контрольных полномочий не происходит независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли, Банк России, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве [10; с.48].
Поэтому Центральный банк Российской Федерации для продуктивного и успешного осуществления своих задач вынужден проводить управление денежно-кредитной системой России дуалистическим методом: с помощью властных предписаний и путем совершения разнородных сделок с коммерческими банками и иными кредитными организациями. Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СПС КонсультантПлюс
4. Афанасьева С.А. Финансовое право альбом схем / [сост.] С.А. Афанасьева, 2012. - 53 с.
5. Афанасьева С.А. Конституционно-правовой статус Банка России. // Символ науки. 2015. № 5. С. 165-166.
6. Правовой статус и функции Банка России [Электронный ресурс] / Официальный сайт Банка России-Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstatus, свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 11.12.2015)
7. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Финансовое право. М., 2014. 200 с.
8. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] / Научно-популярный портал «Bukvi.ru» - Режим доступа: http://bukvi.ru/finance-2/finansy-i-kredit/pravovoe-polozhenie-centralnogo-banka-rossijskoj-federacii.html, свободный. - Загл. с экрана. ( дата обращения: 10.12.2015)
9. Глушко А.В. Правовая природа центральных банков // Финансовое право. 2007.
10.Толоконников, Д. Двойственность юридической природы Центрального банка РФ [Текст] /Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». - 2008. - С. 40-48.
11.Финансовое право / Под ред. Е. Ю. Грачевой. М., 2014. 576 с.
© Клопова А О., 2016
УДК 343.918
Кобец Петр Николаевич
доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ОПЫТ США И ГЕРМАНИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Аннотация
В уголовном законодательстве большинства зарубежных государств появление норм, предусматривающих ответственность за совершение общественно-опасных деяний, связанных с легализацией денег или иного имущества, приобретенного преступным путем, обусловлено, прежде всего, действием международных соглашений в области противодействия рассматриваемому явлению. В этой связи можно отметить некоторое сходство в ряде зарубежных стран законодательных дефиниций тех или
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
иных нормативных конструкций, регулирующих различные правоотношения в указанной сфере.
Ключевые слова.
Легализация (отмывание) доходов, предупреждение преступности, право уголовный закон, организованная преступность, профилактика, закон.
Из всех стран мирового содружества, имеющих в своем активе деятельность по организации противодействия легализации преступных доходов, самый большой опыт, бесспорно, имеет законодательство США, поскольку именно в этой стране активная борьба с отмыванием «грязных денег» началась еще в 1970 году. Именно в этом году Конгресс США принял три закона, которые послужили основой для формирования современной государственной политики в области борьбы с рассматриваемым явлением - «О контроле за организованной преступностью», «О всеобщем контроле за распространением наркотиков», «О банковской тайне», поскольку уже к этому времени в США начали серьезно беспокоиться по поводу использования тайных банковских вкладов в указанной незаконной деятельности. В частности, такие счета активно использовались для уклонения от уплаты налогов, размещения средств, полученных незаконным путем, нарушения правил внутренней торговли и т.д. Законодательство о соблюдении банковской тайны было признано основным препятствием в деятельности по предотвращению и расследованию незаконной деятельности, так как банки, находящиеся в относительно независимом положении, юридически не были обязаны выдавать информацию о счетах своих клиентов [1, с. 32].
В Германии борьба с отмыванием преступно полученных доходов основывается на положениях принятого 15 июля 1992 г. Закона «О борьбе с незаконной торговлей наркотиками и другими формами организованной преступной деятельности», в связи с принятием которого были внесены соответствующие изменения и в уголовное законодательство. В частности, статья 261 УК Германии стала предусматривать ответственность за отмывание денег и укрывательство полученных имущественных выгод. Согласно статье 261 УК Германии ответственности подлежит тот, кто скрывает предмет, который добыт в результате совершения одного из указанных в данной статье противоправных деяний, утаивает его происхождение или препятствует установлению происхождения этого предмета, его местонахождения, конфискации, изъятию или сохранению такого предмета или угрожает совершить такие действия. Так же наказывается тот, кто названный предмет приобретает для себя или для третьего лица хранит либо использует для себя или для другого лица, если ему было известно происхождение предмета, в то время, когда он его приобретал. В соответствии с содержанием данной нормы, не каждый уголовно-правовой способ приобретения материальных ценностей признается основным деянием.
Законодатель Германии закрепил исчерпывающий перечень уголовно-правовых деяний, последствия совершения которых рассматриваются как «отмывание» денег, в число которых входят преступления (т.е. деяния, за которые предусмотрено наказание свыше одного года лишения свободы) и отдельные виды проступков (деяний, за которые предусмотрено наказание менее одного года лишения свободы), такие как взяточничество, подкуп, кража, мошенничество и другие [2, с. 12].
Следует отметить существенное отличие отдельных норм и положений германского уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за легализацию преступных доходов от подобного российского. Так, например, часть 5 статьи 261 УК Германии предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности за легализацию и в том случае, если она совершена по неосторожности (по легкомыслию). Кроме того, статья 261 УК Германии исключает ответственность за деяния по легализации, если виновный добровольно и своевременно сообщил об этом в компетентные государственные органы и обеспечил сохранность материальных ценностей. В целях противодействия легализации, наряду с Уголовным кодексом, существуют и нормы иных нормативных правовых актов. В частности, Законом Германии об отмывании денег установлена общая обязанность для учреждений (к числу которых относятся кредитные и финансовые организации, включая почту Германии) осуществлять идентификацию обратившихся к ним лиц. Такая обязанность возникает при приеме или выдаче наличных денег, ценных бумаг или драгоценных металлов стоимостью более 20 тыс. евро, а также когда организация совершает несколько отдельных финансовых операций на общую сумму более 20 тыс. евро и более.
Список использованной литературы:
1. Кобец П.Н. Основы предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. М.: 2010. - 136 с.
2. Кобец П.Н. Профилактика преступности как сложный, многогранный процесс, в условиях России начала второго десятилетия XXI столетия. Российский следователь. М., 2012. № 20.
© Кобец П.Н., 2016
УДК 34.037
Маренков Антон Юрьевич
магистрант ТГТУ, г. Тамбов, РФ E-mail: [email protected]
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Аннотация
В статье раскрывается понятие и значение специальных знаний. Данная тема является актуальной, поскольку вопросы применения специальных знаний в рамках расследования дорожно-транспортных происшествий, несомненно, затрагивают интересы личности, общества и государства в целом.
Ключевые слова
Специальные знания, специалист, эксперт, автотехник, дорожно-транспортное происшествие, экспертиза.
Обеспечение безопасности дорожного движения - одна из наиболее острых и актуальных проблем общества. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнут и получают телесные повреждения тысячи взрослых и детей, наносится значительный экономический ущерб.
Согласно законодательства Российской Федерации "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [1, ст.2; 2, п. 1.2].
Правам, предоставленным водителям, корреспондирует обязанность соблюдения ими правил дорожного движения. Нарушение этих правил влечет наступление юридической ответственности. Для водителя, предусмотрена дисциплинарная, материальная, уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность. Все зависит от тяжести последствий. Если уголовная и административная ответственность за дорожно-транспортное происшествие наступает только при наличии вины водителя, то гражданско-правовая ответственность по восстановлению здоровья пострадавшего применяется и к невиновным в дорожно-транспортном происшествии водителям.
Расследование дорожно-транспортного происшествия в самом общем смысле представляет собой рассмотрение, изучение, исследование обстоятельств данного события.
Расследуя дорожно-транспортное происшествие, необходимо помнить о сложности данного события. Знание любого субъективного или объективного фактора может иметь определяющее значение при привлечении к одному из видов ответственности.
Установление всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия требует использования специальных знаний в науке и технике, искусстве и ремесле. По сути, расследование дорожно-транспортного происшествия - это симбиоз права и техники.
Категория «специальные знания» является важным институтом российского процессуального права, но так и не получило сегодня должного законодательного закрепления. К понятию «специальные знания» обращаются обычно при изучении института судебной экспертизы, между тем, уяснение содержания понятия «специальные знания» актуально не только применительно к экспертизе.