___________МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
М.В. Балчирбай, Х.Д-Н. Ооржак
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
THE EFFECTIVENESS OF USING PROGRAMS IN HEALTH AND FITNESS TOURISM AFTER SCHOOL IN THE CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF TUVA
M.Balchirbaj, H. Oorshak
Tuvan state university, Kyzyl
В статье дается анализ технико-тактической подготовки учащихся 8-9 классов, которые занимались по примерной программе спортивно-оздоровительного туризма в условиях Республики Тыва.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, педагогический эксперимент, поход, полоса препятствий.
This article is an analysis of the technical and tactical preparation of students in grades 8-9 that follow they program of sport-fitness tourism in the conditions of Republic ofTyva.
Key words: technical and tactical training, pedagogical experiment, hiking, obstacle.
В течение всей истории существования человека его связь с природой была достаточно тесной, поскольку история развития человечества - это в значительной мере история использования природного окружения. Человеку не удается избежать контактов с природой, а значит, вероятности испытать на себе ее воздействия в экстремальной ситуации.[2] Именно поэтому в педагогическом эксперименте мы исследовали не только физическую подготовку, но и технико-тактическую подготовку учащихся 8-9 классов. При выявлении приростов показателей по технико-тактической подготовке мы исследовали только экспериментальные группы (ЭГ) 8-9 классов Кызыл-Мажалыкской школы №1 Барун-Хемчикского района Республики Тыва. В контрольных группах (КГ) 8-9 классов не проводилось тестирование по технико-тактической подготовке учащихся.
Кроме уроков спортивно-оздоровительного туризма в течение
экспериментального периода наибольшей популярностью пользовалась такая форма туризма, как поход. Во время похода осуществлялась краеведческая подготовка, учащимся предлагалось вспомнить полученные знания по другим предметам и применить их на практике, также стало возможным использование частично-поискового метода изучения учебного материала, когда учащимся предлагалось самостоятельно выполнять несложные задания, которые способствовали развитию познавательных способностей и формированию и поддержанию интереса к урокам. Поход проводился в начале учебного года -сентябре на выходные дни по маршруту Кызыл-Мажалык - Бижиктиг-Хая. Целыо этого похода было проведение практических занятий по технике и тактике туризма, ориентирования на местности, формирование навыков походного быта, тренировки на выносливость. В конце эксперимента учащиеся экспериментального класса участвовали на категорий!юм (I
к.с.) многодневном походе (6 дней, 125 км) на «Туриаде - 2011 года» по маршруту Кызыл-Мажалык - Шуй (Лесная школа) -р. Узун-Хем - р. Сайлыг-Хем - г. Белый Клык (памятник погибшим туристам) - пер. Болотный - р. Маганаты (радиальные выходы: Чараш-Даш (левая Маганаты), г. Мунхулек) - р. Дустуг-Хем - Шуй -Кызыл-Мажалык, посвященной Году туризма в Республике Тыва (по Западной Тыве).
По показаниям диаграммы 1 видно, что учащиеся 8-9 классов усвоили материал по вязке узлов на удовлетворительном уровне. В начале эксперимента они знали самые простые узлы (прямой, стремя и т.д.), а в конце эксперимента почти все юноши отлично знали, как правильно вязать узел, оказалось, что среднее значение оценки влияет на результаты. Поэтому средняя оценка в 8 классе возросла только до 4,8 и в 9 классе до 4,6.
Диаграмма 1
Средние оценки учащихся 8-9 классов по специальному заданию "Вязка узлов"
Е в конце эксперимента
Оценка
■ в начале эксперимента
По специальному заданию «Определение расстояния по карте» (диаграмма 2) в конце года все учащиеся экспериментальных групп (ЭГ) 8-9 классов достигли отличных результатов. В 8 классе было 2,8; в 9 классе - 2,1. Это означает, что вначале они отвечали наугад и конкретно не знали,
как определить расстояние по карте. В конце года уже знали определение расстояния по карте с помощью компаса или линейки. Поэтому результаты достигли в 8 классе - 5, а в 9 классе - 4.9 как следствие достаточного усвоения программного материала.
Диаграмма 2
Средние оценки учащихся 8-9 классов ЭГ по специальному заданию "Определение расстояния по карте"
Оценка
■ в начале эксперимента
О в конце
По специальному заданию «Определение азимута на три ориентира» в начале эксперимента в 8-9 классах были неудовлетворительные оценки (диаграмма 3). А в конце эксперимента все результаты учащихся 8-9 классов ЭГ возросли до 2,84,6. В 8 классе мальчики и девочки усвоили
материал на хороший уровень (4,6). Поэтому в основном только из этого класса оставлен основной состав сборной команды Кызыл-Мажалыкской школы №1 для участия в районном и республиканском туристическом слете учащихся.
Диаграмма 3
Средние оценки учащихся 8-9 классов ЭГ по специальному заданию "Определение азимута на три ориентира"
Оценка
О
в начале эксперимента
в конце эксперимента
По специальному заданию «Бивак» смело можно констатировать, что дети экспериментальных 8-9 классах в конце эксперимента отлично усвоили
программный материал по бивачным работам, так как учащиеся ЭГ 8-9 классов успели выполнить бивачные работы за контрольное время - в походе.
Для выявления индивидуального и командного уровня приобретенных специальных умений в ходе педагогического эксперимента использовалось стандартное специальное и страховочное снаряжение, изготовленное в производственных условиях в соответствии с необходимыми технологиями и имеющее акты испытания. Учащиеся обеспечивались
страховочными системами, карабинами, страховочными рукавицами, петлями самостраховки.
Преодоление полосы препятствий на местности для 8-9 классов заключается в индивидуальном и командном прохождении дистанции.
В индивидуальном прохождении дистанции наблюдается небольшой прирост результатов на этапах «Навесная переправа» (в 8 классе - 20,4; в 9 классе -27,4) по сравнению с этапами «Бревно» и «Подьем - траверс - спуск». Соответственно в 8 классе - 34,5 и 30,6 в 9 классе -30,2 и 38,6 в процентах достигли наилучших результатов по времени прохождения полосы препятствий (диаграмма 4).
Диаграмма 4
Прирост результатов индивидуального преодоления полосы препятствий в
9 класс
8 класс
О 10 20 30 40
достигли в %
■ Навесная переправа ■ Подъем-траверс-спуск □ Бревно \
По времени преодоления полосы препятствий в начале и конце эксперимента учащиеся экспериментальных групп получали оценки. Среднее значение оценок отражено в диаграмме 5. Количество мальчиков и девочек, достигших удовлетворительной оценки уровня индивидуальной технико-тактической подготовленности, в 8 классе составило 15,6%, хорошей - 48,5% (в начале эксперимента их было соответственно 48,1% и 31,6%), отличной -
39,9% (в начале эксперимента таких учащихся было 17,0%).
В 9 классе количество учащихся, имеющих подобные оценочные характеристики, соответственно составило: 19,4%, 43,2%, 33,4% (уровня технико-тактической подготовленности у учащихся в начале учебного года было соответственно: удовлетворительно - 58,2%, хорошо 30,0%, отлично - 11,1%).
Диаграмма 5
В процентах
В удовлетворительно ■ хорошо □ отлично
Средние оценки учащихся 8-9 классов в индивидуальном преодолении
полосы препятствий
60
8 кл в начале
8 кл в конце
9 кл в начале
9 кл в конце
Для командного преодоления полосы препятствий были включены следующие этапы: 1) навесная переправа; 2) параллельная переправа; 3) подъем-траверс-спуск с самонаведением; 4) бревно с самонаведением; 5) переправа на маятнике.
Длина дистанции 1550 м. Результат -оценивание времени прохождения каждого этапа. Штрафные баллы, полученные на этапе, переводились в штрафные секунды в
соответствии с «Правилами организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации» (1995) и добавлялись к общему времени.
Время прохождения этапов и количество штрафных баллов, полученных на этапе в начале и конце эксперимента, дано в таблице 1 по 8 и 9 классу отдельно. Классы делили на две равные подгруппы по дифференцированному подходу. Получи-
лось 2 подгруппы, равных по физической подготовленности и по количеству в каждом классе. То есть в 8 классе по 9 человек в каждой команде (5 мальчиков и 4 девочки), одна и та же девочка не участвов&ча и в начале и конце эксперимента, и из 9 класса по 8 человек в каждой (4 мальчика и 4 девочки).
В исследовании командного уровня технико-тактической подготовленности
В результате проведенных исследований удалось установить следующее: рост показателей уровня технико-тактической подготовленности заметен во всех группах 8-9 классов. В конце эксперимента перед прохождением полосы препятствий объясняли главное -не быстро пройти дистанцию, а чтобы было меньше штрафных баллов.
Статистический показатель обработки результатов всех тестовых нормативов, полученных в конце эксперимента, в сравнении их с показателями, полученными в начале эксперимента, находится в достоверно высоком различии - от Р>0,05 до 0,01. Это свидетельствует о качественном улучшении не только
оценивалось время прохождения всех этапов.
Все испытания в течение эксперимента проходили на одном месте. Учащиеся преодолевали одну и ту же дистанцию в естественных условиях, на естественных препятствиях.
кондиционных возможностей, но и в целом технико-тактической подготовленности учащихся.
В спортивном ориентировании в заданном направлении все учащиеся бегали для личного результата (1000 м - 5 и 6 КП). По времени прохождения дистанции ориентирования мальчики и девочки 8 класса улучшили свои показатели до 58%, а учащиеся 9 класса - 48,3%. Этому способствовало участие на соревнованиях по спортивному ориентированию районного и республиканского масштаба. На диаграмме 15 отражено среднее значение результатов ориентирования в заданном направлении в начале и конце эксперимента.
Таблица 1
Динамика изменения времени прохождения командных технических задании в начале и конце учебного года
В начале эксперимента , В конце эксперимента
8 кл 1 гр 8кл 2 гр 9 кл 1 гр 9 кл 2 гр 8 кл 1 гр 8кл 2 гр 9 кл 1 гр 9 кл 2 гр
Время Штрафы Время Штрафы Время Штрафы Время | Штрафы Время Штрафы Время Штрафы « 5 о с. СП Штрафы Время Штрафы
15,8 14 16.1 22 14.2 27 16,8 17 10,2 5 9,8 6 11,8 3 10,0 4
22 мин 8 сек 26 мин 2 сек 25 мин 7 сек 24 мин 11 сек 12 мин 8 сек 15 мин 8 сек 12 мин 11 сек 12 мин 00 сек
I место ■1 место III место II место 11 место 4 место III место I место
8 кл 9 кл
О 8 кл в начале ■ 8 кл в конце В 9 кл в начале ■ 9 кл в конце
Диаграмма 6
Среднее значение результатов по времени прохождения дистанции в начале
и конце эксперимента
40 30
Время (мин)
20 10 0
По установке и снятии палатки в классах тоже, как в командном преодолении полосы препятствий, были образованы подгруппы из 4 четырех человек. В начале года было не фиксировано время установки палатки. А в конце года абсолютным чемпионом признана 3 подгруппа (в составе Ондар Чечены, Ооржак Айланы, Монгуш Чаяна и Ооржак Темира) из 8 класса, показав наилучший результат - 14,7 секунды. Все подгруппы показали хорошие результаты, это говорит о том, что программный материал по технико-тактической подготовке в учебном процессе использован рационально.
В конце можно подытожить, что предлагаемые типы и содержание уроков не только способствовало совершенствованию физической, теоретической и
специальной технической подготовленности учащихся, но и позволило укрепить их здоровье, сформировать достаточно высокий интерес к урокам физической культуры на основе спортивно-оздоровительного туризма в целом. Дети занимались с интересом, не пропускали уроки, выполняли все задания качественно, в большей мере этому способствовали достаточный объем использования подвижных игр, также включение экскурсий, походов в учебный процесс.
Литература:
1. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм / Ю.С. Константинов Ю.С. Константинов. - М., 2008.-600 с.
2. Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма /Ю.С. Константинов.-М., 2009.-392 с.