Мавкеи назариявй ва методологии модели бахисобгирй-тахлилии харочот ва даромад дар интихоби мантикии низомхо ва принсипхои ба хам алокаманди бахисобгирй нигаронида шуда, барои расидан ба максадхои бунёдй мусоидат менамояд. Фахмиши амалияи муосири корхои бахисобгирй-тахлилй имкони медихад, ки методика ва методологияи таъминоти бахисобгирй-тахлилии чанбахои асосии модел такмил дода шаванд. Бинобар ин, дар модели функсионалии пешниходшудаи таъминоти бахисобгирй-тахлилии харочот ва даромад дар корхонахои сайёхй, накши мухимро таъминоти методологй мебозад.
Хулоса. Мухимтарин чузъи модели пешниходшуда истифодабарии хисоби харочотии
"Махсулоти сайёхй" мебошад, ки дар он чамъи харочоти ташаккулдихандаи арзиши аслии хар як намуди махсулоти сайёхй инъикос гардида, дар фаркият аз дигар сохахо хисоби мазкур ифодаи чисмонй- моддиро надорад.
Модели пешниходшудаи харочот, ташаккулёбии махсулоти сайёхй, даромад ва муайян намудани натичаи молиявй, вобаста ба фаъолияти гунгунчабхаи корхонахои сайёхй, дар асоси тавсифномаи сохавй, фаъолияти пурсамари корхонаи сайёхиро таъмин менамояд ва истифодабарии амалии он барои дуруст ба хисоб гирифтани харочот, даромад, инчунин гирифтани фоидаи максималй мусоидат менамояд.
АДАБИЁТ:
1. Гаррисон Р., Норин Э., Брюэр П. Управленческий учет. 12-е изд. / Пер. с англ, под ред. М. А. Карлика. — СПб.: Питер, 2010. — 592 с.- C.365
2. Ковалев А. Е. Значение моделирования в бухгалтерском учете для информационного обеспечения управленческих решений // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16, № 4. - С. 120-130.
3. Кридахои намунавии хисобкунии арзиши аслии мол (кор, хизматрасонй), Кдрори Хукумаи Ч,умхурии Точикистон, № 505, аз 28 октябри соли 2023
4. Соколов Я.В. Моделирование и его роль в бухгалтерском учете.// Бухгалтерский учет. - 2001. - № 6. - С. 3-8
5. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.- С. 125
6. Colantoni C. S., Manes R. P. A Unified Approach to the Theory of Accounting and Information Systems» // Whinston The Accounting Review. 1971. Vol. 46. № 1.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Рахимов Саидалй Холович - номзади илмхои иктисодй, дотсенти кафедраи бахисобгирии мухосибй ва аудити Донишгохи байналмилалии сайёхй ва сохибкории Точикистон, Нишонй: 734055, Ч,умхурии Точикистон, ш. Душанбе, хиёбони. Борбад, 48/5. E-mail: [email protected], Тел.: (+992) 935041740
Информация об авторе:
Рахимов Саидали Холович - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Международного университета туризма и предпринимательства Таджикистана, Адрес: 734055, Республика Таджикистан, город Душанбе, проспект Борбад, 48/5. E-mail: [email protected], Тел: (+992) 935041740
Information about the author:
Rakhimov Saidali Kholovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Auditing at the International University of Tourism and Entrepreneurship of Tajikistan, Address: 734055, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Borbad Avenue, 48/5. E-mail: [email protected], Tel: (+992) 935041740
УДК 339.9 (У) 52
ЭФФЕКТИВНАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Каримова Муаззамахон Исматуллоевна
Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты налоговой политики национальной экономики. Наиболее эффективная налоговая система является основой решения ряда социально-экономических задач, как в отраслях и сферах, так и в национальном хозяйстве.
Отмечено, что отечественная налоговая система на данном этапе является не самым эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности. Констатируется, что необходимо вводить и активно развивать новые факторы экономического роста в национальной экономике. Стратегической задачей государства по налоговой системы страны, состоят из создания благоприятной среды для обеспечения эффективного производства и инвестиций, а также, стимулирования производственных процессов.
Не освоения вышеуказанных задач, может привести к нарушению стабильности и снижению, как экономической активности, так и его развития на текущем этапе.
Ключевые слова: эффективность, налоги, государство, финансовая система, стабильность, макроэкономика, стратегия.
Для цитирования: Каримова, М. И. Эффективная налоговая система как основа повышения конкурентоспособности финансовых институтов национальной экономики / М. И. Каримова // Финансово-экономический вестник. - 2024. - № 2(41). - С. 74-82.
AN EFFICIENT TAX SYSTEM AS A BASIS FOR INCREASING THE COMPETITIVENESS OF FINANCIAL INSTITUTIONS OF THE NATIONAL ECONOMY
Karimova Muazzamakhon Ismatulloevna
Annotation. This article examines some aspects of the tax policy of the national economy. The most effective tax system is the basis for solving a number of socio-economic problems, both in industries and areas, and in the national economy.
It is noted that the domestic tax system at this stage is not the most effective tool for ensuring economic security. It is stated that it is necessary to introduce and actively develop new factors of economic growth in the national economy.
The strategic task of the state regarding the country's tax system consists of creating a favorable environment to ensure efficient production and investment, as well as stimulating production processes. Failure to master the above tasks can lead to disruption of stability and a decrease in both economic activity and its development at the current stage.
Keywords: efficiency, taxes, state, financial system, stability, macroeconomics, strategy.
САМАРАНОКИИ НИЗОМИ АНДОЗ ХДМЧУН АСОСИ БАЛАНДБАРДОРИИ РА^ОБАТПАЗИИ НИХ ОДИ МОЛИЯВЙ ДАР И^ТИСОДИЁТИ МИЛЛЙ
Каримова Муаззамахон Исматуллоевна
Аннотатсия. Дар ин ма ;ола баъзе чанбадои сиёсати андози и;тисоди миллй баррас й мешавад. Низоми самарабахштарини андоз асоси далли як ;атор муаммодои и чтимоию и;тисод й чи дар соха дои мита ;а дои саноат ва чи дар хо чагии хал; мебошад. Гуфта мешавад, ки низоми андози до дилй дар ин мар дила воситаи муассиртарин барои таъмини амнияти и;тисодй нест.
Кайд карда мешавад, ки омилдои нави афзоиши и ;тисодиётро дар хо чагии хал; чорй кардан ва фаъолона инкишоф додан зарур аст.
Вазифаи стратегии давлат дар робита ба низоми андози кишвар аз фаро дам овардани шароити мусоид барои таъмини самаранокии истедсолот ва сармоягузорй, инчунин давасмандгардонии раванддои истедсолй иборат аст.
Азхуд накардани вазифа дои дар боло зикршуда метавонад боиси вайрон шудани субот ва паст шудани дам фаъолияти и ;тисоди ва дам рушди он дар мар дилаи дозира мегардад. Калидвожа^о: самаранок й, андоз до, давлат, низоми молиявй, субот, макрои;тисод, стратегия.
Постановка проблемы. На текущем стабильности определяется свойственными этапе развития, формирование материальных и сторонами социально-экономического
других ресурсов, а также их эффективное процесса не только в национальной экономике, использование с точки зрения финансовой но и в отдельных отраслях хозяйства.
75
В условиях углубления экономических реформ финансовые ресурсы раскрывают необходимость новых граней социально-экономического развития и роста хозяйственных отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых потребностей и использования финансовых ресурсов.
При прочих равных условиях, формирование финансовой необходимости, т.е. объемы и структура привлеченных финансовых ресурсов, определяются фискальной политикой и структурой налоговой системы. По этой причине налоговая система, её форма и структура разрабатываются, с учетом потребностей общества в финансовых ресурсах. Также известно, что налоговая система считается одним из основных правил устойчивого развития экономики.
Анализ последних исследований и публикаций. Значительный вклад в становление эффективной налоговой системе для повышения конкурентоспособности финансовых институтов оказали ряд зарубежные и отечественные учёные.
Так, амереканский учёный Дж. Стиглиц назвал фискальный процесс как экономическую эффективность повышающий конкурентоспособность отрасли и одной из важных характеристик, необходимое для любой налоговой системы, отметив, что они могут быть искажены, а также отражать эффект воздействия без искажений. По его мнению, экономические показатели
отражаются в том, что " при эффективном распределении ресурсов - налоговая система не должна противоречить потокам денежных средств в казну и тем самым систематизировать конкурентные
преимущества." [7, с. 369].
Другой отечественный ученый, С.Х. Хамидова рассматривая проблемы налоговую политики в национальной экономике, утверждает, что помимо финансовых потоков она виляет на макроэкономический уровень развития, и несомненно влияет на процессы конкуренции. При этом, изучая эти вопросы, целесообразно проводить в разрезе определенных отраслях экономики особенно, реального сектора экономики страны. [9]
В целом, мы считаем, что на текущем этапе развития, экономическая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для повышения активности предпринимателей,
вместе с тем ускоряют процессы конкуренции в отраслях хозяйства.
Цель данной статьи заключается в том, что для активного проникновения в глобальные мирохозяйства национальной экономики, с точки зрения
институционального характера, так и инновационно-инфраструктурного аспекта, роль и значения эффективных налоговой политики в формировании и повышений конкурентоспособности рыночных
институтов, что в последнее время стала актуальной для экономики Таджикистана.
Поэтому целью статьи является исследование сущности, особенностей, функций и теоретико-практические подходы к определению эффективности налоговой политики в развитии социально-экономических процессах путём повышения конкурентоспособности финансовых
институтов в национальной экономике.
Достижение цели связано с решением следующих задач: - обосновать теоретическую и практическую роль повышения конкурентоспособности финансовых
институтов; - провести сравнительный теоретический анализ показателей
конкурентоспособности финансовых
институтов; - изучить трансформацию процессов моделей рыночной экономики Таджикистана, происходящую под влиянием институциональных преобразований; -выявить и структурировать налоговые особенности в социальной рыночной экономике Таджикистана; определить преимущества и недостатки налоговой политики при повышения
конкурентоспособности финансовых
институтов.
Изложение основного материала. Экономочиеские реформы проводимые в стране, во многом способствуют для эффективных воздействии развития отраслей и сфер хозяйства. В этом аспекте социальные направления экономики республики, служат основным фактором, который определяет особенности, имеющиеся, в сущности, налоговой политики.
Общеизвестно, что налоговая политика направлена на совершенствование механизмов экономики, а эффективность налоговой политики определяется по бесперебойности производства, ускорению экономического роста и по улучшению социального положения населения.
Основные задачи налоговой системы страны состоят из необходимости:
- во-первых, создания благоприятной среды для обеспечения эффективного производства и инвестиций, а также для повышения доходов и занятости;
- во-вторых, привлечения налоговых поступлений в бюджет;
- в - третьих, стимулирования производственных процессов.
В качестве одной из частей фискальной политики налоговая политика проявляется в налоговых видах, в объектах
налогообложения, и в определении налоговых льгот. Все эти размеры должны регулироваться со стороны государства для того, чтобы денежные средства, поступившие в бюджет, за счет налогообложения, обеспечивали финансирование стратегических задач социально-экономических программ страны. Однако здесь ощущается противоречивость налогов и всей фискальной политики, так как чем выше налоговая тяжесть, тем ниже экономическая активность хозяйственных субъектов, а значит, снижается объем производимой продукции и нет основания для сбора и налогообложения.
Налоговая политика государства связана не только с денежными поступлениями в бюджет, но и с инвестиционной политикой. Государство, регулируя налоговую политику, предоставляет налоговые льготы, стимулирует или придерживает некоторые
производственные отрасли, а именно оказывает решающее влияние на обеспечение и поддержание макроэкономической
стабильности.
Таким образом, государственная политика затрат предполагает направлять бюджетные средства на удовлетворение требований государственного сектора и осуществление социальных программ. Оба эти направления имеют значение для осуществления «таджикской модели» социально-экономической направленности рыночной экономики. Так как известно, что обеспечение реформ самыми основными нормативно-правовыми факторами
направлениями, считается, ведущей роли государства, как в законодательном аспекте, осуществления сильной социальной политики, так и сопутствовать увеличения либерализованной политики доходов в стране.
Соответственно, политика
государственных доходов должна
осуществляться исходя из денежных поступлений потенциальных источников, имеющихся в государственном бюджете, и учитывать ограниченные возможности средств
при использовании этих источников. Известно, что превышение затрат над денежными поступлениями является причиной нарушения стабильности и экономического развития: в итоге, может израсходоваться запас средств, направляемых на погашение государственного бюджета. Так как государственный бюджет обычно
накапливается за счет налогов, а политика формирования доходов взаимосвязывается с налоговой политикой.
Именно по этой причине налоговая политика, нашей страны связана не только с денежными поступлениями в бюджет, но и с политикой капиталовложения.
Особенностью осуществления
налоговой политики в Республики Таджикистан, является безостановочное совершенствование и углубление
экономических реформ.
В Таджикистане при осуществлении налоговой системы, внедрение этих принципов происходило в несколько этапов в соответствии с общим макроэкономическим положением.
Начальный этап утвержденной налоговой системы совпал с первым этапом экономических реформ (90-е годы XX века 1991-2000 гг.). В этот период для экономической ситуации была характерен, во-первых, уровень сельхозпроизводства, во-вторых, дефицит в государственной финансовой отрасли. Основной задачей реформ налоговой системы, стало обеспечение бюджетной стабильности, и сохранение её социального направления. [4, с. 137]
Надо отдельно отметить, что введение НДС упрочило доходные поступления в государственный бюджет, а также привело к появлению надежного источника в казну.
С целью обеспечения финансовой стабильности в республике в начале реформ, кроме налога на добавленную стоимость, были введены и другие виды налогов, такие как:
- акцизный налог (средняя ставка 15%);
- налог на товары, вывозимые за пределы страны (в сфере экспорта и импорта 12%);
- налоги, облагаемые с прибыли предприятий (по отраслям национальной экономики с 12% до 18%);
- налог с коммерческих организаций
(25%).
Вместе с тем, предполагались большие льготы при налогообложении новых и совместных предприятий и иностранные инвестиционные вливания.
В сфере налогообложения для физических лиц также были положительные изменения. Подоходный налог стал учитываться по принципу роста налоговой ставки, т.е. пропорциональной, на основе совокупного годового дохода.
На сегодняшний день высокая ставка прямых и косвенных налогов, введение новых видов налогов приводит к росту себестоимости товаров, к увеличению долгов между хозяйственными субъектами, а также к тому, что налоги теряют свою стимулирующую роль. Так, в середине 2000 годов в стране более 22% доходов предприятий и организаций были переведены в бюджетно-дотационное положение. Высокие налоги ограничивают возможность предприятий расширить свою деятельность и переоборудовать. [10. ^ 31]
Возникает объективная необходимость в уменьшении налогового бремени и совершенствовании структуры налоговых органов для увеличения стимулирующей роли налогов в экономической деятельности.
Усиление стимулирующей роли прямых налогов, окажет положительно на инвестиционную деятельность, как для предпринимательства при создании
финансовой инфраструктуры, так и, влияние прямых налогов на рост объема продукции экспортоёмкости, национальных
производителей.
Предполагается также усиление фискальных задач налогов, собираемых с физических лиц, с природных ресурсов и имущества.
Налоговая система стала
совершенствоваться на втором этапе реформирования.
Основное внимание было уделено следующим задачам:
- унификации налогов и сокращению их многочисленности от 24 до 18 видов;
- переводу бремени косвенных налогов на налоги с ресурсов и имущества;
- осуществлению мер по защите производителей национальных товаров;
- уточнению налоговых ставок и совершенствованию их принципов и методов;
- изменению функциональной роли и порядка налогообложения с добавленной стоимости;
- использованию налоговой системы для стимулирования развития отдельных отраслей национальной экономики (в основном отрасли сельского хозяйства и производства товаров массового потребления).
В процессе унификации был ликвидирован ряд налогов с сырьевых ресурсов и с доходов лесных и сельских хозяйств. Был остановлен отбор 20% от амортизационных отчислений в бюджет.
Одновременно были расширены отрасли внедрения акцизных налогов, в результате чего их доля в государственном бюджете достигла до 17%. [10, ^ 36]
Увеличился налог на использование природных ресурсов (вода, недра, уголь и т.д.), расширился налог на землю, был введен налог на пользование полезными ископаемыми. В результате увеличились поступления в бюджет по ресурсным налогам, и их объем в период 2005-2008 годов достиг отметки выше 1,5 -2%. [2]
А 2007-й год стал переломным в национальной экономике, т.е. стал годом оздоровления и упрочнения экономики.
Снизились темпы инфляции, дефицит государственного бюджета снизился на 2,2%. Это создало благоприятные условия для совершенствования налоговой системы. В 2009 году были снижены ставки по двум видам налогов. Во-первых, налоговая ставка на добавленную стоимость уменьшилась с 22% до 18%, во-вторых, ставка подоходного налога стала пропорциональной. Здесь были сокращены некоторые налоговые льготы.
Одновременно стал
совершенствоваться механизм деятельности налоговых органов Республики Таджикистан.
К тому же, с 2000 по 2008 год только количество юридических лиц увеличилось с 6,8 тысячи до 18,7 тысячи. [7, ^ 162]
В 2009-2010 годах, в период мирового и экономического кризиса, была утверждена новая налоговая система и вошел в силу новый налоговый кодекс республики.
В 2009 году продолжилось сокращение налоговых ставок. Объявленный курс Программы правительства РТ «200 дней реформ для преодоления кризиса» дал свой эффективный результат. В частности, НДС снизился до 18%, ставка подоходного налога осталось без изменения в отметке 13%, а по продуктам питания она снизилась по четырем видам налогов. [1, ^ 2]
Между тем, в период, пандемии Covid-19, многие виды налогов остались без изменения, что является ещё одним процессом сдерживания и снижения экономической активности в условиях локдауна.
По нашему мнению, необходимо на этом этапе использовать единую 10% ставку по подоходному налогу, так как сегодняшний
доход населения не позволяет высокие подоходные налоги. Это, во-первых. Во-вторых, снижение подоходного налога приведёт к росту объемов поступления дохода в бюджет, что может увеличить его на 10-20% больше ежегодно планируемого. Гипотеза будет верной, если будем исходить из закона Лаффера.
Для усиления стимулирующей роли налогов была упрощена система налогообложения малых предприятий.
Мы считаем, что было бы целесообразным ввести единый налог для торговых предприятий в объеме 14%, для сельскохозяйственных предприятий - 13% с дохода, а для непроизводственных предприятий и других отраслей - в размере 10%. Для того чтобы предотвратить бюджетный дефицит и разные коллапсы в финансовой системе. А для субъектов малого бизнеса необходимо создать государственную программу поддержки, на право, по их усмотрению, сохранения отдельных
регрессивность налогообложения.
Необходимо установить единую налоговую ставку с доходов юридических лиц в размере 25%, а также для отдельной категории (производств товаров сельского хозяйства, художественное и частное ремесло) упразднить ставки налогов.
Здесь льготная система по указанному виду налога будет рассчитана, во-первых, на стимулирование роста экономики, во-вторых, на производство продуктов для экспорта, а также, на увеличение инвестиционных поступлений.
Налоговая система нашей республики проводит различное количество мероприятий и программ по расширению привлечения иностранных инвестиций.
На внутреннем рынке нашей страны иностранные инвесторы осуществляют свою деятельность в одинаково равных условиях с местными производителями. Однако надо отметить, согласно закону «Об иностранных инвестициях» Республики Таджикистан, иностранные инвесторы на территории страны могут пользоваться льготной системой при создании предприятия (сюда входят инвестиционные акции, долевые и паевые фирмы, а также предприятия, где доля иностранных инвесторов в фонде составляет не менее 30%). [3]
По нашему мнению, в системе льгот по налогам необходимо выделить следующие составные части:
1. Льготы по подоходному налогу юридическим лицам, предполагают снижение налоговых ставок, в зависимости от экспортной доли, в общем объеме производства от 15% до 12%;
Освобождение от налогообложения доходов, поступивших за счет свободно конвертируемых валютных операций, полученных от роста экспортного объема.
Если доля иностранных капиталов превышает 30% в фонде предприятия, то предполагается снижение налоговой ставки до 22%, тем самым возможно:
- реальное, а не формальное освобождение от налогообложения совместных предприятий, вкладывающих свои капиталы в проекты, попадающие в инвестиционную программу государства на 5 лет;
- освобождение от налогообложения совместных предприятий, специализированных на перепроизводстве новой сельскохозяйственной продукции, если доля иностранного капитала в этих предприятиях не более 30%;
- снижение налоговой ставки для новых предприятий в шестой год деятельности на 12 % - 15%;
- освобождение на определённый срок доходной суммы, взятой обладателями патентов;
- принятие мер по защите окружающей среды, снижение оснований налога для налогообложений сумм, связанных с инвестиционно-благотворительной и экологической деятельностью;
- освобождение от налогообложения дивидендов и процентов, полученных от государственных ценных бумаг, главным образом из ГКО.
2. Упрощение порядка импортирования и экспортирования товаров совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами:
- предоставление прав экспортирования и импортирования без лицензии товаров, необходимых для производства;
- предоставление возможности оставлять на усмотрение предприятия всех валютных поступлений от экспорта товаров. Это можно сделать после выплаты всех видов налогов.
3. По земельному налогу также должны быть свои льготы. Если доля иностранных юридических лиц или иностранных участников совместного предприятия составляет более 30% в фонд е, т о п редпри ят и е н еобходимо
освобождать от выплат налогов сроком до 5 лет.
4. Основные права по конвертации совместных предприятий, основанных на иностранных инвестициях и занимающихся производством массового потребления. Занятие на производстве товаров и экспортеров, осуществивших возвращение в республику одной части доходов, и участников внедрения проектов в ведущие отрасли национальной экономики.
5. Освобождение предприятий, в которых доля иностранных капиталов не более 500 тысяч долларов США, от налогов на денежные средства.
6. Внедрить таможенные льготы на торговую деятельность, собираемые с операций, в которых участвуют челноки. Создавать благоприятные условия для внешней торговли.
Таким образом, наряду с предприятиями, основанными на иностранном капитале, и другие предприятия станут получать льготы.
Как видим, что все рассмотренные нами льготы имеют исключительно инвестиционную направленность.
Здесь при использовании доходов в инвестиционных целях необходимо применить снижения налоговых ставок. Это не является ничем иным как одной из составных частей самофинансирования. Указанные структурные части будут больше направляться на стимулирование инвестиционного процесса предприятий, не только зарубежных, но и отечественных производителей.
Долгий процесс совершенствования налоговой системы привел к созданию благоприятных условий для формирования самофинансирования как одного из направлений налоговой системы.
Отсюда система самофинансирования была рассмотрена как основа ускоренной амортизации. Необходимость в этом процессе была именно потому, что такое направление совершенствования налоговой системы подтверждается рядом доказательств.
Во-первых, налоговая система постоянно совершенствуется. Так как рыночная система сама по себе является изменяющейся системой, она постоянно активна. Кроме этого, совершенствование системы является рыночной закономерностью.
Во-вторых, в действующей налоговой системе есть свои недостатки, которые не соответствуют задачам экономического роста,
что явно проявляется в хозяйственной деятельности на первых этапах экономики.
В-третьих, в существующей налоговой системе действуют структурные части, которые предполагают развитие принципов самофинансирования. Они вбирают в себя отдельную систему льгот.
В-четвертых, в республике существуют различные виды общегосударственных и муниципальных налогов. По этой причине введение ускоренной амортизации не оказывает вреда на сумму налоговых поступлений государственного и местного бюджета.
В-пятых, внедрение ускоренной амортизации является условием
финансирования экономического роста, а также расширения таких накоплений, как средства предприятия.
В-шестых, само по себе внедрение принципов финансирования не предполагает никаких резких изменений в
дифференцированных нормах существующей налоговой системы.
Одной из основ реформенной политики РТ является требование о поэтапном её осуществлении.
На сегодняшний день определён ряд дифференцированных норм налогового кодекса и амортизации основных средств:
- для автомашин, автобусов, автотранспортной техники, специального оборудования и инвентаря, компьютеров, для периферийных строительств, оборудования для обработки данных - 20%;
- для грузовых машин, автобусов, специальных автомобилей и автоприцепов, для оборудования всех отраслей промышленности. Для литья металла, железообработки, строительного оборудования, сельских машин, для офисной мебели - 15%;
- для железных дорог, для морских, речных средств, воздушного транспортного средства, машин и оборудования, тепличной техники, для электродвигателей и дизелей -генераторов, для строительства электропроводов и связи, для трубопроводов -8%;
- зданий, учреждений, строек - 7%. [5]
Если говорить вообще, такая
дифференциация амортизационной нормы является необходимостью. Однако, при усилении экономического роста, с точки зрения нового качества, в сегодняшних условиях вторая группа активов должна быстро проходить через амортизационные процессы.
По предполагаемой для указанной группы амортизационной норме, основное технологическое, оборудование,
определяющее конкурентоспособность
традиционной продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, обновляется один раз в семь лет. Это применимо только для новейших технологий, но в, то, же время, такие сроки для некоторых видов национального технологического оборудования, поставили производителей на уровень производителей устаревшей продукции.
Учитывая вышеуказанное, стало целесообразным введение ускоренной амортизационной нормы по основным средствам, показанным во второй группе налогового кодекса, т.е. в налоговом режиме. [5]
В дальнейшем, в связи с результатами внедрения предложенных норм, будут расширяться как объем группы основных средств, так и процентная ставка ускоренной амортизации.
Ещё один способ влияния на макроэкономическую стабильность в налоговой политике - это изменение налоговой ставки. Изменение налоговой ставки влияет на производственный процесс.
Изменение налоговой ставки
государством проводится в двух направлениях.
Во-первых, верхняя и нижняя налоговая ставка определяется и утверждается законодательными органами страны в общегосударственных рамках.
Во-вторых, внесение изменений в налоговую ставку на муниципальном уровне осуществляется с учетом местных условий.
Налоговые ставки и их объем оказывают влияние, прежде всего на финансовое положение предприятий и во многом связаны со степенью налоговых ставок. Это особенно проявляется в период перехода к рыночной экономике.
Налогообложение является основным рычагом организации финансовых ресурсов предприятия, в процессе регулирования используются эти ресурсы. Высокие налоговые ставки лишают предприятия возможности активно действовать на рынке, в свою очередь, это приводит к разрушению производственных
процессов и нарушению макроэкономической стабильности.
В условиях рыночной экономики, высокие налоги, могут привести к росту производственных затрат, снижению доходов и к другим негативным последствиям, а это, в свою очередь, породит необходимость в налоговой ставке, которая будет обладать небольшим размером, не будет влиять на доходы бюджета и будет обеспечивать рост производства.
Подоходный налог 13% в 2006 году не изменился и в 2012 году. Такое положение налога является конечным результатом проводимых в стране эффективных реформ.
Влияние государства на экономическую устойчивость через снижение налоговых ставок является положительной мерой налоговой политики.
В нашей республике в налоговой политике существуют структурные
организации, определяющие ведущие направления, влияющие на
макроэкономическую стабильность.
Эти структурные организации вбирают в себя целую систему и гарантии налоговых льгот.
Вообще, результаты анализа показали, что налоговая политика будет более эффективной, если осуществлять следующие меры:
Во-первых, для стимулирования экономической деятельности необходимо уменьшить бремя всех видов налогов, и, вместе с тем, сократить налоговые льготы.
Во-вторых, необходимо уменьшить прогрессивные налоги, а также перейти, перехода, к средне-пропорциональному налогообложению.
В-третьих, нужно развивать на высоком уровне малый и средний бизнес, а также стержневые отрасли экономики.
Повышения уровня влияния указанных факторов, по нашему мнению, является необходимым условием для достижения макроэкономической стабильности, на основе совершенствования финансово-налоговой политики. Кроме того, эти факторы сопутствуют обеспечению устойчивости экономического роста в стране.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баромади вазири молияи Чумхурии То^икистон. /Садои мардум. аз 14-уми феврали соли 2020, - № 12, - С. 2-3.
2. Дастурамали №6. «Дар бораи тартиби х,исоб кардан ва пардохти андози замин» бо ;арори Хукумати Чумхурии То^икистон. №212 аз 3 маи соли 2021. Душанбе, 2022. - 46 с.
3. Закон Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях» от 30.04.07. №260. http://www.mmk.tj. раздел законов.
4. Исмаилова М.М. Некоторые вопросы реформирования экономики Таджикистан. - Душанбе, 1999.
- С. 137.
5. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. - Душанбе, 2021. - С. 112.
6. Основные итоги экономического и социального развития Республики Таджикистан за 2022 год. - Душанбе, 2023. - С. 48.
7. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. - М.: ИНФРА-М, 1997.- С. 451-455.
8. Таджикистан в цифрах. //Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. -Душанбе, 2023. - С. 162.
9. Хамидова С.Х. Анализ и оценка налоговой эффективности на макромикроуровне в Республике Таджикистан// Endless Light in Science. Международный научно-исследовательский центр. - Алмата. 2021.
- С. 52-62.
10. Хомидов Х.Х. Мох,ияти и;тисоди ва ичтимоии андоз. Ах,бори ДДХБСТ «Мачаллаи илми-назариявй», - Хучанд, 2009. - № 1-2. - С. 31-38.
Сведения об авторе:
Каримова Муаззамахон Исматуллоевна - к.э.н., доцент, заведующая кафедрой Финансы и кредит, Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, e-mail: [email protected]
Information about the author:
Karimova Muazzamakhon Ismatulloevna - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Finance and Credit, Tajik State University of Law, Business and Politics, e-mail: [email protected]
Маълумот дар бораи муаллиф:
Каримова Муаззамахон Исматуллоевна - н.и.и., дотсент, мудири кафедраи молия ва ;арзи Донишго х,и давлатии х,у ;у;, бизнес ва сиёсати То чикистон, e-mail: [email protected]
УДК 336.778.5
МАСЪАЛАХ,ОИ БЕХАТАРИИ ФАЪОЛИЯТИ БОНК^О ДАР ДАВРАИ ГУЗАРИШ БА ПАРДОХТУОИ
ЭЛЕКТРОНЙ
Шарифзода Гулрухсор Мирзохаким
Анотатсия. Цайд кардан зарур аст, ки айни замон накши технологиями муосир дар сатуи низоми бонки ва рушди ицтисодиёти милли мууим ва зарури буда руз аз руз ба ин масъала ауамияти аввалиндараца дода мешавд. %амзамон бо ин цайд кардан ба маврид аст, ки бо баробари афзоиш ёфтани мавцеи технологиями рацами дар сатуи низоми бонки то уамон андоза масъалаи таъмини бехатарии онуо ауамияти бештар пайдо менамояд. Аз ин лиуоз зарур аст, ки технологияуои уозиразамоне, ки ба воситаи онуо пардохтуои жэлектрони ва уисоббаробаркуниуои гайринацйминбаъд тацвият додамешванд уамчун уадафи асоси ва аввалиндараца бошад. Аз ин лиуоз зарурияти тацвияти рушди хизматрасониуои бонки ва дар заминаи ин таъмини бехатарии амнияти бонки шарти зарури ва асосии мо мебошад. Калидвожщо: Низоми бонки, технологияуои муосир, хизматрасониуои фосилави, бехатарии иттилооти, ицтисодиёти муосир, навгониуои технологи, пардохтуои электрои, ицтисодиёти бозори. Барои ицтибос: Шарифзода, Г. М. Масъалауои бехатарии фаъолияти бонкуо дар давраи гузариш ба пардохтуои электрони /Г. М. Шарифзода //Паёми молия ва ицтисод. - 2024. - N0. 2(41). - С. 82-88.
ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ
Шарифзода Гулрухсор Мирзохаким