УДК 502:061
Н.В.Костылева1, В.И.Микишева2, Т.В.Сорокина2
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ: ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...
1 Пермский государственный университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail:
2' Федеральное государственное учреждение «Уральский государственный научно-
исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГУ УралНИИ «Экология»), 614039, г. Пермь, Комсомольский проспект, 61 а, e-mail [email protected]
Анализируется проблема экологического ущерба и проводится укрупненная оценка нанесенного экологического ущерба от антропогенного воздействия (в течение 2006 г.) по методике определения предотвращенного экологического ущерба. Рассматривается существующий механизм расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Выполнено сравнение платы за негативное воздействие на окружающую среду с нанесенным экологическим ущербом.
К л ю ч е в ы е с л о в а: негативное воздействие на окружающую среду; экологический ущерб; предотвращенный экологический ущерб; нанесенный экологический ущерб; плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Основополагающим актом законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды является Конституция Российской Федерации, в которой закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42) [5].
Долгое время в нашей стране вопросы, связанные с экологией и охраной окружающей среды, были вне поля зрения государственных органов. В погоне за достижением индустриального и экономического прогресса его последствия для природы и человека практически не учитывались.
Динамика основных экологических показателей развития России свидетельствует об увеличении негативного воздействия на окружающую среду - рост суммарных выбросов в атмосферу от стационарных и передвижных источников, объемов образования отходов на фоне снижения уровня их переработки. Зафиксированное за последние несколько лет незначительное снижение показателей сброса загрязненных сточных вод сопровождается увеличением концентрации ряда опасных веществ, в том числе металлов и органики.
Около 15% территории России по экологическим показателям находится в критическом или околокритическом состоянии. Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и изменения состояния окружающей среды на фоне потепления климата. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 56 % городского населения. Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной, в первую очередь, вследствие сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40% населения страны сталкивается с проблемой качества воды). Экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятие мер по сокращению уже накопленных изменений в окружающей среде могут привести к дальнейшему обострению экологических проблем.
Исходя из положений действующего природоохранительного законодательства, негативное воздействие на окружающую среду в общем виде можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.
Негативное воздействие на окружающую среду представляет собой разновидность природопользования. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным [7]. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» [8].
Плата за загрязнение (негативное воздействие на окружающую среду) взимается со всех без исключения природопользователей - организаций и предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Косвенно она взимается даже с граждан в составе коммунальных тарифов на вывоз бытовых отходов, теплоснабжение, водоснабжение и канализацию.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится исходя из фактических объемов загрязнения (массы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты, массы размещаемых отходов производства и потребления). Расчет ведется по каждому виду загрязняющего вещества и виду отхода в соответствии с его классом опасности и состоит в умножении дифференцированной ставки платы на массу загрязняющего вещества, эмитированного в атмосферу или в водные объекты [4]. Дифференцированная ставка платы определяется путем умножения единых по всей стране базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек, которые после умножения называются дифференцированными ставками платы [Там же].
Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы [Там же].
В постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 № 344 (ред. от 01.07.2005) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [9] вводятся уже
рассчитанные значения нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками за 1 т загрязняющего вещества в пределах установленных нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов для 225 основных загрязняющих веществ. Здесь приведены также нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива за 1 т топлива). Приводятся нормативы платы за сброс 1 т загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установленных допустимых нормативов сбросов и в пределах установленных лимитов сбросов для 143 веществ. Указаны также нормативы платы за размещение отходов производства и потребления 1 т отходов каждого из пяти классов опасности для окружающей среды. Здесь же даны значения коэффициентов, учитывающих экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы по территориям экономических районов Российской Федерации), коэффициентов, учитывающих экологические факторы (состояние водных объектов по бассейнам морей и рек).
Ввиду того что нормативы платы за загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий не установлены, плата за эти виды воздействия не взимается.
Расчет платежей выполняется по принципу, аналогичному изложенному в [4]: фактическая масса каждого загрязняющего вещества и отходов каждого класса опасности умножается на соответствующее значение норматива платы и перечисленные далее коэффициенты:
- учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы по территориям экономических районов Российской Федерации, состояние водных объектов по бассейнам морей и рек);
- коэффициент «2» - для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебнооздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия;
- коэффициенты инфляции, установленные законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Как указано в [4], плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Исходя из этого определения и по логике вещей плата за загрязнение (негативное воздействие на окружающую среду) должна покрывать нанесенный экологический ущерб от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, от размещения отходов.
Представленный механизм расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду заработал с 1992 г.
Однако вопрос, дает ли этот механизм полную стоимостную оценку всех последствий, вызванных причинением вреда окружающей среде и природным ресурсам, по-прежнему остается не до конца выясненным.
В настоящее время с введением экономических отношений, основанных на праве раздела собственности, оценка экологического вреда (ущерба) становится крайне актуальной задачей в сфере природопользования.
К сожалению, утвержденных современных методик стоимостной комплексной оценки всех последствий, которые могут быть причинены окружающей среде вследствие хозяйственной деятельности, в нашей стране до настоящего времени не разработано.
Понятия «экологический ущерб» и «предотвращенный экологический ущерб», применяемые во всех методических документах, связанных с экологическим ущербом, федеральными законами не закреплены.
Новое понятие, связанное с экологическим ущербом - «предотвращенный экологический ущерб»
- появилось в природоохранной деятельности в 1999 г. Первоначально оно было введено во «Временной методике определения предотвращенного экологического ущерба», утвержденной Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И. Даниловым-Данильяном в марте 1999 г.[1].
В ноябре 1999 г. была утверждена «Методика определения предотвращенного экологического ущерба» [6].
Обе методики предназначены для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращаемого в результате осуществления государственного экологического контроля, реализации экологических программ и природоохранных мероприятий, выполнения мероприятий в соответствии с международными конвенциями в области охраны окружающей природной среды, осуществления государственной экологической экспертизы, мероприятий по сохранению заповедных природоохранных комплексов и других видов деятельности территориальных органов системы Госкомэкологии РФ.
Принцип расчета предотвращенного экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды в обеих методиках идентичен, однако в более поздней методике [Там же] отсутствуют некоторые очень удачные термины и определения, приведенные в методике [1]. Кроме того, показатели удельного экологического ущерба от загрязнения водных ресурсов и атмосферного воздуха в методике [Там же] приведены в ценах 1998 г., а в Методике [6] они приведены уже в ценах 1999 г.
Обе методики считаются действующими, но так как вторая [6] вышла позднее и рассматривается как обновленный вариант методики [1], то авторы настоящей статьи предпочли при численной оценке укрупненного экологического ущерба от антропогенного воздействия использовать именно ее, а часть необходимых и удачных определений дать в соответствии с [1].
Так, согласно [6] экологический ущерб окружающей природной среде означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве, а также ухудшения социально -гигиенических условий проживания для населения.
Ущерб от загрязнения окружающей среды - фактические и возможные убытки народного хозяйства, связанные с загрязнением окружающей природной среды (включая прямые и косвенные воздействия, а также дополнительные затраты на ликвидацию отрицательных последствий загрязнения). Учитываются также потери, связанные с ухудшением здоровья населения, сокращением трудового периода деятельности и жизни людей [Там же].
Ущерб от воздействия атмосферных загрязнений на состояние окружающей среды и экономики регионов, а также отдельных природопользователей проявляется в повышении заболеваемости населения, в негативных последствиях загрязнения водных ресурсов и почв атмосферными выпадениями, снижении урожайности сельскохозяйственных культур, снижении биопродуктивности природных комплексов, преждевременном износе основных фондов и покрытий, влекущем дополнительные затраты на их ремонт, а также в дополнительных затратах на очистку территорий, стирку одежды и т.д., в потерях от снижения рекреационного потенциала территорий и мест отдыха, других потерь, связанных с негативными материальными, социальными и экологическими процессами [Там же].
Под ущербом от загрязнения водной среды и водного фонда территорий понимаются материальные и финансовые потери и убытки (прямые и косвенные) в результате снижения биопродуктивности водных экосистем, ухудшения потребительских свойств воды как природного ресурса, дополнительные затраты на ликвидацию последствий загрязнения вод и восстановление их качества, а также выраженный в стоимостной форме вред здоровью населения [Там же].
Под ущербом от загрязнения земельных ресурсов понимается ухудшение и разрушение почв и земель под воздействием антропогенных (техногенных) факторов, выражающиеся в количественном и качественном ухудшении состава и свойств почвы, снижении природохозяйственной значимости сельхозугодий [Там же].
Эколого - экономическая оценка ущерба окружающей природной среде заключается в определении фактических и возможных (предотвращаемых) материальных и финансовых потерь и убытков от изменения (ухудшения в результате антропогенного воздействия или улучшения в результате проведения природоохранных мероприятий) качественных и количественных параметров окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого - ресурсных компонентов (атмосферный воздух, водные ресурсы, земельные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира) [Там же].
Под загрязнением окружающей среды в [1] понимаются антропогенно обусловленные поступления вещества и энергии в окружающую среду, приводящие к ухудшению ее состояния.
Согласно [1]: «Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения окружающей природной среды представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий, которых удалось избежать (предотвратить, не допустить) в результате природоохранной деятельности территориальных органов системы Госкомэкологии России, осуществления природоохранных мероприятий и программ, направленных на сохранение или улучшение качественных и количественных параметров, определяющих экологическое качество (состояние) окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов».
То есть предотвращенный экологический ущерб численно представляет собой разность между экологическим ущербом при отсутствии проводимых природоохранных мероприятий и ущербом, уменьшенным благодаря реализации этих мероприятий.
В [6] указано: «Предотвращенный экологический ущерб определяется... исходя из объемов снижения отрицательного воздействия и величины показателя удельного экологического ущерба,
наносимого единицей приведенной массы загрязнения по конкретному виду природных ресурсов и объектов».
Абсолютно очевидно, что сам принцип оценки предотвращенного экологического ущерба (произведение массы загрязняющего вещества на удельную стоимость ущерба) идентичен принципу расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, т.е. нанесенного экологического ущерба.
Разница между расчетами предотвращенного и нанесенного экологического ущерба заключается в том, что в качестве «базы» определения предотвращенного экологического ущерба принимается масса и степень «недопущенного» за счет природоохранных мероприятий негативного воздействия. В то время как для расчета нанесенного экологического ущерба, т.е. ущерба, который должен покрываться платой за негативное воздействие, в качестве «базы» следует брать фактическую массу и степень «допущенного» или «неуловленного», т.е. поступившего в окружающую среду, воздействия.
Поэтому у авторов статьи возникла идея укрупненно оценить величину нанесенного экологического ущерба от антропогенного воздействия за счет выбросов, сбросов и размещения отходов за один год по имеющимся опубликованным официальным данным, используя методологию и величины удельных показателей для расчета предотвращенного экологического ущерба, изложенные в [1].
Методология, исходные данные и результаты оценки, полученные авторами, приводятся далее.
Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба от антропогенного воздействия в методике [6] определяется по следующим видам природных ресурсов:
- водные ресурсы;
- атмосферный воздух;
- почвы и земельные ресурсы;
- биологические ресурсы (растительный и животный мир).
Исходные данные по выбросам, сбросам и размещению отходов были взяты авторами из Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году» [3].
Водные ресурсы
Для расчета нанесенного экологического ущерба от загрязнения водных ресурсов применена формула по оценке величины предотвращенного экологического ущерба от загрязнения водных ресурсов.
Оценка величины предотвращенного экологического ущерба от загрязнения водных ресурсов выполнена на основе региональных показателей удельного ущерба, представляющих собой удельные стоимостные оценки ущерба на единицу (1 условную тонну) приведенной массы загрязняющих веществ. Расчетная формула имеет следующий вид:
у;„ =1 (уЯ м I) х к;
где
Упр - предотвращенный экологический ущерб водным ресурсам, тыс. руб.;
пргп
/в
V
У уду - показатель удельного ущерба (цены загрязнения) водным ресурсам, наносимого
единицей (условная тонна) приведенной массы загрязняющих веществ (руб./усл.т), принят по табл. 1 прил. 1[1];
М1 - приведенная масса загрязняющих веществ, не поступивших (не допущенных к сбросу) в водный источник , тыс. усл. т;
Кэг - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния
водных объектов по бассейнам основных рек, принят в соответствии с табл. 1 прил. 1[6]. Приведенная масса загрязняющих веществ рассчитана по следующей формуле:
Ы\ = £тв К
к = 1
I=1
где т1 - фактическая масса снимаемого (не допущенного к попаданию в водный объект) /-го
загрязняющего вещества, т. В нашем случае это масса загрязняющего вещества, как раз допущенного к попаданию в водный объект, т.е. сброшенного в него, приведшая к его загрязнению и нанесению ему экологического ущерба.
Кв
э1 - коэффициент относительной эколого-экономической опасности для /-го загрязняющего
вещества (табл. 2 прил. 1[1]);
I - вид загрязняющего вещества;
N - количество учитываемых загрязняющих веществ.
В качестве основы для расчетов приведенной массы загрязнений использованы утвержденные значения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воде водоемов рыбохозяйственного значения (ПДКр.х.) как наиболее «жесткие». С помощью ПДКр.х. определены коэффициенты эколого-экономической опасности загрязняющих веществ (как
величина, обратная ПДК: К э =1/ПДКрх).
Расчет экологического ущерба от загрязнения водных ресурсов основными загрязняющими веществами по показателям, взятым из Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 г.» от 13.11.2008 г. [3], представлен в табл. 1.
Таблица 1
Расчет экологического ущерба от загрязнения водных ресурсов, тыс.руб. (в ценах 1999 г.)
Загрязняющие вещества тфакт, тыс.т КвЭ1 М„ К Экологический ущерб тыс.руб.
Нефтепродукты 4,6 20 92 1,265-ср. По РФ 9041,7 руб/усл.т (в ценах 1999г.) 1 052 273,046
Взвешенные вещества 327,7 0,15 49,155 562 222,626
Фосфор общий 23,3 1,0 23,3 266 499,587
Фенол 0,04 550 22 251 630,511
СПАВ 2,3 11 25,3 289 375,088
Соединения меди 0,1 550 55 629 076,278
Соединения железа 8,2 1,0 8,2 93 789,554
Соединения цинка 0,7 90 63 720 578,565
Итого 3 865 445,255
Атмосферный воздух
Для расчета нанесенного экологического ущерба использована формула по оценке предотвращенного экологического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками выбросов из [1].
Оценка величины предотвращенного экологического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками выбросов в [1] проведена на основе показателей удельного ущерба, представляющих собой удельные стоимостные оценки ущерба от выброса единицы (1 условной тонны) приведенной массы загрязняющих веществ, выбрасываемых
в атмосферный воздух. Расчетная формула имеет следующий вид:
к
Уа = У ад х У Ма х Ка
ПР гп ст Уд г ?Кст Эг
К = 1
где Упр - предотвращенный экологический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха
ст
выбросами от стационарных источников, тыс. руб. В нашем случае это нанесенный экологический ущерб.
Уудг - показатель удельного ущерба атмосферному воздуху, наносимого выбросом единицы
приведенной массы загрязняющих веществ, руб./усл.т (табл. 1, прил. 2[1]), выброшенных в атмосферный воздух;
- приведенная масса выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов, усл.т. В нашем случае это масса загрязняющего вещества, выброшенного в атмосферу;
тга
*^э - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха территорий в составе экономических районов России, определен в соответствии
с [1].
Расчет экологического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками выбросов приведен в табл. 2.
Таблица 2
Расчет экологического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками
выбросов, млн.руб. (в ценах 1999 г.)
Загрязняющие вещества Щфакт , млн. т КВ Ма ПКсш к уа ПРгп ст Экологический ущерб, млн.руб.
Твердые в-ва 2,84 2,7 7, 668 Среднее Из табл. 1 706,223
Диоксид серы (сернистый ангидрид) 4,76 20,0 95,2 значение прил.2 Ср. по РФ 8767,92
Оксид углерода 6,34 0,4 2,536 1,5 61,4 233,566
Оксиды азота 1,70 16,5 28,05 2 583,405
Углеводороды (без ЛОС) 2,83 0,7 1,981 182,450
ЛОС 1,86 0,7 1,302 119,914
Итого 20,33 - - 12 593,478
Расчет экологического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха передвижными источниками выбросов приведен в табл. 3.
Таблица 3
Расчет экологического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха передвижными источниками
выбросов, тыс.руб. (в ценах 1999 г.)
Загрязняющие вещества (выбросы от автотранспорта) тфакт, тыс. т КВ мпк К уа * удг Экологический ущерб, тыс.руб
Твердые в-ва 65,01 2,7 175,527 1,5 61,4 16 165,7604
Диоксид серы (сернистый ангидрид) 130,2 20,0 2604,0 239 828,4
Оксид углерода 11271,89 0,4 4508,756 415 256,4276
Оксиды азота 2059,36 16,5 33979,44 3 129 506,424
Углеводороды 1737,31 0,7 1216,159 112 008,2439
Итого - - - - - 3 912765,256
Отходы производства и потребления
Для расчета экологического ущерба от размещения отходов производства и потребления в окружающей среде использована формула по оценке величины предотвращенного экологического ущерба окружающей природной среде в результате недопущения к размещению 1 т отходов і-го класса опасности.
Оценка величины предотвращенного экологического ущерба окружающей природной среде в результате недопущения к размещению 1 т отходов і-го класса опасности определяется по формуле
у 7 = у;т мг х к о
к і
ттотх
где Ууд - показатель удельного ущерба окружающей природной среде в результате размещения
1 т. отходов IV класса опасности, руб./т (табл. 4 прил. 3 [1);
лютх
Упр - предотвращенный экологический ущерб, тыс. руб.;
^0 - объем отходов /-го класса опасности от к-го объекта (предприятия, производства), не
допущенных к размещению (использованных, обезвреженных либо переданных другим предприятиям, субъектам РФ, государствам) т. В нашем случае это масса отходов, размещенных в окружающей среде;
К 0 - коэффициент, учитывающий класс опасности /-го химического вещества (табл. 3 прил.
3[1).
Расчет экологического ущерба от размещения отходов производства и потребления в окружающей среде представлен в табл. № 4
Таблица 4
Расчет экологического ущерба от размещения отходов производства и потребления в окружающей
среде, млн.руб.(в ценах 1999 г.)
Класс опасности отходов Масса размещенных отходов в 2006 г., млн. т К 0 лготх у г (ср. из табл 4 пр 3), руб/т Экологический ущерб млн. руб.
1-й 0,0193 7 164,4 (ср. значение) 22,210
2-й 0,198 3 97,65
3-й 3,4077 2 1 120,452
4-й 40,3848 1 6 639,261
5-й 2078,331 0,2 68 335,523
Итого 2122,1626 76 215,096
Укрупненный нанесенный экологический ущерб по сбросам в поверхностные источники, выбросам в атмосферу от стационарных и передвижных источников и размещению отходов (по данным за 2006 г.) составит:
3 865,445 + 12 593,478 + 3 912,765 + 76 215,096= 96 586,785 млн.руб. (в ценах 1999 г.)
Переведем в цены 2006 г. с использованием следующих индексов дефляторов начиная с 2000
г.:
2000 к 1999 2001 к 2000 2002 к 2001 2003 к 2002 2004 к 2003 2005 к 2004 2006 к 2005
1,405 1,179 1,152 1,15 1,166 1,091 1,081
Нанесенный ущерб в ценах 2006 г. составит:
96 586,785х1,405х1,179х1,152х1,15х1,166х1,091х1,081 = 291 478,922 млн. руб., или 291, 478 млрд. руб.
Сравним величину платы за загрязнение (негативное воздействие на окружающую среду) с полученным расчетным значением нанесенного экологического ущерба.
По данным Ростехнадзора [9] общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2006 г. по всем уровням бюджетной системы должна была составить 12 377,0 млн. руб., или 12,377 млрд. руб.
Как видим из полученных результатов оценки, нанесенный экологический ущерб превышает плату за негативное воздействие на окружающую среду в 24 раза, или на 279 101,922 млн. руб. (279,102 млрд. руб.).
По данным Росстата, в 2006 г. инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по всем видам экономической деятельности составили 68,2 млрд. руб. (в фактически действовавших ценах)[3].
Из сравнения результатов выполненного авторами расчета с вышеприведенными показателями следует, что сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду и инвестиций, направленных на охрану окружающей среды, не покрывает величины нанесенного экологического ущерба (соответственно 70,577 млрд. руб. и 291,478 млрд. руб.).
Безусловно, полученные несоответствия могут иметь формальные причины: заключаться в каких-то методических неувязках, огрехах в экономических расчетах или статистической отчетности, недостаточно корректных приемах систематизации информации, используемых для Госдокладов, и т.д.
Одно совершенно ясно: оценка экологического ущерба, в том числе экологического ущерба, уже накопленного в компонентах окружающей среды, несмотря на чрезвычайную важность, имеет множество нерешенных в настоящее время вопросов в части научной, законодательной, методической, нормативной и информационной проработки.
Решение этих вопросов требует научного обоснования системного подхода со стороны экологических научных кругов, законодательных и исполнительных органов государственной власти, а также изменения экологического сознания населения нашей страны.
Библиографический список
1. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба [Электронный ресурс]: утв. Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И.Даниловым-Данильяном 9 марта 1999 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».
2. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору /кол.авт.; под общ.ред. К.Б.Пуликовского. М.: Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности», 2007. 508 с.
3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 г.» от 13.11.2008. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. иКЬ: http://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения: 19.08.2009).
4. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды [Электронный ресурс]: приказ Минприроды России от 26 января 1993 (с изм. на 13 ноября 2007 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008 г. (№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Методика определения предотвращенного экологического ущерба [Электронный ресурс]: утв. Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И.Даниловым-Данильяном 30 ноября 1999 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (ред. от 12.02.2003). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
9. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (ред. от 01.07.2005). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
N.V. Rjstileva, V.I. Mikischeva, T.V. Sorokina ECOLOGICAL DAMAGE: QUESTIONS AND QUESTIONS
The considerable excess over the sizes of a payment for negative influence and investments into nature protection actions by means of estimation inflict ecological damage is shown. The regard must be paid to the unresolved problem questions of scientific, legislative, methodical, standard and information study of the ecological damage from anthropogenous influence estimation.
K e y w o r d s: negative influence on environment, ecological damage, averted ecological damage, caused ecological damage, payment for negative influence on environment.
© CreHHO C.n., Un6epKHH H.r., CagoBHHKOBa E.H., 2010