ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР В БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Линк А.В.
В статье представлено описание результатов оценки двигательной активности студентов-стоматологов. В ходе исследования была оценена двигательная активность студентов-стоматологов специальной медицинской группы. Определено, что при снижение физической нагрузки наблюдается снижение выносливости и ослабление сердечно-сосудистой системы. Ключевые слова: двигательная активность, студенты-стоматологи, выносливость, сердечно-сосудистая система.
The article describes the results of evaluation of motor activity of dental students. During the study, the motor activity of dental students of the special medical group was evaluated. It was determined that with a decrease in physical activity there is a decrease in endurance and a weakening of the cardiovascular system. Keywords: motor activity, students - dentists, endurance, cardiovascular system.
В результате малоподвижного образа жизни, переедания, избытка информации и нервно-эмоционального перенапряжения резко изменилась среда обитания современного человека, что не могло не сказаться отрицательно на его здоровье.
Двигательная активность (ДА) - сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом. Двигательная активность является важной составляющей здорового образа жизни студента.[1, 4, 5]
Цель: изучение двигательной активности студентов-стоматологов специальной медицинской группы.
Задачи исследования:
1. Оценить двигательную активность студентов-стоматологов специальной медицинской группы (СМГ)
2. Определить влияние двигательной активности на функциональное состояние и физическую подготовленность студентов-стоматологов в начале и конце учебного года.
Материалы и методы
Исследование проводилось в Алтайском государственном медицинском университете со студентами СМГ 1-5 курсов стоматологического факультета. В октябре 2016 и апреле 2017 года были проведены функциональные пробы (таблица 2.1) , тесты на определение физической подготовленности (таблица 2.2) и оценка двигательной активности студентов СМГ (таблица 1).
Методом анкетирования нами были опрошены 138 студентов СМГ стоматологического факультета АГМУ 1-5 курсов.
Таблица 1
Результаты оценки двигательной активности студентов СМГ 2-3 курсов стоматологического факультета АГМУ в течение недели с учетом наибольших и наименьших значений
Ходьба, мин Занятие в тренажерном зале, мин Утренняя зарядка, мин Лечебная физкультура, мин Физическая культура в университете, мин Другая ДА, мин
659±315 190±78 91,5±26,5 150 75 68,5±15,8
Как видно из таблицы 1, наибольшая двигательная активность приходится на ходьбу.
Ученые Научно-исследовательского института физической культуры пришли к выводу, что недельный двигательный объем должен быть следующим: студенты - 10-14 часов при условии, что пульсовой режим 130170 уд/мин.
Согласно Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне», предложенному Министерством спорта Российской Федерации, недельный двигательный режим должен составлять не менее 9 часов, из которых: утренняя гимнастика - 140 минут, двигательная деятельность в процессе учебного дня - 120 минут, самостоятельные занятия физической культурой, в том числе спортивными играми - 120 минут в неделю.[2]
Ходьба - это самый простой и доступный вид физической активности для студента, она благотворно влияет, как на общее состояние организма, так и на мышечную, дыхательную, сердечно - сосудистую системы. Этому подтверждение результаты тестов, проведенных в специальной группе студентов 1-5 курсов стоматологического факультета АГМУ в начале и конце учебного года (таблицы 2-1,2-2).
Таблица 2.1
Сравнительная оценка уровня функциональных проб в начале и конце учебного года студентов СМГ 1-5 курсов стоматологического факультета _АГМУ с нормой_
Окт ябрь 2016 Апрель, 2017 Н орма
Проба Штанге, сек 30, 2 33,2 4 0
Проба Генчи, сек 30, 1 35,8 3 5
Проба Ромберга, баллы 3,2 4 3
Ортостатическа я проба, ударов 19, 3 18,2 1 8
Клиностатическ ая проба, ударов 18, 2 18,0 1 0
Таблица 2.2
Сравнительная оценка уровня физической подготовленности в начале и
конце учебного года студентов СМГ 1-5 курсов стоматологического _факультета АГМУ с нормой_
^ТоРКазсатель —— Окт ябрь, 2016 Апрель, 2017 Н орма
Силовая выносливость мышц спины, сек 95, 3 96,2 9 0
Силовая выносливость мышц живота, сек 30, 73 36,7 2 8
Гибкость, см 14, 7 14,9 1 5
В ходе исследования выявлено, что, несмотря на высокие показатели двигательной активности: ходьба 659±315 мин, а занятия в тренажерном зале 190±78 мин и физической культурой в университете 75 мин за неделю, повышения показателей функционального состояния не наблюдалось.
Заключение
Здоровье и двигательную активность можно представить в виде прямой зависимости, так вследствие снижения элементарной физической нагрузки, в виде ходьбы и посещения занятий физической культуры, уже через 2-3 недели наблюдается упадок показателей выносливости, работы сердечно - сосудистой системы и нарушение функций памяти.
Полученные данные свидетельствуют о том, что двигательный режим студентов характеризуется достаточно высокой двигательной активностью, но при этом «полезная» сводится к «0», что подтверждают результаты
оценки физической подготовленности студентов. Физкультурно-спортивная деятельность, в настоящее время, не является для студентов-стоматологов потребностью, не превратилась в личностный интерес, но абсолютное большинство, студентов не отрицает ее положительное влияние и социальную значимость.
Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса возрастает в связи с увеличением потока информации и необходимости ее усвоения студентами-стоматологами в короткие сроки [6].
Учитывая такие особенности работы врача-стоматолога, как напряженная статичная поза, стереотипные движения мышц рабочей руки, высокая нагрузка зрительного анализатора, нервно - эмоциональное напряжение, можно сказать, что при отсутствие развития физической подготовленности в дальнейшем может привести к снижению выносливости мышц спины, функциональным и органическим поражениям позвоночника, что в свою очередь будет снижать общий статус здоровья врачей-стоматологов.
Список литературы:
1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 218 с.
2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы/ Н.В.Паршикова, В.В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров; под общ. Ред. В.Л. Мутко. - М.: Советский спорт, 2014. - 60 с.
4. Казначеев В.П., Стригин В.М. Проблема адаптации человека (некоторые итоги и перспективы исследования). Новосибирск, 1978.
5. Двигательная активность и здоровье современного человека: курсовая работа/ Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, 2014.
6. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. Учебник - М.: Гардарики, 2005. - 366 с.