Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 4 (54). С. 135-141 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;4(54): 135-141. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).
Научная статья УДК 316.334.2:659.1(470) DOI 10.47475/2070-0695-2024-54-4-135-141
ЭФФЕКТ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Елена Юрьевна Красова
Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме образов прошлого в медиакоммуникации, которая рассматривается в качестве важнейшего проводника информационной социализации молодежи. Ее роль возрастает в условиях общественной нестабильности, распространении социальной тревожности, когда требуется формирование новых моделей самоидентификации человека. Креативные форматы в социальных медиа - сторителлинг, меминг, историческая сетевая литература, юмористические сюжеты в рекламе служат своеобразными защитными психологическими механизмами, способствуют преодолению конфликтности исторического сознания. В статье подчеркивается, что концепт репрезентации исторической памяти в журналистике, социологии и маркетинге является дискуссионным. Предлагается при характеристике медийного пространства использовать понятие «социальные представления о прошлом». С целью осмысления особенностей восприятия рекламы, использующей исторических личностей и события, обобщаются данные социологического исследования. С помощью методов вторичного анализа данных и формализованного интервью решаются задачи выявления степени вовлеченности в рекламную коммуникацию с исторической ретроспекцией, установления интересующего аудиторию исторического периода, коммуникативной и коммерческой эффективности, приемлемости использования юмора. Интервью проводилось на основе репрезентативной выборки по признакам пола и образования представителей молодежи г. Воронежа (N=148). В заключении сделаны выводы о воздействии исторических сюжетов как в социальной, так и коммерческой рекламе на молодежную аудиторию. Главным стоппером является именно исторический контекст. Запомнились люди-символы прошлого - А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Петр I, Иван Грозный. Позитивные эмоции при просмотре рекламной информации с историческими включениями преобладают. В целом влияние на поведение современного молодого потребителя в ходе информационной социализации довольно значительно, а коммуникативная эффективность и привлекательность контента высоки.
Ключевые слова: исторический образ, рекламная коммуникация, информационная социализация, социальные ценности, рекламный стоппер, коммуникативная эффективность рекламы
Для цитирования: Красова Е. Ю. Эффект исторических образов в рекламной коммуникации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 4 (54). С. 135-141. doi: 10.47475/2070-0695-2024-54-4-135-141
Original article
THE EFFECT OF HISTORICAL IMAGES IN ADVERTISING COMMUNICATION Elena Yu. Krasova
Voronezh State University, Voronezh, Russia, [email protected]
Abstract. Interest in historical figures and events in modern mass media is a trend of last years. The article is devoted to the problem of the historical images in advertising communication. The results of a sociological investigation of the representations of Voronezh young citizens of the ads with historical retrospection and their influence have been summarized. As methods used: secondary data analysis and the formalized interview. The survey involved 148 respondents. The author found out that the content of the «historical memory» concept is controversial and debatable. According to the author, it is more appropriate to use the concept of "social representations of the past". The article gives an overview of the modern creative historical media formats: comics, communities of historical characters on social networks, online games and neural network. Based on the formalized interview data, the attention-grabbing factors, preferred values, the degree of tolerance of humor, the emotional background of watching ads have been outlined. The author concludes that a positive emotional background prevails, the use of humor and satire is welcome. This allows to measure ads communication efficiency and content appeal. The author also considers the role of advertising historical images in the process of information socialization of
youth. Such advertising stoppers form love for country and pride. At the same time, the designers of an advertising message should not violate historical accuracy and social taboos.
Key words: historical image, advertising communication, information socialization, social values, advertising stopper, ads communication efficiency
For citation: Krasova E. Yu. (2024). The effect of historical images in advertising communication. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 4(54): 135-141. (In Russ). doi: 10.47475/2070-0695-2024-54-4-135-141
Интерес к историческим личностям и событиям в современной массовой коммуникации обусловлен социальным запросом в условиях нестабильности жизни - неуверенности людей в завтрашнем дне. Появляются ностальгические настроения и необходимость формирования общенациональной гордости и социальной сплоченности, идет поиск смысла подлинности. В рамках актуальной государственной политики указом Президента РФ была создана общественная организация, задачами которой стали сохранение и защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры, исторической памяти и реализация общественно значимых проектов и инициатив (Указ Президента Российской Федерации от 02.11.2023 № 817 «О создании автономной некоммерческой организации «Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации»», http://publication.pravo.gov.ru/doc ument/0001202311020022?index=1). В пространстве медиа появляются успешные в плане мотивационных эффектов образцы патриотической рекламы, которые соотносятся с семантикой выдвигаемой государством национальной идеи (Мартынов 2018: 106-107).
Обращает на себя внимание тот факт, что в научной литературе концепт репрезентации «исторической памяти» или «медиапамяти» (конструировании памяти в цифровой среде) порождает дискуссии (Савельева 2012a: 71; Выровцева, Симакова 2021: 15-16). Действительно, феномен «исторической памяти» противоречив, так как речь идет об информации, запечатленной вербально и визуально, а память - это способность индивидуальной психики (Савельева, Полетаев 2005). На основе обобщения результатов опросов за два десятилетия с 2000-х гг. был сделан вывод о том, что историческое сознание россиян фрагментировано, знания обрывочны и не всегда корректны (Фадеев 2021: 51). В связи с этим, говоря о медийном пространстве, целесообразнее использовать понятие «социальные представления о прошлом».
В русле информационной социализации акцент на представлениях о прошлом реализуется в истори-ко-просветительской деятельности. В марте 2022 г. Председатель Российского исторического общества С. Нарышкин провел круглый стол, посвященный этой теме (Животова П. Историческое просвещение в медиапространстве. Какие направления и способы развития // Новости и события Российского исторического общества. 2022. 18 марта, https://clck.ru/3FKkZ8). Наблюдение за аудиторией позволяет утверждать, что молодежь использует для осмысления истории главным образом не книги или средства массовой информации, а другие медийные ресурсы (Каминская 2017: 359). В социальных медиа разрабатываются креативные форматы, отличающиеся разнообразием. Это и исторические рассказы (сторител-линг), и исторические интернет-мемы (меминг), а также историческая сетевая литература (фанфикшн) (Артамонов 2021: 28).
1. Красочный комикс «История о Петре I и ближних к нему людях» выпустил музей «Басмания» (Исторический комикс может стать новым направлением популярной культуры // Metro. 2023. 31 января, https://clck.ru/3FKkbm).
2. В социальной сети «ВКонтакте» появились сообщества исторических персонажей, где каждый герой якобы ведет страницу от своего лица. Можно наблюдать за жизнью героев: что они едят на завтрак, как проводят свой день и какую музыку слушают (В российской соцсети появились страницы исторических персонажей // Lenta.ru. 2020. 24 сентября, https://lenta.ru/news/2020/09/24/vk/?ysclid=lz7587klft524082844).
3. В документальной онлайн-игре студии «История будущего» пользователю предлагают поставить себя на место известных исторических личностей и сделать за них сложный моральный выбор. Чтобы привлечь молодежь, упор делался на адаптацию проекта под смартфоны («Карта истории». Почувствуй себя селебрити прошлого века // Сделано медиа. 2018, https://sdelano.media/kartaistorii/).
4. Онлайн-сервис MyHeritage с помощью нейросетей «оживил» портреты известных деятелей России - М. Ломоносова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Петра I, Екатерины II и др. («Ожившие портреты» великих россиян - от Петра I до Ахматовой // Пятый канал АО Телерадиокомпания «Петербург». 2021. 2 марта, https://clck.ru/3FKke4).
Исторические материалы широко используются и в рекламных сообщениях. В социальной рекламе с их помощью аудитории облегчается процесс постоянных «переговоров» с прошлым для построения новых моделей самоидентификации (Зверева 2004). Кроме того, как писал теоретик социологии Э. Гидденс: «Осознание истории может послужить толчком к ощущению общей «линии развития», которой следует данное общество» (Гидденс 1999: 598). Подобный символический капитал выполняет роль защитных
психологических механизмов, становясь своеобразным ориентиром в непредсказуемом мире (Маркасов 2018: 68). Последнее в полной мере касается и коммерческой рекламы. Так, исследователями русского средневековья было сделано предположение о близости «рекламных» и «общекультурных» рейтингов объектов памяти (Ростовцева, Сосницкий 2017: 413). Среди последних самыми популярными являются Иван Грозный, Александр Невский, Борис Годунов, Степан Разин, Опричнина, Татаро-монгольское иго. При этом важно, что реклама способствует снижению конфликтности исторического сознания. В нем фиксируется не столько повседневная реальность, сколько представления людей о востребованной для них реальности, а историческое прошлое - один из вариантов желаемого (Савельева 2012Ь).
Прикладные исследования исторических образов в массовой коммуникации немногочисленны. К примеру, изучается образ героя российского кино (Петрова 2021; Альперина С. На ПМЭФ объявили о запуске исследования образа героя в российском кино // Петербургский Международный экономический форум. 2024. 6 июня, https://clck.ru/3FKkk8). Проводится массовый опрос в Ставрополе с целью оценки степени воздействия на аудиторию креолизованных текстов рекламы, содержащих артефакты истории (Ежова, Белоконева 2023: 173). По его результатам были сделаны выводы о высоком репрезентативном потенциале и запоминаемости таких текстов, а также ассоциативной принадлежности к высокой культуре, которая позволяет придать рекламе значительность и убедительность.
Для выявления особенностей восприятия рекламной информации, в которой используются элементы истории, в 2024 г. автором было проведено социологическое исследование в г. Воронеже. Использовались методы вторичного анализа данных и формализованного интервью (N=148). Объектом стала молодежь г. Воронежа 18-35 лет, отобранная по репрезентативной выборке с учетом признаков пола и образования.
Большинство респондентов сталкивалось с социальной и коммерческой рекламой, в которой фигурировали известные люди или факты / события прошлого - А. С. Пушкин, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Наполеон Бонапарт и др. Их внимание привлекли следующие элементы, см. таблица 1.
Таблица 1 - Факторы привлечения внимания к рекламе с историческими сюжетами, %
Факторы %
Узнаваемый образ и событие, исторический период, который интересен 42,6
Патриотическая направленность и значимость события 18,7
Яркое оформление 14,6
Юмор и сатира 11,4
Привлекательный главный герой 8,6
Мультипликационные персонажи 4,1
Самым главным рекламным стоппером оказался именно исторический контекст, выступив универсальным раздражителем, в основе которого заложены приоритетные социальные ценности. Один из респондентов предложил расшифровку: «само историческое событие, ставшее известным широкому кругу лиц (дополнительное просвещение)».
Действительно, россияне проявляют традиционный интерес к истории, стремясь найти в ней ответы на тревожные вопросы современности, причем больше всего внимания привлекают люди-символы прошлого - Петр I, И. В. Сталин, А. Пушкин (Путешествие по отечественной истории // ВЦИОМ. 2023. 27 марта, https://clck.ru/3FKkoT). Сразу три кинофильма разных жанров, сюжеты которых строились вокруг времени Ивана Грозного, появились в 2022 г. и удостоились зрительских симпатий. Это историческая драма А. Мегердичева «Сердце пармы», приключенческий боевик Г. Орлова «Либерея: Охотники за сокровищами» и семейная комедия К. Оганесяна «Грозный папа».
Для воронежской молодежи самыми интересными оказались два периода истории - Советская Россия (31%) и российская Империя XVШ-XIX вв. (28 %). Еще треть интересуется историей зарубежных стран, древней Русью и допетровской Россией. Выбор участников интервью соответствовал двум направлениям социальных представлений о прошлом - коммуникативному и культурному (Филимонов 2019: 129). Первое - яркое и насыщенное - относится к ближней по времени истории. Второе формируется посредством мифов и касается отдаленных событий. Среди оригинальных высказываний респондентов встречались суждения: «все периоды истории интересны», «Япония периода эпохи Эдо», «история стран Азии и Африки» и др.
Рекламодатели для продвижения товаров и услуг опираются на распространенные в обществе ценности, предполагая, что они являются синонимом неравнодушия людей, критерием их выбора и оценки. Было выявлено, какие именно ценности, на взгляд молодых воронежцев, лучше всего транслировать в сообщениях. См., таблица 2.
Таблица 2 - Предпочитаемые для рекламирования социальные ценности, %
Группа ценностей %
Активная, деятельная жизнь, самостоятельность, независимость в суждении и поступках, творческая реализация 42,4
Любовь к своей стране, гордость за нее, память об истории и культуре 24,3
Любовь и семья 19,6
Работа, карьера, материальный достаток и социальный статус 13,7
Значительная часть респондентов выделяют жизненную активность и любовь к своей стране (65 %). Это весьма показательно несмотря на то, что переживание ценностей не всегда сопровождается восприятием их как предмета удовлетворения потребностей, например, покупки товара. Говоря о популярности и востребованности отечественных культурных кодов в рекламной коммуникации, стратегический директор СберМаркетинга Е. Голубева утверждает, что они создают «своеобразную родную атмосферу» (Какие форматы, образы и приемы использовать в рекламе в 2023 году // СберМаркетинг. 2023. 14 августа, https:// clck.ru/3FKkrd).
В рекламной информации зачастую транслируются юмористические элементы для привлечения внимания потребителей. Так, в социальной рекламе по пропаганде чтения «Занимайся чтением», адресованной молодому поколению, изображаются осовремененные фигуры А. Пушкина и Л. Толстого в спортивных костюмах. Тексты гласят: «начинай с небольших текстов и постепенно увеличивай нагрузку», «не сдавайся на 500-ой странице - откроется второе дыхание».
Отношение к демонстрации известных исторических персон или событий в юмористическом ключе иллюстрируется на рисунке 1.
1. Вполне приемлемо 49,1%
2. Скорее приемлемо, чем нет 27,8%
3. Скорее не допустимо 11,2%
4. Не допустимо 4,6%
5. Затрудняюсь ответить 7,3%
Рис. 1. Степень допустимости юмора в рекламе с символикой прошлого, %
Абсолютное большинство молодежной аудитории приветствует применение юмора и сатиры. 16 % возражают, и еще небольшая часть воздержалась от оценки.
Эмоциональный фон просмотра рекламной информации с исторической ретроспективой зафиксирован в таблице 3.
Таблица 3- Эмоции и чувства, преимущественно испытываемые при просмотре рекламы с историческими образами, %
Позитивные эмоции % Негативные эмоции %
Интерес, любознательность 67 Равнодушие 21
Воодушевление, радость 8 Раздражение 4
Итого: 75 Итого: 25
Как видно, позитивные эмоции преобладают, однако четверть участников интервью остаются равнодушными или даже испытывают раздражение. Некоторые респонденты мужского пола с высшим образованием представили критические пояснения возникающим негативным переживаниям:
- «опустошение от безвкусицы и эксплуатационной подтасовки характеров и их черт»;
- «равнодушие, так как реклама в основном слабая»;
- «раздражение, если есть исторические неточности, интерес, если узнаю что-то новое». Оценки эффективности рекламы с использованием исторических персонажей и событий демонстрирует
рисунок 2.
60 40 20 0 -20
1.Однозначно эффективна, важно помнить свою историю, а не
только получать информацию о товарах и услугах 27,9%
2. Скорее да, чем нет, хотя есть и другие темы для рекламирования 40,2%
3. Скорее нет, чем да, нужно жить современностью 10,8%
4. Нет, это устарело 6,8%
5. Не могу сказать 14,3%
Рис. 2. Эффективность рекламы с элементами прошлого в оценках молодых воронежцев, %
Большинство отмечает ту или иную степень коммуникативной продуктивности рекламной информации с опорой на историю. В то же время почти треть выражает сомнения в форме либо отрицания, либо увиливания от ответа.
Посылы к прошлому широко используются в социальной рекламе. Участники исследования чаще всего упоминали Пушкинскую карту. Этот финансово-образовательный проект для молодежи стартовал в 2021 г. Цель предоплаченной банковской карты «Мир» с уже зачисленными 5 тыс. рублей от государства - дать возможность 14-22-летним посещать кино, музеи, театры и концертные залы (Лищенко Ю. «Пушкинская карта» для молодежи: кому положена, как оформить и какие мероприятия ею можно оплатить // Банки.ру. 2023. 31 июля, https://clck.ru/3FKkzS).
В соответствии с возрастными рамками целевой аудитории строятся визуальный и вербальный ряды рекламирования. Для Московского музея «в Тишине» А. Пушкин изображается с наушниками «Пушкин сказал. Пушкин сделал». Для приглашения в кинотеатр поэта одели в кожаную косуху с солнцезащитными очками, опущенными на нос, с сопровождающим текстом «А платить кто будет? Пушкин!».
Что касается коммерческой эффективности, то лишь пятая часть респондентов вспомнила, что приобретала товар или пользовалась услугой после просмотра рекламы с исторической символикой (среди них больше женщин). Они назвали конкретные сообщения с товарными категориями и услугами, под влиянием которых реализовывали свои потребности: лото, АвтоВАЗа, Стрелкового клуба, чипсов, увлажнителя воздуха, Тинькофф Банка, компьютеров, зубной пасты, путешествий, спектаклей, станка для бритья, спортивного инвентаря и др.
Любопытно, что в ассоциациях порой происходит смещение с демонстрируемого исторического персонажа на современного селебрити. Лицом популярного бренда соленых закусок в России Хруйеат® стал Павел Воля, исполнявший в рекламе роли то царя Ивана Грозного, то победителя тевтонских рыцарей во время Ледового побоища 1242 г. Александра Невского. Участники интервью, говоря о сухариках, вспоминали именно российского эстрадного артиста разговорного жанра, телеведущего, поэта и киноактера.
Вопрос о влиянии рекламы с историческими образами на поведение людей задавался в косвенной форме, так как отличается значительной деликатностью. Результаты наглядно представлены на рисунке 3.
60
0 2 4 6
1. Да, влияет напрямую 3,5%
2. Влияет, если рекламное сообщение чем-то заинтересует 21,7%
3. Это зависит от восприятия конкретного человека 55,1%
4. Нет, никак не влияет 14,3%
5. Не могу сказать 5,4%
Рис. 3. Оценки влияния рекламы с образами истории на ближайшее окружение молодежи, %.
il...,
1 2 3 4 5 6
В основном опрошенные указывали на индивидуально-личностное восприятие рекламной информации с образами прошлого, хотя четверть убеждена в той или иной степени ее воздействия на поведение современного человека. Нашлись и те, которые уверенно заявляют об отсутствии какого-либо влияния. Количественное соотношение в утверждениях о воздействии и отсутствии его - 25 % : 14 %.
Итак, как показало исследование, и социальная, и коммерческая реклама, используя отсылки к прошлому, вносят свой весомый вклад в качестве проводника информационной социализации молодежи. Любовь к своей стране и гордость за нее формируются посредством креативного использования исторических образов. Юмористические сюжеты, судя по всему, являются и запоминающимися, и убедительными. Такой подход в коммерческой рекламе носит, скорее, имиджеобразующий характер. Известные исторические личности и события в массовом сознании входят в систему социальных представлений о прошлом как сложный социокультурный институт, обладающий метафоричностью. В связи с этим конструкторам рекламного сообщения следует быть осторожными, не нарушать историческую точность, достоверность и социальные табу, обыгрывая исторические образы. В противном случае эффективность рекламной коммуникации будет нарушаться.
Список источников
Артамонов Д. С. Mедиапамять в культуре фанфикшн: образ Петра I в сетевой литературе // Tempus et Memoria. 2021. Т. 2. № 1. С. 26-33. DOI 10.15826/tetm.2021.1.004.
Выровцева Е. В., Симакова С. И. Игровой сторителлинг в формировании исторической памяти: потенциал новых медиаформатов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 3. С. 14-23. DOI 10.15826/izv1.2021.27.3.050.
Гидденс Э. Социология. M. : Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
Ежова Е. Н., Белоконева А. В. Артефакты истории в современном медийно-рекламном дискурсе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. № 2. C. 163-176. https://doi. org/10.29025/2079-6021-2023-2-163-176.
Зверева В. В. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки. 2004. № 5 (20). С. 160-168.
Каминская Т. Л. Историческая рефлексия в медиа: инфоповоды и стратегии // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 356-360.
Mаркасов M. Ю. Историческая личность в современных массмедиа. К постановке вопроса // Вестник НГУ Сер. История. Филология. 2018. Т. 17. № 6. С. 68-77. DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-6-68-77.
Mартынов Е. В. Социальная реклама в решении задач патриотического воспитания и пропаганды: сравнительно-политологический анализ // Вестник Mосковского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. №4. С. 97-110. DOI 10.18384/2224-0209-2018-4-926.
Петрова А. П. Репрезентация образа героя в российском кинематографе XX-XXI веков: эволюция и актуальная социокультурная диагностика: автореф. дисс. ... канд. культурологии. Челябинск, 2021. 26 с.
Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Русское средневековье в коммерческой рекламе: постановка проблемы и перспективы исследования // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2017. Вып. 7. С. 398-416.
Савельева И. M., Полетаев А. В. «Историческая память»: к вопросу о границах понятия // Феномен прошлого; под ред. И. M. Савельевой, А. В. Полетаева. M. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 476 с.
Савельева О. О. Социокультурный дискурс рекламы и рекламная ретроспекция // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2012a. С. 69-86.
Савельева О. О. Историческая ретроспекция в рекламном сообщении // История: электронный научно-образовательный журнал. 2012b. Т. 3. Вып. 1 (9). С. 22-23. URL: http://history.jes.su/s207987840000274-0-2.
Фадеев П. В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 2. C. 36-54. DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.710.
Филимонов Д. А. К вопросу о роли русской исторической памяти в формировании российской национальной идентичности // PolitBook. 2019. № 2. С. 123-139.
References
Artamonov, D. S. (2021). Mediapamyat' v culture fanfikshn: obraz Petra I v setevoy literature [Media Memory in the Fanfiction Culture: the Image of Peter the Great in Online Literature]. Tempus et Memoria. Vol. 2. 1, 26-33. DOI 10.15826/tetm.2021.1.004/ (In Russ.).
Vyrovtseva, E. V & Simakova, S. I. (2021). Igrovoi storytelling v formirovanii istorichescoy pamyati: potentsial novyh mediafor-matov [Game Storytelling in the Formation Of Historical Memory: the Potential of New Media Formats]. Proceedings of the Ural Federal University. Series: Problemy obrazovaniya nauki i kul'tury. Vol.27. 3, 14-23. DOI 10.15826/izv1.2021.27.3.050. (In Russ.).
Giddens, A. (1999). Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Editorial URSS, 703 p. (In Russ.).
Ezhova, E. N & Belokoneva, A. V. (2023). Artefacty istorii v sovremennom mediyno-reclamnom discurse. [Artifacts of History in Modern Media and Advertising Discourse]. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. No. 2, 163-176, https://doi. org/10.29025/2079-6021-2023-2-163-176. (In Russ.).
Zvereva, V. (2004). Istorija na TV: construirovanie proshlogo. [History on TV: Constructing the Past]. Domestic notes, 5 (20). 160-168. (In Russ.).
Kaminskaya, T. L. (2017). Istorichescaja reflecsija v media: infopovody I strategii. [Historical Reflection in Media: Information Occasions and Strategies]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 5. 356-360. (In Russ.).
Markasov, M. Yu. (2018). Istorichescaja lichnost' v sovremennih massmedia. K postanovke voprosa. [Historical Person in the Modern Mass Media. Statement of a Question]. Vestnik NSU. Series: History and Philology. Vol. 17, 6: Journalism, 68-77. DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-6-68-77. (In Russ.)
Martynov, E. V. (2018). Sotsial'naja reclama v reshenii zadach patriotichescogo vospitanija i propagandy: sravnitel'no- politolog-ichesciy analiz. [Social advertising in the solution of problems of patriotic education and propaganda: comparative and politological analysis]. Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 4. 97-110. DOI 10.18384/2224-0209-2018-4-926. (in Russ.).
Petrova, A. P. (2021). Reprezentatsija obraza geroja v rossiyscom cinematografe XX-XXXI vecov: evolustiya i actual'naya sostiocul'turnaya diagnostic. [Representation of the hero's image in Russian cinema XX-XXI centuries: evolution and current socio-cultural diagnostics]. Chelyabinsk, 26 p. (In Russ.).
Rostovtsev, E. A. & Sosnitsriy, D. A. (2017). Russcoe srednevecov'e v commerchescoy reclame: postanovca problemy i perspectivy issledovanija [The Russian Middle Ages in commercial advertising: problem statement and research prospects]. Ancient Russia: in time, in personalities, in ideas. Vol. 7, 398-416. (In Russ.).
Savel'eva, I. M. & Poletaev, А. V. (2005). Istoricheskaja pamyat': k voprosu o granitsakh ponyatija. [«Historical memory»: on the question of the boundaries of the concept]. The phenomenon of the past: Sbornik nauchnykh statey. Moscow: Publishing house. The house of the Higher School of Economics, 170-220. (In Russ.).
Savel'eva, O. O. (2012a). Sotsiocul'turnyy discurs reclamy I reclamnaja retrospectsija [Socio-cultural discourse of advertising and advertising retrospection]. Almanac of Theoretical and Applied Advertising Research, 69-86. (In Russ.).
Savel'eva, O. O. (2012b). Istorichescaja retrospecshija v reclamnom soobchenii. [Historical retrospection in an advertising message]. History: an electronic scientific and educational journal. Vol. 3, 1 (9), 22-23. (In Russ.).
Fadeev, P. V. (2021). Istorichescaja pamyat' rossiyan v sotsiologichescih oprosah: osnovanija, real'nost', problemy [The historical memory of Russians in sociological surveys: foundations, reality, problems]. Vestnik instituta sotziologii. Vol. 12, 2, 36-54. DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.710. (in Russ.).
Filimonov, D. A. (2019). K voprosu o roli russcoy istorichescoy pamyati v formirovanii rossiyscoy natsional'noy identichnosti. [The question of the role of Russian historical memory in the formation of Russian national identity]. PolitBook, 2, 123-139. (in Russ.).
Информация об авторе
Е. Ю. Красова - кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью, рекламы и дизайна
Information about the author
Elena Yu. Krasova - Candidate of Historical Sciences, Docent of the Department of Public Relations, Advertisement and Design
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 02.09.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 12.11.2024.
The article was submitted 02.09.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 12.11.2024.