Основной путь получения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, - подготовка под руководством педагога, чаще всего в учебном заведении. В аспекте нашего рассматривании принципиально важным является то, что в процессе усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, осуществляется настройка, адаптация, сенсибилизация, перестройка и развитие качеств личности. В этой связи существенное значение имеет ориентация педагогического процесса на способность личностного роста человека, его осознанное саморазвитие, на эмпатическое взаимодействие и высокую социально адресованную личностную продуктивность. Важную роль в этом может играть самообразование, а также усвоение знаний и умений в процессе участия в самодеятельном музицировании. Таким образом, педагог, приобщая индивида к специальным знаниям и умениям, в то же время формирует его личность - мировоззрение, эстетические и этические идеалы, волю и характер.
Список литературы /References
1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
2. КаганМ.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
INTERACTIVE ENGLISH LANGUAGE LEARNING TECHNOLOGIES Tukmurodova M.E. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Tukmurodova Malika Elmurodovna - student, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGE AND LITERATURE, NAVOISTATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses interactive methods of teaching English. The possibility of using some of these methods and techniques in the English class is described. Interactive learning is interactive learning, in the process of which the teacher interacts with the students. The interactive teaching method increases motivation in learning English, the learning process becomes more interesting and entertaining, and students feel freer. In addition, all methods and techniques develop communication skills, teach them to work in a team and listen to each other. Keywords: interactive, method, reception, English, learning.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ
Тукмуродова М.Э. (Республика Узбекистан)
Тукмуродова Малика Элмуродовна - студент, факультет иностранного языка и литературы, Наваийский государственный педагогический институт, г. Наваи, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются интерактивные методы обучения английскому языку. Описано возможность использования некоторых таких методов и приёмов на уроке английского языка. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в процессе чего происходит взаимодействие преподавателя с учениками. Интерактивный метод обучения повышает мотивацию в изучении английского языка, процесс обучения становится более интересным и увлекательным, а студенты чувствуют себя свободнее. Кроме того, все методы и приёмы развивают коммуникативные навыки, приучают работать в команде и прислушиваться друг к другу.
Ключевые слова: интерактив, метод, приём, английский язык, обучения.
92
В настоящее время государственный образовательный стандарт имеет высокие требования к учащимся. Короткие сроки освоения тем, большой объём информации являются современными условиями общеобразовательного процесса. Для того чтобы осуществить такие запросы, следует найти новые методы обучения. Благодаря этому, в методике преподавания английского языка наметился переход от коммуникативного подхода к интерактивному. Интерактивный подход является одной из разновидностей коммуникативного подхода.
Интерактивный («Inter» - взаимный и «act» - действовать) - означает умение взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Т.е. интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в процессе чего происходит взаимодействие преподавателя с учениками. [3].
Цель интерактивного обучения состоит в том, что все участники занятия находятся во взаимодействии. Они все активно вовлечены в учебный процесс. Преподаватель выполняет функцию помощника.
В ходе диалогового общения учащиеся учатся думать, решать поставленные проблемы, принимать решения и участвовать в дискуссиях. Современная педагогика насчитывает множество интерактивных методов. Среди них можно выделить следующие: творческие задания; обучающие игры (ролевые игры, образовательные игры и др.); работа в малых группах, парах, тройках (приём «2,4, вместе»); метод «Карусели»; «Аквариум»; «Мозговой штурм» или ещё одно название «брейнсторминг»; «Ажурная пила»; «Броуновское движение»; составление ментальной карты; «Выбери позицию»; дебаты; использование проектной методики.
Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель может внедрить свои приёмы и методы.
Рамки одной статьи не дают возможности описать все интерактивные методы обучения английского языка, поэтому рассмотрим лишь те, которые применяются на практике.
Приём составления «Ментальной карты» (Mind Map). Впервые, термин был предложен британским психологом, автором методики запоминания Тони Бьюзеном. Карта представляет собой схему, где в наглядном виде демонстрируются различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединённые какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации. Графически эту карту можно нарисовать в виде солнца (в центре чего указывается основное понятие) от которого отходят лучи ассоциации. Например, «ментальная карта» по фразовым глаголам. В центре пишется глагол (to look -смотреть) от которого лучами отходят предлоги, с которыми он употребляется (to look for -искать; to look after - заботиться; to look on - считать и т.д.).
Ещё одним примером такой карты является метод «рыбья кость» («Fishbone»). Нам предлагается скелет рыбы. В «голове» выделяем главную проблему, на верхних косточках ученики выделяют причину возникновения проблемы, а на нижних - выписываются факты, отражающие суть проблемы.
Метод «Выбери позицию». Ученикам даётся проблемный вопрос, где они должны разделиться на 3 группы. Первая группа имеет точку зрения «За», вторая «Против» и третья «Не знаю, не определил собственную позицию». Студенты делятся на группы, обсуждают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия правильного решения. Например, обсуждение такой проблемы как «The Internet».
Изначально учитель предоставляет ученикам фразу: Just a century ago we didn't even know about computers and the Internet. But today we take them for granted and can't imagine our life without these inventions, especially without internet... После чего в группах происходит обсуждение темы.
Наиболее интересным методом, применяемым на практике, является метод «Синквейн».
Синквейн - (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала
93
использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат [1].
1. Первая строка - обозначение темы с помощью одного слова (существительное);
2. Описание темы (2 прилагательных);
3. Описание действия, согласно предложенной теме (3 глагола);
4. Составление фразы из 4-х слов, которая выражает отношение к теме (разные части речи);
5. Подбор синонима к теме (1 слово).
Нами этот метод был впервые проведён с учениками 7 класса. Тема, которую мы в тот момент изучали, была «Путешествие». План работы был следующий:
1. В начале урока учитель должен познакомить учеников с методом синквейна и объяснить правила написания.
2. Затем даётся 5-10 мин., для того чтобы ученики составили и обменялись своими вариантами.
3. После чего проводится чтение синквейнов и выбор наиболее подходящих вариантов. Вот примеры некоторых работ:
1. Travelling
2. Exciting, useful
3. To go, to fly, to swim
4. The best way to relax
5. My dream
1. Travelling
2. Wonderful, unforgettable
3. To rest, to visit, to relax
4. To know about culture
5. Tour
Хочется отметить, что интерактивность будет эффективнее, если на практике применить мультимедийную технику. К интерактивным методам так же относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств.
В заключении стоит отметить, что интерактивный метод обучения повышает мотивацию в изучении английского языка, процесс обучения становится более интересным и увлекательным, а студенты чувствуют себя свободнее. Кроме того, все методы и приёмы развивают коммуникативные навыки, приучают работать в команде и прислушиваться друг к другу.
Список литературы /References
1. Баннов А.М. Учимся думать вместе // Будков А.С.: Материалы для тренинга учителей. М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. С. 105.
2. Гладилина И.П. Некоторые приёмы работы на уроках английского языка /И.П. Гладилина // Иностранные языки в школе. 2003. №3.
3. Неживлева И.А. Интерактивное обучение иностранному как способ активизации познавательной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). Новосибирск: СибАК, 2013.