МУДУЕВ LLC., МЕЛЬХАШЕВ М.М.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КУЛЬТУРА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ - КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
МУДУЕВ Ш.С., МЕЛЬХАШЕВ М.М.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КУЛЬТУРА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация. Рассмотрены вопросы повышения эффективности использования земельных ресурсов благодаря введению в Республике Дагестан института частной собственности на землю, анализируются проблемы землепользования, обоснована необходимость земельной реформы и передачи земли через механизм частной собственности эффективным собственникам.
Ключевые слова: Республика Дагестан, земля, земельные участки, земельная реформа, частная собственность, сельскохозяйственные угодья, производство, предприятия, эффективность, собственник, ипотечное кредитование, трудовая активность.
MUDUEV SHS., MELKHASHEV М.М.
EFFECTIVENESS AND CULTURE OF SOIL USE AS THE BASIS OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE
Abstract. Issues of improving the efficiency of using soil resources from introducing the institute of private property on land in the Republic of Dagestan are discussed; land use issues are analyzed, the need of land reform and transfer of land through the mechanism of private property to effective property owners are explained. Keywords: the Republic of Dagestan, land, land sites, a land reform, private property, agricultural lands, production, companies, effectiveness, a property owner, a mortgage credit, labor activity.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Дагестане составляет 3 348,9 тыс. га, в т. ч. площадь пашни — 486,0 тыс. га, площадь орошаемых земель — 392,0 тыс. га или 11,7 % от общей площади сельхозугодий.
Существующий земельный потенциал сельскохозяйственных угодий при условии их эффективного использования может в полной мере обеспечить продовольственную безопасность и значительно повысить уровень жизни на селе.
Необходимость кардинальных изменений в сельском хозяйстве уже давно очевидна. Несмотря на растущие объёмы поддержки АПК, государство всё ещё не в состоянии оказать ему полноценную помощь, а выделяемые финансы обеспечивают инерционный сценарий развития. Темпы роста объёмов производства продукции сельского хозяйства значительно отстают от средних по СКФО (110,7 %) и составили в Дагестане в 2013 г. 106,4 %, в 2012 г. — 103,5 %, в 2011 г. — 106,7 %. Одной из основных причин низких темпов роста является неэффективное землепользование.
Сложившиеся механизмы владения, пользования и распоряжения землёй сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан в значительной степени ограничивают её эффективное использование. Назрела необходимость перераспределения земли в пользу эффективных хозяйствующих субъектов. В республике со времён принятия законодательства о земельных отношениях наблюдается процесс, когда наиболее благоприятные для ведения сельскохозяйственного производства земли раздаются под видом аренды различным недобросовестным лицам, использующим их впоследствии не по целевому назначению — под частное строительство домов и объектов несельскохозяйсвенного назначения, земли выделяются в аренду с нарушением действующего законодательства. Продолжается процесс изоляции отгонных пастбищ из-за застройки и самозахвата трасс скотопрогонов. Земля в республике продаётся и покупается реально, однако процесс этот протекает нелегально. Наблюдается лоббирование своих интересов в этих вопросах чиновниками всех уровней. До настоящего времени в республике не проведено разграничение земель, хотя на эти цели из республиканского бюджета ежегодно выделялись значительные суммы. Основная проблема состоит в том, что в основном главы муниципальных районов не заинтересованы в вопросах разграничения земель, т. к. в этом случае их доступ к распределению земли значительно ограничивается.
Действующее республиканское земельное законодательство работает не в пользу эффек-
тивного использования земель, поскольку не установлены признаки неиспользования земель, не происходит перераспределение используемых неэффективно земель в пользу эффективного хозяйствующего субъекта и т. д.
В соответствии с Законом Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» от 29 декабря 2003 г. № 46, был введён мораторий на 49 лет на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, что не соответствует целям и задачам земельных преобразований, проводимых в России, суть которых заключается в создании принципиально новой организационно-экономической основы аграрного производства, сформированной на многоукладности — разнообразии форм собственности и хозяйствования на землях, способных обеспечить долговременное устойчивое развитие сельского хозяйства, рост его продукции, повысить эффективность хозяйственной деятельности и конкурентоспособность товаропроизводителей.
Введение моратория на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения на 49 лет не исключило и даже благоприятствовало несправедливому распределению земельных ресурсов, поскольку сам механизм в значительной степени зависит от воли чиновников, которые зачастую нарушали одно из главных условий развития — обеспечение для сельских товаропроизводителей свободного доступа к земле. В результате этого значительная часть сельского населения (в основном бывшие членами колхозов крестьяне) осталась без земли, а у другой, меньшей части населения, сосредоточились основные массивы земельных угодий, наиболее благоприятных для ведения производства, которые в лучшем случае за суммы, в десятки раз превышающие официальную арендную плату, передаются в краткосрочную субаренду, а в большинстве случаев не используются.
В результате фактического распределения земель без учёта целесообразности основными проблемами развития сельского хозяйства Республики Дагестан по-прежнему остаются низкие показатели эффективности использования сельхозугодий, инженерно-технического обеспечения, что в итоге приводит к отсутствию негосударственных инвестиций.
В сельском хозяйстве республики не организована полноценная система страхования от погодных рисков, отсутствуют условия для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации (СПоК). Практически не осуществляется контроль в вопросах рекультивации, сохранения плодородия почв. Арендованные земли сельскохозяйственного назначения, особенно переданные в субаренду, используются «варварским способом» — «выжимая» максимум продукции, с несоблюдением технологий и применением запрещённых материалов и препаратов, что приводит к их истощению и деградации.
Состояние и использование естественных кормовых угодий неудовлетворительное, кормовая база катастрофически отстаёт и слаба, а экономическая мотивация сельхозтоваропроизводителей низкая.
Животноводство характеризуется низкой продуктивностью, практически отсутствием племенной базы, а растениеводство — низкими показателями урожайности.
Всё это привело к снижению и даже потере интереса инвесторов к сельскохозяйственному производству, а у энтузиастов, решивших реализовать, на наш взгляд, интересные и выгодные проекты в области АПК, возникают серьёзные проблемы, и в первую очередь, с земельными отношениями. В республике не произошло реальных положительных сдвигов в земельной реформе, различные реорганизации АПК не обеспечили перехода земель к эффективным хозяйствующим субъектам. Новые субъекты ведения сельского хозяйства в условиях неопределённости отношений собственности на землю не в состоянии увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий. Не создана система ипотечного (залогового) кредитования. Размеры и механизмы начисления арендной платы за пользование землёй неэффективны и несовершенны, а её доля в доходной части бюджета мизерна.
Недостаток оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей ведёт к изменению специализации производства, трансформации и даже деградации земель. Площади высокорентабельных и в то же время капиталоёмких сельскохозяйственных культур (виноград и плодовые) растут медленно, одновременно и значительно быстрее растут площади менее трудоёмких — пастбищ. Значительная часть арендованных земель не используется вообще. Всё это негативно отражается на загрузке производственных мощностей перерабатывающих предприятий,
МУДУЕВ И.С., МЕЛЬХАШЕВ М.М.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КУЛЬТУРА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ - КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
мощность которых используется лишь на 10-30 %. Практически не ведутся работы по поддержке и повышению плодородия почв. Выходит из строя и не восполняется сельскохозяйственная техника. Более 70 % сельскохозяйственной техники фактически амортизировано, что в свою очередь приводит к нарушению технологических и агротехнических производственных процессов.
Сельское хозяйство республики существует благодаря средствам государственной поддержки, эффект от которых единовременный и незначительный, способный обеспечить лишь инерционное развитие. Механизм государственной поддержки реального сектора АПК неэффективен и обеспечивает скорее его выживание, нежели развитие.
В Дагестане давно назрела необходимость новой земельной реформы с введением института частной собственности на землю.
Земля — это основное и незаменимое средство сельскохозяйственного производства, важнейший фактор развития экономики, и властные структуры всех уровней, действующих во благо общества, должны быть заинтересованы в том, чтобы каждый собственник распоряжался землёй с учетом общественных интересов.
Проведение земельной реформы (снятие моратория на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения) позволит существенно пополнить доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан. На первоначальном этапе необходимо распределить землю на паи с последующим её выкупом.
Приватизация земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан позволит дополнительно получить в республиканский бюджет около 20,0 млрд рублей доходов. Данные средства можно направить на реализацию мероприятий, способных дать мультипликативный эффект, например, создание в районах республики специализированных агропарков и логистических центров, вокруг которых сконцентрируются и скооперируются малые формы хозяйствования. В последующем данные объекты можно акционировать и приватизировать. Кроме того, решится проблема залогового обеспечения для получения сельхозтоваропроизводителями кредитов на сезонные работы под залог земельного участка.
Частная собственность на землю является также важным элементом политической демократии. Право собственности на землю есть важнейший, неотъемлемый элемент защиты системы гражданских прав, государственных гарантий предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Введение института частной собственности на землю обуславливает и то, что земля должна приносить устойчивый доход не только как фактор производства, но, прежде всего, как объект собственности, поскольку расширяются официальные возможности ликвидности земли (купля -продажа, наследование, дарение, сдача её в качестве залога при оформлении кредита или ссуды, передача в аренду).
Частная собственность на землю повысит оперативность принятия эффективных решений, существенно снизит нагрузку на федеральные, республиканские и местные органы управления, перенося их на индивидуальный уровень.
В силу низкой технической и технологической модернизации сельского хозяйства, а также целого ряда факторов, сдерживающих его развитие, мотивация к труду в сельском хозяйстве существенно ниже, чем в промышленности. В результате происходит отток основных трудовых ресурсов из сельской местности в городскую, создавая, в свою очередь, проблему обеспечения села кадрами и эффективности использования земельных ресурсов.
Уровень эффективности использования земель в Дагестане показывают следующие цифры.
В республике имеется 486,0 тыс. га пашни, из которой, согласно данным Дагестанстата, в 2013 г. находилось в обороте 313,1 тыс. га (или 64,4 %). В структуре используемой пашни 123,1 тыс. га (или 39,3 %) находится в введении сельскохозяйственных организаций, которые производят только 14,3 % всего объёма сельскохозяйственной продукции. В ведении КФХ находится 9,1 % используемой пашни, где производится 14,2 % всего объёма сельскохозяйственной продукции. В личных подсобных хозяйствах сосредоточено 51,6 % используемой пашни и производится 71,5 % всей сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, и обрабатываемые (используемые) сельскохозяйственные угодья не отличаются высокой урожайностью и, соответственно, отдачей.
Механизм выживания один — интенсификация сельскохозяйственного производства, которая должна начинаться, в первую очередь, с вопроса отношения к земле.
Суть частной собственности на землю заключается, на наш взгляд, не в том, чтобы «всё разделить», как это стараются представить противники её введения. Это попытка включить экономические рычаги и стимулы хозяйственной деятельности и определить ответственность за её результаты.
Нередко слышны упрёки в том, что в результате реформы земля будет продаваться и покупаться, что её скупят богатые состоятельные люди и т. д. Это неверно. Частная собственность на землю представляет собой механизм открытого, легального перераспределения земли и имущества, полностью исключающий коррупционную составляющую при операциях с землёй. Параллельно с введением института частной собственности на землю необходимо разработать механизм, делающий практически невозможным, в первую очередь из-за экономической составляющей, содержание пустующих земель вне оборота. Реорганизация заставит каждого специалиста задуматься, что он представляет собой как работник, захотят ли другие иметь с ним дело. Изживаются иждивенческие настроения, распространившиеся среди сельхозтоваропроизводителей в результате непродуманной государственной поддержки.
В сельском хозяйстве вновь создаваемые организации поставлены в неравные экономические и правовые условия по сравнению с ранее образованными сельхозпредприятиями, поскольку отсутствуют управляемые условия и активное оперирование основным объектом — землёй.
Частная собственность на землю должна создать нормативно-правовой механизм, позволяющий тем, кто работает на ней, в полной мере воспользоваться имеющимися у них правами на землю и общественное имущество.
Следует отметить, что в отличие от частной собственности на другие факторы производства (например, станки, машины, здания, сооружения), частная собственность на землю ни в одной стране мира не является абсолютной. Она ограничена целым рядом условий, которые позволяют сохранять и эффективно использовать земельные ресурсы, а также предотвращать нежелательные спекулятивные операции.
Уровень номинальной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства составлял в 2012 г. в среднем по Республике Дагестан 3,7 тыс. рублей, в 2013 г. — 7,1 тыс. рублей. При введении частной собственности на землю местное население в силу низких доходов не сможет конкурировать в покупке сельскохозяйственной земли. Поэтому надо предполагать, что введение частной собственности на землю обуславливает появление сторонних покупателей, особенно в зонах наиболее благоприятного ведения производства, что может вызвать недовольство местного населения. Кроме того, земельные массивы того или иного муниципалитета могут сконцентрироваться у одних лиц, являющихся выходцами данной местности, что также может привести к конфликтной ситуации.
Поэтому введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения должно быть регламентировано таким образом, чтобы исключить имеющиеся в настоящее время спекулятивные сделки с землёй, максимально учесть интересы местного населения и добросовестных землепользователей.
Перераспределение сельскохозяйственных угодий в интересах наиболее эффективно хозяйствующих субъектов, прежде всего, должно осуществляться посредством доступных и прозрачных механизмов, контролируемых государством, защищённых от недобросовестных посредников и спекулянтов. Поэтому процесс перераспределения земель должен регулироваться государством и осуществляться в устойчивом правовом пространстве, поскольку это необходимый социально-экономический процесс, направленный на реализацию преимуществ рыночных земельных отношений и обеспечивающий развитие экономической системы в целом.
Горный рельеф Республики Дагестан обуславливает отсутствие спроса на земли сельскохозяйственного назначения в отдельных муниципальных образованиях (горная зона) из-за существующих инфраструктурных ограничений. Концентрация таких неиспользуемых земель в фондах перераспределения или резервных фондах невыгодна для государства. Поэтому целесообразно разработать комплекс мер по снятию этих ограничений и введению в оборот непривлекательных земельных массивов с целью дальнейшей их приватизации.
МУДУЕВ LLC., МЕЛЬХАШЕВ М.М.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КУЛЬТУРА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ - КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЕО ХОЗЯЙСТВА
Необходимо сформировать систему информации о рынке земли. Для этого следует ввести формы государственной отчётности для органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, включая сделки с долями в праве общей собственности и участками земель сельскохозяйственного назначения. При этом целесообразно определить ведомство, к компетенции которого должна быть отнесена подготовка открытых обзоров о сложившемся уровне рыночных цен. По ним следует осуществлять переоформление прав на землю, ранее предоставленную в постоянное (бессрочное) пользование.
Для снижения издержек оформления прав на земельные участки необходимо ввести упрощённую процедуру подготовки межевого дела для постановки участков на кадастровый учёт. Необходимо максимально использовать ту информацию, которая хранится в районных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству, в кадастровых палатах, профильных институтах. Следует обеспечить доступ землепользователей и собственников к банкам картографической информации, накопленным за счёт государственных средств.
Необходимо провести и утвердить в установленном порядке зонирование сельской территории для выделения зон, где возможно строительство, или оценку полей с целью выделения наименее плодородных угодий, которые можно использовать под него.
Таким образом, изначально необходимыми требованиями, способствующими обеспечению подконтрольного государству перераспределения земель сельскохозяйственного назначения в пользу более эффективных хозяйствующих товаропроизводителей, можно считать следующие:
- наличие конкуренции сельских предпринимателей по приобретению не только лучших, но даже средних и худших земельных участков;
- развитие и совершенствование землетоварных рыночных отношений, включая систему кадастровой рыночной оценки земельных участков, пресечение спекулятивных операций с землями сельхозназначения, а также свободный доступ потенциальных покупателей земли к контактам с продавцом;
- эффективные меры контроля за полным и рациональным использованием приобретаемых земель, регулирование землевладения путём дифференцированного налогообложения.
Частная собственность на землю выступит мощнейшим фактором роста эффективности сельскохозяйственного производства и вызовет перемены в трудовом поведении работников. Мобилизация человеческих ресурсов позволит улучшить экономическое положение сельхозтоваропроизводителей. В результате этой тенденции возрастут и прибыльность вновь созданных организаций, и цена земли, что в свою очередь вызовет изменения в структуре доходов работников, и частная собственность выступит как мотивирующий фактор трудовой активности.
Литература
1. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. № 46.
2. Мудуев Ш. С., Мельхашев М. М. Частная собственность на землю — важнейший фактор роста эффективности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан // Современные теоретические и практические проблемы экономики: Стратегия развития региональной экономики / научно-практическая конференция. — Махачкала: МГОУ, 2010.
3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-Ф3.
4. Статистический бюллетень: ф. 29-сх, ф. 24-сх. — Дагестанстат, 2013.
5. Экономический обзор — Сельское хозяйство Дагестана. — Махачкала, Минсельхозпрод Республики Дагестан, 2013.
References:
1. On the back of the agricultural lands in the Republic of Dagestan: Law of the Republic of Dagestan on December 29, 2003 № 46.
2. Mudu Sh, Melhashev MM Private ownership of land - a key factor for efficiency increase of agricultural production in the Republic of Dagestan // Modern theoretical and practical problems of the economy: Regional Economic Strategy /scientific-practical conference. - Makhachkala MGOU 2010.
3. Land Code of the Russian Federation: Federal Law of25.10.2001 № 136-FZ.
4. Statistical Bulletin: f. 29-ci, f. 24 cl. - Dagestanstat 2013.
5. Economic overview - Agriculture Dagestan. - Makhachkala, Dagestan Ministry of Agriculture, 2013.