Эколого-экономические проблемы устойчивого развития и их решение на уровне местного самоуправления
ЕН. Егорова, ст. преподаватель, Оренбургский государственный институт менеджмента
Социально-экономическое развитие предполагает изучение состояния охраны окружающей природной среды и методов борьбы с ее загрязнением продуктами техногенного происхождения; предупреждение угроз исчерпания природных ресурсов. В свою очередь, анализ причин ухудшения качества окружающей среды и эффективности воздействия экономических инструментов регулирования природопользования лежит в основе создания жизнеспособной политики, направленной на улучшение этого качества.
Преодоление экологического кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию природной среды. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Поэтому задачи разработки стратегии устойчивого развития территорий на всех уровнях управления приобретают в настоящее время приоритетное значение. Хозяйственная деятельность человека при-
ходит в явное противоречие с состоянием окружающей среды, поскольку природопокоритель-ный характер природопользования привел к расточительному использованию природных ресурсов в хозяйственном обороте, а загрязнение природной среды отходами промышленного производства способствует возникновению многих заболеваний. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья населения определяется в основном на 50% образом жизни, примерно 20% совокупного влияния факторов приходится на среду обитания, 20% связано с наследственностью и 10% — с качеством медицинской помощи. Таким образом, состояние здоровья населения примерно на 70% определяется качеством окружающей среды, как природной, так и социальной. В то же время очевидно, что в экономике нет такой отрасли, которая для целей перспективного планирования не нуждается в возможно более точных данных о населении как потребителе благ и как источнике рабочей силы [1].
Актуальность данной проблемы обоснована на международном уровне в материалах Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, поскольку многие проблемы и их решения обусловлены деятельностью, осуществляемой на местном уровне, где участие и сотрудничество местных органов власти будет решающим фактором в выполнении поставленных задач. Местные органы власти обязаны создавать, управлять и поддерживать экономическую, социальную и экологическую инфраструктуру, местную экологическую политику и меры ее регулирования [2].
В России с 1999 г. начали расти объемы промышленного производства. В условиях недостаточного финансирования природоохранной деятельности, при чрезвычайно низком уровне экономической грамотности специалистов и экологической культуры населения этот рост привел к увеличению антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Негативные изменения коснулись всех экономических зон страны.
В частности, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Оренбургской области являются ООО «Южполимерметалл» — 25% объема выбросов; ОАО «Медногорский медно-серный комбинат», ОАО «НОСТА» в Новотро-ицке, АО «Оренбурггазпром», ОАО «Орскнефте-оргсинтез», ОАО «Оренбургнефть», Ириклинская ГРЭС, Сакмарская ТЭЦ — 44%; а также автотранспорт — 25% суммарных выбросов в области. Показатель улавливания вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками, — 56%.
В Оренбурге основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия газовой, нефтеперерабатывающей промыш-
ленности, машиностроения, теплоэнергетики. Автотранспорт дает в Оренбурге 60% суммарного выброса загрязняющих веществ. В Орске главными загрязнителями воздушного бассейна являются предприятия металлургии: ООО «Южполимерметалл», ОАО «НОСТА»; химической и нефтехимической промышленности ОАО «Орск-нефтеоргсинтез», автомобильной промышленности — Орский механический завод и завод тракторных прицепов, ТЭЦ. Автотранспорт дает в Орске 15% суммарных выбросов.
Из общего объема сброшенных в водные объекты области сточных вод 10% составляют загрязненные воды. Крупными источниками сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы являются ЖКХ Оренбурга, ОАО «Орскнефтеоргсинтез», ОАО «НОСТА» — около 80% загрязненных сбросов.
Увеличивается площадь сельскохозяйственных земель, подверженных средней и сильной водной и ветровой эрозии. Продолжается падение плодородия земель, процесс опустынивания. Особое внимание следует уделить проблеме хранения и утилизации отходов. Из ежегодно образующегося объема токсичных отходов 30% используются на производстве, обезвреживаются [3].
Значимость данной проблемы недостаточно осознана, поэтому реализация функций местного самоуправления в решении вопросов рационального природопользования требует своего развития и совершенствования.
Согласно общемировой практике, регулирование отношений в сфере природопользования осуществляется двумя основными путями: законодательным и экономическим. Основным в системе экологического законодательства является в настоящее время Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Отношения по поводу землепользования, водопользования и лесопользования регулируются соответственно Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ и Лесным кодексом РФ путем установления правовых основ их использования и охраны [4].
Развитие экологического законодательства в дальнейшем предполагает разработку и принятие пакета федеральных законов (в том числе о хозяйственной деятельности на территориях зон экологического бедствия, об экологических полигонах, об экологическом аудите и др.). Кроме того, происходит расширение ареала действия экологического права, что связано с необходимостью эколого-правового регулирования хозяйственной деятельности на всех ее стадиях, разрешения споров между природопользователями и природоохранными службами [5].
Структуру экономического механизма природопользования можно условно представить следующим образом:
— платежи за природные ресурсы, включающие платежи за пользование водными, рыбными и охотничьими ресурсами и пени за просрочки внесения платежей.
Платежи за загрязнение окружающей среды, состоящие из:
— компенсационных платежей за ущерб природным ресурсам;
— платежей на воспроизводство водных, рыбных и охотничьих ресурсов;
— исков и штрафов за нарушение природоохранного законодательства;
— пеней за просрочки внесения платежей на воспроизводство природных ресурсов;
— платежей за сбросы, выбросы, размещение отходов;
— пеней за просрочки внесения платежей за загрязнение окружающей среды.
Необходимо отметить, что проводится работа по совершенствованию экономического механизма природопользования с участием местных органов власти. Однако не все резервы самостоятельного решения экологических проблем на местном уровне реализованы на практике, причинами чего являются ограниченность в финансовых ресурсах органов местного самоуправления, экологическая неграмотность местного населения и даже некоторых руководителей местного уровня [6].
В современных условиях для преодоления вышеназванных проблем целесообразно на уровне местного самоуправления разработать и внедрить в практику ряд мер, среди которых можно выделить:
— создание на местном уровне специальных организационных структур, осуществляющих функции рационального природопользования и охраны окружающей среды;
— разработку и реализацию программ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды на основе изучения положительного опыта других регионов РФ (особое внимание нужно уделить структурной перестройке экономики, внедрению ресурсосберегающих, безотходных технологий, совершенствованию систем очистки, утилизации отходов в форме их рециклирования);
— совершенствование нормативной базы обеспечения эколого-экономического равновесия;
— создание условий для развития экологического бизнеса на местном уровне;
— использование таких методов управления местных органов власти, которые приемлемы и понятны всему населению;
— проведение работы по регулярному информированию о состоянии окружающей среды в регионе, а также по повышению экологической грамотности местного населения [7].
Таким образом, устойчивость эколого-эконо-мической системы рассматривается как поддержание систем жизнеобеспечения на основе стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала, эффективного применения инвестиционной и инновационной политики для управления природопользованием, ведения макроэкономического учета использования природного потенциала для экономических целей, развитие всех форм экологического бизнеса на основе формирования экологически чистых производств для создания экологически чистой продукции [8]. В рамках данной системы восстановление устойчивости должно достигаться путем создания эффективного экономического механизма регулирования экологической сферы, учитывающего как законы развития природных систем, так и экономические законы, для того чтобы достичь оптимального решения двуединой задачи: с одной стороны, повышения благосостояния человечества, с другой — сохранения оптимального состояния окружающей природной среды.
Литература
1. Анисимов, А. В. Прикладная экология и экономика природопользования: учеб. пособ. / А. В. Анисимов. Ростов/Д.: Феникс 2007. - 317 с.
2. Структура экологической безопасности России / под. ред. А. И. Лагунова. — Красноярск, 2003. — 365 с.
3. Глушкова, В. Г. Экономика природопользования: учеб. пособие / В. Г. Глушкова, С. В. Макар. — М.: Гардарики, 2007. — 448 с.
4. Экономическая теория: учебник / под ред. В. Д. Камаева, Е. И. Лобачевой. — М.: Юрант, 2005. — 557 с.
5. Экономика предприятия: учебник / под ред. И. А. Сафронова. — М.: Юристъ, 2003. — 600 с.
6. Губайдуллина, Т. Н. Устойчивое развитие эколого-экономи-ческой системы: вопросы теории и методологии / Т. Н. Губайдуллина. — Казань: Изд-во КГУ, 2000. — 176 с.
7. Фоменко, М. А. Местные программы действий в сфере природопользования для устойчивого развития / М. А. Фоменко. Ярославль, 2001. — 76 с.
8. Колбасов, О. С. Концепция экологической безопасности / О. С. Колбасов // Сов. гос-во и право. — 1988. — № 12 — С. 12.