Научная статья на тему 'Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся 11-х классов и студентов 1-го курса обучения'

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся 11-х классов и студентов 1-го курса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1676
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ 11-Х КЛАССОВ / СТУДЕНТЫ 1-ГО КУРСА / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / 11TH GRADE HIGH SCHOOL STUDENTS / FIRST-YEAR UNIVERSITY STUDENTS / COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ушаков Александр Сергеевич, Ненашева Анна Валерьевна, Клещенкова Наталья Евгеньевна

Ель исследования анализ показателей физической подготовленности студентов 1-го курса и учащихся 11-х классов с физико-математическим и гуманитарным уклоном в сентябре 2013 года. Исследование учащихся 11-х классов с физико-математическим и гуманитарным уклоном и студентов 1-го курса проводилось по показателям физической подготовленности (бег 30, 100, 500 и 1000 м; подтягивание на перекладине для юношей и подъем туловища из положения лежа за 30 с для девушек, прыжок с места в длину). Анализ показателей физической подготовленности выявил, что студенты имеют достоверно лучшие показатели, чем учащиеся по 2 показателям (прыжок в длину с места и подтягивание на перекладине), учащиеся в свою очередь тоже имеют достоверно более высокие показатели, чем студенты по 2 тестам (подъем туловища из положения лежа за 30 с). Выявлено, что у юношей 11-го класса с физико-математическим уклоном результаты теста «Подтягивание на перекладине» лучше по сравнению с параллельным классом с гуманитарным уклоном. Почти по всем изучаемым тестам физической подготовленности значения были статистически значимо выше у юношей по сравнению с девушками (школы и высшего учебного заведения (вуза)). По оценке показателей физической подготовленности мы наблюдаем, что учащиеся 11-х классов превосходят или не уступают студентам 1-го курса вуза в ряде тестов. Высокие показатели студентов 1-го курса в тестах «Прыжок в длину с места» и «Подтягивание на перекладине», вероятнее всего, обусловлены физиологическими особенностями первокурсников, в то время как низкие результаты физической подготовленности по остальным тестам могут быть связаны с влиянием стресса при переходе от школы к вузу и увеличением учебной нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ушаков Александр Сергеевич, Ненашева Анна Валерьевна, Клещенкова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS PARAMETERS OF 11th GRADE HIGH SCHOOL STUDENTS AND FIRST-YEAR UNIVERSITY STUDENTS

Objective: to analyze physical fitness parameters of first-year university students and11th grade high school students majoring in physics and mathematics and in humanities(September 2013). Materials and methods: research on 11th grade high school students majoring in physics and mathematics, and in humanities, and on first-year university stu-dents involved physical fitness parameters (30, 100, 500 and 1000 meter race; high pull-ups for boys and 30 s abdominal crunches for girls, long standing jump). Findings:analysis of physical fitness parameters show that, in comparison with high school stu-dents, university students have significantly better values of 2 parameters (standing long jump and high pull-ups); at that, high school students excel university students in 2 tests(30 s abdominal crunches). It is also revealed that 11th grade male students majoring inphysics and mathematics have better results of high pull-up test than their schoolmates majoring in humanities. In comparison with girls, boys have significantly higher results ofalmost all considered physical fitness tests (for school and higher education institutionstudents). Conclusion: evaluating physical fitness parameters we can see that 11th grade students excel, or are equal to, first-year university students in a few tests. High parametervalues shown by first-year university students in standing long jump and high pull-up testscan be probably attributed to physiological peculiarities of first-year students. At the same time, low physical fitness levels shown in the rest of the tests can be induced by stress attransition from school to university and by increased study load.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся 11-х классов и студентов 1-го курса обучения»

УДК 378.172 + 37.037.1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 11-х КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ 1-го КУРСА ОБУЧЕНИЯ

А.С. Ушаков, А.В. Ненашева, Н.Е. Клещенкова

Цель исследования - анализ показателей физической подготовленности студентов 1-го курса и учащихся 11-х классов с физико-математическим и гуманитарным уклоном в сентябре 2013 года. Исследование учащихся 11-х классов с физикоматематическим и гуманитарным уклоном и студентов 1-го курса проводилось по показателям физической подготовленности (бег 30, 100, 500 и 1000 м; подтягивание на перекладине для юношей и подъем туловища из положения лежа за 30 с для девушек, прыжок с места в длину). Анализ показателей физической подготовленности выявил, что студенты имеют достоверно лучшие показатели, чем учащиеся по 2 показателям (прыжок в длину с места и подтягивание на перекладине), учащиеся в свою очередь тоже имеют достоверно более высокие показатели, чем студенты по 2 тестам (подъем туловища из положения лежа за 30 с). Выявлено, что у юношей 11-го класса с физико-математическим уклоном результаты теста «Подтягивание на перекладине» лучше по сравнению с параллельным классом с гуманитарным уклоном. Почти по всем изучаемым тестам физической подготовленности значения были статистически значимо выше у юношей по сравнению с девушками (школы и высшего учебного заведения (вуза)). По оценке показателей физической подготовленности мы наблюдаем, что учащиеся 11-х классов превосходят или не уступают студентам 1-го курса вуза в ряде тестов. Высокие показатели студентов

1-го курса в тестах «Прыжок в длину с места» и «Подтягивание на перекладине», вероятнее всего, обусловлены физиологическими особенностями первокурсников, в то время как низкие результаты физической подготовленности по остальным тестам могут быть связаны с влиянием стресса при переходе от школы к вузу и увеличением учебной нагрузки.

Ключевые слова: учащиеся 11-х классов, студенты 1-го курса, сравнительный анализ физической подготовленности.

Повышение уровня физической подготовленности - одна из наиболее важных задач, решаемых в процессе физического воспитания школьников [1-3]. От эффективности решения данной задачи во многом зависит здоровье нации. Физические кондиции человека в значительной мере определяют уровень здоровья. Как явствует из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения, физические кондиции являются важнейшей неотъемлемой составляющей здоровья человека. Уровень физической подготовленности влияет на успешность в различных видах деятельности человека: учебе в институте, службе в армии, многих видах профессиональной деятельности [4].

Физическая подготовка подрастающего поколения возлагается в настоящее время в основном на школу. Для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной, но часто и единственной формой их физического воспитания [5, 6].

Физическое воспитание в системе высшей школы включено в учебные планы вузов по всем специальностям как обязательная дисциплина и в настоящее время осуществляется на основе комплексной программы для высших учебных заведений. Основной формой его реализации являются учебные занятия, направленные на всестороннюю физическую подготовку студентов, укрепление их здоровья, повышение уровня физического развития, физической подготовленности и работоспособности [7].

Организация и методы исследования. В обследовании принимали участие учащиеся

11-х классов с физико-математическим (п = 30) и гуманитарным уклоном (п = 30) и студенты 1-го курса (п = 30). Для определения физической подготовленности были использованы следующие тесты: «Прыжок в длину с места»; «Бег на 500 м»; «Бег на 1000 м»; «Бег на 30 м»; «Бег на 100 м»; «Подтягивание на перекладине»; «Подъем туловища из положения лежа за 30 с».

Результаты тестирования физической подготовленности учащихся 11-х классов с физико-математическим и гуманитарным уклоном и студентов 1-го курса приведены в табл. 1-3.

Как видно из табл. 1, достоверность различий показателей оказалась статистически значимо ниже у юношей, чем у девушек 1-го курса (р1-2 < 0,001) в тесте «Бег на 100 м», который был использован для выявления скоростных способностей. В тесте «Прыжок в длину с места», использованном для выявления скоростно-силовых способностей, показатели наблюдались выше у юношей - учащихся 11А класса (р3-4 < 0,001) по сравнению с девушками - учащимися 11А класса; в тесте «Прыжок в длину с места» значения достоверно выше у юношей - студентов 1-го курса (р!-2 < 0,001) по сравнению с девушками - студентами 1-го курса; тест, использованный для выявления силовых способностей, «Подъем туловища из положения лежа за 30 с» показал, что значения статистически значимо выше у девушек -учащихся 11А класса (р2-4 < 0,001) по сравнению с девушками - студентами 1-го курса; в тесте «Бег на 30 м», который был использо-

ван для выявления скоростных способностей, значения достоверно выше у юношей - учащихся 11А класса (р3-4 < 0,001) по сравнению с девушками - учащимися 11 А класса; тест бег на 500 м, использованный для оценки общей выносливости, показал значения статистически значимо выше у юношей - учащихся 11А класса (р3-4 < 0,001) по сравнению с девушками - учащимися 11 А класса; и достоверность различий не наблюдалась для юно-шей-студентов и девушек-студентов в тесте «Бег на 1000 м», который был использован также для оценки общей выносливости; юно-шей-студентов и юношей-учащихся в тесте «Прыжок в длину с места»; девушек-студен-тов и девушек-учащихся в тесте «Прыжок в длину с места»; юношей-студентов и юно-шей-учащихся в тесте «Подтягивание на перекладине», использованном для выявления силовых способностей.

Из табл. 2 видно, что достоверность различий показателей в тесте «Прыжок с места в длину» выше у юношей-студентов (р1-3 < 0,05) по сравнению с юношами - учащимися 11Б класса; значения статистически значимо выше у юношей - учащихся 11Б класса

Таблица 1

Тестирование физической подготовленности учащихся 11-го класса с физико-математическим уклоном и студентов 1-го курса в начале учебного года

Показатель Студенты АС 101 Учащиеся 11 А класса с физико-математическим уклоном Р

Юноши (1) Девушки (2) Юноши (3) Девушки (4)

Бег 1000 м (мин) 4,18 ± 0,32 4,59 ± 0,15 - - -

Бег 100 м (с) 13,14 ± 0,46 ЛЛЛ 16,45 ± 0,5 ЛЛЛ - - Р1-2 < 0,001 Л

Прыжок в длину с места (см) 232,33 ± 7,7 ЛЛЛ 166 ± 4,62 ЛЛЛ 228,4 ± 7,16 *** 174,53 ± 2,7 *** Р3-4 < 0,001* Р1-2 < 0,001 Л

Подтягивание на перекладине для юношей и подъем туловища из положения лежа за 30 с для девушек 11,47 ± 1,31 25,8 ± 1,15 ### 12,8 ± 1,4 34,53 ± 2 ### Р2-4 < 0,001#

Бег 30 м (с) - - 5,4 ± 0,11 *** 6,49 ± 0,19 *** Р3-4 < 0,001 *

Бег 500 м (мин) - - 1,53 ± 0,05 *** 3,19 ± 0,08 *** Р3-4 < 0,001 *

Примечание. * - достоверность различий показателей учащихся 11А класса между юношами и девушками (* - Р < 0,05; ** - Р < 0,01; *** - Р < 0,001); Л - достоверность различий показателей студентов 1-го курса между юношами и девушками (л - Р < 0,05; лл - р < 0,01; ллл - р < 0,001); # - достоверность различий показателей между девушками-студентками и девушками-учащимися (# - Р < 0,05; ## - Р < 0,01; ### -Р < 0,001).

Краткие сообщения

(р3-4 < 0,001) по сравнению с девушками -учащимися 11Б класса в тесте «Прыжок с места»; тест «Подтягивание на перекладине» показал достоверно более высокие показатели у юношей-студентов (р1-3 < 0,05) по сравнению с юношами - учащимися 11 Б класса; в тесте «Сгибание тела из положения лежа» значения выше наблюдались у девушек -учащихся 11Б класса (р2-4 < 0,001) по сравнению с девушками - студентами 1-го курса; тест «Бег на 30 м» показал статистически значимо более высокие показатели у юношей -учащихся 11Б класса (р3-4 < 0,01) по сравнению с девушками - учащимися 11 Б класса; в тесте «Бег на 500 м» значения достоверно выше у юношей - учащихся 11 Б класса (р3-4 < 0,01) по сравнению с девушками -учащимися 11Б класса; и в тесте «Прыжок с места» достоверность различий не наблюдалась для девушек - студентов 1-го курса и девушек - учащихся 11 Б класса.

Из табл. 3 видно, что достоверность различий показателей оказалась выше у юношей -учащихся 11А класса (р!-3 < 0,01) по сравне-

нию с юношами - учащимися 11 Б класса в тесте «Подтягивание на перекладине»; тест «Прыжок в длину с места» не показал статистически значимой разницы значений у юношей, учащихся в параллельных классах; в тесте «Прыжок в длину с места» также не наблюдалось достоверно различных значений у девушек, учащихся в параллельных классах; тест «Подъем туловища из положения лежа за 30 с» не показал статистически значимых различных показателей у девушек-учащихся 11А и 11Б класса.

При общем анализе табл. 1-3 по каждому виду испытаний можно наблюдать, что студенты имеют достоверно лучшие показатели, чем учащиеся по 2 тестам («Прыжок в длину с места» у юношей и «Подтягивание на перекладине»), а учащиеся в свою очередь тоже имеют достоверно более высокие показатели, чем студенты по 2 тестам («Подъем туловища из положения лежа за 30 с» и «Прыжок в длину с места» у девушек). Выявлено, что у юношей 11А класса с физико-математическим уклоном результаты теста подтягивания на

Таблица 2

Тестирование физической подготовленности учащихся 11-го класса с гуманитарным уклоном и студентов 1-го курса

в начале учебного года

Показатель Студенты АС101 Учащиеся 11 Б класса с гуманитарным уклоном Р

Юноши (1) Девушки (2) Юноши (3) Девушки (4)

Бег 1000 м (мин) 4,18 ± 0,32 4,59 ± 0,15 - - -

Бег 100 м (с) 13,14 ± 0,46 16,45 ± 0,5 - - -

Прыжок в длину с места (см) 232,33 ± 7,7 • 166 ± 4,62 212,66 ± 5,06 $$$ 175,53 ± 3,85 $$$ Р1-3 < 0,05^ Р3-4 < 0,001 $

Подтягивание на перекладине для юношей и подъем туловища из положения лежа за 30 с для девушек 11,47 ± 1,31 • 25,8 ± 1,15 ©©© 6,66 ± 1,4 • 36,06 ± 2,08 ©©© Р1-3 < 0,05^ Р2-4 < 0,001 ©

Бег 30 м (с) - - 5,29 ± 0,29 $$ 6,37 ± 0,18 $$ Р3-4 < 0,01 $

Бег 500 м (мин) - - 2,22 ± 0,06 $$$ 3,06 ± 0,07 $$$ Р3-4 < 0,001 $

Примечание. • - достоверность различий показателей между юношами-студентами и юношами-учащимися (• - Р < 0,05; •• - Р < 0,01; ••• - Р < 0,001); $ - достоверность различий показателей между учащимися юношами и девушками ($ - Р < 0,05; $$ - Р < 0,01; $$$ - Р < 0,001); © - достоверность различий показателей между девушками-студентками и девушками-учащимися (© - Р < 0,05; ©© - Р < 0,01; ©©© -Р < 0,001).

Таблица 3

Тестирование физической подготовленности учащихся 11 Б класса с гуманитарным уклоном и учащихся 11 А класса с физико-математическим уклоном в начале учебного года

Показатель Учащиеся 11А Учащиеся 11Б Р

Юноши (1) Девушки (2) Юноши (3) Девушки (4)

Прыжок в длину с места (см) 228,4 ± 7,16 174,53 ± 2,7 212,66 ± 5,06 175,53 ± 3,85 -

Подтягивание на перекладине для юношей и подъем туловища из положения лежа за 30 с для девушек 12,8 ± 1,4 €€ 34,53 ± 2 6,66 ± 1,4 €€ 36,06 ± 2,08 Р1-3<0,01 €

Примечание. € - достоверность различий показателей между юношамиучащимисяв параллельных классах (€ - Р < 0,05; €€ - Р < 0,01; €€€ - Р < 0,001).

перекладине лучше, чем у юношей параллельного класса с гуманитарным уклоном. Почти по всем изучаемым тестам физической подготовленности, значения были статистически значимо выше у юношей по сравнению с девушками (школы и вуза).

Литература

1. Матвеев, Л. П. Что же это такое «оздоровительная физическая культура» / Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 11. - С. 21-24.

2. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика /Ю.В. Менхин. - М. : СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт. - 2006. - 312 с.

3. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников: учеб. пособие / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. - М. : Просвещение. - 1989. - 222 с.

4. Рафалович, А.Б. Тестирование физической подготовленности и физическая тренировка школьников: дис. ... канд. пед. наук /

A.Б. Рафалович. - Малаховка, 2009. -

167 с.

5. Балашов, В.Б. Об определении

РЖС170 при одной тестирующей нагрузке /

B.Б. Балашов, М.М. Синайский // Вестник спортивной медицины России. - 1998. -№ 1-2. - С. 25-29.

6. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся общеобразовательных школ / В.И. Лях, Л.Б. Коф-ман, Г.Б. Мейксон. - М. : Просвещение, 1992. -76 с.

7. Палагина, Н.И. Оптимизация физической подготовки студентов на основе оценки двигательных способностей: дис... канд. пед. наук / Н.И. Палагина. - Йошкар-Ола, 2005. -276 с.

Ушаков Александр Сергеевич, аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].

Ненашева Анна Валерьевна, доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].

Клещенкова Наталья Евгеньевна, аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].

Поступила в редакцию 5 апреля 2014 г.

Краткие сообщения

Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” _______________________________2014, vol. 14, no. 2, pp. 114-118

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS PARAMETERS OF 11th GRADE HIGH SCHOOL STUDENTS AND FIRST-YEAR UNIVERSITY STUDENTS

A.S. Ushakov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected], A.V. Nenasheva, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected],

N.E. Kleschenkova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

Objective: to analyze physical fitness parameters of first-year university students and 11th grade high school students majoring in physics and mathematics and in humanities (September 2013). Materials and methods: research on 11th grade high school students majoring in physics and mathematics, and in humanities, and on first-year university students involved physical fitness parameters (30, 100, 500 and 1000 meter race; high pull-ups for boys and 30 s abdominal crunches for girls, long standing jump). Findings: analysis of physical fitness parameters show that, in comparison with high school students, university students have significantly better values of 2 parameters (standing long jump and high pull-ups); at that, high school students excel university students in 2 tests (30 s abdominal crunches). It is also revealed that 11th grade male students majoring in physics and mathematics have better results of high pull-up test than their schoolmates majoring in humanities. In comparison with girls, boys have significantly higher results of almost all considered physical fitness tests (for school and higher education institution students). Conclusion: evaluating physical fitness parameters we can see that 11th grade students excel, or are equal to, first-year university students in a few tests. High parameter values shown by first-year university students in standing long jump and high pull-up tests can be probably attributed to physiological peculiarities of first-year students. At the same time, low physical fitness levels shown in the rest of the tests can be induced by stress at transition from school to university and by increased study load.

Keywords: 11th grade high school students, first-year university students, comparative analysis ofphysical fitness.

References

1. Matveev L.P. [What is this “Physical Culture”]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2005, no. 11, pp. 21-24. (in Russ.)

2. Menhin Y.V. Fizicheskoe vospitanie: teoriya, metodika, praktika [Physical Education: Theory, Methodology, Practice]. Moscow, SportAkademPress, Physical Education and Sport Publ., 2006. 312 p.

3. Minaev B.N., Shiyan B.M. Osnovy metodiki fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov: uchebnoeposobie [Basic Methods of Physical Educationin Schools: Tutorial]. Moscow, Enlightenment Publ., 1989. 222 p.

4. Rafalovich A.B. Testirovanie fizicheskoypodgotovlennosti i fizicheskaya trenirovka shkol'nikov. Kand. diss. [Testing of Physical Fitness and Physical Training School Students. Cand. sci. diss.]. Ma-lakhovka, 2009. 167 p.

5. Balashov V.B., Sinaiskii M.M. [On the Determination of the Test PWC170 At One Load]. Vest-nik sportivnoy meditsiny Rossii [Journal of Sports Medicine Russia], 1998, no. 1-2, pp. 25-29. (in Russ.)

6. Lyakh V.I., Kofman L.B., Meykson G.B. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol [Comprehensive Program of Physical Education Students of Secondary Schools]. Moscow, Enlightenment Publ., 1992. 76 p.

7. Palagina N.I. Optimizatsiya fizicheskoy podgotovki studentov na osnove otsenki dvigatel'nykh sposobnostey. Kand. diss. [Optimization of Physical Training of Students on the Basis of Assessment of Motor Abilities. Cand. sci. diss.]. Yoshkar-Ola, 2005. 276 p.

Received 5 April 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.