УДК 342 : 347. 1 : 378.147 doi 10.24411/2221-0458-2024-15-22
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ позиции у студентов
Бондаренко Н.В.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
EFFECTIVENESS OF STUDYING THE DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD" AND ITS IMPACT ON THE FORMATION OF AN ACTIVE
CIVIC POSITION AMONG THE STUDENTS
N. V. Bondarenko Tuvan State University, Kyzyl
Аннотация. Данная работа исследует эффективность изучения дисциплины «Основы российской государственности» и ее влияние на формирование активной гражданской позиции у студентов первого курса Тувинского государственного университета. В статье представлен сравнительный анализ понятия «гражданская позиция» в рамках педагогической теории. Результаты исследования, проведенные автором, подтверждают, что изучение дисциплины «Основы российской государственности» способствует укреплению патриотических ценностей, развитию гражданской и политической активности студентов.
Ключевые слова: активная гражданская позиция, основы российской государственности, гражданская позиция, формирование, критерии, Тувинский государственный университет
Annotation. The article examines the effectiveness of studying the discipline «Fundamentals of Russian Statehood» and its impact on the formation of an active civic position among first-year students of Tuvan State University. The article provides a comparative analysis of various definitions of citizenship within the framework of pedagogical theory. The research results presented in the article confirm that the study of the discipline «Fundamentals of Russian Statehood» contributes to the strengthening of patriotic values, the development of civic and political activity of the students.
Keywords: active citizenship, the foundations of Russian statehood. civic position, formation, criteria
Понятие «активная гражданская позиция» является предметом множества исследований и обсуждений среди ученых различных областей. Они относят данное понятие к активному участию граждан в политической и общественной жизни своего государства.
Е.В. Казаева определяет гражданскую позицию как «интегративное качество личности. С одной стороны, оно включает в себя знания, ценности, нравственные качества, сформированные в процессе воспитания и развития личности и определяющие отношения человека к обществу и государству. С другой же стороны, гражданская позиция находит свое реальное воплощение в поступках индивида» [1, с. 118].
Это позволяет нам говорить об единстве двух составляющих понятия. Именно уровень развития внутренних нравственных качеств индивида будет определять его поступки как гражданина.
Доктор педагогических наук, профессор Г.М. Коджаспирова считает, что «гражданская позиция - это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение обязанностей перед государством и обществом» [2, с. 39]. При этом отмечается взаимосвязь двух компонентов, однако ведущим, на наш взгляд, выделен внутренний, поскольку это не только
нравственный выбор, но и глубокое личное понимание своих собственных обязательств перед обществом.
Г.Н. Филонов, давая определение гражданской позиции, делает акцент на том, что «гражданская позиция индивида базируется на общечеловеческих нравственных ценностях. Во внешнем плане это выражается в толерантности к инакомыслию, способности выстраивать общение на основе взаимного уважения, соблюдая личные границы участников». При этом автор отмечает, что гражданская позиция - «это комплекс субъективных качеств личности, которые проявляются в отношениях и деятельности» в разных сферах человеческой жизни (труд, семейно-бытовые, межнациональные и
межличностные отношения)» [3, с. 34].
А.Ф. Абзалов, как и предыдущие авторы, отмечает значительный
нравственный компонент в гражданской позиции индивида, а также единство двух составляющих этого понятия. В определении А.Ф. Абзалова гражданская позиция рассматривается как «составной элемент мировоззрения человека. В него входят взгляды и убеждения, базирующиеся на системе общечеловеческих
нравственных ценностей. Во внешнем плане гражданская позиция личности проявляется в ее деятельности и активности, которая преследует конкретные цели» [4, с. 81].
В целом, российские ученые сходятся во мнении, что гражданская позиция играет важную роль в формировании сознания и определении отношения граждан к своей стране и обществу. Она включает в себя осознание своих прав и обязанностей, активное участие в общественно-политической жизни и стремление к достижению общего блага.
Активная гражданская позиция также связана с проявлением социальной ответственности граждан. Ученые отмечают, что активные граждане испытывают не только желание участвовать в политической жизни, но и стремятся к тому, чтобы их участие принесло реальную пользу для общества в целом. Это может выражаться как в вовлечении в общественные проекты и инициативы, так и в критическом осмыслении действий власти.
Вместе с тем, ученые также отмечают некоторые проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются граждане при формировании активной гражданской позиции. Среди таких проблем - отсутствие доверия к политическим институтам, ограниченные возможности участия в принятии важных решений, а также сложности в доступе к информации и её анализу.
Формирование активной гражданской позиции является важным аспектом развития и стабильности государства. Одним из способов повышения активной
гражданской позиции среди молодежи, является внедрение дисциплины «Основы российской государственности» в образовательные программы бакалавриата и специалитета вне зависимости от направлений подготовки студентов, новая дисциплина разработана и включена в учебные программы вузов в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина по итогам заседания Госсовета, состоявшегося 22 декабря 2022 г.
Минобрнауки России запустило программу по подготовке специалистов, которые с 1 сентября 2023 г. смогли получить достаточный уровень
теоретических и практических знаний для преподавания в отечественных вузах модуль «Основы российской
государственности».
Преподаватели Тувинского государственного университета активно участвовали в научно-методической конференции «Основы российской государственности» в рамках проекта «ДНК России». Конференция, которая проходила в Новосибирске 13-14 марта 2023 г., собрала представителей более 40 вузов сибирского региона. Надежда Очур и Оксана Оюн, доценты исторического факультета ТувГУ, принимали участие в межвузовских рабочих группах, которые разрабатывали содержательную часть нового курса и обсуждали нестандартные подходы к
преподаванию дисциплины. Также были рассмотрены возможности включения различных направлений образовательной подготовки в учебные планы.
Научный руководитель проекта, Андрей Полосин, подчеркнул важность данного курса, отметив, что студенты смогут получить знания о политическом устройстве России, гражданских правах и свободах человека, что поможет им принимать правильные решения в профессиональной карьере.
Завершение конференции состоялось 14 марта 2023 г., где были подведены итоги работы. Стоит отметить, что данная конференция является второй из цикла межрегиональных конференций проекта «ДНК России», специально проводимых для наполнения разделов курса «Основы российской государственности» и поиска новых подходов к преподаванию этой дисциплины.
В период с мая по июнь 2023 г. профессорско-преподавательский состав Тувинского государственного университета прошел необходимое обучение на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, по программе
«Методика преподавания основ российской государственности», в объеме 72 ч. в г. Красноярск в количестве 10 человек.
На основе полученных знаний, была разработана рабочая программа курса «Основы российской государственности», которая включает занятия и лекции, рассчитанные на 72 часа, из них 18 - 20 часов составляет внеаудиторная нагрузка. Новый курс поделен на пять тем: «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство» и «Вызовы будущего и развитие страны».
В 2023-2024 учебном году общее количество первокурсников Тувинского государственного университета, изучающих курс «Основы российской
государственности», составил 1371 студентов, из них (рис.1):
- очная форма обучения - 830 студентов;
- заочная форма обучения - 463 студента;
- специалитет - 28 студентов;
- очно-заочная форма обучения - 50 студентов.
Рисунок 1. - Численность студентов, изучающих курс «Основы российской государственности
в ТувГУ в 2023-2024 уч. г.
По итогу изучения курса среди студентов был проведен анализ их уровня знаний, полученных в ходе изучения курса по разделам с использованием платформы https://onlinetestpad.com/ru.
Всего в мониторинге приняло участие 359 человек, которым необходимо было ответить на 50 вопросов.
200 150 100 50 0
161
оценка "2" оценка "3" ■ входное тестирование
130
89 103 92
II ll
оценка "4" оценка "5" итоговое тестирование
Рисунок 2. - Динамика уровня знаний студентов по итогу входного и контрольного тестирования курса «Основы российской государственности»
По итогу проведенного анализа можно увидеть положительную динамику уровня абсолютной успеваемости и качественной успеваемости студентов (рис. 3).
100
50
77,44
55,17
48,75
30,36
Абс. Успеваемость Кач. Успеваемость
■ входное тестирование ■ итоговое тестирование
Рисунок. 3 -Динамика уровня абсолютной и качественной успеваемости студентов по итогу входного и контрольного тестирования курса «Основы российской государственности»
0
Абсолютная успеваемость студентов увеличилась на 24,81%, качественная успеваемость на 28,69%.
При анализе ответов студентов, были получены следующие результаты:
1. Наибольшее затруднение составили вопросы, касающиеся географического положения городов России, теоретические вопросы на тему «Россия - государство цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации».
2. Наименьшее затруднение вызвала тема «Что такое Россия», «Политическое устройство России».
Например:
Вопрос №32 «Укажите основные черты российской цивилизации?», только 5% респондентов смогли верно ответить;
Вопрос №35 «Выделите основные признаки России, как государства-цивилизации?», из общего числа респондентов, 93% студентов, допустили ошибки.
Вопрос №7 «Установите
последовательность областных центров Руси от западного подножия Среднерусской возвышенности по меридиану верховий Оки и Северского Донца», верно ответили, только 17% респондентов.
В рамках практических занятий в университете проходили следующие мероприятия:
- с 01.09.2023 - 01.11.2023 гг. посещение экспозиции отдела буддизма и
просвещения Национального музея Тувы им. Алдан-Маадыр, который располагается в буддийском монастыре «Тубтен Шедруб Линг», в рамках изучения темы «Многообразие российских регионов», студентами филологического, исторического, инженерно-технического, физико-математического, экономического
факультетов. Всего проведено 11 экскурсий, общий охват участников более 250 студентов;
- квиз-игра, среди студентов 1 курса по теме «Основы конституционного строя России» в рамках изучения раздела «Политическое устройство России» (общее число участников 187 чел.);
- экскурсии в Верховный суд Республики Тыва, Кызылский (городской) суд Республики Тыва, в рамках изучения раздела «Политическое устройство России» (всего приняло участие 53 студента.);
- конкурс «Лучшая научно-исследовательская работа», номинация «Основы российской государственности» (01.12.2023). Всего на конкурс было представлено более 70 статей, основной темой статей стало «Герои страны - герои народа», «Конституционное развитие России», «Современные вызови российской цивилизации»;
- республиканский конкурса «Лучший социальный видеоролик», номинация «Ценности российской цивилизации» (29.12.2023). Следует отметить, что
основной темой роликов стало, сохранение традиционных ценностей России - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за ее судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, гуманизм, милосердие,
справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Конкурс вызвал высокий интерес. Охват участников составил около 200 человек.
Следует отметить, что в первые месяцы (сентябрь, октябрь) изучения курса, студенты не стремились участвовать в мероприятиях, но к ноябрю 2023 г.,
Библиографический список
1. Казаева, Е. В. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя / Е. В. Казаева. Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. 439 с. Текст : непосредственный
2. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Г. М. Коджаспирова. Москва : Гарда-рики, 1994. 146 с. Текст : непосредственный
3. Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов. Текст : непосредственный // Педагогика. 2002. С. 24-29.
активность возросла. При опросе, причин участия в мероприятии, в основном следует отметить желание узнать больше о своем государстве.
Формирование активной гражданской позиции является важным аспектом развития и стабильности государства. Введение курса «Основы российской государственности», показывает
положительные результаты. Студенты больше узнают о своем государстве, изучают дополнительную литературу, проявляют высокий интерес к мероприятиям, направленным на активное участие в политической и общественной жизни своего государства, региона.
4. Абзалов, А. Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» : диссертация канд. пед. наук / А. Ф. Абзалов. Екатеринбург, 2006. 151 с. Текст : непосредственный References
1. Kazaeva E. V. Pedagogicheskaya kontseptsiya razvitiya grazhdanskoy pozitsii budushchego uchitelya [Pedagogical concept of developing the civic position of a future teacher] / E. V. Kazarva. Moscow : Humanitarian Publishing House. VLADOS center, 2010. 439 p. (In Russian)
2. Kodzhaspirova G. M. Kul'tura professional'nogo samoobrazovaniya
pedagoga [Culture of professional self-education of a teacher] / G. M. Kodzhaspirova. Moscow : Gardariki, 1994.146 p. (In Russian)
4. Abzalov A. F. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskoy pozitsii u studentov vuzov v protsesse izucheniya
zhiznedeyatel'nosti» [Pedagogical
conditions for the formation of citizenship among university students in the process of studying the discipline "Life Safety"]: dis... Cand. ped. Sci. Ekaterinburg, 2006. 151 p. (In Russian)
distsipliny
«Bezopasnost'
3. Filonov G. N. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiya [The phenomenon of citizenship in the structure of personal development] / G. N. Filonov //
Pedagogy. 2002. P. 24-29. (In Russian)
Бондаренко Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры философии, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, эл. адрес: [email protected]
Natalya Viktorovna Bondarenko, senior lecturer at the department of philosophy, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.03.2024