УДК 371.1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСТАНОВКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
А.А. Манойлов - кандидат педагогических наук, доцент Е.Ю. Смирнова - кандидат педагогических наук Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
Великие Луки
EFFICIENCY OF PHYSICAL EDUCATION ORGANIZATION FOR SENIOR PUPILS OF COMPREHENSIVE AND CADET CLASSES
A.A.Manoilov - candidate of pedagogics,associate professor E.Y.S mirnova - candidate of pedagogics VelikieLuki State Academy of Physical Culture and Sport
VelikieLuki
e-mail: dekan. vlgafk@yandex. ru
Ключевые слова: физическое воспитание в школе, физическая подготовленность старшеклассников.
Аннотация. В статье рассматривается сравнительный анализ программного содержания занятий по физической культуре в общеобразовательной школе и педагогическом лицее (кадетских классах). Практически доказано, что в результате применения в кадетских классах уроков специальной направленности позволило достоверно улучшить показатели физической подготовленности учащихся 10-11-х классов по сравнению со старшеклассниками общеобразовательной школы.
Keywords: physical education at school, physical readiness of senior pupils.
Annotation. The article gives the comparative analysisof the program content of physical culture lessons at comprehensive school and pedagogical lyceum (cadet classes). It is practically proved that the lessons of special orientation in cadet classes helped to improve the indices ofphysical readiness of the students of the 10th and 11thformscompared to senior pupils of comprehensive schools.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Последние десятилетия характеризуются устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных школ. По данным научных исследований, число школьников с хронической патологией увеличилось в 1,5 раза, а более 50% учащихся имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, 5070% молодых людей ограничены в воинской службе. У каждого пятого школьника определяются проблемы в репродуктивной сфере, 20% школьников имеют нарушения физического развития и снижение функциональных возможностей. В целом отмечается прогрессирующий рост распространенности социально-обусловленных патологий [2].
Высокие требования, предъявляемые к состоянию организма учащихся, в связи с большим объемом суммарной учебной нагрузки и интенсификацией учебной деятельности
приводят к ухудшению состояния здоровья школьников к концу учебного года и к окончанию школы, диктуя необходимость оздоровления учащихся в условиях образовательного процесса [4, 5]. За последние 20 лет у детей и подростков произошли существенные изменения показателей физического развития, а по данным министерства обороны РФ, за последние 5 лет количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с выявлением у них алкоголизма и наркомании возросло в 3,2 раза, с ВИЧ-инфекцией - в 47 раз [1, 3].
Физическая культура - это та дисциплина, в процессе которой закладываются жизненно важные умения и навыки, необходимые учащимся для службы в армии, при поступлении в вузы и в повседневной жизни. Часто, нося прикладной характер, она бывает недооценена как самими учащимися, не желающими заниматься «обязательными упражнениями на уроках физической культуры», так и дирекцией школ. Однако исследования показывают, что наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья, физическом развитии, физических качествах и физической подготовленности происходят именно у старшеклассников - подростков в возрасте 15-17 лет.
Таким образом, физическое воспитание, физическая подготовленность и физическое развитие современных молодых людей как фундамент для дальнейшей учебы и жизнедеятельности является одним из главных вопросов нашего времени.
Гипотеза: предполагается, что проведенный сравнительный анализ физического развития, физической подготовленности, программного обеспечения позволит получить объективную информацию о путях совершенствования постановки физического воспитания в старших классах общеобразовательных школ.
Объект исследования: процесс физического воспитания старшеклассников в общеобразовательных и кадетских классах.
Предмет исследования: содержание, применение и результат воздействия в учебно-воспитательном процессе занятий по физическому воспитанию старшеклассников в общеобразовательных и кадетских классах.
Цель исследования: сравнить эффективность воздействия физического воспитания на старшеклассников, обучающихся в общеобразовательных и кадетских классах.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности постановки физкультурно-спортивной работы учащихся 10 -11-х общеобразовательных и кадетских классов.
2. Определить эффективность постановки физкультурно-спортивной работы старшеклассников в общеобразовательных и кадетских классах.
3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию физического воспитания в общеобразовательных классах.
Методы исследования
1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
2. Оценка физического развития и физической подготовленности.
3. Методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись средняя общеобразовательная школа №2 и Педагогический лицей г. Великие Луки.
Организация исследования. В исследовании приняли участие школьники 10-11-х классов (девушки и юноши) соответствующих школ. В педагогическом эксперименте 104 старших школьника (экспериментальная группа - 52 человека, контрольная группа - 52 человека). Исследование проводилось в период с сентября 2011 по май 2012 гг. и включало в себя 2 этапа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ программного содержания занятий по физической культуре в общеобразовательной школе и педагогическом лицее (кадетских классах) показал, что на учебные занятия по физической культуре в общеобразовательной школе №2, как в 10-х так и в 11-х классах, отводится по 105 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии с программой. Общая нагрузка по программе составляет 210 часов обязательных занятий. Секционные занятия в общеобразовательной школе проводятся по баскетболу 3 раза в неделю у юношей и у девушек и составляют 204 часа.
Основной особенностью программы лицея по физической культуре для третьей ступени кадетских классов является возможность адаптации целей, задач и содержания курса, а также наличие уроков специальной направленности.
Программа по физической культуре для кадетских 10-11-х классов предусматривает трёхразовые занятия по общеобразовательной программе и составляет 210 часов. Содержание программного материала построено на основе общегосударственного образовательного стандарта.
Физическая нагрузка курса по физической культуре варьируется с учетом нагрузок, связанных с прохождением программ «Рукопашный бой» и индивидуальных занятий учащихся кадетского класса. На рукопашный бой отводится в 10 классе - 170 часов, в 11 классе - 102 часа, что в сумме составляет 272 часа (см. табл.1).
Таблица 1
Структура программного содержания занятий по физической культуре в общеобразовательных и кадетских классах
№ Кадетские Общеобразовательные
п/п классы классы
Физическая культура 1 год 2 год Итого 1 год 2 год Итого
часов часов
1. Спортивные игры: 34 36 70 34 36 70
баскетбол 12 12 24 12 12 24
волейбол 10 12 22 10 12 22
футбол 12 12 24 12 12 24
2. Гимнастика: 23 22 45 23 22 45
акробатика 10 10 20 10 10 20
упражнения на снарядах 12 10 22 12 10 22
строевые упражнения 1 2 3 1 2 3
3. Легкая атлетика: 27 22 49 27 22 49
спринтерский бег 6 5 11 6 5 11
кроссовая подготовка 10 10 20 10 10 20
прыжки 7 6 13 7 6 13
метание 4 1 5 4 1 5
4. Общая физическая подготовка 15 15 30 15 15 30
5. Контрольный урок 6 10 16 6 10 16
Всего часов по курсу 105 105 210 105 105 210
1. Спортивные секции: «Баскетбол» - - - 102 102 204
2. «Рукопашный бой» 170 102 272 - - -
3. Индивидуальные занятия 12 32 44 - - -
4. Учебно-тренировочные сборы 48 48 96 - - -
Всего часов по курсу 230 182 412 102 102 204
В структуре программы индивидуальных занятий на физическую подготовку отводится в 10 классе - 12 часов, в 11 классе - 32 часа (плавание и общая физическая подготовка).
Результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют, что программное содержание физкультурных и учебно-тренировочных занятий в общеобразовательных и кадетских классах составляет равное количество часов в соответствии с Типовой программой по физической культуре в общеобразовательной школе, т.е. за 2 года обучения - 210 часов.
На дополнительную физическую подготовку в общеобразовательной школе отводится 204 часа в качестве секционной работы с юношами и девушками 10-11-х классов. В кадетских классах, учитывая специфику образовательного учреждения, введены дополнительные занятия и 1 раз в год учебно-тренировочные сборы. Всего по курсу «Физическая культура» - 412 часов.
На рисунке 1 представлены данные прироста показателей у девушек старших классов. В обеих параллелях 10-х классов девушки имеют прирост показателей в беге на 1000 метров и на 100 метров. В беге на 100 метров у девушек-кадетов произошел достоверно больший прирост показателей - 8,1%; в общеобразовательном классе прирост составил 1,2%. В беге на 1000 метров в кадетском классе показатели увеличились на 8,4%; в общеобразовательном классе - на 1,4%.
Прирост показателей в беге на 100 метров в 11-х классах обеих параллелей составил 4% и 2,4% (в кадетском и общеобразовательном классах соответственно). В беге на 1000 метров в кадетских классах прирост составил - 13%.
Значительное увеличение темпов прироста обнаружено в показателях: подъем туловища из положения лежа на спине, отжимание из упора лежа (рис.1).
Рис.1. Прирост показателей физической подготовленности девушек 10-11- х общеобразовательных и кадетских классов
У юношей 10-х кадетских классов наибольшие темпы прироста были выявлены по следующим показателям: подъем туловища из положения лежа на спине - 18%; подтягивание на высокой перекладине - 20% (рис.2). В общеобразовательных классах темпы прироста наблюдались в показателях силы и силовой выносливости: подъем туловища из положения лежа на спине - 15%; подтягивание на высокой перекладине - 25%. В 11-х классах увеличение темпов прироста у юношей-кадетов выявлено в следующих показателях: подъем туловища из положения лежа на спине - 19%; подтягивание на высокой перекладине - 28%; в общеобразовательных классах - подъем туловища из положения лежа на спине - 14,8%; подтягивание на высокой перекладине - 21%. Зафиксированы недостоверные результаты прироста в показателях: прыжок в длину с места, бег на 100 и на 1000 метров у старшеклассников общеобразовательных и кадетских классов (см. рис. 2).
Рис. 2. Прирост показателей физической подготовленности юношей 10-11-х общеобразовательных и кадетских классов
Объективное повышение уровня физической подготовленности у юношей и девушек кадетов по сравнению с учащимися общеобразовательных классов, на наш взгляд, напрямую связано с применением дополнительных форм занятий физической культурой в рамках предметов специальной направленности.
Таким образом, можно констатировать, что занятия по физической культуре в кадетских и общеобразовательных классах способствовали развитию силы и силовой выносливости и оказали недостаточное влияние на развитие скоростно-силовых качеств, быстроты и
общей выносливости. По всем исследуемым показателям в кадетских классах наблюдались более высокие результаты, нежели в общеобразовательных классах.
ВЫВОДЫ
1. Содержание работы по физическому воспитанию в общеобразовательных и кадетских классах по предмету «Физическая культура» составляет в 10-11-х классах - 210 часов и осуществляется по единой программе. В общеобразовательных классах секционные занятия проводятся в количестве 204 часов, а в кадетских классах данный вид физического воспитания не предусмотрен. Специфика физического воспитания в кадетских классах предусматривает дополнительные занятия: «Рукопашный бой» (272 часа); индивидуальные занятия (44 часа); учебно-тренировочные сборы (96 часов).
В результате общее количество времени, отведенного на занятия физической культурой для старшеклассников в общеобразовательных классах, составляет 204 часа; в кадетских классах - 412 часов. В кадетских классах на занятия по физическому воспитанию вдвое увеличено количество времени за счет введения дополнительных занятий специальной направленности.
2. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что исходные показатели физического развития и физической подготовленности учащихся (юношей и девушек) 10-11-х общеобразовательных и кадетских классов не имеют достоверных различий (Р>0,05). Итоговые показатели физического развития у старшеклассников кадетских классов достоверно выше в тестах «подъем туловища за 1 минуту из положения лежа на спине», «подтягивание на высокой перекладине», «бег на 1000 м». В тестах «прыжок в длину с места» и «бег на 100 м» показатели выше в кадетских классах, но не имеют достоверных различий (Р>0,05).
Достоверный прирост (Р<0,05) по показателям физической подготовленности в конце года (прыжок в длину с места, подъем туловища из положения лежа на спине, отжимание из упора лежа, бег на 100 и на 1000 метров) наблюдался у девушек 10-11-х кадетских классов.
Сильной стороной в физической подготовленности кадетов (юношей и девушек) 1011-х классов является уровень развития силы и силовой выносливости. Во всех исследуемых возрастах эти показатели достоверно выше, нежели в общеобразовательных классах (Р<0,05).
3. Для повышения качества физического воспитания целесообразно в практике работы общеобразовательных классов не только увеличить количество часов на физическое воспитание, но и развивать и совершенствовать разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями: уроки физической культуры; рекреационные часы; занятия в оздоровительных группах, группах общей физической подготовки; спортивные секции по видам спорта; физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.
Целесообразно проводить анализ состояния физической культуры старшеклассников, выявляя тенденции изменений в физическом состоянии учащихся, их потребность в физ-культурно-спортивных услугах.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Опыт работы в кадетских классах указывает на необходимость включения дополнительных средств физического воспитания и в общеобразовательных школах. Их использование, на наш взгляд, даст возможность компенсировать определенную ограниченность базового школьного образования, удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные и образовательные потребности старшеклассников; создаст условия для творческой самореализации личности учащихся, при этом будет способствовать концентрации внимания на индивидуальности и самобытности каждого ученика.
Наше исследование выявило необходимость разработки информационного обеспечения учащихся «О значимости занятий по физической культуре». На сегодняшний день су-
ществует острая необходимость в комплексном информировании о своем физическом состоянии как старшеклассников так и всей молодежи.
Наиболее эффективными средствами дальнейшего совершенствования системы физической культуры старших школьников общеобразовательных классов, на наш взгляд, являются:
• увеличение количества часов в неделю на основные занятия по физической культуре;
• использование дополнительных средств физического воспитания с учетом потребностей контингента обучающихся;
• информирование учащихся об их физическом развитии и физической подготовленности;
• пропаганда здорового образа жизни и популяризация и внедрение новых форм и методов физического воспитания.
Предложенные направления по совершенствованию системы физической культуры школьников не исчерпывают всех возможностей школы. В каждом конкретном образовательном учреждении существуют свои особенности, кадровые, организационные и финансовые возможности, которые необходимо учитывать.
Литература
1. Ботникова, Е.А. Комплексная оценка состояния здоровья школьников в процессе непрерывного наблюдения: автореф. дис... канд. мед. наук / Е.А. Ботникова. - Ижевск, 2002. - 21 с.
2. Колесникова, И. А. Особенности формирования здоровья и физическая подготовленность детей и подростков в период школьного обучения: дисс... кандидата медицинских наук: 14.00.09 / И.А. Колесникова. -Архангельск, 2008. - 183 с. : ил.
3. Шарапова, О.В. Всероссийская диспансеризация: основные тенденции в состоянии здоровья детей / О.В. Шарапова, А. Д. Царегородцев // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. - 2004. — № 1. - С. 56-60.
4. Cooley, W.C. Building medical homes; improvement strategies in primary care for children with special health care needs /W.C. Cooley; J.W. McAllister // Pediatrics. - 2004. -Vol. 113. - № 5. - P. 1499-1506.
5. Gross, S.M. Coordinated school health program and dieteticsprofessionals: partners in promoting healthful eating / S.M. Gross, B. Cinelli // J. Am. Diet. Assoc. - 2004. - Vol. 104, № 5. - P. 793-798.
Bibliography
1. Botnikova, E.A. Complex evaluation of health state of schoolchildren in the process of continuous monitoring: abstract of the dissertation of the candidate of medical science/ E.A.Botnikova. - Izhevsk, 2002. - 21 p.
2. Kolesnikova, I.A. The peculiarities of health formation and physical fitness of children and teenagers at school: dissertation of the candidate of medical science: 14.00.09 / I.A.Kolesnikova. - Arkhangelsk, 2008.-183 p.
3. Sharapova, O.V. All-Russianclinical examination: basic tendencies in children's health condition/ O.V.Sharapova, A.D. Tsaregorodtsev// Russian bulletin of perinatology and pediatrics. 2004. — № 1. - P. 56-60.
4. Cooley, W.C. Building medical homes; improvement strategies in primary care for children with special health care needs /W.C. Cooley; J.W. McAllister // Pediatrics. 2004. -Volume 113, №5. - P. 1499-1506.
5. Gross, S.M. Coordinated school health program and dietetics professionals: partners in promoting healthy eating / S.M. Gross, B. Cinelli // J. Am. Diet Association. 2004. - Volume 104, № 5. - P. 7
Статья поступила в редакцию: 11.02.2013 г.