитуйский дацан, в свое время входивший в число наиболее крупных монастырей Забайкалья, был восстановлен, и буддийской общине и мирянам дацана возвращена его главная святыня — Зандан Жуу.
В 2003 г. решением общего собрания Буддийской традиционной сангхи России были утверждены буддийские святыни России, в числе которых — статуя Зандан Жуу, «Атлас тибетской медицины» и нетленное тело хамбо-ламы Д.Д. Итигэлова.
В 2008 г. состоялось торжественное открытие нового, возрожденного дацана. На пожертвования прихожан воздвигнуто по современным технологиям специальное здание для буддийской святыни Зандан Жуу с поддержанием постоянного микроклимата. Зандан Жуу вновь стал основным объектом культового почитания как для буддийского духовенства, так и для всего буддийского мира в целом.
Список литературы
Кирилов Н. 1898. Дацаны в Забайкалье. Хабаровск: Зап. Приам. Имп. РГО. Прил. II. 148 с.
Терентьев А.А. 2010. Сандаловый Будда раджи Удаяны. СПб.: Изд. А. Терентьева. 112 с.
ZHAMSUEVA Darima Sanzhievna, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor, Senior Research Fellow of the Chair of Philosophy, Culture and Religious Studies, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6, SahjanovojSt, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; darisan@rambler.ru)
THE EGITUYSKY DATSAN: ARCHIVAL EVIDENCE OF THE HISTORY OF THE LAMASERY CONSTRUCTION
Abstract. In the article the author, basing on archival sources considers the history of the construction and development of the Egituysky datsan, famous for its Sandalwood Buddha (Zandan Zhuu) that, according to the legend, was carved out in Buddha's lifetime. The construction history of both main buildings and auxiliary structures of the datsan complex is given in more detail. Keywords: Buddhism, construction of lamasery, cultic architecture, Sandalwood Buddha, tsokchen dugan, Buddhist heritage
1 Там же.
2 ГАРБ. Ф. 247. Оп. 3. Д. 207. Л. 23.