ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
000000<><><Х>СХ><><>00<><><>0<><Х^^
УДК 33.338.242:637
Константин Толстошеин,
аспирант Мичуринского государственного аграрного университета
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
00<Х><><><><>0<><><><><><><><><><^^
Дано определение стратегии развития молочного скотоводства. Сформулированы основные направления совершенствования планирования параметров развития отрасли в Тамбовской области, направленные на повышение эффективности реализации стратегии развития молочного скотоводства в регионе.
S u m m a r y
Definition of strategy of development of dairy cattle breeding is given. The main directions of improvement of planning of parameters of development of branch in the Tambov region directed on increase of efficiency of realization of strategy of development of dairy cattle breeding in the region are formulated.
Ключевые слова: молочное скотоводство, стратегия, эффективность, производство.
Keywords: dairy cattle breeding, strategy, efficiency, production.
• •••••
Молочное скотоводство России и Тамбовской области в частности нацелено на достижение стратегических ориентиров обеспечения населения молоком, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2020 годы [3, 4]. Однако в настоящее время возник ряд проблем, ограничивающих прогрессивное развитие отрасли. В их числе можно назвать низкую экономическую гибкость отрасли, отсутствие эффективных стимулирующих рычагов ускоренного приращения объемов производства молока и молокопродуктов, дефицит ресурсов. Следствием стало недостаточное потребление населением этих продуктов. Например, в Воронежской области - лидере среди регионов ЦЧР в потреблении молока и молокопродук-тов в 2014 г. значение этого показателя в расчете на 1 человека составило только 79,1%, в Тамбовской области (регион-аутсайдер) - 52,6% медицински обоснованной нормы (340 кг/ чел. в год). В настоящее время такие параметры поддерживаются за счет межрегионального ввоза и импорта молока. Доля этого источника формирования продовольственных ресурсов по группе молоко и молокопродукты в Тамбовской области составляет около 26% против 5% в 2000 г.
На преодоление сложившейся критической ситуации и недопущение ее в перспективе должны быть направлены усилия всех ветвей управления аграрным производством. Особое внимание должно быть уделено формированию условий, способствующих реализации экономических интересов сельскохозяйственными товаропроизводителями молока всех категорий в долгосрочной перспективе. В сочетании с реализацией инвестиционной программы развития молочного скотоводства при государственной поддержке отрасль может получить дополнительный импульс для своего прогрессивного развития.
Цель научного исследования, результаты которого представлены в статье, состояла в оценке эффективности реализации стратегии развития молочного скотоводства Тамбовской
области, выявлении недостатков среднесрочного планирования его параметров и разработке мер по их устранению. Отталкиваясь от понимания, что развитие любой системы есть качественное изменение, имеющее необратимый характер, уровень его прогрессивности может быть определен в рамках конкретной стратегии развития комплекса, отрасли, организации. При этом должны быть четко сформулированы приоритетные направления развития, определен необходимый размер экономического потенциала участствующих в реализации стратегии сторон при условии эффективного решения задач развития и поддержания конкурентного преимущества. При этом, несмотря на отсутствие временного ограничения стратегического развития и его динамического характера [1], следует говорить о его опережающем значении в отношении долго- и среднесрочных планов развития хозяйствующего субъекта или их совокупности (если речь идет об отрасли). Таким образом, стратегия как категория менеджмента не может быть сведена к планированию и выполняет ориентирующую функцию для последнего [5].
На основании таких теоретических постулатов стратегию развития молочного скотоводства региона можно определить как упорядоченную во времени (через планирование) систему приоритетных направлений развития отрасли, охватывающую улучшение качества основного стада через активизацию племенной работы и пополнение генетического фонда крупного рогатого скота, повышение товарности молока без экономических потерь от сокращения объемов внутрихозяйственного использования (на выпойку телят), модернизацию животноводческих комплексов (молочных ферм) с целью повышения эффективности производства молока для роста объемов ресурсной наполненности товарно-денежных потоков потребительского рынка молока.
Условие достижения наиболее устойчивого положения сельскохозяйственных товаропроизводителей, развивающих молочное скотоводство, - обеспечение высокой эффективно-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
Рис. 1. Выполнение плана по производству молока в Российской Федерации и Тамбовской области в 2009-2014 гг.
Рис. 2. Выполнение параметров Ведомственной целевой программы «Региональная экономически значимая программа развития молочного скотоводства в Тамбовской области» (по всем категориям хозяйств)
сти производства молока [2, 6]. Однако в настоящее время это является проблематичным, поскольку при высоком потребительском потенциале отрасли экономический результат от производства молока достаточно низок, а темпы роста среднегодовых цен его реализации за 2008-2014 гг. отстают от темпов увеличения затрат на содержание высокопродуктивных коров более чем на 10%. Прибыль от реализации 1 ц молока за 2008-2014 гг. сократилась на 22,0%. Уровень рентабельности производства молока за этот период снизился на 5,6% и составил в 2014 г. 3,7%, что свидетельствует о суженном воспроизводстве отрасли, поскольку индекс роста цен приобретения ресурсов сельскохозяйственными организациями (в процентном выражении) в 3,3 раза превысил значение уровня рентабельности производства молока.
Итог - отказ хозяйств всех категорий от расширения поголовья стада крупного рогатого скота молочного направления. Так, в 2014 г. осталось 84,5% коров в сельскохозяйственных организациях и 62,5% - в хозяйствах населения от уровня 2008 г. На этом фоне негативная тенденция сокращения объемов производства молока не была сглажена даже повышением продуктивности скота: за период 2008-2014 гг. надои в расчете на 1 корову в сельскохозяйственных организациях увеличились в России на 24,4%, в Тамбовской области - на 31,9%, в хозяйствах населения - на 1,3 и 7,9% соответственно.
Анализ ситуации по планомерному увеличению производства молока показал, что стратегические ориентиры (рис. 1) по данному показателю не были выполнены: в Российской Федерации в 2014 г. оно составило 99,7%, в Тамбовской области - 93,1%. Однако следует отметить, что такие высокие значения выполнения плана по производству молока были связаны лишь с корректировкой плановых величин, а не с качественным изменением отрасли. Необходимость этого была продиктована снижающимися значениями показателя выполнения плана производства молока до 2012 г. в России на 10%, в Тамбовской области - на 32,2%.
Но такая гибкость в планировании параметров развития молочного скотоводства в долгосрочной перспективе может привести к возникновению отраслевого стратегического кризиса, который будет способствовать утрате большинством сельскохозяйственных товаропроизводителей способности к восстановлению производственного потенциала без прямого вмешательства извне. В связи с этим первоочередной задачей развития молочного скотоводства является наращивание производственных ресурсов отрасли с учетом высокоинтенсивного способа ее ведения в перспективе.
В Тамбовской области на решение этой задачи направлена Ведомственная целевая программа «Региональная экономически значимая программа развития молочного скотоводства в Тамбовской области» (далее -Программа). Она
Международный сельскохозяйственный журнал
предполагает реализацию системно обоснованных мероприятий, включающих приобретение сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами: семени племенных быков-производителей; оборудования и инструментов для пунктов искусственного осеменения крупного рогатого скота и субсидирование на возмещение части таких затрат; белковых (жмых, шрот и ЗЦМ) и минеральных кормов, витаминных и витаминно-минеральных премиксов и субсидирование на возмещение части затрат на их закупку.
Однако ее эффективность оказалась весьма низкой (рис. 2). На протяжении 2009-2013 гг. из-за отсутствия заявленного финансирования молочного скотоводства со стороны государства отсутствует фактологическая база сравнения. Даже опережающая результативность Программы в 2014 г., превысившая значение планового показателя эффективности в 2,8 раза, не позволит в краткосрочном периоде наверстать упущенные возможности, которые бы сформировались в молочном скотоводстве. Следует отметить, что в условиях нестабильного присутствия государства как инвестора многие сельскохозяйственные товаропроизводители были вынуждены задействовать внутренние резервы. В отношении молочного скотоводства ими выступают снижение яловости коров и активизация племенной работы. В сельскохозяйственных организациях за исследуемый период выход телят в расчете на 100 маток увеличился на 6,5%, надой молока в расчете на 1 корову - на 31,9%.
Задел был сделан и в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств. В Тамбовской области в 2009-2011 гг. был реализован проект «Семейные фермы», предполагавший создание 9 ферм с общим поголовьем коров молочного направления не менее 900 гол., строительства молокоперера-батывающего завода мощностью 25 т в сутки. К сожалению, главы К(Ф)Х, включенные в эту программу не смогли в полном объеме выполнить проектные обязательства - к 2012 г. поголовье коров составило 623 гол., то есть 69,2% плана, валовое производство молока - 659 т против 950 т по плану.
Не все программные требования были выполнены с организационных позиций. Это касалось: развития потребительской кооперации (молокоперерабатывающий завод входит в УК «Молочный холдинг (ГК «Черкизово»)); величины транспортного плеча между субъектами, осуществлявшими производство и переработку молока (более 50 км). В совокупности с недостаточным социально-экономическим уровнем развития села в регионе проект «Семейные фермы» не был высокоэффективным, но дал импульс для развития молочного скотоводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах Тамбовской области. В результате в 2014 г. по сравнению с 2008 г. наблюдалось: увеличение объемов производства молока в 2,7 раза; увеличение поголовья коров 3,5 раза; количество дополнительных рабочих мест составило 85 ед.
Высокие результаты от молочного скотоводства были получены при реализации другой схемы организации молочного скотоводства с участием частного капитала (ООО «Мегаферма «Шереметьево» Пичаевского района; ООО «Молочная ферма «Жупиков» Сосновского района; ООО «Суворово» Уваровского района).
В целом можно указать на ряд недостатков среднесрочного планирования развития молочного скотоводства в Тамбовской области:
• недостаточный учет возможности реализации экономических интересов большей массой сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• отсутствие дифференцированного подхода к обоснованию параметров развития отрасли;
• слабая обоснованность приоритетных направлений развития регионального молочного скотоводства.
В качестве мер ликвидации выявленных недостатков среднесрочного планирования развития молочного скотоводства Тамбовской области, осуществляемого в рамках стратегии его развития и для повышения эффективности ее реализации, можно предложить:
• представлять параметры плана в разрезе категорий хозяйствования;
• обоснованно и оптимально (по критерию минимизации коммерческих затрат) осуществлять распределение аграрного продукта по каналам реализации;
• нормировать величины воспроизводственного процесса стада крупного рогатого скота;
• осуществлять промежуточный контроль за достижением стратегических параметров с целью выявления эффективности по бюджетному, социальному и коммерческому направлениям функционирования специализированного агробизнеса.
Таким образом, оценка эффективности реализации стратегии развития молочного скотоводства в Тамбовской области показала отсутствие системности и планомерности в этом процессе.
Литература
1 Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 358 с.
2. Боговиз А., Тарасова А. Методические основы стратегического развития региональной отрасли АПК // АПК: экономика, управление. 2015. № 1. С. 76-83.
3. Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. URL: http:// www.mcx.ru/documents/document/show/1360.145.htm (дата обращения: 14.05.2013).
4. Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. URL: http:// www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm (дата обращения: 26.07.2015).
5. Зельднер А.Г. Место стратегирования в понятийно-категориальной системе прогнозирования // Экономические науки. 2012. № 1. С. 7-15.
6. Ткач А.В., Нечитайлов А.С. Молочно-продуктовый подкомплекс России: состояние и перспективы развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 10. С. 7-14.