Из этой корреляционной матрицы можно видеть, что абсолютное большинство компонентов одаренности показывают значимый коэффициент корреляции. Единственными, кто не показал статистически значимых результатов, стали: понимание (по оси х) со сравнением (по оси у): 0,11; понимание (по оси х) с установлением ассоциации (по оси у): 0,18.
Значимость большинства корреляционных связей между структурными компонентами одаренности находит свое отражение в тесноте этих связей у самих детей. Высокая успеваемость именно тех учеников 3 класса, у которых выше коэффициенты корреляции, подтверждает, что ранговая корреляция находится в органической связи с самим характером методик тестирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова К.В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: монография. М.: ГНО «Прометей» МПГУ, 2012.186 с.
2. Макарова К.В., Таллина О.А. Развитие структуры познавательных способностей человека // Материалы 15-го Европейского конгресса по теме «Психология развития». Берген, 21-27 августа 2011.
3. Шадриков В.Д. Интеллектуальные операции. М.: Университетская книга, Логос, 2006. 108 с.
4. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. 284 с.
5. Шадриков В.Д. Мысль и познание. М.:Логос, 2014.280 с.
УДК 371.13
Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА
индивидуальная образовательная траектория в профессиональном туристском образовании: новые подходы к языковой подготовке
Рассматривается проектирование индивидуальной образовательной траектории в профессиональном туристском образовании как необходимое условие формирования профессиональных компетенций специалистов индустрии туризма. Особое внимание уделено роли иноязычной подготовки при выборе студентом индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, профессиональное туристское образование, языковая подготовка, языковой портфолио.
The author considers the design of individual educational trajectory in vocational tourism education as a necessary condition for the formation of professional competencies of the tourism industry specialists. Particular attention is paid to the role of foreign language training while choosing an individual educational trajectory.
Key words: individual educational trajectory, vocational tourism education, language training, language portfolio.
© Ефремцева Т.Н., 2015
Вопросы усиления научного потенциала и подготовки высококвалифицированных специалистов приобретают особую актуальность в современном мире в условиях всемирной глобализации, стремительного расширения информационного пространства и насущной потребности в развитии инновационных технологий. Экономическая, политическая и культурная стабильность любой развитой страны, ее авторитет на мировой арене зависят от того, какое внимание уделяется развитию образования и науки.
Высшее профессиональное образование выступает сегодня в качестве основополагающего компонента устойчивого развития человеческого сообщества. Болонская конвенция, принятая более 10 лет назад, в качестве одной из основных целей определяет «построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства».
Одним из самых важных планов европейского образования, направленным на повышение уровня сотрудничества высших учебных заведений в пределах Европы, является построение Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area). Для создания единого и универсального Европейского пространства высшего образования должны быть решены проблемы мобильности студентов и преподавателей; признания уровней и качества учебных программ; должна быть четко определена и установлена структура, базирующаяся на двух главных циклах (бакалавриат - магистратура); утверждена система кредитов типа ECTS (European Credit Transfer System) [3].
Новая образовательная модель, включающая в себя принципы интеграции и мобильности, тесно связана с идеей образования через всю жизнь. Образование через всю жизнь (Lifelong Learning) охватывает все фазы обучения, в ее основе лежит предоставление возможности каждому индивиду выбирать учебную среду, виды деятельности, регионы и страны, необходимые для того, чтобы усовершенствовать свои знания и умения (компетенции) и использовать их оптимально. Важное условие для реализации такой идеи - развитие совместимой (ступенчатой) системы кредитов, которая допускает признание дипломов и удостоверений, полученных в школе, в университете и в сфере профессионального обучения. Непрерывное образование и приобретение соответствующих времени необходимых навыков рассматриваются в качестве ответов растущей конкуренции и использованию новых технологий.
Необходимо отметить, что одним из требований Болонского процесса, наравне с академической мобильностью, обучением в течение жизни, качественным образованием и международным признанием квалификаций, было студенто-ориентированное образование, т.е. предоставление студентам, магистрантам и аспирантам права выбора своей индивидуальной образовательной траектории.
Студенто-ориентированное обучение -это философский подход к образованию, в центре которого находятся потребности и голос студента. Иногда этот термин интерпретируется в узком смысле как педагогическая модель, при которой студента включают в построение учебного процесса. Обучение при этом понимается как активный и интерактив-
ный процесс, который должен привести к качественному образованию. Студенты считаются активными участниками образования, которые также должны принимать повышенную ответственность за свое образование и разработку повышенного чувства автономии.
Особое значение приобретает пересмотр личностной и общественной функции высшего образования и их значение для индивидуального развития и роста студента. Образование должно состоять не только в изучении учебного материала, но и в формировании индивидуальной и коллективной самобытности и свежей альтернативы, которая позволит высшим учебным заведениям воспитывать активных граждан, аналитических мыслителей и проводников перемен. Конечно, внедрение и создание условий для изменений в системе высшего профессионального образования требует изменений в мышлении всех заинтересованных лиц [6].
Индивидуальная образовательная траектория - это разработанная вузом технология профессионального образования, позволяющая студенту создать индивидуальный маршрут овладения профессиональными компетенциями в соответствии с его способностями и потребностями [4].
Индивидуальная образовательная траектория направлена на повышение гибкости в системе высшего образования. Так называемый массовый характер образования создал студенческий коллектив, к которому сегодня нельзя подходить с прежними мерками. Студент должен иметь право на автономию и способность к самостоятельному обучению. Это означает сдвиг в сторону индивидуальной образовательной траектории уже на младших уровнях об-
разования, а также и особый акцент на изменение педагогических подходов.
Понятие «учебная автономия» связано с пониманием ответственности каждого студента за результат и процесс учебного труда. При этом студенты не пассивные и послушные исполнители воли преподавателя, готовые принимать все условия заданной модели обучения, а равноправные партнеры, имеющие право выбора индивидуальной учебной траектории. Роль преподавателя значительно расширяется - он не просто транслятор знаний, а стратег, консультант, эксперт и просто партнер по общению, особенно межкультурному [2].
Приступая к процессу проектирования, несомненно, необходимо учитывать зарубежный опыт, например ряда вузов США и Европы, где программы обучения построены с учетом выбора индивидуальных образовательных траекторий студентами. Обучение в таких вузах строится на модульных программах, где каждая дисциплина имеет свой «вес» в зачетных единицах. Есть перечень обязательных дисциплин, которые, кстати, необязательно изучать в том порядке, в каком они стоят в учебном плане. Например, студент может сначала изучить все предметы цикла «Менеджмент», а затем приступить к маркетингу, экономике и языкам или, наоборот, сначала освоить дисциплины математического или гуманитарного цикла. Что касается предметов по выбору, здесь западные программы предлагают большую вариативность, и студент «набирает» дисциплины в соответствии со своими профессиональными интересами. Главным остается общее количество зачетных единиц, которые студенту нужно освоить за курс обучения [1].
Российская высшая школа еще не имеет таких возможностей, пока только ведутся разработки на образовательных площадках ведущих вузов. Конечно, вопрос о модульности программ должен рассматриваться на университетском (академическом) уровне, да и к разработке таких программ должны привлекаться опытные работники турфирм (в случае туристского вуза), ученые, занимающиеся изучением содержания профессионального образования, это не должны быть только «чистые» преподаватели-предметники.
Под модулем мы понимаем курс (или его автономный содержательный блок), имеющий программу, учебно-методическое обеспечение, логически завершенный и способный состыковываться с другими модульными курсами. Важно, чтобы по форме, содержанию и объему модуль был гибким. Каждый модуль состоит из определенного количества тем или подтем и имеет единую структуру организации материала и контроля [1].
Студент современного вуза должен иметь выбор. В учебных планах есть дисциплины по выбору, но кто реально их выбирает? За студента этот выбор часто делает факультет в зависимости от предлагаемых кафедрами программ и наличия преподавателей. Считаем, что, только создав прочную содержательную и структурную базу профессионального образования (модульные программы), можно будет серьезно говорить о возможности выбора студентом индивидуальной образовательной траектории.
Необходимость такого выбора различна на разных уровнях обучения. Так, студенты факультета среднего профессионального образования имеют менее гибкий учебный план с мини-
мальным набором дисциплин по выбору. Бакалавриат уже представлен большей вариативностью дисциплин. В ходе производственной практики студенты делают первые шаги в профессии и начинают понимать, чего не хватает лично им для продвижения в карьере. Это также этап осознания того, насколько достаточен, высок или невысок их уровень языковой подготовки. Особого внимания и индивидуального подхода требуют студенты со средним профессиональным образованием в вузе. Для каждого из них составляется индивидуальный учебный план, однако на практике реального выбора своей индивидуальной траектории образования они не получают. Необходимость выбора дополнительных языковых модулей обусловлена сокращением срока обучения иностранным языкам на разных направлениях подготовки, а также желанием ликвидировать пробелы в изучении иностранного языка при переходе с одного уровня обучения на другой.
Самой высокой вариативностью модулей для индивидуального набора должна обладать магистратура. Например, на магистерскую программу «Менеджмент туристских дестинаций» приходят инженеры, учителя, юристы, не имеющие глубокого представления о туризме. Такие модули им просто необходимы в зависимости от индивидуальных потребностей.
Студенту туристского вуза, на наш взгляд, могут быть интересны следующие модули на иностранных языках: «Туризм», «Гостеприимство», «Межкультурная коммуникация», «Маркетинг», «Зарубежное страноведение», «География». Полезны могут быть модули: «Презентация турпродукта», «Дипломатический протокол», «Ве-
дение международных переговоров», «Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО», «Стратегический менеджмент», «Экскурсоведение» и др.
Разработка профессиональных модулей - долгая и кропотливая работа. До сих пор мы задаемся вопросами. Какие предметы должны занять приоритетное место в учебных планах? Формировать ли нам компетенции отдельно в рамках каждой дисциплины или создавать интегрированные курсы и формировать общекультурные и профессиональные компетенции выпускника в целом?
Вслед за этим возникает резонный вопрос о мониторинге содержания и качества обучения в пределах индивидуальной траектории, о глубине изучения дисциплины студентом и технологии оценивания знаний. Полагаем, что обращение к практике создания языкового портфолио позволило бы в значительной мере решить вопрос об интеграции языковой и общепрофессиональной подготовки студентов вуза, а также о процедуре оценки сформи-рованности необходимых компетенций. В основе составления языкового портфолио лежат следующие документы: Европейский языковой портфель и Европейская схема уровней владения языком.
Языковой портфолио - это «пакет документов, в которых каждый человек, изучающий иностранный язык, может собрать за определенный период времени и представить в систематизированном виде свидетельства своей квалификации, достижений и опыта в изучении иностранного языка, включая образцы самостоятельной речевой активности» [5].
Последовательное ведение портфо-лио, планирование языковой деятель-
ности в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями студента раскрывают возможности для личностного саморазвития, способствуя формированию навыков самооценки, самоконтроля и самостоятельной работы в целом, а также развитию критического мышления, способности к принятию самостоятельных решений, т.е. ключевых профессионально-коммуникативных компетенций будущего специалиста.
Глубокое изучение вопроса о месте иноязычной подготовки в индивидуальной образовательной траектории студента туристского вуза приводит нас логически к необходимости введения профессионального портфолио, куда может входить и языковой портфель студента.
Профессиональный портфолио выпускника - это портфель ключевых профессионально-коммуникативных компетенций будущего специалиста, описанных в следующих результатах: профессиональное тестирование, курсовые работы, итоговые экзамены, дипломный проект, отзывы о стажировках, рекомендательные письма, сертификаты достижений, языковой портфель и т.д.
Разработкой содержания профессионального портфолио могут заняться не только преподаватели, но и студенты, аспиранты и магистранты. Необходимо создать банк профессиональных программ (модулей), которые могут выбирать студенты. Сначала их качество и валидность можно проверить на контрольных группах, а потом вводить в учебный процесс.
Отдельного внимания и рассмотрения требует вопрос о необходимости выбора индивидуальной образовательной траектории преподавателя. Никто
лучше самого преподавателя (доцента или профессора) не может знать, каких знаний и компетенций ему не хватает, в каком направлении ему развиваться профессионально и институционально. Подобно модулям для студентов в вузе должны быть модули и для преподавателей (а иногда и вместе со студентами).
Следующий важный вопрос - о выборе темы научного исследования на
уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Считаем, что должны быть профессиональные группы преподавателей, работающие над конкретными научными темами, в разработке которых могут и должны принимать участие студенты, магистранты и аспиранты. Наши индивидуальные образовательные траектории могут и должны пересекаться.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Ефремцева Т.Н. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента туристского вуза в процессе языковой подготовки. Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: современные тенденции, актуальные проблемы, пути решения: доклады и материалы Международной научно-практической конференции, г.о. Химки, 20 апреля 2012 г. / Российская международная академия туризма. М.: Логос, 2012. 145 с.
2. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография. М.: ГЛОССА-ПРЕСС. 2004. 336 с.
3. The Bologna Declaration of 19June 1999// Berlin-Bologna-Web-Page. URL: http://www. bologna-berlin2003.de/pdf/bologna_declara-tion.pdf
4. Chiappero-Martinetti, E, Egdell, V., Hollywood, E., & McQuaid, R. Operationalisation of the Capability Approach. In H.U. Otto (Ed.), Facing trajectories from school to work. Towards a capability-friendly youth policy in Europe. London: Springer, 2015. P. 115-140.
5. European strategy and co-operation in education and training // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc28_en.htm
6. The European Students' Union. URL: www. esib.org
ПОДПИСКА
Вестник РМАТ
Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы развития туристики как науки, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования
Рубрики:
• Туристика • Экономика туризма • Педагогика профессионального образования
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032
Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.