Научная статья на тему 'Движение WorldSkills - "Молодые профессионалы" как ориентир развития профессионального образования'

Движение WorldSkills - "Молодые профессионалы" как ориентир развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕМПИОНАТ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ / ROADMAP OF THE IMPLEMENTATION OF THE WORLDSKILLS IN THE CHELYABINSK REGION / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY INDICATORS / SKILLS COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкин М. Ю.

В статье проанализирован пятилетний опыт участия организаций профессионального образования Челябинской области в чемпионатах рабочих профессий WorldSkills. Показатели развития движения WorldSkills связываются с активностью участия профессиональных образовательных организаций и их результативностью, приводится ТОП-10 организаций по результативности участия в региональных чемпионатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкин М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDSKILLS - ''YOUNG PROFESSIONALS'' AS A GOAL ORIENTATION FOR VOCATIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

The article analyses the 5-year participation experience of the Chelyabinsk region VET institutions at WorldSkills competitions. The indicators of the WorldSkills movement development depend on the activity of the VET institutions participation and their efficiency. TOP-10 institutions according to the efficiency of their participation in the regional competitions are listed in the paper.

Текст научной работы на тему «Движение WorldSkills - "Молодые профессионалы" как ориентир развития профессионального образования»

УДК 377 М. Ю. Малкин, зам. директора Дворца учащейся

молодежи «(Смена», зам. руководителя Регионального координационного центра «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Челябинской области, г. Челябинск, e-mail: wsr_74@mail.ru

ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS — «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» КАК ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проанализирован пятилетний опыт участия организаций профессионального образования Челябинской области в чемпионатах рабочих профессий ^огМвкШв. Показатели развития движения WorldSkills связываются с активностью участия профессиональных образовательных организаций и их результативностью, приводится ТОП-10 организаций по результативности участия в региональных чемпионатах.

Ключевые слова: чемпионат рабочих профессий, профессиональные компетенции, дорожная карта по реализации движения WorldSkШs на территории Челябинской области, показатели эффективности.

Точкой отсчета для нашего региона можно считать дату 5 апреля 2012 г. В этот день делегация Агентства стратегических инициатив посетила Челябинскую область. В ходе визита состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Агентством стратегических инициатив и правительством Челябинской области. Делегация АСИ посетила Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ). Гостям представили проект по развитию среднего образования, реализуемый на ЧТПЗ. Также в рамках визита прошел

круглый стол «Развитие человеческого капитала в Челябинской области: перспективы образовательных проектов АСИ». Агентство стратегических инициатив выступило соорганизатором этого мероприятия совместно с Министерством образования Челябинской области и Челябинским трубопрокатным заводом. Одной из тем круглого стола было обсуждение проекта АСИ о проведении чемпионата рабочих профессий WorldSkills. Этот проект был одобрен наблюдательным советом АСИ 21 октября 2011 г.

I региональным чемпионат (12.04.2013)

18

72

14

20

40

60

80

II Кол-во экспертов Кол-во участников

Кол-во образовательных организаций ¡1:1 Кол-во компетенций

Рис. 1. Первый региональный чемпионат рабочих профессий WorldSkills

6

0

Ключевые интересные факты:

- появление термина «эксперт»;

- компетенции разных направлений в одном мероприятии;

- совмещение конкурсной и деловой программ в одном мероприятии;

- открытость (посещение школьниками конкурсных площадок).

II региональный чемпионат (18-19.03.2014)

109

113

11

40

20 40 60

П Кол-во экспертов

80

100

120

В Кол-во участников И Кол-во образовательных организаций Ш Кол-во компетенций

Рис. 2. Второй региональный чемпионат рабочих профессий ЦгогМБШШ

Ключевые интересные факты:

- чемпионат прошел на базе одного образовательного учреждения;

- соединены конкурсная программа и выставка ПОО;

- чемпионат проведен в соответствии с единым рекомендованным регламентом;

- с каждым участником представлен эксперт-компатриот;

- впервые на одной и той же конкурсной площадке вместе соревновались студенты среднего и высшего профессионального образования;

- представителями оператора проекта WorldSkills Russia был проведен аудит чемпионата;

- для работы на чемпионате специально подготовлены волонтеры.

III региональный чемпионат (13-16.10.2015)

в

22

51

| 183

179

50

100

150

200

□ Кол-во экспертов

□ Кол-во участников

Н Кол-во образовательных организаций И Кол-во компетенций

Рис. 3. Третий региональный чемпионат рабочих профессий ЦгогМБШШ

0

0

"!"!"!"!"!"!"!"!"!"!

Ключевые интересные факты:

- за основу брались задания с последнего национального чемпионата;

- появилась автоматизированная система оценки CIS;

- на чемпионат приглашены сертифицированные эксперты в качестве главных;

- организаторами конкурсных площадок стали организации не только среднего, но и высшего профессионального образования;

- в чемпионатную систему внедрена единая система сквозного мониторинга е81ш;

- увеличена продолжительность конкурсного времени (минимум два дня).

IV региональный чемпионат (14-18.11.2016 и 27.02. - 03.03.2017)

282

У /////У

33

233

57

50 100 150 200 250

300

0

III Кол-во экспертов - Кол-во участников У Кол-во образовательных организаций Кол-во компетенций

Рис. 4. Четвертый региональный чемпионат рабочих профессий WorldSkills

350

300 250 200 150 100 50 0

ОН Кол-во компетенций U Кол-во образовательных организаций В Кол-во участников D Кол-во экспертов

i —

2013

6

14 77 18

2014 11 40 113 109

2015 22 51 179 150

2016 33 57 233 282

2017-18 (план) 35 76 270 300

Рис. 5. Сравнительная инфографика по чемпионатам с 2013 по 2018 гг.

Ключевые интересные факты:

- в рамках каждой компетенции вся техническая документация прошла процедуру согласования с национальным экспертом;

- конкурсная часть чемпионата длилась три

дня;

- чемпионат работал в статусе «открытый» — приглашались к участию другие регионы;

- охват организаций среднего профессионального образования составил 87 %, организаций высшего профессионального образования — 37 % от общего их количества в регионе;

- появилось понятие «презентационные компетенции»;

- в рамках чемпионата проводились соревнования среди школьников 1ипюгёЫШ.

Качественный уровень повышения профессиональных компетенций у участников региональных чемпионатов можно отслеживать по конкурсным заданиям, которые стремительно меняются год от года в сторону усложнения и на сегодняшний день сформулированы на уровне «очень сложное для профессионала». Но, тем не менее, процент участников, не выполнивших задание на региональном уровне, очень мал, а это означает, что в образовательный и тренировочный процесс внедряются современные технологии и уделяется большое внимание тем показателям, которые должен демонстрировать выпускник на выходе из учебного заведения. Для примера ниже представлено конкурсное задание по компетенции «Кирпичная кладка» — с чего начинали и к чему пришли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Конкурсный модуль на региональном чемпионате — 2013

Рис. 7. Конкурсные модули регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Южный Урал 2016-2017

16 14 12 10 8 6 4 2 0

2013 - IНЧ г.Тольятти

2014 -II НЧ г.Казань

т е

2015 -III НЧ г.Казань

I I i I

й

2016 -IV НЧ г.Красногорск

Рис. 8. Челябинская область на национальном уровне, 2013-2018 гг.

2017 -VНЧ г.Краснодар

Кол-во компетенций 7 14 6 15 14

> Кол-во образовательных организаций 7 13 6 12 6

11 Золото 1 3 1 3 4

^ Серебро 1 1 0 5 2

= Бронза 0 2 1 2 0

□ За профессионализм 1 4 0 1 3

а Общекомандное место 3 6 12 5 9

Региональное развитие ежегодно отражается и на национальном уровне, где Челябинская область достаточно стабильно держит свои позиции, показывая высокие результаты в компетенциях, развитием которых на уровне региона занимаются профессиональные образовательные организации, не раз становившиеся лучшими в области.

Мы считаем, что логичнее всего проводить анализ по эффективности развития дви-

Показатели развития движения WorldSkills напрямую связаны с активностью участия профессиональных образовательных организаций и их результативностью. Приведем рейтинг десяти наиболее эффективных профессиональных образовательных организаций (в который входят

жения WorldSkills на территории Челябинской области, основываясь на показателях дорожной карты, которая была подписана в 2014 году в рамках национального чемпионата и утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области № 01/1847 от 3 июня 2014 года «О развитии движения WorldSkills на территории Челябинской области» [1].

реорганизованные ПОО без учета присоединенных к ним), составленный исходя из результативности их участия в региональных чемпионатах (участие — 5 баллов, медаль за профессионализм — 10 баллов, бронза — 15 баллов, серебро — 20 баллов, золото — 25 баллов; табл. 2).

Таблица 1

Показатели эффективности исполнения дорожной карты по реализации движения WorldSkills на территории Челябинской области на 2014-2016 гг.

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г.

план факт % план факт % план факт %

Наличие специализированных центров компетенций 10 16 160 12 16 134 14 16 115

Участие команд в открытых чемпионатах WorldSkills Russia 2 1 50 3 3 100 4 4 100

Призеры открытого чемпионата WorldSkills Russia 2 1 50 3 1 33 4 4 100

Участие команды Челябинской области в национальном чемпионате WorldSkills Russia 1 1 100 1 1 100 1 1 100

Призеры национального чемпионата WorldSkills Russia 2 6 300 3 2 67 4 10 250

Участники от Челябинской области в составе национальной сборной WorldSkills Russia 1 1 100 2 1 50 3 12 400

Участие от Челябинской области в чемпионате мира WorldSkills International и EuroSkills - - - 1 1 100 1 7 700

Наличие национальных экспертов WorldSkills Russia / WorldSkills International 1 2 200 2 1 50 3 5 167

Количество компетенций WorldSkills Russia, развиваемых в регионе 11 11 100 13 18 139 15 22 147

Объем средств, привлеченных субъектом для мероприятий WorldSkills Russia (тысяч рублей) 7000 7000 100 10 000 4000 40 12 000 7000 58

Рейтинг профессиональных образовательных организаций по результативности участия в региональных чемпионатах \YorldSkills — Россия

Таблица 2

ы 00

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Наименование ПОО Участие Золото Серебро Бронза Баллы Участие Золото Серебро Бронза Баллы Участие Золото Серебро Бронза Баллы Участие Золото Серебро Бронза Медаль Баллы Участие Золото Серебро Бронза Медаль Баллы Динамика ИТОГО баллов

ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» 1 1 1 1 65 3 0 1 2 65 4 2 1 2 120 0 2 3 2 1 150 3 2 2 1 0 120 -30 520

ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова» 2 0 0 2 40 0 2 0 0 50 1 2 2 0 95 1 2 1 0 0 75 2 2 2 2 1 140 65 400

ГБПОУ «Озерский технический колледж» 3 0 0 0 15 0 0 2 1 55 5 1 1 0 70 3 1 1 3 1 115 4 2 1 1 0 105 -10 360

ГБПОУ «Златоустовский индстри-альный колледж им. П. П. Ано сова» 1 0 1 0 25 5 1 1 0 70 6 0 3 0 90 1 0 1 2 2 75 2 0 1 1 1 55 -20 315

ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» 1 0 0 0 5 0 0 1 1 35 1 3 0 1 95 1 2 0 1 0 70 2 1 1 0 0 55 -15 260

ГАПОУ 40 «Политехнический колледж» 0 0 0 0 0 0 1 0 0 25 2 1 0 2 65 1 1 1 0 0 50 1 3 1 0 1 110 60 250

ГБПОУ «Миасский строительный техникум» 2 1 0 1 50 0 1 1 0 45 0 2 0 0 50 0 1 1 0 0 45 0 1 1 0 0 45 0 235

ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» 0 0 0 0 0 2 0 0 0 10 3 2 0 0 65 3 2 0 0 1 75 4 2 0 1 0 85 10 235

ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум» 1 1 0 0 30 1 0 0 0 5 2 1 0 1 50 1 1 0 1 0 45 0 3 0 1 1 100 55 230

ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» 2 0 0 0 10 3 1 0 1 55 7 0 0 1 50 1 0 1 0 2 45 2 0 0 4 0 70 25 230

о

СП

ш

о ф

■а

ш

(О СП

■а

о

■е-

ф о о

ш s

О"

о о\ ■а ш

о

СП

ш

В заключение отметим, что Государственнное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный технический колледж», занимающее первую позицию в рейтинге профессиональных обра-

зовательных организаций по результативности участия в региональных чемпионатах WorldSkills Россия — Южный Урал, стало победителем областного конкурса «Лучшая профессиональная образовательная организация» в 2016 г

Библиографический список

1. О развитии движения WorldSkills на территории Челябинской области [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 03.06.2014

№ 01/1847]. — Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Storage/File/Storage/spo/2014-06-03_

prikaz_o_razvitii_dvigenija_worldskills_russia.pdf.

УДК 377/378 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского

государственного технического колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: tuber@sustec.ru

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье раскрыты направления, содержание и результаты сетевого взаимодействия профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования с целью повышения качества, результативности и престижа профессионального образования за счет объединения материально-технических, кадровых, информационно-методических ресурсов каждой из взаимодействующих сторон. Описан опыт сетевого взаимодействия в рамках эффективного решения шести актуальных задач, обеспечивающих развитие образовательных организаций.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, сетевой проект, сетевая программа, сетевое событие, базовая кафедра, кооперация ресурсов, непрерывное профессиональное образование, выбор образовательных альтернатив, дуальное обучение.

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает в том числе и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования. Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных информационно-коммуникационных технологий [1].

На сегодняшний день существует несколько подходов к пониманию содержания и механизмов сетевого взаимодействия. Разделяем подход А. И. Адамского, который отмечает, что сетевое взаимодействие может осуществляться посред-

ством организации сетевых проектов, сетевых программ и сетевых событий. Сетевой проект разрабатывается под конкретные задачи и проблемы, которые определяют необходимость организации совместной деятельности с распределением труда для достижения конкретных результатов. Сетевая программа реализуется на основе образовательного заказа, содержательно и организационно обеспечивает реализацию индивидуального (группового) образовательного маршрута. Сетевые образовательные события представлены в практике разного рода конференциями, семинарами, брифингами. Это концентрированная образовательная форма, ко -торая предполагает проведение мероприятия усилиями организации или ряда организаций и позволяет адекватно рассмотреть и обсудить пути решения целого комплекса актуальных для системы образования задач [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.