EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION OF TEACHING THE UZBEK LANGUAGE AND LITERATURE ON THE BASIS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES Sattorova R.I. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Sattorova Rayxonoy Iskandarovna - teacher of native language and literature, SPECIALIZED STATE SECONDARY SCHOOL № 16, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: one of the main tasks of modern education becomes the task to interest and motivate the student to study the subject, to stimulate his cognitive and creative activity. The article discusses the place, role and effectiveness of the use of interactive technologies and tools in the study of the Uzbek language and literature. Interactive technologies have an integrating property in relation to all other technologies, new technologies, methods and ways of learning are developed so that the student can achieve success in life using all his possibilities.
Keywords: interactive technologies and tools, main areas of application, interactive technologies in the educational process, forms and efficiency of application, interactive technologies in teaching the Uzbek language and literature.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Сатторова Р.И. (Республика Узбекистан)
Сатторова Райхоной Искандаровна - преподаватель родного языка и литературы, Специализированная государственная общеобразовательная школа № 16, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: одной из основных задач современного образования становится задача заинтересовать и мотивировать ученика к изучению предмета, стимулировать его познавательную и творческую активность. В статье рассматриваются место, роль и эффективность использования интерактивных технологий и средства при изучении узбекского языка и литературы. Интерактивные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению ко всем остальным технологиям, новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы ученик смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.
Ключевые слова: интерактивные технологии и средства, основные направления применения, интерактивные технологии в учебном процессе, формы и эффективность использования применения, интерактивные технологии в преподавании узбекского языка и литературы.
В связи с внедрением новые интерактивные технологии в обучении позволяют более эффективно организовать учебный процесс, предоставляют ученикам новые средства, методы и источники получения учебного материала. Введение в образовательную среду интерактивных технологий, основанных на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления, существенным образом повышает эффективность учебной деятельности, за счет автоматизации обработки информации и вычислений которого формируется понимание сути учебного материала [1].
Интерактивные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению ко всем остальным технологиям, новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы ученик смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.
Современному учителю нужны средства не только представления интересных занятий, но и мощные средства составления таких занятий, а также средства контроля знаний учеников, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.
В процессе изучения узбекского языка и литературы с применением интерактивных технологий компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться и адаптироваться в своей деятельности. Поэтому учитель должен ставить перед собой цель - обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учеников, а для достижения данной цели помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.
В настоящий момент в преподавании узбекского языка и литературы для развития познавательной и творческой деятельности учеников используются современные интерактивные технологии, которые повышают качество образования, результативно применить учебное время и понижать часть репродуктивной деятельности учеников за счет сокращения времени.
Интерактивные технологии при изучении узбекского языка и литературы обращены на индивидуализацию и мобильность учебного процесса, несмотря на возраст учащихся и уровень знаний, а также представлено большое количество методик интерактивных технологий, которые можно применить на уроках в процессе обучения.
Одним из методов активного обучения узбекского языка и литературы с применением интерактивных технологии являются проблемное обучение, метод проектов, деловые игры, интегрированные уроки и т. д. [3].
Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:
- презентаций, который с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать;
- компьютерных игр, которые содержат развивающий или познавательный материал;
- гипертекстовых приложений, которые могут содержать испытательные стенды, среды для тестирования;
- интерактивных программ, которые чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки;
- графических демонстрационных материалов, это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит;
- видеофильмы.
В преподавании узбекского языка и литературы, а также и другим предметам, широко используют учебную проектную и исследовательскую деятельность. Учебный проект подразумевает самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для них проблемы, связанный со сбором и обработкой материала и представлением готового продукта в электронном виде. Учитель же, в свою очередь, помогает ученику сориентироваться в электронных ресурсах, дает советы по поиску и подбору информационного материала.
Занятий с использованием интерактивных технологий, в том числе, мультимедийных презентаций позволяют ученикам зрительно усваивать учебный материал. Мультимедийных презентации в преподавании информатика обеспечивают: интенсификацию обучения, активность учеников, индивидуализацию обучения, развитие самостоятельности, повышение мотивации и т. д.
Полноценное интерактивное взаимодействие между учителем и учениками на уроке осуществляется с помощью видеоконференции или аудиоконференции, быстрого обмена файлами, демонстрации экрана собеседникам и возможности совместного использования
58
рабочего стола. Эти возможности обеспечиваются с помощью специализированного программного обеспечения [3].
Применение интерактивных технологии в обучении узбекского языка и литературы помогает более полно реализовать комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. При этом компьютеры становятся автоматизированными рабочими местами участников обучения, а коммуникационные технологии обеспечивают непосредственное общение учителя с учащимися и учащихся между собой.
Список литературы /References
1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В.. Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. М. Академия, 2000.
2. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал «Эйдос», 2006.
3. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». Новосибирск, 2012.
REPRESENTATION OF FEMININITY IN MARINA PALEI'S NOVELLA "CABIRIA FROM THE BYPASS CANAL" Pak L.V. (Republic of Kazakhstan) Email: [email protected]
Pak Liya Vladimirovna - Master's Student, DEPARTMENT OF RUSSIAN PHILOLOGY AND WORLD LITERATURE, AL-FARABI KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article discusses the features of the formation and representation of the concept of femininity in Marina Palei's novella Cabiria from the Bypass Canal. The symbolic genesis of the major character is being analyzed. A distinctive feature of the Marina Palei's novella is the author's attempt to depict the opposition of the two sides offemininity, particularly the rational as well as irrational parts. As a result, the opposite beginnings, i.e. Eros and Logos, enter into new synthetic relationships.
Keywords: women'sprose, femininity, symbolism.
ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ПОВЕСТИ МАРИНЫ ПАЛЕЙ «КАБИРИЯ С ОБВОДНОГО КАНАЛА» Пак Л.В. (Республика Казахстан)
Пак Лия Владимировна - магистрант, кафедра русской филологии и мировой литературы, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования и репрезентации женственности в повести Марины Палей «Кабирия с Обводного канала» (1991). Анализируются символические, в частности мифологические и кинематографические, основы конструирования главного персонажа повести. Исследуется оппозиция рационального и иррацинального начал женственности в произведении М. Палей. В результате проведенного исследования обнаруживается переход противоположных начал на новый уровень синтетических взаимоотношений. Ключевые слова: женская проза, женственность, символизм.