Научная статья на тему 'Анализ знаний истории России и мира при изучении дисциплины «Основы российской государственности» среди студентов 1 курса Тувинского государственного университета'

Анализ знаний истории России и мира при изучении дисциплины «Основы российской государственности» среди студентов 1 курса Тувинского государственного университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история России / основы российской государственности / формирование / критерии / высшее образование / проблемы. / history of Russia / foundations of Russian statehood / formation / criteria / higher education / problems

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бондаренко Наталья Викторовна

Статья исследует трудности изучения дисциплины «Основы российской государственности» среди студентов первого курса Тувинского государственного университета, вызванных низким знанием мировой и российской истории. Представленные в статье результаты исследования подтверждают, что изучение дисциплины «Основы российской государственности» способствует укреплению патриотических ценностей, развитию гражданской и политической активности студентов 1 курса Тувинского государственного университета и укрепляет знание по основополагающим событиям истории России и мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties of teaching the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" to 1st year students of Tuvan State University

The article explores the difficulties of studying the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" among first-year students of Tuvan State University caused by low knowledge of world and Russian history. The research results presented in the article confirm that the study of the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" contributes to the strengthening of patriotic values, the development of civic and political activity of 1st-year students of Tuvan State University and strengthens knowledge on the fundamental events of the history of Russia and the world.

Текст научной работы на тему «Анализ знаний истории России и мира при изучении дисциплины «Основы российской государственности» среди студентов 1 курса Тувинского государственного университета»

минеральные источники (Арголик, Шивилиг, 4YpeK^eprYH, Сенек и т.д.), родовые места (Чацгыс-Терек), буддийские храмы (YстYY-ХYрээ, Алдыы-ХYрээ, буддийский храм Чоксум в с. Кызыл-Даг и т.д.), сакральные горы ^пуг-Хая, Бижитиг-хая, буддийская ниша), сакральные озера (оз. Чагытай, Дус-Хел, Тере-Хел и т.д.)). Кроме того сакральные объекты имеют огромное значение в духовной жизни жителей республики, населения, этноса, а также в деле сохзранения природного и историко-культурного наследия Тувы, сохранения памяти о жизни предков, традиций, обычаев и культуры своего народа и бережного отношения к ним в природной среде.

Список источников

1. Андреев А. А. Культурно-ландшафтное районирование территории Псковской области // Псковский регионологический журнал. 2011. № 11. С. 113 - 131.

2. Батомункуева С. Р. Феномен сакрализации в контексте культа поклонения священным горам // Вестник БГУ. 2011. № 6. С. 254-257.

3. Веденин Ю. А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия АН. Серия географическая. 2001. № 1. С. 7 - 14.

4. Ермаков Е. Е. Сакральный ландшафт Тюменской области: типология и механизмы конструирования // Экология древних и традиционных обществ: материалы 5 Международной научной конференции (Тюмень, 7-11 ноября 2016 г.) / под редакцией Н. П. Матвеевой; Тюменский государственный университет, Институт проблем освоения Севера СО РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН, Институт экологии растений и животных УрО РАН. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016. Вып. 5, ч. 2. С. 218 - 221.

5. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Ин-т Наследия; Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004.

6. Лукина О. Р., Пахомова Л. С. Районирование сакральных ландшафтов Якутии // Успехи современного естествознания № 12, 2019 г. С. 83.

7. Пахомова Л. С., Лукина О. Р. Сакральные ландшафты Олекминского и Ленского районов // Вестник СВФУ. Серия: Науки о земле. 2018. № 4 (12). С. 72-80.

8. Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия. Июнь, 2013. С. 197 [Электронный ресурс]: Мин-во культуры РФ: официальный сайт. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/26 11 2013 4.pdf. (дата обращения 30.05.2024)

9. Чалая И.П., Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. Москва, 1997. 286 с.

Информация об авторе:

А.-Х. О. Базырчап, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории геоэкологических исследований ГБНУ РТ «Центр биосферных исследований». Information about the author:

А.-H. O. Bazyrchap, Candidate of History, Senior Researcher at the Laboratory of Geoecological Research of the State Budgetary Institution of the Republic of Tuva «Center for Biosphere Research».

Научная статья УДК 172.12

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-29-33

Анализ знаний истории России и мира при изучении дисциплины «Основы российской государственности» среди студентов 1 курса Тувинского государственного

университета

Наталья Викторовна Бондаренко

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

[email protected]

Аннотация. Статья исследует трудности изучения дисциплины «Основы российской государственности» среди студентов первого курса Тувинского государственного университета, вызванных низким знанием мировой и российской истории. Представленные в статье результаты исследования подтверждают, что изучение дисциплины «Основы российской государственности» способствует укреплению патриотических ценностей, развитию гражданской и политической активности студентов 1 курса Тувинского государственного университета и укрепляет знание по основополагающим событиям истории России и мира.

Ключевые слова: история России, основы российской государственности, формирование, критерии, высшее образование, проблемы.

Original article

Difficulties of teaching the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" to 1st year

students of Tuvan State University

Natalia Viktorovna Bondarenko

Tuvan State University, Kyzyl, Russia [email protected]

Abstract. The article explores the difficulties of studying the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" among first-year students of Tuvan State University caused by low knowledge of world and Russian history. The research results presented in the article confirm that the study of the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" contributes to the strengthening of patriotic values, the development of civic and political activity of 1st-year students of Tuvan State University and strengthens knowledge on the fundamental events of the history of Russia and the world.

Keywords: history of Russia, foundations of Russian statehood, formation, criteria, higher education, problems.

Изучение мировой и российской истории всегда было подвержено обсуждению и спорам среди историков и исследователей. В наши дни данная тема вызывает особый интерес, актуальность которого подчеркивают современные учёные.

Россияне в прошлом мало знали Россию. Об этом говорил и Н.В. Гоголь в первой половине XIX в., и Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов в 1983 г. \

Н.В. Гоголь жил до формирования русской общественной мысли уже в пореформенный период России второй половины XIX в. Россию при Гоголе знали благодаря «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина [Карамзин, 2023]. Но читали этот труд очень немногие россияне. Читал «Историю государства Российского» А. С. Пушкин, что позволило ему написать «Бориса Годунова». Пушкин, в отличие от многих современников, знал и любил Россию. «История государства Российского» Н.М. Карамзина имела верхнюю хронологическую рамку - 1612 г., до того, как Земский собор избрал царем Михаила Романова. Россию стали лучше знать после реформ Александра II - во второй половине XIX в., в эпоху развития общественной мысли, русской философии, образования и литературы.

Но и в этом случае звучала разноголосица - консерваторы, народники, западники и славянофилы по-разному понимали Россию.

В СССР общественные науки находились под воздействием марксистско-ленинской парадигмы [Долгих, 2021, с. 5], многие пребывали в полном неведении о проблемах СССР, в частности в советской экономике. Поэтому Ю.В. Андропов, став в 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС, горестно констатировал незнание своей страны советской партийной и бюрократической элитой.

Мы сейчас лучше знаем Россию, но это знание нужно открыть для молодого поколения.

Минобрнауки России запустило программу по подготовке специалистов, которые с 1 сентября 2023 года смогли получить достаточный уровень теоретических и практических знаний для преподавания в отечественных вузах модуль «Основы российской государственности».

Курс включает в себя 5 разделов:

1. Что такое Россия?

2. Российское государство-цивилизация;

3. Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации;

4. Политическое устройство России;

5. Вызовы будущего и развитие страны.

В первом разделе «Что такое Россия?», большой акцент делается именно на знании студентов истории своей страны, рассматриваются вопросы: «Испытания и победы России», «Герои страны, герои народа».

В втором разделе «Российское государство-цивилизация», так же требуются знание истории России и мира при понимании развития цивилизационного подхода формирования российской цивилизации.

Третий раздел модуля «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», невозможно изучить без знаний истории в части формирования и развития ценностей в России.

Четвертый раздел «Политическое устройство России», требует знаний истории в части понимания истории развития нашего государства, знания выдающихся политических деятелей, применения различных государственных программ в истории России.

Пятый раздел «Вызовы будущего и развитие страны», определяет анализ прошлого России, для понимания сценария развития российской цивилизации в будущем. [Орлова, 2024, с. 8]

В 2023-2024 учебном году общее количество первокурсников Тувинского государственного университета, изучающих курс «Основы российской государственности», составил 1371 студентов, из них:

- Очная форма обучения - 830 студентов;

- Заочная форма обучения - 463 студентов;

- специалитет - 28 студентов;

- очно-заочная форма обучения - 50 студентов (см. рис. 1).

При изучении курса среди студентов был проведен анализ их уровня знаний, полученных в ходе изучения курса по разделам с использованием платформы https://onlinetestpad.com/ru.

Всего в мониторинге приняло участие 359 человек, которым необходимо было ответить на 50 вопросов.

При анализе ответов студентов, были получены следующие результаты, наиболее низке результаты были получены по вопросам, кусающиеся знаний мировой и российской истории:

1. имена влиятельных людей в истории (58% респондентов дали неверный ответ);

2. основное содержание исторических документов (77% дали неверный ответ);

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

очная форма обучения

зо>чнаа йоформаеовучения

специалитет

очно-заочная форма обучения

■ Линейная (очная форма обучения )

Рис. 1 Численность студентов, изучающих курс «Основы российской государственности в ТувГУ

в 2023-2024 уч.г.

3. низкий уровень знаний современных подходов и документов, устанавливающих современные ценности российской цивилизации (68% дали неверный ответ) (см. рис.2).

Для решения устранения пробелов знаний студентов было использованы различные методы:

- интерактивные практические задания с использованием мультимедийного оборудование;

- вовлечение студентов во внеурочную деятельность.

В рамках практических занятий в университете проходили различные мероприятия:

- квиз-игра, среди студентов 1 курса по теме «Основы конституционного строя России», в рамках изучения раздела «Политическое устройство России» (общее число участников 187 чел.);

конкурс «Лучшая научно-исследовательская работа», номинация «Основы российской государственности» (01.12.2023). Всего на конференцию было представлено более 70 статей, основной темой статей стало «Герои страны - герои народа», «Конституционное развитие России», «Современные вызови российской цивилизации»;

- республиканский конкурса «Лучший социальный видеоролик», номинация «Ценности российской цивилизации» (29.12.2023).

180 160 140 120 100 80 60 40 20

161

130

103

17

45

1

оценка "2"

оценка "3"

оценка "4"

оценка "5"

I входное тестирование

I итоговое тестирование

Рис. 2 Динамика уровня знаний студентов по итогу входного и контрольного тестирования курса «Основы

российской государственности»

По результатам изучения курса, среди респондентов было проведено итоговое тестирование. При анализе можно увидеть положительную динамику уровня абсолютной успеваемости и качественной успеваемости студентов (см. рис.3).

0

100 80 60 40 20 0

Абс. Успеваемость Кач. Успеваемость

■ входное тестирование ■ итоговое тестирование

Рис. 3 Динамика уровня абсолютной и качественной успеваемости студентов по итогу входного и контрольного

тестирования курса «Основы российской государственности» Абсолютная успеваемость студентов увеличилась на 24,81%, качественная успеваемость на 28,69%.

По проблемным вопросам качество результатов так же увеличилось.

1. имена влиятельных людей в истории (21% респондентов дали неверный ответ. Рост качественного показателя на 28%);

2. основное содержание исторических документов (49% дали неверный ответ. Рост качественного показателя на 28%);

3. низкий уровень знаний современных подходов и документов, устанавливающих современные ценности российской цивилизации (45% дали неверный ответ. Рост качественного показателя на 23%).

Необходимость укрепления исторической осведомленности студентов первого курса в области российской и миров истории обусловлена важностью обеспечения глубинного понимания основ культуры и национальной идентичности страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеграция углубленных знаний о ключевых исторических событиях и процессах является критически важной для формирования всесторонне развитого специалиста. Повышение уровня исторической эрудиции студентов первых курсов способствует не только расширению их культурного кругозора, но и углублению патриотического сознания и гражданской ответственности.

Список источников

1. История государства Российского: XII т. в 3 кн. Москва : Гардарики, 1994. 146 с.

2. Долгих Ф. И. История государства и права России. Москва. 322 с.;

3. Основы российской государственности: учебно-методическое пособие. Москва : ТУСУР, 2023. 59 с.

Информация об авторе:

Н. В. Бондаренко, старший преподаватель кафедры философии. Information about the author:

N. V. Bondarenko, senior lecturer at the Department of Philosophy.Кми

Научная статья УДК 173 doi 10.24412^-37216-2024-6-33 -36

Обряды детства в современной тувинской культуре

Екатерина Карбый-ооловна Даваа1, Чечекмаа Болат-ооловна Куулар2

1 Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

2 МБОУ СОШ № 4, Кызыл, Россия

77,44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.