УДК 796.323.2
динамика уровня физической и технической подготовленности студентов вузов арабских стран при внеакадемических занятиях баскетболом
Т. Алалвани, аспирант,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161.
Представлены результаты изменения уровня физической и технической подготовленности студентов при межсессионных занятиях баскетболом в вузовской секции.
Результаты контент-анализа учебных программ по физической культуре свидетельствуют о большом парциальном вкладе спортивных игр, в частности баскетбола, в общее время занятий. Небольшой объем часов, выделяемый на обучение баскетболу в 1-6 семестрах, и отсутствие его в учебных планах в 7 и 8 семестрах свидетельствует о необходимости разработки эффективных внеучебных (секционных) тренировочных вариантов занятий.
Недостаточная эффективность традиционного процесса физического воспитания студентов выразилась в менее 20 % отличных оценок при тестировании и около 40 % удовлетворительных, что свидетельствует о необходимости повышения их физических кондиций.
В разработанной программе внеакадемические занятия баскетболом со студентами, проводимые в течение семестра, представляют собой макроцикл продолжительностью 3,5-4 месяца, состоящий из трех этапов: общеподготовительного, специаль-ноподготовительного и предсоревновательного с длительностью каждого от одного до полутора месяцев.
высокая эффективность разработанной программы внеакадемических занятий баскетболом по сравнению с традиционной выразилась в достоверном улучшении 83 % изучаемых показателей физической подготовленности.
Кроме того, за 3,5 месяца тренировок в контрольной группе достоверно улучшились 25 % рассматриваемых показателей, а в экспериментальной - вся батарея из четырех анализируемых
критериев технической подготовленности.
Исследовательский материал свидетельствует о заметном преимуществе разработанной тренировочной программы вне-академических занятий баскетболом по сравнению с традиционной по параметрам физической и технической подготовленности спортсменов-студентов.
Ключевые слова: студенты; баскетбол; внеакадемические занятия; физическая; техническая подготовленность.
Введение. Серьезные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах жизни общества (глобализация многих социальных процессов, межконфессиональная напряженность, мировой экономический кризис и т. д.), в том числе и в системе высшего образования, актуализируют проблему совершенствования организации и содержания физического воспитания студентов [1].
Обучение в вузах в современных условиях связано с выполнением большой учебной нагрузки, которая требует значительного напряжения систем и функций всего организма, приводящего зачастую к снижению уровня здоровья будущих специалистов.
Реализация существующих программ по физическому воспитанию в вузах не всегда дает ожидаемый положительный эффект, так как жизнедеятельность сегодняшнего студента (особенно в технических высших учебных заведениях) характеризуется возрастающим объемом обработки и усвоения информации, хронической нехваткой времени, низкой двигательной активностью и т. д.
Изложенное выше заставляет преподавателей разрабатывать новые формы и методы организации физ-культурно-спортивной жизни студентов, изучать мотивы и потребности юношей и девушек в различных видах двигательной активности, разрабатывать эффек-
тивные варианты их использования в академических и внеакадемических формах занятий [2].
Особенности современного развития вузовских образовательных процессов, отмеченные выше, наблюдаются и в арабских странах как части мирового сообщества.
В арабском мире ситуация усугубляется многолетними экономическими потрясениями и войнами, усиливающими тенденции деградации народонаселения этого региона, проявляющиеся, в частности, в ухудшении здоровья и снижении уровня физического развития людей.
Несмотря на сложную геополитическую обстановку и «оранжевые революции» в Египте и Ливии 2010-2011 года, гражданскую войну в Сирии 2012 года, арабские государства предпринимают большие усилия по нормализации жизни и развитию различных отраслей народного хозяйства в странах региона [4].
Анкетирование 190 юношей 1-4 курсов различных факультетов Тишринского университета (Сирия), проведенное Т. М. Алалвани в 2012 году, позволило выявить, что баскетбол наиболее популярен у студентов этого вуза. Ему отдали предпочтение 72 человека, или 38 % опрошенных, причем свыше 85 % респондентов (162 человека) уверены в том, что регулярные занятия баскетболом улучшают физическое состояние, а это свидетельствует о целесообразности разработки эффективных вариантов тренировок по данному виду спорта.
Таким образом, результаты контент-анализа учебных программ по физической культуре различных вузов стран арабского региона свидетельствуют о большом парциальном вкладе спортивных игр, в частности баскетбола, в общее время занятий. Сравнительно небольшой объем часов, выделяемых на обучение баскетболу в 1-6 семестрах, и отсутствие его в учебных планах в 7 и 8 семестрах свидетельствует о необходимости разработки эффективных внеучебных (секционных) тренировочных вариантов занятий этим популярным видом спорта.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось в 2013-2014 годах на базе Вавилонского университета (Ирак). В нем принимали участие 30 студентов 1-4 курсов различных факультетов, занимавшихся баскетболом в вузовской секции. Возраст испытуемых от 18 до 22 лет, спортивная квалификация - 2-3 разряды.
Физическая подготовленность студентов-баскетболистов определялась по результатам выполнения шести, техническая - четырех общепринятых, метрологически проверенных тестов [5].
Определение значений и различий статистических характеристик осуществлялось общепринятыми методами [3].
Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ традиционного процесса физического воспитания студентов выявил его недостаточную результативность, выразившуюся в том, что доля отличных
оценок при выполнении отдельных тестов колебалась от 8,3 % (метание медицинбола и прыжок вверх с места) до 41,7 % (бег 1500 м), в среднем по всему массиву результатов тестирования составляя 16,7 %.
На «хорошо» выполнили отдельные тесты от 25 % (сгибание - разгибание туловища) до 75 % (бег на 100 м) студентов при среднегрупповом значении этого интегрального критерия - 44,5 %.
Доля удовлетворительных результатов колебалась от 25 % (прыжок вверх с места и бег 100 м ) до 75 % (сгибание - разгибание рук в упоре лежа ), в среднем по группе составляя 38,8 %.
Таким образом, наличие менее 20 % отличных результатов и около 40 % удовлетворительных оценок свидетельствует о необходимости повышения уровня физических кондиций студентов. Тем более что речь идет о студентах-баскетболистах, то есть о тех юношах, которые наряду с академическими занятиями физической культурой занимаются в вузовской секции.
Кроме того, при традиционных занятиях баскетболом выполнение штрафных и дистанционных бросков (серии по 10 бросков в каждом тесте) колебалось в группе соответственно от 4 до 8 и от 2 до 7 попаданий. Среднегрупповые значения составляют 6,1±1,30 попадания (штрафные броски) и 4,6±1,09 попадания (дистанционные броски). Очевидна необходимость повышения результативности бросков мяча в кольцо.
Оптимизация двигательной активности арабских студентов, предпочитающих заниматься баскетболом в вузовской секции, видится в следующем:
а) сохраняя существующую структуру и содержание академических занятий, перенести акцент на разработку инноваций для внеакадемического тренировочного процесса по баскетболу;
б) разработать семестровый микро- и мезоцикло-вый план спортивной подготовки по баскетболу, учитывающий закономерности формирования спортивной формы;
в) в составе используемых средств занятий увеличить на 15-20 % долю упражнений смешанной и анаэробной направленности;
г) модернизировать физическую подготовку, разделив её на общую и специальную, а также проводя отдельные специализированные занятия в этом направлении;
д) в общем времени занятий баскетболом больше (на 20-25 %) уделять внимания технико-тактической подготовке, сократив спарринги во время тренировок.
В разработанной программе внеакадемические занятия баскетболом со студентами, проводимые в течение семестра, представляют собой макроцикл продолжительностью 3,5-4 месяца, состоящий из трех этапов: общеподготовительного, специальноподготовитель-ного и предсоревновательного с длительностью каждого от одного до полутора месяцев.
Соотношение объемов часов, затрачиваемых на различные виды подготовки на отдельных этапах и в целом за весь тренировочный период, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объем часов, затрачиваемых студентами на различные виды подготовки и их соотношение в процессе
семестровых, внеакадемических занятий баскетболом
№ п/п Период, этапы, N. объемы и \соотношение N. занятий Виды подготовки Этапы занятий Семестровый период занятий 04.02. - 26.05.2013
общеподготовительный 04.02 - 17.03.2013 специально-подготовительный 18.03 - 28.04.2013 предсоревнова- тельный 29.04 - 26.05.2013
кол-во часов соотношение часов (%) кол-во часов соотношение часов (%) кол-во часов соотношение часов (%) кол-во часов соотношение часов (%)
1 Общая физическая 11 30,5 6 16,7 1 4,2 18 18,8
2 Специальная физическая 5 13,9 11 30,5 4 16,7 20 20,8
3 Техническая 8 22,2 8 22,2 6 25,0 22 22,9
4 Тактическая 3 8,3 3 8,3 4 16,7 10 10,4
5 Психологическая 1 2,8 1 2,8 1 4,2 3 3,1
6 Теоретическая 1 2,8 1 2,8 1 4,2 3 3,1
7 Игровая (учебные, контрольные, календарные игры) 5 13,9 6 16,7 5 20,7 16 16,7
8 Контрольные испытания 2 5,6 - - 2 8,3 4 4,2
Всего часов 36 100,0 36 100,0 24 100,0 96 100,0
Таблица 2
Результаты выполнения тестов по физической подготовке студентами-баскетболистами контрольной
и экспериментальной групп (февраль, май 2013 года)
№ п/п Группы, результаты Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа 1
февраль .=Т= 5* май ± 5х февраль .=Т= 5* май ± 5х 3,5 3,4 5,6 4,6
1 Метание набивного мяча 1 кг (м) 13,3±1,5 13,9±1,5 13,4±1,1 14,4±1,2 0,11 2,34 2,46 1,88
2 Прыжок вверх с места (см) 45,4±2,6 46,3±2,1 45,9±3,4 49,7±2,4 0,48 1,08 3,51 4,16
3 Бег на 100 м (с) 12,9±0,3 12,8±0,3 12,8±0,8 12,4±0,3 0,54 0,95 3,06 3,29
4 Бег на 1500 м (мин) 6,2±0,3 6,1±0,3 6,1±0,3 5,7±0,3 0,77 0,91 3,66 4,39
5 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество) 19,5±2,5 20,2±2,1 21,8±6,1 25,9±4,9 1,37 0,88 2,03 4,13
6 Сгибание и разгибание туловища из положения лежа (количество) 32,8±4,04 34,5±3,4 37,3±5,4 41,4±4,8 2,56 1,27 2,22 4,54
Примечание: необходимые значения 1=2,13 (при Р<0,05), 2,94 (при Р<0,01), 4,07 (при Р<0,01).
Сведения об уровне физической подготовленности студентов-баскетболистов контрольной и экспериментальной групп, а также об её динамике в процессе межсессионных тренировок приводятся в таблице 2.
Как следует из приведенных результатов, исходный уровень физической подготовленности юных баскетболистов из экспериментальной и контрольной групп достоверно отличался (1=2,56, Р<0,05) по одному показателю из шести (16,7 % изменений) - сгибание и разгибание туловища из положения лежа, что свидетельствует об их относительной однородности.
Занятия по традиционной программе оказали незначительное положительное влияние на критерии физической подготовленности баскетболистов-студентов, о чем свидетельствует достоверное улучшение по одному из них - метание медицинбола 1 кг, что составляет свыше 15 % от объема тестирований.
Тренировки в межсессионный период по разработанной программе оказали существенное влияние на уровень физической подготовленности баскетболистов экспериментальной группы. Так, за 3,5 месяца тренировок пять показателей из шести улучшились
Таблица 3
Результаты выполнения тестов по технической подготовке студентами-баскетболистами контрольной и
экспериментальной групп (февраль, май 2013 года)
№ Группы, результаты Контрольная группа Экспериментальная группа 1
п/п Показатели февраль И± 5х май 1 + 5* февраль $х май И± 5х 3,5 3,4 5,6 4,6
1 Штрафные броски (из 10) (количество) 5,87±1,06 6,6±1,06 7,3±1,03 6,01±1,22 0,49 2,53 3,93 2,77
2 Дистанционные броски (из 10) (количество) 4,47±1,13 4,5±0,99 5,0±0,85 3,93±0,79 1,49 0,72 5,79 2,30
3 Перемещение в защитной стойке 3 х 5 м (с) 8,75±0,12 8,7±0,11 8,5±0,19 8,71±0,19 0,69 2,02 5,36 6,58
4 Передача мяча в стену за 30 секунд (количество) 27,6±2,38 28,5±2,59 30,5±3,20 28,07±3,24 0,45 1,24 3,22 3,16
Примечание: необходимые значения 1= 2,13 (при Р<0,05), 2,94 (при Р<0,01), 4,07 (при Р<0,001).
достоверно (1=2,22-3,66, Р<0,05-0,01), что составляет свыше 83 % от всего цифрового массива результатов обследований.
Аналогичное отличие результатов отмечалось в мае 2013 года при итоговом тестировании баскетболистов контрольной и экспериментальной групп. Представители экспериментальной группы по пяти изучаемым параметрам физической подготовленности из шести (83,3 %) стали достоверно превосходить своих сверстников из контрольной группы.
Результаты, показанные баскетболистами из контрольной и экспериментальной групп при выполнении тестов, характеризующих уровень технической подготовленности спортсменов, приводятся в таблице 3.
Как следует из таблицы 3, при исходном тестировании представители контрольной и экспериментальной групп показали примерно одинаковые, достоверно не отличающиеся результаты, что свидетельствует об их однородности в плане технической подготовленности.
За 3,5 месяца тренировок в контрольной группе достоверно улучшились 25 % рассматриваемых показателей, а в экспериментальной - вся батарея из четырех анализируемых критериев технической подготовленности.
Также по всем показателям баскетболисты экспериментальной группы стали достоверно превосходить своих сверстников из контрольной группы при итоговом тестировании в мае 2013 года (1=2,30-6,58; при Р<0,05-0,001).
Приведенный выше исследовательский материал свидетельствует о заметном преимуществе разработанной тренировочной программы внеакадемических занятий баскетболом по сравнению с традиционной по параметрам физической и технической подготовленности спортсменов-студентов.
Заключение. Таким образом, разработка и реализация семестровой, 96-часовой программы внеакадемических занятий баскетболом студентов вузов арабских стран позволила прояснить следующее:
1. Основанием для разработки программы межсессионных внеакадемических занятий баскетболом служат значительные неиспользуемые резервы традиционного тренировочно-соревновательного процесса.
2. Важным условием успешной разработки семестровой программы внеакадемических занятий баскетболом является соблюдение некоторых общих положений:
- соответствие последовательности внеакадемиче-ских занятий баскетболом логике учебного процесса в вузе и удовлетворению основных потребностей студентов в игровой двигательной активности;
- повышенные требования к уровню развития физических кондиций и технико-тактической подготовленности занимающихся;
- сочетание тренировочного процесса с профилактическими и реабилитационными мероприятиями.
3. Мезо- и микроцикловая структура разработанной межсессионной подготовки студентов-баскетболистов включает три тренировочных этапа (обще- и специаль-ноподготовительный, а также предсоревновательный), состоящих (каждый) из двух мезоциклов продолжительностью 2-3 недели. Каждый мезоцикл включает в себя 2-3 недельных микроцикла (втягивающих, ударных, восстановительных и т. д.), последовательность которых соответствует логике процесса спортивной подготовки.
4. В тренировочном процессе стало использоваться в 1,5 раза больше упражнений анаэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности при постепенном увеличении их доли до 54,4 % от общего времени занятий.
Реализация разработанной семестровой программы внеакадемических занятий баскетболом, включающей комплекс из 6 инноваций, вызвала более выраженную ответную реакцию по критериям физической и технической подготовленности спортсменов, что дает основание для ее использования в процессе физического воспитания студентов вузов арабских стран.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - М.: КНОРУС, 2012. - 240 с.
2. Губа В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Порфе-нов. - М.: Советский спорт, 2008. - 206 с.
3. Денисова Л. В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: учебное пособие для вузов / Л. В. Денисова, И. В. Хмельницкая, Л. А. Харченко. - К.: Олимп. л-ра, 2008. - 127 с.
4. Ламия Аль-Диван Эффективные методы изучения физического воспитания / Аль-Диван Ламия. - Дом арабской мысли, 2001. - 155 с.
5. Popovich G. Compete conditioning for basketball / G. Popovich, B. Foran, R. Round. - USA.: Human Kinetits, 2007. - 205 p.
dynamics of physical and technical preparedness level of high school students from arab countres in non-academic basketball classes
T. Alalvany, Post-graduate student
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str, 161
The changes results in the level of physical and technical preparedness of students during intersessional basketball practice in a high school section are presented. The content analysis results of physical training programs shows big partial contribution of basketball in total practice time.
A small amount of hours given for basketball in semesters 1-6 and its absence in the curriculum in semesters 7-8, demonstrate the need for development of effective non-curricular (sectional) training options of practice.
Lack of effectiveness of the traditional students' physical education process has resulted in at least 20% of excellent marks during testing and about 40% of satisfactory ones, reflecting the need for improvement of their physical condition.
In the developed non-academic basketball training program with students during the semester is a macrocycle of 3,5-4 months duration, consisting of three phases -general preparatory, special preparatory and precompeti-tive with the duration of each one within 6 weeks.
High efficiency of the developed non-academic basketball training program in comparison with the traditional one showed significant improvement of 83% of the studied parameters of physical preparedness.
In addition: during 3,5 months of training 25% of the considered metrics significantly improved in the control group, in the experimental - all four of the analyzed criteria of technical preparedness.
Key words: students, basketball, non-academic classes, physical and technical preparedness.
References
1. Vilenskii M. Ia., Gorshkov A. G. Fizicheskaia kul'tura i zdorovyi obraz zhizni studenta [Physical culture and healthy lifestyle of the student] Moscow, KNORUS, 2012, 240 p. (in Russian).
2. Guba V. P., Morozov O. S., Porfenov V. V. Nauchno-prak-ticheskie i metodicheskie osnovy fizicheskogo vospitaniia uchashcheisia molodezhi [Scientific and practical and methodical bases of physical training of the studying youth. Moscow, Sovetskii sport, 2008, 206 p.
3. Denisova L. V., Khmel'nitskaia I. V., Kharchenko L. A. Iz-mereniia i metody matematicheskoi statistiki v fiziches-kom vospitanii i sporte [Measurements and methods of mathematical statistics in physical training and sport]. K.: Olimpiiskaia literatura [Olympic literature], 2008, 127 p.
4. Lamiia Al'-Divan. Effektivnye metody izucheniia fizicheskogo vospitaniia [Effective methods of studying of physical training]. Dom arabskoi mysli, 2001, 155 p.
5. Popovich G., Foran B., Round. R. Compete Conditioning for Basketball. USA.: Human Kinetits, 2007, 205 p.