7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
8. Ушинский К.Д. Избр. пед. произведения. В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1974.
9. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 8. М., 1960.
10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
11. Яковлев Б.П., Коваленко Л.А. Психическая нагрузка как фактор личностной готовности учащихся к интенсификации обучения в современной школе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18). С. 165-167.
В.А. Никишкин, Н.Н. Бумарскова, Е.А. Лазарева
Эффективность
физкультурно-спортивной и оздоровительной
деятельности студентов вуза
(из опыта работы
кафедры физкультуры и спорта
Национального исследовательского
Московского государственного
строительного университета)
В статье обобщен опыт работы кафедры физкультуры и спорта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. Учебная дисциплина «Физическая культура» - единственная из обязательных дисциплин в вузе, которая теоретически и практически решает сложнейшие задачи: укрепление здоровья студентов, развитие психофизических, функциональных и специальных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, как на период их учебного труда, так и в конкретной сфере производства, к службе в армии, для создания здоровой семьи. Ключевые слова: кафедра физкультуры и спорта, новые оздоровительные технологии, повышение физической работоспособности, спортивный стиль жизни студентов.
о §
¡± о й
го ср чд vo
ш о
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
В настоящее время в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете (НИУ МГСУ) учебный процесс ориентирован на обучение специалистов, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития и культуры, разносторонней подготовкой в меняющихся условиях динамического общества, а также на духовно-нравственные потребности общества.
Кафедра физического воспитания и спорта (ФВиС) имеет возможность корректировать содержание учебного процесса не только обеспечением необходимого уровня специальных знаний, двигательных умений студентов, формированием потребности в здоровом стиле жизни, но и с помощью инновационных оздоровительных и диагностических технологий, введением дополнительных знаний, широким использованием самостоятельных занятий [1; 4; 6; 9].
Профессорско-преподавательский состав нашего вуза пришел к выводу, что назрела необходимость перехода на современную программу по физической культуре, соответствующую двухуровневому построению учебного процесса и включающую его многовариативность, т.к. одноуровневая программа отражает образовательную модель, определяя четкие критерии различных видов и уровней формируемых компетенций бакалавров и специалистов [10].
В настоящий момент решающим в обществе является формирование самостоятельности. Поэтому будущим выпускникам необходимо обладать способностью активно, результативно и самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, направленную на повышение их конкурентоспособности.
В самостоятельных занятиях наиболее эффективно может быть реализован личностно ориентированный подход, т.к. двигательная активность полностью соответствует полу, возрасту, уровню здоровья, физического развития и подготовленности, а также интересам, мотивам и функциональным резервам занимающегося, т.е. учитывает все характеристики, которые присущи конкретной личности.
Перспективное планирование самостоятельных занятий разрабатывается на весь период обучения и осуществляется студентами под руководством преподавателей с целью повышения уровня функциональной подготовленности организма [13].
Огромное значение в модернизации и интеллектуализации учебного процесса по физической культуре отводится профессорско-преподавательскому составу кафедры. Повышение профессиональной компетентности происходит благодаря введению научно-исследовательской работы, внедрению ее результатов в педагогическую практику в виде новых оздоровительных технологий, современных организационных форм
ее
двигательной активности, инновационной направленности и структуры Е академических и внеучебных занятий [2]. § ¡<
Для обеспечения конкурентоспособности кафедра развивает свой 5 ° кадровый потенциал, обеспечивая эффективные формы дополнитель- ^ 1 ного образования, сверх общепринятой стажировки в течение пяти лет, | <§ предъявляя жесткие требования к претендентам на должности доцен- о § та и профессора и более широко используя как систему мотивации чю материальное поощрение, стимулирующую часть заработной платы. с В вузе разработана и внедряется эффективная система материального стимулирования педагогов-ученых, дающая конкретный (качественный и количественный) результат, с новой оценкой труда каждого специалиста [3].
Укрепляется воспитательная функция на основе реализации молодежной политики университета, которая направлена на развитие гармоничной нравственной личности с активной жизненной позицией.
Сегодня НИУ МГСУ - это корпорация, которая обучает профессии, формирует культуру и духовность студенческой молодежи - будущее страны и общества.
Государство и правительство - заказчики, которые требуют высокого качества образования, профессионального здоровья личности специалиста для конкретной сферы деятельности.
Высококвалифицированные кадры способны создавать и внедрять в воспитательно-образовательный и научно-исследовательский процесс инновационные технологии, использовать современные информационные системы обучения, повышать качество подготовки специалистов.
Задачей реформированного университета является решение социально-экономических, культурных, демографических проблем и требований региона с учетом его специфических особенностей.
Многократное анкетирование, социологические опросы в области физической культуры, здоровья и образа жизни студентов дают возможность сопоставить динамику сдвигов в воспитании, образовании и оздоровлении студенческой молодежи.
Социально-педагогический мониторинг показателей постановки теоретической (лекции), методической (монографии, учебники, пособия, методические указания и т.д.), учебной (практические, академические занятия в физкультурных сооружениях), спортивной (тренировки в секциях, соревнования), научно-исследовательской работы (НИР III 1С. совместные конференции и коллективные сборники результатов научных исследований) позволяют получать быстро и объективно информацию о эффективности форм и методов педагогических действий физического воспитания, образования, оздоровления.
72
■ I
го о ^
1 о I Опыт лучших вузов страны показал, что там, где достигнут высокий В ^ о уровень образовательной, методико-практической и прикладно-про-| ¡з о. фессиональной подготовленности студентов по учебной дисциплине к о «Физическая культура», гарантирована психофизическая профессио-о-е- нальная надежность будущих специалистов [12].
к ^ Прослушав курс лекций с научным обоснованием значимости физи-
ческой культуры, двигательной активности для укрепления здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, сотни студентов желают заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.
Руководство делает все возможное для обеспечения спортивного стиля жизни студенческой молодежи, вуз обладает хорошей материальной базой: восьмизальный дворец спорта, открытые летние площадки, лыжная база, спортивно-оздоровительные базы Подмосковья и на Азовском море, крытый легкоатлетический манеж. Скоро будет построен плавательный бассейн, он станет одним из вузовских бассейнов, сооруженным в столице по программе «500 бассейнов». Для повышения эффективности физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности ППС кафедры использует базы в г. Бронницах Московской области (в зимний и летний периоды) и на юге страны (в летнее время).
Наша многолетняя врачебно-педагогическая и научно-методическая работа убедительно доказывает, как важно поддержать и правильно направить естественное стремление студентов с 1-го курса (16-17 лет) к проявлению потенциала индивидуальности, личного интереса, инициативы, самоутверждения, на профессиональную самореализацию через занятия физической культурой и спортом, наибольшая эффективность которой достигается при систематической, последовательной работе квалифицированных педагогов-ученых.
Анализ результатов социально-экономических, медико-гигиенических и педагогических исследований позволяет выявлять закономерности адаптации студенческой молодежи к вузовской среде, к высокоинтеллектуальной деятельности в процессе усвоения учебной программы университета, к сложным парадоксам, проблемам и противоречиям студенческой и общественной жизни. Наличие информации по всему комплексу факторов окружающей среды и реакций организма молодых людей чрезвычайно важно для педагогов, осуществляющих воспитательно-образовательный процесс.
В вузе обучаются тысячи студентов, все они разные и требуют индивидуального подхода. Их мышление, мировосприятие, реакция на окружающие факторы формируют личную мотивацию и модель поведения. Удовлетворенность обучением, внутреннее согласие с самим собой
и окружающим миром определяют уверенность и жизненный выбор, Устойчивый гомеостаз позволяет лучше адаптироваться, сохранять высокую жизнеспособность и активную жизнедеятельность [5].
Увеличивающийся объем научной информации предусматривает ускорение процессов ее внедрения и приоритетного использования новых научных знаний. Наращивание новейшей научной базы знаний студентами гарантирует ускорение научно-технического развития страны. Если 30% первокурсников не способны усваивать учебную программу по физической культуре, они не способны развить новые теоретические знания и практические навыки ради личного здоровья и жизнесбережения [7].
Основная часть студенческой молодежи (около 60%) достаточно дисциплинированные, трудолюбивые. Учеба в вузе дается им сложно. Своим прилежанием, усидчивостью они стремятся восполнить недостатки в воспитании, образовании, культуре поведения, образе жизни. Они стремятся к самоутверждению, к соответствию стандарта студента вуза [Там же].
Побуждение личной заинтересованности студента через характеристику показателей здоровья и физического развития, их экономической стоимости, социальной значимости, возможность корректировать, управлять своими психофизическими, функциональными качествами -всё это составные элементы лекции.
Систематизация материалов исследования, подготовка научных докладов к конференциям под руководством преподавателей и представление научных статей студентов для публикации стало частью воспитательно-образовательного процесса студентов 1-4 курсов НИУ МГСУ.
В учебном процессе студентами выполняются следующие задания: оценка уровня своего здоровья и физического развития по субъективным и объективным признакам; анализ своего образа жизни и своих привычек (полезных и вредных для здоровья; количественная и качественная оценка нагрузок и прочие). Уровень сформированности творческих способностей студента отражается в каждой работе.
Воспитательно-образовательный процесс по физической культуре студентов помимо научно-теоретического блока включает в себя приобретение системы практических знаний и умений обучающихся и их самообразовательной деятельности.
Высокий уровень здоровья студенческой молодежи - главный результат работы кафедры ФВиС в вузе. Это социальный заказ и задача в современных реалиях нашей страны.
о §
¡± о
го
ч: ю
ш о
74
■ i
го о ^
io! Библиографический список
О -Q m
к ^ о
^ ^ pg 1. Бумарскова Н.Н. Комплексный подход решения вопросов здоровьесбере-
s гающей программы // Совершенствование системы физического воспита-
ния в вузе: Сб. материалов НПК МГСУ. М., 2012. Вып. № 5. С. 3-5.
о -е- 2. Бумарскова Н.Н. Сомнологическое исследование студентов университе-
та // Вестник МГСУ. 2010. № 5. С. 56-58.
3. Волков А.А. «Преподаватель НИУ МГСУ» должно звучать гордо // Строительные кадры. 2016. № 2. С. 2-7.
4. Крылова Л.М. Инновационные технологии в образовательном процессе // Совершенствование системы физического воспитания в вузе: Сб. материалов НПК МГСУ. М., Вып. 5. С. 6-11.
5. Крылова Л.М., Лазарева Е.А. Самостоятельная работа студентов МГСУ // Актуальные вопросы физического воспитания и спорта: сб. статей учебно-методической и научно-практической Всероссийской конференции. М., 2014. Вып. 7. С. 66-73.
6. Крылова Л.М., Бумарскова Н.Н. Индивидуальная программа оздоровления // Физическая культура и спорт в вузе на современном этапе // Сб. научно-методических материалов конференции кафедры физического воспитания и спорта. М., 2008. С. 37-42.
7. Крылова Л.М., Никишкин В.А. Преподавание физической культуры в МГСУ // Спорт и туризм: Администрирование и развитие: Материалы международной НПК, г. Калининград (Россия), 10-13 декабря 2014 г. Варшава, 2015. С. 144-150.
8. Крылова Л.М., Савкив Т.Г., Чайковская О.Е. Результаты обследования студентов бизнес-лагеря // Физическая культура и спорт в вузе на современном этапе: Сб. научно-методических материалов конференции кафедры физического воспитания и спорта. М., 2008. Вып. 1. С. 37-48.
9. Никишкин В.А, Крылова Л.М. Актуальность в деятельности кафедр физического воспитания // Физическая культура и спорт в вузе на современном этапе организации и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Сб. научно-методических материалов конференции кафедр физического воспитания и спорта ассоциации строительных вузов. М., 2009. Вып. 1. С. 7-14.
10. Никишкин В.А., Крылова Л.М. Новая программа учебной дисциплины «Физическая культура» // Проблемы совершенствования физического воспитания студентов: Материалы международной научно-методической конференции. М., 2012. С. 33-46.
11. Ульянов Д.А. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 40-48.
12. Филимонова С.И. Мониторинг особенностей управления пространством физической культуры и спорта в вузах строительного профиля // Физическая культура и спорт в вузе на современном этапе: Сб. научно-методических материалов конференции кафедры физического воспитания и спорта. М., 2008. Вып. 1. С. 53-61.
13. Фролов А.Ф., Литвинов В.А. Проблемы повышения качества физического воспитания студентов в технических вузах // Физическая культура и спорт
в вузе на современном этапе организации и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Сб. научно-методических материалов конференции кафедр физического воспитания и спорта ассоциации строительных вузов. М., 2009. Вып. 2. С. 7-15.
о §
¡± о
го Ср ч о
ш о
Е.А. Рассолова
Моделирование профессиональных ситуаций как фактор активизации усвоения правовых знаний студентов
В статье рассмотрены вопросы расширения, углубления и систематизации правовых знаний у выпускников высших учебных заведений. Автором предлагается в учебно-воспитательном процессе использовать моделирование профессиональных ситуаций, построенных с учетом не только результата обучения, но и правового решения профессиональных задач.
Ключевые слова: правовая компетентность студентов, моделирование профессиональных ситуаций, формирование правовой культуры, знание и понимание права, ценность правового поведения личности.
В качестве одной из главных составляющих гуманитаризации профессионального образования является правовое воспитание и образование молодежи, которое должно не только развивать у каждого человека потребность в освоении знаний о своих гражданских правах, но и пробуждать чувство собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, культуры. С другой стороны, важно формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обязанностей в современных условиях многообразия форм собственности, постоянно усложняющихся налоговой политики, трудовых отношений и др. [3].
Важность и необходимость правовой подготовки специалистов современного гуманитарного вуза следует отнести к категории социального