38 |
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации
МАЛИНОВСКИЙ Евгений Станиславович,
директор Копейского политехнического колледжа имени С. В. Хохрякова, Копейск(Челябинская область)
Аннотация
Статья посвящена организации конкурсного движения в профессиональной образовательной организации с учетом тенденций модернизации образования, требований экономики и развития движения WorldSkШs
Ключевые слова:
профессиональное образование, профессиональная образовательная организация, конкурс профессионального мастерства, чемпионат WorldSkШs, инновационная деятельность
Осуществляемый в России переход на инновационный путь развития, необходимость решения актуальных задач обеспечения промышленности (экономики) высококвалифицированными кадрами и импортозамещения требует опережающего развития профессионального образования в целом и системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в особенности.
В настоящее время cформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию инновационных подходов в профессиональном образовании. Прежде всего, это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором заложены основы для инновационной деятельности в профессиональных образовательных организациях, определяющие ее юридическую и организационную форму [1]. Основная цель разработанного Агентством стратегических инициатив и внедряемого с 2016 года Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста (далее — Региональный стандарт) — определить минимально необходимый набор принципов и инструментов для обеспечения потребности промышленности (экономики) региона в высококвалифицированных кадрах, способствовать их внедрению в субъектах РФ, а также обозначить ключевые механизмы ее достижения. Одним из механизмов независимой оценки качества подготовки кадров Региональный стандарт определяет участие студентов образовательных организаций СПО и ВО в системе чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) на региональном уровне, уровне федерального округа и национальном уровне [3]. Данное положение Регионального стандарта нашло продолжение в показателях качества деятельности профессиональных образовательных организаций, заложенных в государственные программы развития профессионального образования [2; 4].
Чемпионаты WorldSkills выступают площадкой, на которой высококвалифицированные специалисты из множества стран обмениваются опытом, знакомятся с технологиями обучения и новыми профессиональными стандартами международного уровня. Проведение чемпионатов рабочих профессий по стандартам WorldSkills ставит целью профессиональную ориента-
Малиновский Е. С. Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 3. — С. 38-43.
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
цию молодежи, а также внедрение в систему профессионального образования лучших международных практик по направлениям:
- профессиональные стандарты и квалификационные характеристики;
- обучение экспертов (мастеров) и приглашение иностранных экспертов;
- обновление производственного оборудования;
- система оценки качества образования;
- корректировка образовательных программ;
- привлечение бизнес-партнеров.
Таким образом, механизмы конкурсного движения WorldSkills Russia определяют конкретные задачи инновационного развития профессиональных образовательных организаций в части модернизации материально-технической базы, кадрового ресурса, внедрения в образовательный процесс лучших мировых практик, методологий, технологий и наработок.
Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечения ее деятельности [5]. Исходя из этой трактовки, руководство Копейского политехнического колледжа имени С. В. Хохрякова (далее — колледж) сочло необходимым разработать систему мероприятий, направленных на внедрение стандартов WorldSkills для формирования профессиональных компетенций педагогических работников и будущих специалистов, четко описать ожидаемые результаты, определить возможные риски, рассчитать необходимое ресурсное обеспечение.
В целях внедрения механизмов конкурсного движения WorldSkills в практику деятельности колледжа был разработан ряд проектов (табл. 1).
Таблица 1
Проекты, направленные на реализацию механизмов конкурсного движения WorldSkills в образовательной деятельности
3/2018 | 39
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Направление Наименование проекта
Содержание образования Внедрение ФГОС по ТОП-50
Подготовка к конкурсам профессионального мастерства Открытие Центра конкурсной подготовки
Социальное партнерство Внедрение трехступенчатой модели подготовки к конкурсам профессионального мастерства
Материально-техническая база Создание специализированного центра компетенции по компетенции «Автопокраска»
Цель проекта «Внедрение ФГОС по ТОП-50» — внедрение новых и актуализация реализуемых основных образовательных программ подготовки по ФГОС ТОП-50. В 2017 году в колледже началась реализация ФГОС по ТОП-50 по трем направлениям подготовки, в 2018 году — по семи.
Практический опыт реализации проекта показал, что достигнуть максимально эффективных результатов можно, если разделить педагогический коллектив на творческие коллективы (методические объединения), занимающиеся разработкой отдельных сегментов проекта: дорожными картами развития материально-технической базы специальностей; методическим и учебно-программным обеспечением; повышением квали-
40 | 3/2018
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
фикации педагогических работников.
Одним из показателей результативности данного проекта стало число участников и качество участия (призовые места) в региональном чемпионате «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (см. табл. 2).
Система подготовки экспертов и участников чемпионатов была реализована в рамках следующего проекта — «Открытие Центра конкурсной подготовки». Центр конкурсной подготовки (функционирует с сентября 2017 года на правах структурного подразделения колледжа) занимается разработкой программ дополнительного образования с учетом содержания конкурсных заданий чемпионатов WorldSkills, организацией тренировочного процесса в ходе подготовки к чемпионатам, развитием кадрового потенциала колледжа, осуществляемого посредством обучения и расширения состава регионального экспертного сообщества в разрезе профессиональных компетенций. Показателем успешности деятельности центра могут служить результаты участия студентов колледжа в чемпионатах WorldSkills (см. табл. 2.)
Таблица 2
Результаты участия колледжа в чемпионатах WorldSkills
2013 Участие в трех компетенциях: «Кирпичная кладка», «Сварочное дело», год «Сетевое и системное администрирование»
2014 Площадка для проведения II Регионального чемпионатаWORLDSKILLS; участие в трех компетенциях: «Кирпичная кладка», «Сварочное дело», «Сетевое и системное администрирование»
год
2015 Участие в четырех компетенциях: «Кирпичная кладка» «Сварочное дело», «Поварское год дело», «Инженерная графика CAD»
2016 Участие в трех компетенциях: «Кирпичная кладка», «Инженерная графика CAD», «Сва-год рочное дело», 2-е место в компетенции «Сварочное дело»
2017 Участие в трех компетенциях: «Кирпичная кладка», «Инженерная графика CAD», год «Сварочное дело»
Участие в восьми компетенциях: «Бухгалтерский учет» «Инженерная графика CAD», «Сварочное технологии», «Электромонтаж», «Ремонт и обслуживание легковых авто-
2018 мобилей», 1-е место — «Кирпичная кладка», 2-е место — «Сантехника и отопление», год 3-е место — «Сетевое и системное администрирование»; участие во всероссийском
отборочном этапе от Челябинской области по компетенции «Кирпичная кладка» в г Москве
Проект внедрения трехступенчатой модели подготовки к конкурсам профессионального мастерства разработан во взаимодействии с работодателями и представителями органов управления общим образованием (рис.1). Цель проекта — создание системы взаимодействия между заинтересованными сторонами муниципального образования «Копейский городской округ»: администрацией округа, управлением образования, предприятиями, школами, колледжами, техникумами, филиалами по подготовке к конкурсам профессионального мастерства учащихся школ (чемпионаты Джуниорскилс), обучающихся колледжей (чемпионат «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и молодых работников предприятий (чемпионат WorldSkills Hi-Tech).
Проект направлен в органы местного самоуправления, учреждения и предприятия и находится на стадии согласования. Первыми к такой
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Рис. 1. Трехступенчатая модель подготовки к конкурсам профессионального мастерства
модели сотрудничества подключились работники предприятия «Завод «Пластмасс» (государственная корпорация «Ростех»). Педагогические работники колледжа — эксперты чемпионатов WorldSkills выступили в качестве наставников молодых работников завода при подготовке к конкурсу Hi Tech-2018 (Москва) по компетенциям «Сварочное дело» и «Инженерная графика CAD».
Реализация данного проекта предусматривает решение задач профориентации школьников, трудоустройства выпускников колледжа, независимой оценки уровня квалификации молодых специалистов предприятий, поднятия качества образования с учетом требований работодателей.
Методическое обоснование трехступенчатой модели подготовки к конкурсам профессионального мастерства требует отдельного рассмотрения и более тщательного анализа.
Одним из значимых направлений развития конкурсного движения в колледже выступает проект по созданию Специализированного центра компетенции по компетенции «Автопокраска» (далее — СЦК). В результате реализации проекта ожидается модернизация оборудования учебно-производственных мастерских в соответствии со стандартами WorldSkills, организация образовательного и тренировочного процессов по компетенции «Автопокраска», повышение квалификации экспертов по данной компетенции, обеспечение эффективного взаимодействия с работодателями и бизнес-партнерами. Проект предусматривает:
42 | 3/2018
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- обновление учебных планов, образовательных программ подготовки профессиональных кадров в соответствии с международными наработками в соответствующих профессиях в части профессиональных квалификаций, используемых производственных технологий и оборудования на основе передовых образовательных практик;
- развитие СКЦ как профильного территориального центра прикладных квалификаций, в том числе для других образовательных организаций региона;
- вступление в профессиональное сообщество мирового уровня и участие в нем по соответствующим компетенциям;
- наглядные формы профориентации учащихся и увеличение набора по рабочим специальностям (профессиям) образовательного учреждения;
- профессиональная сертификация обучающихся образовательной организации — участников чемпионатов.
В настоящий момент в проект вложено более 1,5 млн рублей на приобретение учебного оборудования (табл. 3) и проведение ремонтных работ.
Таблица 3
Учебное оборудование, приобретенное в 2018 году для Специализированного центра компетенций «Автомаляр»
Наименование оборудования Количество
Учебный автомобильный диагностический сканер 1
Учебный тренажер «Проверка и чистка свечей зажигания» 1
Верстак слесарный металлический 4
Окрасочно-сушильная камера 1
Учебный тренажер «Инжекторный ДВС ВАЗ 1118 (16 кл. DОНС)» 1
Учебный тренажер «Диагностика бензиновых форсунок» 1
Проект планировки территории Специализированного центра компетенций подготовлен с использованием стандартов ШогЫБкИк (рис. 2).
Рис. 2. Проект планировки территории Специализированного центра компетенций «Автомаляр»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
В заключение отметим, что инновационное развитие профессиональной образовательной организации требует и от руководителя, и от педагогических работников инновационного поведения, то есть понимания и принятия инновационных процессов, происходящих в системе образования, высокого уровня мобильности в условиях постоянных изменений. Конкурсное движение WorldSkills в настоящее время выступает мощным механизмом инновационного развития профессиональной образовательной организации.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-22112012-n-2148-r/gosudarstvennaia-programma-rossiiskoi-federatsii-razvitie.
3. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/staffing/standard.
4. О государственной программе Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы. Постановление Правительства Челябинской области от 29.12.2017 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области. URL: http://www.minobr74.ru/Upload/ files/756-%D0%9F.pdf.
5. Антропов В. А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. — 103 с.