Э.С. МАРКАРЯН (1929 - 2011) -ОСНОВАТЕЛЬ АРМЯНСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ И ТРАДИЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Саргис Григорьевич АЙРАПЕТЯН,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и армянской истории Армянского государственного экономического университета, г. Ереван e-mail: naira2269@rambler.ru
В статье рассматриваются разработанные в 1960 1980-х годах Эдуардом Саркисовичем Маркаряном теоретические культурологические направления, в которых общество представлено как удивительная адаптивно-адаптирующая система, деятельность людей - как специфическая разновидность информационно направляемой активности, культура - как универсальный надбиологический способ (технология) деятельности. Также рассмотрено чрезвычайно интересное направление научного объяснения культурных традиций. Всё это в 1990-х годах получило название - «Армянская культурологическая и традициологиче-ская школа». Отмечается, что в научных кругах России Э.С. Маркарян признан первооснователем как российской, так и армянской культурологии. Его культурологические исследования вызвали большой интерес во всем мире, а его труды были изданы на английском, немецком, испанском, арабском и других языках.
Ключевые слова: культура, функции культуры, адаптация, теория культуры, культурология, традиция, традициология.
E. S. MARKARYAN (1929-2011) - THE FOUNDER OF ARMENIAN CULTUROLOGIAL AND TRADITIONOLOGICAL SCHOOL
S. G. Airapetyan, Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of Philosophy and Armenian History, Armenian State University of Economics e-mail: naira2269@rambler.ru
In the 1960-1980s Eduard Markaryan developed guite influential culrurological trends in studying society as a universal adaptive-adapting system, human activities as a specific kind of information-led activities and culture as a universal non-biological mode (technology) as well as an extremely interesting trend in scholarly explanation of traditions. In the 1990s these scholarly trends were named by Russian specialists "the Armenian culturological and traditionological school". Furthermore, in Russian academic circles E.S. Markaryan is recognized as a "founding father of Russian culturology". His culturological research evoked great interest in the entire world and his works were published in English, German, Spanish, Arabic and other languages.
Key words: culture, functions оf culture, adaptation, theory of culture, culturology, tradition, tradi-tionology.
Известный культуролог, доктор философских наук, профессор Эдуард Саркисо-вич Маркарян родился 24-го декабря 1929 года в Ереване, в семье потомственных интеллигентов. В 1953 году он окончил юридический факультет Московского государственного университета международных отношений, затем аспирантуру при
кафедре истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Врожденная интеллигентность, прекрасное воспитание, блестящее образование, ориентированность на общечеловеческие ценности, развитое чувство добра, справедливости, способность к состраданию, терпимость к инакомыслию, честность и тонкое чувство меры - всё это предопределило дальнейший ход и направленность его деятельности и научных интересов. Э.С. Маркарян был гуманистом как в профессиональном, так и в нравственно-психологическом, идеологическом смыслах, что позволяет отнести его к числу выдающихся представителей теории культуры.
Отказавшись от дипломатической карьеры, он стал заниматься научной деятельностью. Профессор Э.С. Маркарян более полувека работал в Институте философии, социологии и права Национальной академии наук Республики Армения (НАН РА). Здесь он и организовал и долгие годы (с 1973 года) руководил единственным в бывшем Советском Союзе отделом теории культуры, где под его руководством сформировался интересный коллектив культурологов: К. Сарингулян, Э. Мелконян, И. Барсегян, С. Енгибарян и другие, которые, по существу, стали первыми питомцами его будущей научной школы и распространителями его идей.
Многолетняя научная деятельность Э.С. Маркаряна делится на два периода.
Первый период, с середины 1950-х годов до середины 1980-х годов, характеризуется серьезными приобретениями в области исследования проблем теории культуры. Разработанные им в 1960 1980-х годах весьма авторитетные направления: общество как универсальная адаптивно-адаптирующая система, деятельность людей как специфическая разновидность информационно направляемой активности, культура как универсальный надбиологический способ (технология), посредством которого данная деятельность стимулируется, мотивируется, программируется и исполняется, а ее личностные и коллективные субъекты воспроизводятся и изменяются, а также чрезвычайно интересное направление научного объяснения культурных традиций, российскими специалистами в 1990-х годах были названы Армянской культурологической и традициологической школой.
Эта школа образовалась путём критического анализа и творческого развития взглядов представителей общественно-исторической культурологической школы (Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и других), и в частности известного американского культуролога Л. Уайта (1900 1975). По мнению Э.С. Маркаряна: «Хотя идея и понятие культурологии независимо зародились в странах Запада (в Германии и США), однако она там до сих пор не приобрела дисциплинарного статуса. Это можно объяснить и тем обстоятельством, что в обоих случаях она не вызвала никакого интереса. Значительный интерес к ней возник позже, где-то около 40 лет назад, после того как культурология была существенно развита и обоснована в Армении» [9, с. 401].
Основные результаты проведенных Э.С. Маркаряном исследований в этом направлении были изложены в монографиях: «Очерки теории культуры» [14], «О генезисе человеческой деятельности и культуры» [13], в брошюре «Вопросы системного исследования общества» [7]. Э. Маркарян был одним из первых в Советском Союзе, кто стал обстоятельно изучать логико-методологические вопросы теории культуры, выступив с требованием выделить эту науку в качестве специфической отрасли обществознания. С начала 1980-х годов, систематически разрабатывая основы общей культурологической теории, Э.С. Маркарян представил научному
обществу новую монографию «Теория культуры и современная наука» [16], в которой впервые в мире были систематически разработаны основы общей культурологической теории. Важно отметить, что в ней были изложены также и принципы общей теории динамики культурных традиций, названной Маркаряном традицио-логией. Впервые они были сформулированы в книге «Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук» [11]. Затем они были существенно развиты в его докладе, подготовленном для дискуссии по узловым проблемам теории культурной традиции, состоявшейся в Москве в 1980 году [17]. В данном докладе и в обширной заключительной статье, подготовленной для подведения итогов очень интересного междисциплинарного обсуждения доклада, автору удалось представить систематически разработанную и обоснованную традициологическую теорию. А в работе "Capacity for world stratégie management", с целью характеристики её исходных методологических и теоретических предпосылок, Маркарян ввёл два специальных раздела: 1. Общие основания Армянской культурологической и традициологической школы. 2. Исследовательские и социальные детерминанты необычайной судьбы Армянской культурологической и традициологической школы [22, p. 82-95]. Необычность же данной судьбы ученый видел в том, что именно благодаря исходным методологическим и теоретическим установкам этой школы ему удалось разработать концепцию ключевых стратегических проблем выживания и развития.
Основные положения разработанной Э.С. Маркаряном культурологической и традициологической теории сводятся к следующему:
1. В силу привычки содержание понятия «культура» чаще всего сводится к искусству и некоторым другим, сопряжённым с ним явлениям. В результате люди лишают себя важнейшей категории, призванной выражать общий, над-биологически выработанный универсальный способ (технологию) осуществления деятельности людей.
2. О неуместном, неоправданном сужении содержания понятия «культура» говорит также тот факт, что сегодня в науке широко употребляется ряд культурологических понятий: материальная культура, духовная культура, нравственная культура, политическая культура, научно-образовательная культура и т.д., и что данное понятие включает общее незаменимое смысловое значение, которое оправдывает и делает возможным употребление этих словосочетаний, свидетельствуя о поразительном смысловом разнообразии обсуждаемого явления.
3. Культура по своему исходному назначению - адаптивный механизм, посредством которого общество приводится в соответствие с окружающей средой, природой с целью самосохранения.
4. Культура призвана к жизни для реализации ряда фундаментальных функций: стимуляции, мотивации, программирования, координации, исполнения человеческой деятельности, удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей людей, взаимодействия народов как между собой, так и с окружающими их природными комплексами, воспроизводства и изменения общественной жизни.
5. Характерный для общества тип жизни называется социокультурным с учётом того, что культура, образно говоря, проникает во все поры социокультурного организма, определяя порядок всех сфер жизнедеятельности людей.
6. Присущие культуре механизмы взаимопревращений новационного и стереотипного опыта людей выражены в динамике культурных традиций и воспринимаются как групповые стереотипы человеческой деятельности.
Определённые направления научной деятельности Э.С. Маркаряна имеют национальные аспекты, которые отразились в соответствующих исследованиях [см.: 5; 8; 15]. Будучи профессором философского факультета Ереванского государственного университета, Э.С. Маркарян читал специальные курсы, более сорока лет был членом Учёного совета по присуждению ученых степеней философского факультета. В этот период в Армении были проведены интересные культурологические исследования, созданы учебники, в учебные программы вузов, в частности ЕГУ, АГЭУ, был включён предмет «Культурология и история армянской культуры», преподавание которого с успехом ведётся до сих пор. Благодаря Э. Маркаряну выросло целое поколение армянских культурологов: А. Саркисян, С. Саркисян, Г. Мелкумян, Ю. Оваканян, М. Никогосян и другие, которые успешно продолжают дело, начатое их учителем. На базе его научных принципов писались статьи, книги [1], защищались диссертации (Э. Абрамян, С. Айрапетян, Р. Кажоян, М. Кджанян и другие).
Более полувека Э.С. Маркарян был своеобразным учёным-послом в области социологии, философии, культурологии, прежде всего в россии, затем и в других странах мира, представляя Армению в зарубежной научной периодике, на различного рода научных встречах и конференциях. В России он и защитил кандидатскую и докторскую диссертации, и в России издана большая часть его работ.
Для второго периода научной деятельности Э.С. Маркаряна (с середины 1980-х годов и до конца жизни) была характерна практически гуманистическая направленность, основанная на результатах чисто теоретической деятельности первого периода. Разработанные в этом периоде концепции также получили широкое признание среди специалистов, став основой международных совещаний. Одно из последних - «Новые вызовы и глобальные угрозы международной безопасности в начале XXI века. Переход к направляемому развитию цивилизации как условие самосохранения человечества» - было организовано Институтом философии, социологии и права (Ереван, ноябрь 2004 года). Согласно концепции Э.С. Маркаряна, все звенья цивилизации (включая материальные технологии), все сферы человеческой деятельности должны служить цели самосохранения человечества [12; 23].
Результаты проведённых Э. Маркаряном научных исследований этого периода обобщены в монографии «Гуманизм ХХ1-го столетия. Идеология самосохранения человечества», изданной Русско-армянским (Славянским) университетом. Во «Вступительном слове» руководства университета говорится: «Во-первых, представленную книгу можно квалифицировать как своего рода энциклопедию знаний о природе общественной жизни людей, законов воспроизводственной и эволюционной её самоорганизации. Во-вторых, её можно также считать пособием в области стратегических проблем выживания-развития» [9, с. 18].
Созданное Э. Маркаряном идейное наследие сегодня имеет многочисленных последователей как в России, так и на Западе. Под воздействием его идей там также образовались разветвленные научные школы.
Более того, в научных кругах России он признан «первооснователем отечественной культурологии» [20, с. 17]. В вышедшей в России книге «Культурология. Энциклопедический словарь» о Э. Маркаряне говорится: «Известный исследователь теоретических проблем культуры. Внёс значительный вклад в разработку теоре-
тической проблемы "культура как система", впервые в отечественной науке начал применять термин "культурология", а термином "локальная культура" предложил обозначать эмпирически существующие культуры. Известен как сторонник технологической концепции культуры» [21, с. 289-290].
А как отмечает санкт-петербургский исследователь А.В. Бондарев, хорошо знакомый с научным творчеством и наследием Э. Маркаряна, в одном из первых исследований, посвященных анализу культурологической теории Э.С. Маркаряна [см.: 3]: «в каждой науке есть символические фигуры, которые в значительной степени определяют общую направленность её развития и содержание исследовательских поисков. Для отечественной культурологии второй половины XX-го века одной из таких знаковых фигур был Эдуард Саркисович Маркарян». И, кроме того, «благодаря его энергичным усилиям и настойчивости культурология оказалась конструирована в дисциплинарном поле социально-гуманитарных наук практически на всём постсоветском пространстве» [3, с. 563, 587]. Потому и логично, что третье рождение и развитие культурологии в Армении и России А.В. Бондарев, после В. Оствальда в Западной Европе и Л. Уайта в Соединенных Штатах Америки, связывает с именем Э.С. Маркаряна [3, с. 578-579].
В 2006 году Э. Маркарян был избран почетным членом Российского научно-образовательного культурологического общества. В 2009 году в рамках «Философских дней в Санкт-Петербурге» был организован международный симпозиум, посвященный 80-летию Э.С. Маркаряна, материалы которого были обобщены в сборнике научных статей [6].
В 2014 году в издательстве «Центр гуманитарных инициатив» в честь 85-летнего юбилея Э.С. Маркаряна вышла в свет книга «Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи» [10; 18; 19], куда вошли его чисто культурологические исследования. Наконец, проведение Международных научных чтений «Идеи Э.С. Маркаряна в современном культурознании» само по себе говорит о признании и достойной оценке научного творчества Э.С. Маркаряна в России.
Итак, Э.С. Маркаряна можно считать культурологом-философом, принадлежащим двум народам, двум странам, Армении и России. Редкая научная судьба, заметим, которую не имел даже знаменитый П. Гольбах, которого, несмотря на немецкое происхождение, во всём мире знают как французского философа. И, следовательно, естественно, что статьи о нём нашли своё надлежащее место и в соответствующих армянских и русских справочных научных изданиях [4, с. 603-604; 2, с. 606].
Предложенные Э.С. Маркаряном многочисленные исходные теоретические принципы в обобщенной форме нашли своё выражение в организованных во многих странах, в том числе и в Армении, научных конференциях, обсуждениях, дискуссиях, в изданных материалах, а также в сборниках его избранных трудов под общим заглавием «Теория культуры», вышедших в свет в 1986 1987 годах на немецком, испанском, арабском и других языках.
Нравственный облик, взгляды и деятельность Э.С. Маркаряна дают основание причислить его к ряду последователей знаменитых гуманистов наших дней - Альберта Швейцера (1875 1965) и Дмитрия Лихачева (1906 1999).
Э.С. Маркарян скончался 12 марта 2011 года в Москве, похоронен в городском пантеоне Еревана.
Решением мэрии Еревана в 2013 году в центре города на стене дома № 62 по улице Теряна (здесь долгие годы жил Э.С. Маркарян) установлена мемориальная доска памяти выдающегося ученого.
Литература
1. Айрапетян С. Г., Кажоян Р. А., Саркисян Д. А. Качество мира : ретроспективный анализ оснований для номинации профессора Э.С. Маркаряна на Нобелевскую премию мира / Международная ассоциация содействия создания стратегий выживания и развития, Институт философии и права Национальной академии наук Республики Армении. - Ереван : Ноян Тапан, 2002. - 136 с.
2. Алексеев П. В. Философы России Х1Х-ХХ столетий : Биографии, идеи, труды. -4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академический проект, 2002. - 1160 с.
3. Бондарев А. В. Третье рождение культурологии: Вклад Э.С. Маркаряна в разработку культурологической теории культуры // Маркарян Э. С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / отв. ред. и составитель А.В. Бондарев. - Москва; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2014. - С. 563-625.
4. Краткая армянская энциклопедия : в 4 томах / [гл. ред. К.С. Худавердян]. - Ереван : Главная редакция Армянской советской энциклопедии, 1990-2003. - Т. 3 / гл. ред. О.М. Айвазян. - Ереван : Армянская энциклопедия, 1999.
5. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования (на материалах армянской сельской культуры : коллективная монография / [колл. авторов ; руководитель авторского коллектива, соредактор и соавтор Э.С. Маркарян]. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1983.
6. Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества : сборник научных статей, посвященный 80-летию Э.С. Маркаряна / под общ. ред. А.В. Бондарева и Л.М. Мосоловой. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского культурологического общества, 2010.
7. Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. - Москва : Знание, 1972.
8. Маркарян Э. С. Глобальные аспекты геноцида армян. Опыт культурологического анализа. - Ереван : Музей-институт геноцида армян НАН РА, 2005.
9. Маркарян Э. С. Гуманизм XXI столетия. Идеология самосохранения человечества. - Ереван : Изд-во РАУ, 2008.
10. Маркарян Э. С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / отв. ред. и составитель А.В. Бондарев. - Москва; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2014. - 656 с.
11. Маркарян Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1977.
12. Маркарян Э. С. Новые вызовы и глобальные угрозы международной безопасности в начале XXI века. Переход к направляемому развитию цивилизации как условие самосохранения человечества : программный доклад для международного симпозиума. - Ереван : Ноян Тапан, 2004.
13. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1973.
14. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1969.
15. Маркарян Э. С. Способы противодействия провинциализации культуры армянского народа // Материалы семинара «Мировоззренческое в современной армянской культурно-образовательной системе». - Ереван : Изд-во ЕГУ, 2002. -С. 66-82.
16. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. - Москва : Мысль, 1983. - 284 с.
17. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 78-96.
18. Никогосян М. Н., Айрапетян С. Г. Научный памятник великому культурологу : [на армянском языке] // Тнтесагет [=Экономист] : ежемесячная газета Армянского государственного экономического университета. - 2015. - № 4. - С. 28-29. — Рец. на кн.: Маркарян Э. С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / отв. ред. и составитель А.В. Бондарев. - Москва; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2014. - 656 с.
19. Никогосян М. Н., Айрапетян С. Г. Научный памятник Эдуарду Маркаряну : [на армянском языке] // Вестник общественных наук Национальной академии наук Республики Армения. - 2015. - № 2. - С. 401-406. - Рец. на кн.: Маркарян Э. С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / отв. ред. и составитель А.В. Бондарев. - Москва; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2014. - 656 с.
20. Флиер А. Я. К открытию новой рубрики // Философские науки. - 2000. - № 2. -С. 16-17.
21. Хоруженко К. М. Культурология : энциклопедический словарь : 2550 словарных статей. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 639 с.
22. Markarian Е. S. Capacity to World Strategic Management. The Forthcoming Reform of the UN System through the Prism of Evolutionary Survival Imperatives. The book presents goals, principles, programs and projects of the International Association for Promotion of Creating Survival and Development Strategies (ASDS). - Yerevan : Gi-tutyun Publishing House, 1998.
23. Markarian Е. S. Program Report. International Symposium : New Challenges and Global Threats to International Security at the Turn of the Century. Transition to a Humanistic Guided Evolution of Civilization as a Condition for Self-Preservation of Humanity. - Yerevan : Noyan Tapan Publishing House, 2004.