2. Жакиев Б. ^ттурген жаз да келээр. Фрунзе: Кыргызстан, 1978.
3. Имихелова С. С. Современный герой в русской советской драматургии. Москва: Наука, 1983.
4. Станиславский К. С. В мире идей и образов. Москва: Советский писатель, 1983.
The effectiveness of the organization teaching the Uzbek language and literature
based interactive technologies Aminova N.
Эффективность организации преподавания узбекского языка и литературы на основе интерактивных технологий Аминова Н. И.
Аминова Нафиса Истамовна / Aminova Nafisa — студент, филологический факультет, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: одной из основных задач современного образования становится задача заинтересовать и мотивировать ученика к изучению предмета, стимулировать его познавательную и творческую активность. В статье рассматриваются место, роль и эффективность использования интерактивных технологий и средства при изучении узбекского языка и литературы. Abstract: one of the main tasks of modern education gets over-hut interest and motivate the student to the study of the subject, to stimulate its cognitive and creative activity. The article deals with the place, role and efficiency of the use of interactive technologies and tools for teaching the uzbek language and literature.
Ключевые слова: интерактивные технологии и средства, основные направления применения, интерактивные технологии в учебном процессе, формы и эффективность использования применения, интерактивные технологии в преподавании узбекского языка и литературы.
Keywords: interactive technologies and means, while the main directions of Applications, interactive technologies in the learning process, form and efficiency of the use of interactive technologies in teaching the Uzbek language and literature.
В связи с внедрением новые интерактивные технологии в обучении позволяют более эффективно организовать учебный процесс, предоставляют ученикам новые средства, методы и источники получения учебного материала. Введение в образовательную среду интерактивных технологий, основанных на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления, существенным образом повышает эффективность учебной деятельности, за счет автоматизации обработки информации и вычислений которого формируется понимание сути учебного материала [1].
Интерактивные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению ко всем остальным технологиям, новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы ученик смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.
Современному учителю нужны средства не только представления интересных занятий, но и мощные средства составления таких занятий, а также средства контроля знаний учеников, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.
В процессе изучения узбекского языка и литературы с применением интерактивных технологий компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться и адаптироваться в своей деятельности. Поэтому учитель должен ставить перед собой цель - обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учеников, а для достижения данной цели помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.
В настоящий момент в преподавании узбекского языка и литературы для развития познавательной и творческой деятельности учеников используются современные интерактивные технологии, которые повышают качество образования, результативно применить учебное время и понижать часть репродуктивной деятельности учеников за счет сокращения времени.
Интерактивные технологии при изучении узбекского языка и литературы обращены на индивидуализацию и мобильность учебного процесса, несмотря на возраст учащихся и уровень знаний, а также представлено большое количество методик интерактивных технологий, которые можно применить на уроках в процессе обучения.
Одним из методов активного обучения узбекского языка и литературы с применением интерактивных технологии являются проблемное обучение, метод проектов, деловые игры, интегрированные уроки и т. д. [3].
Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:
- презентаций, который с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать;
- компьютерных игр, которые содержат развивающий или познавательный материал;
- гипертекстовых приложений, которые могут содержать испытательные стенды, среды для тестирования;
- интерактивных программ, которые чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки;
- графических демонстрационных материалов, это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит;
- видеофильмы.
В преподавании узбекского языка и литературы, а также и другим предметам, широко используют учебную проектную и исследовательскую деятельность. Учебный проект подразумевает самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для них проблемы, связанный со сбором и обработкой материала и представлением готового продукта в электронном виде. Учитель же, в свою очередь, помогает ученику сориентироваться в электронных ресурсах, дает советы по поиску и подбору информационного материала.
Занятий с использованием интерактивных технологий, в том числе, мультимедийных презентаций позволяют ученикам зрительно усваивать учебный материал. Мультимедийных презентации в преподавании информатика обеспечивают: интенсификацию обучения, активность учеников, индивидуализацию обучения, развитие самостоятельности, повышение мотивации и т. д.
Полноценное интерактивное взаимодействие между учителем и учениками на уроке осуществляется с помощью видеоконференции или аудиоконференции, быстрого обмена файлами, демонстрации экрана собеседникам и возможности совместного использования рабочего стола. Эти возможности обеспечиваются с помощью специализированного программного обеспечения [3].
Применение интерактивных технологии в обучении узбекского языка и литературы помогает более полно реализовать комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. При этом компьютеры становятся автоматизированными рабочими местами участников обучения, а коммуникационные технологии обеспечивают непосредственное общение учителя с учащимися и учащихся между собой.
Литература
1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В.. Петров А. Е. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. М. Академия, 2000.
2. Зайцева Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и
проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал «Эйдос», 2006.
3. Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // XIV Международная заочная
научно-практическая конференция «Инновации в науке». Новосибирск, 2012.