Научная статья на тему 'Внеурочные формы двигательной активности как фактор коррекции функционального состояния организма студентов медицинского колледжа'

Внеурочные формы двигательной активности как фактор коррекции функционального состояния организма студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT PHYSICAL-EDUCATION ACTIVITY / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / ORGANISM FUNCTIONAL STATE / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / CARDIO-VASCULAR SYSTEM / ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / RESPIRATORY SYSTEM / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / PHYSICAL EFFI CIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ефремова Т. Г.

Статья посвящена изучению особенностей изменения функционального состояния организма студентов под влиянием самостоятельных занятий физическими упражнениями. Рационально организованная и контролируемая самостоятельная двигательная активность может служить одним из факторов улучшения состояния функциональных возможностей основных систем жизнеобеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR MOTOR ACTIVITY AS A CORRECTION FACTOR OF THE FUNCTIONAL ORGANISM STATEMENT IN STUDENTS OF A MEDICAL COLLEGE

The paper is devoted to studying changes of students organism functional peculiarities under the infl uence of independent trainings including physical exercises. Organized and controlled rationally motor activity may serve as one of the factors of improving the state of functional possibilities of basic life-support sqstems.

Текст научной работы на тему «Внеурочные формы двигательной активности как фактор коррекции функционального состояния организма студентов медицинского колледжа»

ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ФАКТОР КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Соискатель Т. Г. Ефремова,

Педагогический институт Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.

Контактная информация для переписки: 346500, Ростовская обл. , г. Шахты, ул. Шевченко, 157.

Статья посвящена изучению особенностей изменения функционального состояния организма студентов под влиянием самостоятельных занятий физическими упражнениями. Рационально организованная и контролируемая самостоятельная двигательная активность может служить одним из факторов улучшения состояния функциональных возможностей основных систем жизнеобеспечения.

Ключевые слова: самостоятельная физкультурная деятельность, функциональное состояние организма, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, физическая работоспособность.

Состояние здоровья и двигательная подготовленность студенческой молодежи является одной из важнейших проблем современного общества.

Многочисленные исследования выявляют значительное ухудшение уровня здоровья студентов: снижение функциональных возможностей организма, асте-низацию и отставание в физическом развитии, а также наличие хронических заболеваний [8, 14, 16].

Управление и коррекция состояния здоровья студентов - актуальная научно-практическая задача физического воспитания в образовательном процессе. Неотъемлемой частью эффективной организации физического воспитания является самостоятельная двигательная активность.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о позитивном влиянии оптимальной двигательной активности на различные стороны физической подготовленности. Однако данные результаты говорят об улучшении физических кондиций при применении как аудиторных (урочных), так и внеаудиторных форм двигательной активности. Вышеизложенное определило цель настоящего исследования: изучение влияния самостоятельной физкультурной деятельности студен-

тов колледжа на функциональное состояние организма. Задачи исследования:

1. Разработать методику и содержание самостоятельной физкультурной деятельности в процессе физического воспитания.

2. Оценить влияние самостоятельной двигательной активности на функциональное состояние организма студентов.

Реализация методики самостоятельной двигательной активности предполагала выполнение студентами индивидуальной программы физического самовоспитания, занятия видами спорта по выбору, подготовку к выполнению контрольных нормативов и к участию в спортивно-массовых мероприятиях. На самостоятельных занятиях происходила выработка навыков вдумчивой, осознанной работы по физическому самовоспитанию. Вместе с тем в рамках такой работы решалась проблема индивидуализации занятий благодаря учету интересов и склонностей студентов, планированию нагрузок в зависимости от уровня двигательной подготовленности и динамики ее результатов.

Проанализировав средства, используемые в физическом воспитании студентов, мы определили физические упражнения, которые могут применяться в самостоятельной деятельности оздоровительной, тренировочной и корригирующей направленности. Критериями отбора являлись простота и доступность выполнения упражнений, направленность на повышение уровня физической подготовленности и функционального состояния организма, а также специфика условий трудовой деятельности будущих медицинских работников среднего звена. Частота самостоятельных занятий физическими упражнениями в экспериментальной группе (п=78) составляла не менее 2 раз в неделю, минимальная продолжительность занятий - 30-45 мин. Студенты, составляющие контрольную группу (п=80), за-

нимались по традиционной программе только на учебных занятиях.

Самостоятельное выполнение комплексов физических упражнений входит в программу многих методик, содержание которых составляют:

- аэробные упражнения по системе Е. А. Пироговой и К. Купера, а также работа на беговых, гребных, эллиптических тренажерах, велотренажерах [3, 6, 7];

- общеразвивающие упражнения для укрепления мышц ног и спины, эстафетные упражнения, подвижные и спортивные игры (футбол и хоккей), упражнения на точность с предметами (теннисные мячи, клюшки, гимнастические палки, скакалки), упражнения на координацию движений и равновесие [2];

- упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, спины; для снятия нервного напряжения, упражнения при малоподвижном образе жизни, дыхательная гимнастика; гимнастика японского врача Йосиро Цуцу-ми для рук и ладоней [7];

- упражнения с использованием технических средств обучения и тренажеров [9];

- упражнения, дающие прямой положительный перенос на тестовые упражнения по Госстандарту [12];

- упражнения различных видов спорта [1].

Известно, что гипокинезия оказывает неблагоприятное воздействие на состояние здоровья человека в целом и на основные системы обеспечения двигательной деятельности (сердечно-сосудистую и дыхательную) в частности. Деятельностью сердечно-сосудистой системы лимитируется работа мышечной системы, обеспечивается постоянство внутренней среды организма, определяется общая и мышечная работоспособность. Большое значение для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы имеет оценка длительности и характер восстановительного периода после физической нагрузки.

Большой приспособляемостью при воздействии физических нагрузок на организм и высокой реактивностью отличается дыхательная система. Своевременное снабжение организма кислородом возможно при соответствующем функционировании дыхательной системы и приспособлении ее к повышенным требованиям при выполнении физических упражнений.

Для определения механизмов приспособления сердечно-сосудистой системы к нагрузке, длительности восстановительного периода нами использовалась одномоментная функциональная проба с физической нагрузкой. Выполнение пробы Розенталя, включающее пятикратное измерение ЖЕЛ с 15-секундными интервалами, оценивало изменения жизненной емкости легких в зависимости от нагрузки, в частности выносливость дыхательной мускулатуры. Одной из важных характеристик деятельности дыхательной, сердечнососудистой систем и опорно-двигательного аппарата являются результаты Гарвардского степ-теста, определяющие общую физическую работоспособность организма студентов.

Рекомендованными средствами самостоятельной

работы студентов по физическому самовоспитанию являлись:

- аэробные упражнения для развития общей выносливости (оздоровительный бег, длительная ходьба, занятия на велотренажерах, аэробика);

- динамические упражнения с отягощениями и эспандерами для развития силы и силовой выносливости различных мышечных групп;

- статические и динамические упражнения для развития статической выносливости мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса;

- упражнения для развития гибкости [5, 15];

- упражнения для укрепления мышечной силы кисти (с использованием кистевого эспандера), развитие ловкости рук, пальцев рук (с использованием различных мячей), точной координации движений;

- спортивные игры (волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон) и их элементы, комплексно развивающие ловкость, сенсомоторную координацию, тренирующие вестибулярный аппарат и способствующие развитию внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, подвижности нервных процессов и быстроты зрительного различения [11];

- корригирующие упражнения для профилактики нарушений осанки, для укрепления мышечного корсета, для коррекции зрения и снятия усталости глаз, для укрепления мышц стопы и снятия усталости ног [4, 10, 13];

- упражнения мышечной релаксации, аутогенной тренировки, дыхательная гимнастика [4].

Под влиянием рациональных, индивидуально подобранных, контролируемых программ самостоятельной двигательной активности была выявлена положительная динамика показателей одномоментной функциональной пробы с физической нагрузкой в экспериментальной группе. Это проявилось в увеличении числа студентов с нормотоническим типом реакции, уменьшении времени восстановления после нагрузки и, в конечном счете, снижении количества студентов с неудовлетворительной оценкой пробы. При этом результаты функционального состояния студентов контрольной группы, не менявших свой двигательный режим и в большинстве испытывающих дефицит двигательной активности, существенно не изменились (таблица 1).

Более выраженная положительная динамика в экспериментальной группе характерна и для результатов пробы Розенталя, характеризующих функциональные возможности системы внешнего дыхания (рис. ). При этом число студентов, имеющих неудовлетворительные оценки по данному тесту, в сравниваемых группах практически не изменилось.

Рационально организованная самостоятельная двигательная активность сопровождается изменениями в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в значительной степени отражающих функционирование организма в целом. Это проявилось в достоверном улучшении физической работоспособности студентов экспериментальной группы (а <0,001),

№2 I 2011

37

Таблица 1

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма

Одномоментная функциональная проба с физической нагрузкой

Типы реакций до эксперимента после эксперимента

ЭГ: п=78 КГ: п=80 ЭГ: п=78 КГ: п=80

Нормотонический 84,62 83,75 92,31 81,25

Гипотонический 8,97 2,50 3,85 5,00

Гипертонический 1,28 6,25 1,28 6,25

Ступенчатый 5,13 7,50 2,56 7,50

Дистонический - - - -

Общая оценка пробы с учетом скорости восстановления, %

Хорошо 25,64 30,00 52,56 41,25

Удовлетворительно 55,13 52,50 39,74 40,00

Неудовлетворительно 19,23 17,50 7,69 18,75

Таблица 2

Оценка общей работоспособности организма (Гарвардский степ-тест)

Показатели Д о эксперимента После эксперимента

ЭГ: п=78 КГ: п=80 t а ЭГ: п=78 КГ: п=80 t а

ИГСТ 63,98 ± 1,66 60,36 ± 1,75 1,50 >0,05 71,40 ± 1,80 60,76 ± 1,61 4,41 <0,001

Оценка среднего уровня Ниже среднего Ниже среднего Выше среднего Ниже среднего

оцениваемой с помощью Гарвардского степ-теста. Показатель индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) в этой

группе повысился с 63,98 ± 1,66 до 71,40 ± 1,80 (таблица 2), что подтверждается и результатами качественной оценки.

1 00% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

12 3 4

1 - показатели до эксперимента ЭГ 2 - показатели после эксперимента ЭГ

3 - показатели до эксперимента КГ 4 - показатели после эксперимента КГ

□ хорошо □ удовлетворительно □ неудовлетворительно

Анализ результатов показал, что рационально организованная двигательная активность сопровождается закономерными изменениями в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в значительной степени отражающих функционирование организма в целом, и способствует наступлению оздоровительного эффекта. В процессе экспериментальной работы получены достоверные данные об улучшении адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, повышении выносливости дыхательной мускулатуры и физической работоспособности. Таким образом, можно рекомендовать указанные нами физические упражнения для самостоятельного выполнения во внеурочное время для улучшения функционального состояния организма, а также для приобщения студентов к физическому самосовершенствованию и здоровому стилю жизни.

Рис. Динамика оценки выносливости дыхательной мускулатуры (проба Розенталя)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Грачев, О. К. Физическая культура: учеб. пособие / О. К. Грачев; под ред. доцента Е. В. Харламова. - М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2005. - 464 с.

2. Гук, Е. П. Профессионально-прикладная физическая подготовка врача-хирурга: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 04 / Е. П. Гук. - М. , 1981. - 22 с.

3. Лейфа, А. В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: дис. ... д-ра пед. наук: 13. 00. 04 / А. В. Лейфа. - Благовещенск, 2007. - 412 с.

4. Лечебная физическая культура: справочник / под ред. проф. В. А. Епифанова. - 2-е изд. , перераб. и доп. - М. : Медицина, 2001. - 592 с.

5. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для институтов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

6. Миргородский, К. А. Методика физкультурного образования медицинских сестер в системе повышения квалификации: дис. . . . канд. пед. наук: 13. 00. 04 / К. А. Миргородский. - Челябинск, 2005. - 188 с.

7. Моисеенко, С. А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 04 / С. А. Моисеенко. - Хабаровск, 2006. - 167 с.

8. Мухаметова, Г. Р. Медико-социальные проблемы образа жизни и здоровья студентов - будущих педагогов: дис. ... канд. мед. наук: 14. 00. 33 / Г. Р. Мухаметова. - Казань, 2005. - 185 с.

9. Павлов, В. И. Педагогическая система многоуровневой физической подготовки врача-стоматолога: автореф. ... канд. пед. наук: 13. 00. 04 / В. И. Павлов. - Саратов, 2000. - 20 с.

10. Пономарева, В. В. Физическая культура и здоровье: учебник для мед. и фарм. вузов РФ / под ред. В. В. Пономаревой. - М. : ГОУ МУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 317 с.

11. Раевский, Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие / Р. Т. Раевский. - М. : Высшая школа, 1985. - 136 с.

12. Соколовская, Н. И. Технология управления процессом организованных учебных и самостоятельных форм занятий в физкультурном образовании студентов медицинского вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 04 / Н. И. Соколовская. - Смоленск, 2004. - 143 с.

13. Физическая реабилитация: учебник для студ. вузов, обуч. по гос. обр. стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / под общей ред. проф. С. Н. Попова. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 608 с.

14. Филиппова, В. П. Гигиеническая оценка состояния здоровья студентов медицинского колледжа: дис. ... канд. мед. наук: 14. 00. 07 / В. П. Филиппова. - Ростов н/Д. , 2004. - 148 с.

15. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

16. Шкляр, А. Л. Типологические особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза в динамике лет обучения: автореф. ... канд. мед. наук: 03. 00. 13 / А. Л. Шкляр. - Волгоград, 2006. - 22 с.

EXTRACURRICULAR MOTOR ACTIVITY AS A CORRECTION FACTOR OF THE FUNCTIONAL ORGANISM STATEMENT IN STUDENTS OF A MEDICAL COLLEGE

T. Efremova,

Pedagogical Institute of the Southern Federal University, Rostov-on-Don.

Contact information for correspondence: 346500, Rostovskaya Oblast, the city of Shakhti,

Shevchenko str., 157.

The paper is devoted to studying changes of students organism functional peculiarities under the influence of independent trainings including physical exercises. Organized and controlled rationally motor activity may serve as one of the factors of improving the state of

functional possibilities of basic life-support sqstems.

Key words: independent physical-education activity, organism functional state, cardio-vascular system, respiratory system, physical efficiency

№2 i 2011

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.