Научная статья на тему 'Ecological and economic problems of sustainable development and their solution at the local government level'

Ecological and economic problems of sustainable development and their solution at the local government level Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
102
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ENVIRONMENT / ECO-ECONOMIC RELATIONS / LOCAL GOVERNMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Yegorova Yelena Nikolayevna

The article is focused on the eco-economic problems of sustainable development and the ways of their solution at the level of local government. The eco-economic system sustainability is being considered as maintenance of the life security systems based on cost estimate of the nature-resource potential and effective use of investment and innovation policy in the process of nature-use management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ecological and economic problems of sustainable development and their solution at the local government level»

Эколого-экономические проблемы устойчивого развития и их решение на уровне местного самоуправления

ЕН. Егорова, ст. преподаватель, Оренбургский государственный институт менеджмента

Социально-экономическое развитие предполагает изучение состояния охраны окружающей природной среды и методов борьбы с ее загрязнением продуктами техногенного происхождения; предупреждение угроз исчерпания природных ресурсов. В свою очередь, анализ причин ухудшения качества окружающей среды и эффективности воздействия экономических инструментов регулирования природопользования лежит в основе создания жизнеспособной политики, направленной на улучшение этого качества.

Преодоление экологического кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию природной среды. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Поэтому задачи разработки стратегии устойчивого развития территорий на всех уровнях управления приобретают в настоящее время приоритетное значение. Хозяйственная деятельность человека при-

ходит в явное противоречие с состоянием окружающей среды, поскольку природопокоритель-ный характер природопользования привел к расточительному использованию природных ресурсов в хозяйственном обороте, а загрязнение природной среды отходами промышленного производства способствует возникновению многих заболеваний. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья населения определяется в основном на 50% образом жизни, примерно 20% совокупного влияния факторов приходится на среду обитания, 20% связано с наследственностью и 10% — с качеством медицинской помощи. Таким образом, состояние здоровья населения примерно на 70% определяется качеством окружающей среды, как природной, так и социальной. В то же время очевидно, что в экономике нет такой отрасли, которая для целей перспективного планирования не нуждается в возможно более точных данных о населении как потребителе благ и как источнике рабочей силы [1].

Актуальность данной проблемы обоснована на международном уровне в материалах Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, поскольку многие проблемы и их решения обусловлены деятельностью, осуществляемой на местном уровне, где участие и сотрудничество местных органов власти будет решающим фактором в выполнении поставленных задач. Местные органы власти обязаны создавать, управлять и поддерживать экономическую, социальную и экологическую инфраструктуру, местную экологическую политику и меры ее регулирования [2].

В России с 1999 г. начали расти объемы промышленного производства. В условиях недостаточного финансирования природоохранной деятельности, при чрезвычайно низком уровне экономической грамотности специалистов и экологической культуры населения этот рост привел к увеличению антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Негативные изменения коснулись всех экономических зон страны.

В частности, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Оренбургской области являются ООО «Южполимерметалл» — 25% объема выбросов; ОАО «Медногорский медно-серный комбинат», ОАО «НОСТА» в Новотро-ицке, АО «Оренбурггазпром», ОАО «Орскнефте-оргсинтез», ОАО «Оренбургнефть», Ириклинская ГРЭС, Сакмарская ТЭЦ — 44%; а также автотранспорт — 25% суммарных выбросов в области. Показатель улавливания вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками, — 56%.

В Оренбурге основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия газовой, нефтеперерабатывающей промыш-

ленности, машиностроения, теплоэнергетики. Автотранспорт дает в Оренбурге 60% суммарного выброса загрязняющих веществ. В Орске главными загрязнителями воздушного бассейна являются предприятия металлургии: ООО «Южполимерметалл», ОАО «НОСТА»; химической и нефтехимической промышленности ОАО «Орск-нефтеоргсинтез», автомобильной промышленности — Орский механический завод и завод тракторных прицепов, ТЭЦ. Автотранспорт дает в Орске 15% суммарных выбросов.

Из общего объема сброшенных в водные объекты области сточных вод 10% составляют загрязненные воды. Крупными источниками сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы являются ЖКХ Оренбурга, ОАО «Орскнефтеоргсинтез», ОАО «НОСТА» — около 80% загрязненных сбросов.

Увеличивается площадь сельскохозяйственных земель, подверженных средней и сильной водной и ветровой эрозии. Продолжается падение плодородия земель, процесс опустынивания. Особое внимание следует уделить проблеме хранения и утилизации отходов. Из ежегодно образующегося объема токсичных отходов 30% используются на производстве, обезвреживаются [3].

Значимость данной проблемы недостаточно осознана, поэтому реализация функций местного самоуправления в решении вопросов рационального природопользования требует своего развития и совершенствования.

Согласно общемировой практике, регулирование отношений в сфере природопользования осуществляется двумя основными путями: законодательным и экономическим. Основным в системе экологического законодательства является в настоящее время Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Отношения по поводу землепользования, водопользования и лесопользования регулируются соответственно Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ и Лесным кодексом РФ путем установления правовых основ их использования и охраны [4].

Развитие экологического законодательства в дальнейшем предполагает разработку и принятие пакета федеральных законов (в том числе о хозяйственной деятельности на территориях зон экологического бедствия, об экологических полигонах, об экологическом аудите и др.). Кроме того, происходит расширение ареала действия экологического права, что связано с необходимостью эколого-правового регулирования хозяйственной деятельности на всех ее стадиях, разрешения споров между природопользователями и природоохранными службами [5].

Структуру экономического механизма природопользования можно условно представить следующим образом:

— платежи за природные ресурсы, включающие платежи за пользование водными, рыбными и охотничьими ресурсами и пени за просрочки внесения платежей.

Платежи за загрязнение окружающей среды, состоящие из:

— компенсационных платежей за ущерб природным ресурсам;

— платежей на воспроизводство водных, рыбных и охотничьих ресурсов;

— исков и штрафов за нарушение природоохранного законодательства;

— пеней за просрочки внесения платежей на воспроизводство природных ресурсов;

— платежей за сбросы, выбросы, размещение отходов;

— пеней за просрочки внесения платежей за загрязнение окружающей среды.

Необходимо отметить, что проводится работа по совершенствованию экономического механизма природопользования с участием местных органов власти. Однако не все резервы самостоятельного решения экологических проблем на местном уровне реализованы на практике, причинами чего являются ограниченность в финансовых ресурсах органов местного самоуправления, экологическая неграмотность местного населения и даже некоторых руководителей местного уровня [6].

В современных условиях для преодоления вышеназванных проблем целесообразно на уровне местного самоуправления разработать и внедрить в практику ряд мер, среди которых можно выделить:

— создание на местном уровне специальных организационных структур, осуществляющих функции рационального природопользования и охраны окружающей среды;

— разработку и реализацию программ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды на основе изучения положительного опыта других регионов РФ (особое внимание нужно уделить структурной перестройке экономики, внедрению ресурсосберегающих, безотходных технологий, совершенствованию систем очистки, утилизации отходов в форме их рециклирования);

— совершенствование нормативной базы обеспечения эколого-экономического равновесия;

— создание условий для развития экологического бизнеса на местном уровне;

— использование таких методов управления местных органов власти, которые приемлемы и понятны всему населению;

— проведение работы по регулярному информированию о состоянии окружающей среды в регионе, а также по повышению экологической грамотности местного населения [7].

Таким образом, устойчивость эколого-эконо-мической системы рассматривается как поддержание систем жизнеобеспечения на основе стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала, эффективного применения инвестиционной и инновационной политики для управления природопользованием, ведения макроэкономического учета использования природного потенциала для экономических целей, развитие всех форм экологического бизнеса на основе формирования экологически чистых производств для создания экологически чистой продукции [8]. В рамках данной системы восстановление устойчивости должно достигаться путем создания эффективного экономического механизма регулирования экологической сферы, учитывающего как законы развития природных систем, так и экономические законы, для того чтобы достичь оптимального решения двуединой задачи: с одной стороны, повышения благосостояния человечества, с другой — сохранения оптимального состояния окружающей природной среды.

Литература

1. Анисимов, А. В. Прикладная экология и экономика природопользования: учеб. пособ. / А. В. Анисимов. Ростов/Д.: Феникс 2007. - 317 с.

2. Структура экологической безопасности России / под. ред. А. И. Лагунова. — Красноярск, 2003. — 365 с.

3. Глушкова, В. Г. Экономика природопользования: учеб. пособие / В. Г. Глушкова, С. В. Макар. — М.: Гардарики, 2007. — 448 с.

4. Экономическая теория: учебник / под ред. В. Д. Камаева, Е. И. Лобачевой. — М.: Юрант, 2005. — 557 с.

5. Экономика предприятия: учебник / под ред. И. А. Сафронова. — М.: Юристъ, 2003. — 600 с.

6. Губайдуллина, Т. Н. Устойчивое развитие эколого-экономи-ческой системы: вопросы теории и методологии / Т. Н. Губайдуллина. — Казань: Изд-во КГУ, 2000. — 176 с.

7. Фоменко, М. А. Местные программы действий в сфере природопользования для устойчивого развития / М. А. Фоменко. Ярославль, 2001. — 76 с.

8. Колбасов, О. С. Концепция экологической безопасности / О. С. Колбасов // Сов. гос-во и право. — 1988. — № 12 — С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.