МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
России и системы электронного документооборота Минфина России в целях автоматической регистрации обращений граждан, поступающих в электронном виде на официальный сайт Минфина России. Министерство финансов РФ регулярно проводит широкомасштабные мероприятия по разъяснению государственной политики, проводимой ведомством.
В 2013 году создан единый портал бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru), на котором в доступной форме публикуется информация о бюджетном устройстве Российской Федерации, бюджетном процессе, доходах, расходах и источниках финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. С 2014 года на едином портале бюджетной системы Российской Федерации публикуется информация о всех юридических лицах и физических лицах -производителей товаров, работ, услуг, которым предоставляются субсидии из федерального бюджета. Кроме того, создан портал аудиторской деятельности (www.rar.gov.ru) - единый информационный ресурс, отражающий процессы государственного регулирования в сфере аудиторской деятельности.
«Налогоплательщик смотрит, насколько власть открыта, насколько процедура принятия управленческих решений понятна, доступна и, соответственно, прогнозируема. Всегда важно понимать, как идет обсуждение принятия тех или иных решений, какая логика у власти при принятии этих решений. Если будет понятна эта логика, тогда можно будет и дальше прогнозировать соответствующие действия власти» [4], - полагает Министр финансов РФ А.Г. Силуанова.
Так, Министерство финансов РФ, реализуя собственные полномочия, сделало значительные шаги к обеспечению в своей деятельности принципа открытости и гласности. В целях повышения эффективности выполнения стоящих перед ним задач Минфина России стремится поддерживать и развивать коммуникации с обществом, тем самым делая свою работу более открытой, доступной для населения и понятной.
Список использованной литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 01.07.2016) «О Министерстве финансов Российской Федерации».
2. Афанасьева С.А. Финансовое право. Афанасьева С.А. Практикум / Москва. МГПУ, 2012.
3. Грачева Е. Ю. Финансовое право. М.: Проспект, 2012. - 226 с.
4. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: minfin.ru
© Дудко Е.П., 2017
УДК34.347.1
Д.А. Клочков
диссертант
Московский финансово-юридический университет МФЮА
E-mail: [email protected]
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
Аннотация
Диссертант рассматривает правовую природу и правовой статус Центрального Банка РФ. Приводятся определения понятия, основные задачи и функции ЦБ РФ, которые существенно влияют на экономическую политику РФ.
Ключевые слова
Центральный Банк РФ, правовой статус, задачи, цели, функции ЦБ РФ.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
D.A. Klotchkov
LEGAL NATURE OF THE RUSSIAN CENTRAL BANK
Annotation
Of dissertation examines the legal nature of the Central Bank of the Russian Federation. The concept, the basic tasks and functions of the Central Bank, which significantly influence the economic policy of the Russian Federation.
Keywords
Central Bank of the Russian Federation, legal status, objectives, goals, functions of the Central Bank of the Russian Federation.
Согласно ст. 75 Конституции РФ Центральный Банк РФ осуществляет денежную эмиссию, защиту обеспечение устойчивости рубля, независимо от других органов государственной власти.
Правовое положение ЦБ РФ помимо Конституции РФ, в том числе как юридического лица определено в ч. 4 ст. 48 Гражданского кодекса РФ[1] и Федеральном законе от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[2], где сказано, что он имеет печать с изображением Государственного герба РФ, со своим наименованием, место нахождение центральных органов г. Москва. В этом же законе определены его статус, цели деятельности, функции и полномочия.
Уже исходя их названных нормативных правовых актов можно констатировать, что ЦБ РФ имеет «особый статус» отличающих его от иных юридических лиц, предусмотренных в гражданско-правовых положениях. В частности можно выделить характеризующие этот орган признаки:
- ЦБ РФ юридическое лицо, обладает своим наименованием, имеет печать, центральные органы расположены в г. Москве,
- ЦБ РФ осуществляет денежную эмиссию, защиту и обеспечение устойчивости рубля (денежной единицы РФ);
- ЦБ РФ независим от других органов государственной власти.
Именно обозначенный особый статус ЦБ РФ, как юридического лица и вызывает многочисленные споры, в частности это касается отнесения или не отнесения его к органам государственной власти.
В частности, противоречивые решения в отношении этого органа выносились неоднократно различными судебными инстанциями, касающиеся его как юридического лица и государственного органа. Например, в Определениях Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 268[6] и № 45-0 от 15.01.2003 г.[7], Банк России признается публичным юридическим лицом, его функции с учетом Конституции РФ, относятся к функциям органа государственной власти, ЦБ РФ выступает от имени государства, он наделен определенными властными полномочиями, ему принадлежат исключительные права и обязанности, по установлению обязательных для органов государственной власти, и всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования (обладает правом на нормотворческую деятельность), его указания предполагают применение мер государственного принуждения. В то же время исходя из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2013 по делу № 5190[8], данный орган не освобожден от уплаты налогов и сборов, в частности из этого решения следует, что ему «не предоставлены налоговые льготы». Есть основания полагать, что решение арбитражного суда в этой части ошибочны.
Следовательно, все перечисленные характеристики всё-таки указывают на публично-правовую правовую природу, известную самостоятельность и властность ЦБ РФ, приближенную к органам государственной власти, а именно:
- Банк России признан - публичным юридическим лицом;
- его функции с учетом Конституции РФ относятся к функциям органа государственной власти, поскольку предполагают применение мер государственного принуждения;
- обладает правом нормотворческой деятельности;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
- ЦБ РФ выступает от имени государства и наделен определенными властными полномочиями.
Одним из основных принципов формирования и функционирования банковской системы в России -
является принцип адекватного правового обеспечения[11, с. 6], значительная роль в реализации которого принадлежит нормотворческой деятельности Центрального банка РФ. Поэтому процесс совершенствования механизма подготовки и принятия нормативных актов Банка России является актуальным и важным, как для теоретического понимания его особого правового статуса, так и для определения места Центрального банка РФ в соотношении с системой органов государственной власти.
Необъяснимо в решении КС РФ, однако, то обстоятельство, почему фактически обладая конституционно-правовым статусом (так он, во всяком случае, назван в решении КС РФ) статус ЦБ РФ, как органа отнесенного к государственным, так до конца не определен и не увязан с учетом действующего законодательства. Тем более, что в ст. 2 ФЗ-86 «о Банке России» даже определено, что «уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью».
Представляется, по сути, Банк создан государством, в определенных целях (далее) поскольку даже уставной капитал и все имущество ему не принадлежит, но за банком сохраняется право «владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России». Как-то противоречиво получается, что и три правовых свойства за ним закреплены (владеть, пользоваться, распоряжаться) и он может - золотовалютным запасом распоряжаться, такими свойствами согласно ГК РФ, а также «Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом», таким неограниченным обращением с имуществом - обладает только собственник имущества.
При этом и цели у Банка не коммерческие (как у иных юридических лиц), коснёмся целей:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
- развитие финансового рынка Российской Федерации;
- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации;
- получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
То есть, исходя из целей - получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Интересно рассуждение в этом направлении Е.Н. Пастушенко, А.С. Земцова[12], которые характеризуют ЦБ РФ исходя из статуса его служащих, и пишут: «в Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. N 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»[3] служащие Центрального банка РФ выделены в отдельную классификационную группу публично-правовых субъектов, за расходами которых устанавливается контроль. Изложенный подход законодателя наблюдается и в другом федеральном законе антикоррупционной направленности -Федеральном законе от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», законодатель не относит Центральный банк Российской Федерации к государственным органам, а позиционирует его отдельно как особый вид субъектов определенных правоотношений»[4]. То есть ученые, говоря о служащих банка, сразу делают вывод о том, что ЦБ РФ есть особый вид субъектов определенных правоотношений. Такой подход как нам представляется не отвечает всем тем характеризующим данным, которые мы уже рассмотрели.
Все обобщенные законодательные данные характеризующие ЦБ РФ, складываются в следующие общий образ, юридического лица именуемого Центральным Банком РФ:
- это публичное юридическое лицо, обладает своим наименованием, имеет печать, центральные органы расположены в г. Москве,
- осуществляет денежную эмиссию, защиту и обеспечение устойчивости рубля (денежной единицы
РФ);
- независим от других органов государственной власти;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
- его функции с учетом Конституции РФ относятся к функциям органа государственной власти, поскольку предполагают применение мер государственного принуждения;
- обладает правом нормотворческой деятельности;
- ЦБ РФ выступает от имени государства и наделен определенными властными полномочиями.
В целом все перечисленное позволяет сделать следующее определение: «Центральный Банк РФ - это самостоятельное и независимое, публичное образование с особым статусом, отнесенное к юридическим лицам, но отличающееся вместе с тем специфическими особенностями организации, целями, конституционно-правовыми функциями, в сфере обеспечения денежной эмиссии и устойчивости рубля, защиты и обеспечения интересов государства, физических и юридических лиц.
Касаясь вопроса правовой природы Центрального Банка РФ, и исходя из решения Конституционного Суда РФ, подчеркнем, что ему присущ публично-правовой статус. Помимо ссылки на решение КС РФ, исходя из которого ему придан этот статус «публичного административного образования с особым статусом», он может прослеживаться и во взаимосвязи с подотчетностью и взаимодействием с исполнительными и законодательными органами.
В соответствии с Конституцией РФ и ст. 5 ФЗ-86 Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации[5], которая включает в себя:
- назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента РФ Председателя Банка России;
- назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее - Совета директоров);
- представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
- определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;
- проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
- доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами [10, с. 274].
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Центральный банк, обладающий широкими полномочиями по управлению всей банковской системой страны, его основная цель обеспечение развития денежной системы России, защита и обеспечение устойчивости рубля, которые соответственно и являются ключевыми для формирования экономики государства, соответственно ему и присуща функция банковского надзора, о которой следует упомянуть в этом разделе.
Банковский надзор, исходя из сказанного, приобретает важнейшее значение для государства, общества, в конечном счете, для каждого человека, так как призван: гарантировать стабильность, способствовать нормальному функционированию финансовой системы, его эффективная работа отражает экономическую устойчивость всего государства, обеспечивает соблюдение законных интересов инвесторов, гарантируется защищенность и сохранность денежных средств частных вкладчиков (физических и юридических лиц).
Центральный банк РФ не отнесен законодательством ни к одной из ветвей государственной власти. Однако, будучи наделенным особым публично-правовым статусом, сочетающимся со статусом частноправовым, он является основным субъектом управления и правового регулирования финансовых отношений в банковской сфере, обладающим правом издавать правовые акты в целях выполнения своих
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
функций. Особый правовой статус Центрального банка РФ дает основание для утверждения теоретической концепции «особых субъектов права», к которым помимо ЦБ РФ можно еще отнести Уполномоченного по правам человека и др.
Все проанализированное приводит к обоснованному выводу о двойственности правовой природы ЦБ РФ, о которой говорят различные современные ученые. Однако эта двойственность на наш взгляд не заключается в отнесении ЦБ РФ к органам государственной власти, о чем выражают свое мнение ученые Е.Н. Пастушенко[11, с. 5], Е.В. Жильникова [9, с. 5]. А в том, что этот орган согласно Конституции РФ является самостоятельным, но в то же время находится в зависимости от органов законодательной и исполнительной власти. Сам ЦБ РФ именно «государственной властью» не обладает и поэтому не может быть поставлен в ранг с исполнительной, законодательной и судебной властью. По нашему мнению он все же исполняет волю государства, а не сам по себе действует хаотично, воля (указания) исходят в основном от Правительства РФ и Государственной Думы Федерального Собрания. Представляется, что поэтому ЦБ РФ следовало бы отнести к числу «государственных органов обладающих самостоятельностью», о чем и следует внести поправки в ч. 2 ст. 2 ФЗ-86: «Банк России относится к числу государственных органов обладающих самостоятельностью».
Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016 № 236-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 23.06.2016 № 222-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
3. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»//Собрание законодательства РФ. 2012. N 50 (часть 4). Ст. 6953.
4. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»//Собрание законодательства РФ. 2013. N 19. Ст. 2306.
5. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016 № 451-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»//Вестник Конституционного Суда РФ. N 2. 2001.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2003 N 45-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности статей 12 и 30 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»//Вестник Конституционного Суда РФ. N 3. 2003.
8. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 января 2013 г. по делу N А78-5190/2012 // [Электр. ресурс] Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.11.2016).
9. Жильникова Е.В. Центральный Банк РФ, как особый субъект права. Автореф. Дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012. С. 5.
Ш.ЛаврушинаО.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 274 с.
11.Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка РФ: финансово-правовые аспекты теории. Саратов, 2006. С. 5.
12.Пастушенко Е.Н., Земцов А.С. О правовом статусе Центрального Банка РФ: тенденции законодательного регулирования и судебной практики// СПС «КонсультантПлюс».
© Клочков Д.А., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 343.01
П.Н. Кобец
Главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России г. Москва Российская Федерация доктор юридических наук, профессор
ЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Аннотация
Правильное установление признаков объективной стороны весьма важно для разграничения преступления от иных правонарушений. Это разграничение должно, в первую очередь, проводится по степени общественной опасности. Преступление отличается от иных правонарушений (административных, дисциплинарных и др.) более высокой степенью общественной опасности. Следовательно, раскрытие уголовно-правового значения объективной стороны преступления, в первую очередь, предполагает определение его роли в процессе разграничения преступлений и иных правонарушений.
Ключевые слова Действие, бездействие, факультативные признаки, способ, обстановка.
Влияние объективной стороны преступления на общественную опасность совершенного деяния с точки зрения оснований уголовной ответственности характеризуется двумя важными обстоятельствами [1, с.20]. Во-первых, этот процесс приводит к существенному изменению качества деяния и, во-вторых, может протекать в двух противоположных направлениях: либо деяние становится общественно опасным и, следовательно, преступным, т.е. объективная сторона в данном случае выступает криминализирующим фактором, либо она влечет его декриминализацию, т.е. утрату им свойства общественной опасности. Причем на это может повлиять любой признак объективной стороны - от деяния до обстановки совершения преступления. Таким образом, взаимосвязь общественной опасности деяния и объективной стороны преступления является очевидной, хотя ее и нельзя признать всеобщей [2, с.56-60].
Первое, что нужно установить в объективной стороне, - деяние. Если не будет деяния (действия или бездействия) - не будет и самого преступления [3, с.384-391]. Так же просто разграничить преступления от иных правонарушений по последствиям. Отсутствие последствий при совершении общественно опасного деяния означает либо отсутствие стадии оконченного преступления, либо состава преступления вообще. Но если между общественно опасным деянием и последствием нет причинной связи - нет и оконченного преступления. В практике это общепризнано. Преступные действия не являются оконченным преступлением, если наступившие вредные последствия не находились в причинной связи с этими действиями [4, с.2].
Как правило место, время, обстановка и другие факультативные признаки характеризуют индивидуальные объективные особенности состава преступления. Однако эти обстоятельства могут иметь более существенное значение: влиять на степень общественно опасности всех преступлений одного вида. Именно в таких случаях законодатель относит их к числу обязательных признаков простого или квалифицированного состава преступления [5, с.478-482]. При разграничении преступных и непреступных действий необходимо принимать во внимание не просто общественную опасность как таковую, а ее содержание. Механизм приобретения деянием общественной опасности в связи со временем его совершения может быть разнообразным и зависеть, в частности, от длительности деяния, совершаемого виновным [6, с. с.12-15].
Способ как конструктивный признак состава преступления также может отграничивать его от иных правонарушений или аморальных поступков, не обладающих свойством уголовной противоправности. Также орудия и средства посягательства, применение которых оказывает существенное влияние на