_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 342
Клопова Анастасия Олеговна
студентка 3 курса Юридический институт МГПУ
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В настоящей статье анализируется правовой статус Центрального банка Российской Федерации, выявляются его некоторые особенности. Банк России с одной стороны, является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой - юридическим лицом.
Ключевые слова
Банк России, государственный орган, юридическое лицо, публичный статус, правовое положение.
Центральный банк Российской Федерации является центральным элементом банковской системы Российской Федерации [4; с.37] и занимает неоднозначное место среди государственных органов власти, которые осуществляют финансовую деятельность.
«Конституционно-правовой статус Банка России является «первичным», так как он позволяет определить роль Центрального банка Российской Федерации в экономике страны и его место в системе органов государственной власти» [5; с.165].
Конституция Российской Федерации (статья 75) определяет особый правовой статус Банка России, который выражается в исключительном праве на осуществление денежной эмиссии (часть 1), а также основные его функции — защиту и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России устанавливаются также Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом от 02.12.1990 № 3951 «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.
Специфика двойственной правовой природы Банка России и его взаимоотношения с иными субъектами права выражается в том, что с одной стороны Центральный банк Российской Федерации является органом государственного управления специальной компетенции и осуществляет управление денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой - юридическим лицом, которое активно участвует в сфере гражданско-правовых отношений.
Важнейшим элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, выражающийся в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Его полномочия по своей правовой сущности относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные совокупностью нормативных актов, Центральный Банк Российской Федерации осуществляет вне зависимости от органов государственной власти всех уровней.
Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» имеет исключительное право по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать нормативные акты, которые обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и всеми юридическими и физическими лицами.
Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако, его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России [6].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Еще одним признаком публичного статуса Банка России является его подконтрольность и подотчетность Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это проявляется в том, что назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России производится Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, назначение и освобождение от должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации осуществляется также Государственной Думой по представлению Председателя Центробанка; Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России в отношении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Также, Банк России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную Думу годовой отчет для рассмотрения и принятия решения.
Для реализации целей своей деятельности в сфере денежно-кредитных отношений Банк России осуществляет функции: создает систему рефинансирования, проводит государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, совершает надзор за их деятельностью, осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций [7; с.169].
Правоотношения между Центральным банком и кредитными и некредитными финансовыми организациями при реализации указанных функций строятся на принципах власти и подчинения. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, они носят ярко выраженный вертикальный характер [8].
Содержание и объем регулирования Банка России в нормах Конституции Российской Федерации позволяет рассматривать Центральный банк Российской Федерации как институт конституционного права России [5; с.166].
Одновременно Банк России выступает и юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах [6].
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Вместе с тем Банк России обладает рядом признаков хозяйствующего субъекта. В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации, Агентством по страхованию вкладов для достижения целей своей деятельности [4; с.39].
Банк России вправе осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также может оказывать услуги клиентам, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Таким образом, после проведения анализа и сравнения правового положения Банка России с теоретическими конструкциями различных видов юридических лиц, известных гражданскому законодательству, можно прийти к выводу, что не представляется возможным отнести его ни к одной из них.
Несмотря на кажущийся конфликт между двумя составляющими финансово-правовой природы Банка России, осуществление им хозяйственной деятельности и выполнение одновременно административно-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
контрольных полномочий не происходит независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли, Банк России, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве [10; с.48].
Поэтому Центральный банк Российской Федерации для продуктивного и успешного осуществления своих задач вынужден проводить управление денежно-кредитной системой России дуалистическим методом: с помощью властных предписаний и путем совершения разнородных сделок с коммерческими банками и иными кредитными организациями. Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СПС КонсультантПлюс
4. Афанасьева С.А. Финансовое право альбом схем / [сост.] С.А. Афанасьева, 2012. - 53 с.
5. Афанасьева С.А. Конституционно-правовой статус Банка России. // Символ науки. 2015. № 5. С. 165-166.
6. Правовой статус и функции Банка России [Электронный ресурс] / Официальный сайт Банка России-Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstatus, свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 11.12.2015)
7. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Финансовое право. М., 2014. 200 с.
8. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] / Научно-популярный портал «Bukvi.ru» - Режим доступа: http://bukvi.ru/finance-2/finansy-i-kredit/pravovoe-polozhenie-centralnogo-banka-rossijskoj-federacii.html, свободный. - Загл. с экрана. ( дата обращения: 10.12.2015)
9. Глушко А.В. Правовая природа центральных банков // Финансовое право. 2007.
10.Толоконников, Д. Двойственность юридической природы Центрального банка РФ [Текст] /Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». - 2008. - С. 40-48.
11.Финансовое право / Под ред. Е. Ю. Грачевой. М., 2014. 576 с.
© Клопова А О., 2016
УДК 343.918
Кобец Петр Николаевич
доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ОПЫТ США И ГЕРМАНИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Аннотация
В уголовном законодательстве большинства зарубежных государств появление норм, предусматривающих ответственность за совершение общественно-опасных деяний, связанных с легализацией денег или иного имущества, приобретенного преступным путем, обусловлено, прежде всего, действием международных соглашений в области противодействия рассматриваемому явлению. В этой связи можно отметить некоторое сходство в ряде зарубежных стран законодательных дефиниций тех или