5. The statistics: Russia was included into the top three by the number of death from selfie. [Electronic resource] URL: http://planet-today.ru/novosti/tekhnologii/item/34718-statistika-rossiya-voshla-v-trojku-liderov-po-kolichestvu-smertej-ot-selfi (date of circulation: 10.01.2017). (In Russian).
ВНИМАНИЕ: ОПЫТ
УДК 377.35
ББК 74.56
К85
Крыжановская Елена Станиславовна
Кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства. Иркутск, Россия.
Русанов Александр Александрович
Директор Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства. Иркутск, Россия.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБПОУ ИО «ИКАТ И ДС»)
Статья посвящена опыту изменения содержания профессионального образования при подготовке специалистов для транспортной отрасли в контексте внедрения содержания профессиональных стандартов и компетентностной составляющей WorldSkills Russia. Констатирует элементы результативности такого внедрения в аспекте повышения качества сфор-мированности профессиональных компетенций выпускников колледжа.
Ключевые слова: Worldskills, профессиональные стандарты, трудовые функции, трудовые действия, демонстрационный экзамен.
E. S. Kryzhanovskaya Irkutsk, Russia A. A. Rusanov Irkutsk, Russia
CHANGING THE CONTENT OF PROFESSIONAL EDUCATION AS THE FACTOR TO IMPROVING THE QUALITY OF SPECIALISTS TRAINING (FROM THE EXPERIENCE OF "ICAT AND RC")
The article is devoted to the experience of changing the content of vocational education in training specialists for the transport industry in the context of introducing the content of professional standards and the competency component of WorldSkills Russia. He ascertains the elements of the effectiveness of such implementation in the aspect of improving the quality of the formation of the professional competencies of college graduates.
Key words: Worldskills, professional standards, labor functions, labor actions, demonstration exam.
На актуальном этапе становления профессионального образования и подготовки рабочих кадров в субъектах Российской Федерации по наиболее востребованным и перспективным специальностям и профессиям в соответствии с современными технологиями, международными стандартами качества и развития промышленности необходимо изменить систему организации образовательного процесса. Данные изменения связаны не только с включением в содержание образования современных компетентностных структур, но и расширеним практического опыта обучающихся, с позиции максимальной практикоориентированности формируемого опыта, максимально приближенного к реальным трудовым действиям и трудовым функциям выполняемым в условиях реальной производственной ситуации.
Ориентируясь на современные мировые тенденции в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и до-
рожного строительства» (ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС», далее - колледж) определено приоритетное направление реализации интегративно-деятельностного подхода в содержание образования и его методическое сопровождение при внедрении профессиональных стандартов и включение в содержание профессионального образования компетентностной составляющей WorldSkills Russia по реализуемым специальностям и профессии УГС 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта, интегративная составляющая. Освоение основной профессиональной образовательной программы предполагает организацию занятий как базе колледжа, так и на производственных базах, осуществляющих техническое обслуживание транспортных средств. Вместе с тем, на основании Порядка организации образовательного процесса по программам среднего профессионального образования [6] при наличии современной материально-технической базы у профессиональной образовательной организации (далее - ПОО) возможна организация обучения как теоретической составляющей, так и практической на его базе ПОО.
Отличительной особенностью реализации ФГОС СПО (далее - стандарт) определено системное формирование общих и профессиональных компетенций, трудовых действий, умений, знаний и опыта на основании реализации деятельностного подхода.
На основании реализации интегративно-деятельностного подхода в образовательной среде колледжа, приоритетным стало создание производственно-образовательной площадки, отвечающей современным трендам не только сервисного обслуживания автомобильного транспорта, но профессионального образования, отвечающей запросам в профессиональном и личном развитии обучающихся. Это связано с явным проявлением нехватки современных образовательных пособий и устаревшим оборудованием производственных мастерских колледжа, не соответствующих современной модификации линейки автомобилей у ключевых транспортных концернов. Использование современного оборудования и наглядного сопровождения, обозначение кратких требований к видам профессиональной деятельности, выполняемым трудовым функциям и формируемым профессиональным компетенциям, поможет мастеру производственного обучения определить четкость требований к студентам и качественно наработать последним практический опыт, соответствующий современному развитию мировой транспортной отрасли.
Реализация интегративно-деятельностного подхода началась в три этапа, спецификой такой реализации стала не поступательность процесса, а их параллельность в обновлении содержания и материальной составляющей производственных площадей колледжа.
Рассматривая современные аспекты к оснащению производственных площадей, мы ориентировались на требования стандартов, относящихся к укрупненной группе специальностей 23.00.00, профессиональных стандартов 210 [8], 461 [9], инфраструктурных листов национального чемпионата WSR Россия по компетенциям: 33 Automobile Technology [10], 36 Car Painting [11], 13 Autobody Repeir [13], R74 Excavator operator [12].
Обновление производственных мастерских колледжа происходило на основании определения содержания постов, таблиц соответствия видов выполняемых работ и формируемых трудовых функций и трудовых действий, компетенций стандартов СПО и профессиональных стандартов. Приобретенное оборудование позволяет обучающимся сформировать и отработать трудовые функции и компетенции в соответствии с требованиями к видам работ по кузовному ремонту, автопокрасочным работам, ремонту и обслуживанию легковых автомобилей (рис. 1, 2).
Рис. 1. Мастерские по компетенции
33 Automobile Technology Ремонт и обслуживание легковых автомобилей
Рис. 2. Мастерские по компетенции 13 Autobody Repeir Кузовной ремонт
На этапе обновления содержания реализуемых профессиональных образовательных программ подготовки специалистов, мы исходили из положения о том, что основой обучения является приобретение практического опыта, трансформация полученных знаний, умений и практических действий в реальный профессиональный опыт, отраженный в выполнении трудовых действий и функций. Согласно стандартам, первые практические навыки производственной деятельности студенты приобретают в учебно-производственных мастерских, оснащение которых должно быть максимально приближено к производственным.
Реализация этого положения началась с анализа нормативно-правовой и законодательной базы Российской Федерации и требований WorldSkills [1, 4, 5, 6, 7, 14, 15], в связи с чем, определены особенности включения содержания профессиональных стандартов в содержание спецификаций 1111ССЗ и ППКРС. Результатом такой работы стало включение трудовых функций, трудовых действий, соответствующих профессиональным стандартам и требова-
ниям по компетенциям WorldSkills Russia в содержание рабочих программ, обновление учебного и методического материала и расширения технологии выполнения производственных работ.
Включение содержания профессиональных стандартов и содержания компетенций WSR Russia [1] потребовало изменения содержания методического сопровождения образовательного процесса.
Методической службой колледжа разработаны методические рекомендации к определению содержания и формированию требований к построению образовательного процесса с учетом профессиональных стандартов и технических описаний компетенций WorldSkills Russia.
Следующим этапом стало практическое изменение образовательного процесса и переход оценки качества освоения знаний студентами на уровень демонстрации последними сфор-мированности практического опыта в соответствии с новыми требованиями WorldSkills Russia. На данном этапе решалась задача пилотной апробации демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills через независимую оценку сформированности профессиональных компетенций студентов колледжа.
На основании распоряжения министерства образования Иркутской области от 20 марта 2017 года № 195-мр «О пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по методике Ворлдскиллс Россия» [2] в демонстрационном экзамене (далее - экзамен) на площадке ГБПОУ ИО ИТМ приняли участие 12 студентов нашего колледжа по компетенции 33 Automobile Technology, студенты, проходившие процедуру независимой оценки профессиональных компетенций, показали 100 % качества. Средний балл по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям: техника и технология обслуживания автомобильного транспорта) составил - 249,22; по специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта средний балл составил - 230,84, при максимальном балле за выполнение всех модулей 300, средний балл по колледжу составил - 241,56 [3]. Данные показатели свидетельствуют о результативности проводимых в колледже мероприятий по изменению подходов к организации образовательного процесса.
Вместе с тем, считаем необходимым отметить, что на площадке нашего колледжа проходили процедуру независимой оценки качества сформированности профессиональных компетенций в рамках апробации в Иркутской области экзамена 18 студентов из трех профессиональных образовательных организаций Иркутской области по компетенции 33 Automobile Technology.
Анализируя качество выполнения студентами, заявленными для прохождения экзамена, работ по трем модулям, эксперты пришли к выводу о том, что готовность обучающихся к участию в независимой оценке экзамена невысокая, вполне возможно, что это связано с недостаточным уровнем развития материально-технической базы направляющих учреждений и не возможности пройти стажировку педагогов и мастеров производственного обучения на современном оборудовании и повысить свою квалификацию. В связи с чем, со стороны ПОО необходимо изменить подходы к организации образовательного процесса, учитывая актуальные требования как профессиональных стандартов, так и требования WorldSkills Russia. Необходимо обучать студентов пользоваться современным диагностическим оборудованием, делая акцент на формировании общих компетенций использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, самостоятельно определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием, а также профессиональных, учитывая актуальные требования профессиональных стандартов и WorldSkills Russia.
Учитывая, что не все ПОО Иркутской области имеют современную производственную базу по данным компетенциям, в нашем колледже с 2018 года проводится стажировка педагогов и мастеров производственного обучения на современном оборудовании, что позволит повысить их практический опыт для более успешной подготовки выпускников к ИГА в форме ДЭ.
Библиографический список
1. Worldskills в России. История международного движения // [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).
2. ГАУ ДПО ИО РЦМРПО // [Электронный ресурс] http://center-prof38.ru/content/demonstracionnyy-ekzamen (дата обращения: 10.01.2018).
3. ГБПОУ ИО ИКАТ и ДС // [Электронный ресурс]. URL: https://ikatids38.ru/worldskillsrussia-wsr/demonstratsionnyj-ekzamen (дата обращения: 10.01.2018).
4. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179227/ (дата обращения: 10.01.2018).
5. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов утв. Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179227/ (дата обращения: 10.01.2018).
6. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 179227/ (дата обращения: 10.01.2018).
7. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179227/ (дата обращения: 10.01.2018).
8. Профессиональный стандарт: 210 Специалист по сборке агрегатов и автомобиля // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179227/ (дата обращения: 10.01.2018).
9. Профессиональный стандарт: 461 «Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 179227/ (дата обращения: 10.01.2018).
10. Техническое описание и конкурсные задания по компетенции WSR Russia 33 Automobile Technology Ремонт и обслуживание легковых автомобилей // [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1WJzf9rPLioVrYGxYHDhyWw576Vxi6zSS (дата обращения: 10.01.2018).
11. Техническое описание и конкурсные задания по компетенции WSR Russia 36 Car Painting Окраска автомобиля // [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google. com/drive/folders/ 1WJzf9rPLioVrYGxYHDhyWw576Vxi6zSS (дата обращения: 10.01.2018).
12. Техническое описание и конкурсные задания по компетенции WSR Russia R74 Excavator operator Управление экскаватором (презентационная) // [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/ folders/1WJzf9rPLioVrYGxYHDhyWw576Vxi6zSS (дата обращения: 10.01.2018).
13. Техническое описание и конкурсные задания по компетенции WSR Russia 13 Autobody Repeir Кузовной ремонт // [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google. com/drive/folders/ 1WJzf9rPLioVrYGxYHDhyWw576Vxi6zSS (дата обращения: 10.01.2018).
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 31.12.2012. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179227/ (дата обращения: 10.01.2018).
15. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального Закона "Об образовании в российской федерации"» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 179227/ // (дата обращения: 10.01.2018).
References
1. WorldSkills in Russia. The History of the international Movement // Available at: http://worldskills.ru/ (Accessed 10 December 2017).
2. SAI FVE IR RSMDVE // Available at: http://center-prof38.ru/content/demonstracionnyy-ekzamen (Accessed 10 January 2018).
3. SBPEI IR "ICAT and RC" // Available at: https://ikatids38.ru/worldskillsrussia-wsr/demonstratsionnyj-ekzamen (Accessed 10 January 2018).
4. Methodological recommendations for the development of concentration vocational programs and supplementary vocational programs in accordance with professional standards (Ministry of Education and Science of Russia 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн) // Available at: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 179227/ (Accessed 10 January 2018).
5. Methodological recommendations for the development of concentration vocational programs and supplementary vocational programs in accordance with professional standards. Ministry of Education and Science of Russia 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн. // Available at: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 179227/ (Accessed 10 January 2018).
6. Order No. 464 of 14 June 2013 of Ministry of Education and Science "Ratification of the procedure for establishing educational activities in intermediate vocational training programs" // Available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons doc LAW 179227/ (Accessed 10 January 2018).
7. Order No. 292 of 18 April 2013 of Ministry of Education and Science "Ratification of the procedure for establishing educational activities in intermediate vocational training programs" // Available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons doc LAW 179227/ (Accessed 10 January 2018).
8. The Professional Standard: 210 Product assembler of major vehicle component parts Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179227 (Accessed 10 January 2018).
9. The Professional Standard: 461 «The specialist of technical diagnosis and control vehicle for Periodical Technical Inspections» // Available at: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 179227/ (Accessed 10 January 2018).
10. The technical description and the competitive tasks on the competence WSR Russia 33 Automobile Technology // Available at: https://drive.google.com/drive/folders/lWJzf9rPLioVrYGxYHDhyWw576Vxi6zSS (Accessed 10 January 2018).
11. The technical description and the competitive tasks on the competence WSR Russia 36 Car Painting // Available at: https://drive.google.com/drive/folders/1WJzf9rPLioVrYGxYHDhyWw576Vxi6zSS (Accessed 10 January 2018).
12. The technical description and the competitive tasks on the competence WSR Russia R74 Excavator operator (presentation) // Available at: https://drive.google.com/drive/folders/1WJzf9rPLioVrYGxY-HDhyWw576Vxi6zSS (Accessed 10 January 2018).
13. The technical description and the competitive tasks on the competence WSR Russia 13 Autobody Repeir Кузовной ремонт // Available at: https://drive.google. com/drive/folders/1WJzf9rPLioVrYGxY-HDhyWw576Vxi6zSS (Accessed 10 January 2018).
14. The Federal Act "About the Education in the Russian Federation" No. 273 of 31 December 2012 // Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179227/ (Accessed 10 January 2018).
15. The Federal Act No. 122-FA of 02 May 2015 An act to amend Labour Code of the Russian Federation and articles 11 and 73 of The Federal Act "About the Education in the Russian Federation" // Available at: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 179227/ (Accessed 10 January 2018).