времени... / сост., предисл. - д. ф. н., проф. К. Ергобек. Алматы: Родной язык, 2004. 52 с.)
12. Жаздыцбаева Р. Б. Кенжебаев жэне казак эдебиеп тарихын зерттеудеп кYрделi мэселелер (Жаздыкбаева Р. Б. Кенжебаев и главные проблемы в изучении истории казахской литературы). URL: http:// kazgazeta.kz/?p=3557 (дата обращения: 04.05.2019).
REFERENCES
1. Ergobek, Q. Sarasoz (Adebiettany, syn alemi) [Sarasoz (Literary Studies, Criticism)]. Almaty: Kazakhstan Publishing House, 2013. 572 p. (in Kazakh).
2. Sartbaeva, D. Beisenbai Kenjebaev - qazaq adebieti tarihyn zertteyshi [Beisenbay Kenzhebayev as a Researcher of the History of Kazakh Literature]. Ph.D. Thesis. Turkistan, 2002. 168 p. (in Kazakh).
3. Jumaliev, Q. Qazaq eposy men adebiet tarihynyn maseleleri. T. 1 [Problems of the Kazakh Epic and History of Literature. Vol. 1]. Almaty: Academy of Sciences, 1958. 328 p. (in Kazakh).
4. Kenjebaev, B. Qazaq halqynyn jazba adebietinin tarihy qaidan, kimnen bastalady? [From Where and with Whom does the Written Literature of the Kazakh People Begin?]. Qazaq adebieti - Kazakh Literature Newspaper. No. 30. July 29, 1960 (in Kazakh).
5. Jumaliev, Q. Qate pikir qagidaga ainalmasyn [A Wrong View Should not Become a Principle]. Qazaq adebieti - Kazakh Literature Newspaper. No. 31. July 29, 1960 (in Kazakh).
6. Quryshjanov, A. "Kodeks Kymanikys" - eski muramyz [Codex Cumanicus as an Ancient Heritage].
Qazaq adebieti - Kazakh Literature Newspaper. No. 3. August 12, 1960] (in Kazakh).
7. Aqynjanov, M. Halyqtyh quralyy — jazba adebiettih tup qazygy [Folklore as the Main Source of Written Literature]. Qazaq adebieti - Kazakh Literature Newspaper. August 5, 1960 (in Kazakh).
8. Kenjebaev, B. Qazaq tili men adebietinin tarihy tyraly [On the History of the Kazakh Language and Literature]. Leninshil jas Newspaper. December 20, 1962 (in Kazakh).
9. Qalijanuly, Y. Qazaq adebietindegi dini-agartyshylyq agym [A Religious and Educational Current in Kazakh Literature]. Almaty: Kus joly, 1999. P. 40-45 (in Kazakh).
10. Alpysbaev, Q. Qazaq adebieti tarihyn dayirleyde Beisenbai Kenjebaev ustanymy [Beisenbay Kenzhebayev's Position in the History of Kazakh Literature]. In: Turki orkenieti jane tayelsiz Qazaqstan, I t. [The Turkic Civilization and Independent Kazakhstan. Vol. 1]. Astana: Turk akademiyasy, 2011. 496 p. (in Kazakh).
11. Kenjebaev, B. Turik qaganatynan buginge deiin... (Qurastyryp, algy sozin jazgan - f.g.d., professor Q. Ergobek) [From the Turkic Khaganate up to Now... (Composed with an Introduction by Doctor of Philological Sciences, Professor K. Ergobek). Almaty: Ana tili. 2004. 52 p. (in Kazakh).
12. Jazdyqbaeva, R. B. Kenjebaev jane qazaq adebieti tarihyn zertteydegi kurdeli maseleler [B. Kenzhebayev and Complicated Problems of Studying the History of Kazakh Literature]. URL: // http://kazgazeta.kz/?p=3557 (Accessed May 4, 2019) (in Kazakh).
Б01 10.24411/2223-0564-2019-10309 Г.М. Набиуллина УДК 821.512.141
ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ ГЕРОЯ ТРИЛОГИИ Ф. ГАЛИМОВА «АЗЕЫН ТЭYБЭhЕ» («ПОКАЯНИЕ РАСПУТНИКА»)
Аннотация
Данная статья посвящена анализу трилогии «А^гын тэYбэhе» (2015; «Покаяние распутника») башкирского прозаика Флюра Галимова. Целью является выявление духовных поисков героя произведения, для достижения которой были использованы описательный, культурно-исторический, герменевтический методы с примене-
Набиуллина Гульнур Мирзаевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры башкирской литературы и культуры Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа), e-mail: gulnurnabiullina@mail.ru
Gulnur M. Nabiullina, Cand.Sc. (Philology), Associate Professor, Department of Bashkir Literature and Culture, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University (Ufa), e-mail: gulnurnabiullina@mail.ru
© Набиуллина Г.М., 2019
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2019/3 (85)
нием контекстуального культурологического принципа. Отсюда вытекают задачи: объяснить противоречивую сущность главного героя, раскрыть религиозно-философское своеобразие его убеждений, показать их место в произведении. Источником для анализа послужила трилогия, в которой полномасштабно концентрированы нравственно-религиозные взгляды и самого писателя.
По результатам исследования можно сказать, что современный мир, по мнению героя произведения, претерпевает большие изменения, угрожающие крахом цивилизации. Для морального совершенствования человечество должно отказаться от матриархата и выбрать духовный путь развития, который рассматривается как фактор преодоления данного кризиса. В трилогии рейки, шаманизм, колдовство, ясновидение расцениваются главным героем как многобожество. Человек по своей сути богобоязнен, и для сохранения человечества он должен вернуться к своим корням, в данном случае к религии, и стремиться к внутреннему самосовершенствованию, переустраивать мир по заповедям Всевышнего. Таким образом, многобожество, в свою очередь, как и матриархат, сбивает человечество с пути истины, разрушает не только отдельные судьбы, но и семьи, народы, даже человечество в целом, поэтому цивилизацию спасет только истинная религия. Для героя романа - это ислам. Результаты исследования способствуют дальнейшему изучению трилогии и творчества Флюра Галимова в целом.
Ключевые слова: ислам, космоэнергетика, многобожие, колдовство, духовный поиск, творчество, башкирская литература, матриархат, путь к богу, путь истины
Gulnur M. Nabiullina
THE SACRED QUESTS OF THE HERO OF THE TRILOGY
A LIBERTINE'S REPENTANCE BY F. GALIMOV
Abstract
This article is devoted to the Bashkir prose writer Flyur Galimovs trilogy A Libertine's Repentance (2015). The goal is to reveal the sacred quests of the hero in the work; for its achievement descriptive, cultural-historical, and hermeneutical methods with the application of the contextual culturological principle are used. This implies the following: to explain the contradictory essence of the main character, to reveal the religious and philosophical peculiarity of his views, and to show their place in the work. The source for an analysis was the trilogy, which fully reflects the religious and philosophical views of the writer himself.
According to the research results we can say that the modern world, in the opinion of the hero, is undergoing great changes, which threaten the collapse of civilization. For the moral improvement, mankind must desist the matriarchy and choose sacred development, which is seen as a factor of overcoming the crisis. In the trilogy reiki, shamanism, witchcraft, clairvoyance are mainly regarded as polytheism. The man is inherently God-fearing, he must return to his roots, in this case to religion, and to strive for inner self-perfection, to reorganize the world according to the commandments of God in order to save mankind. Polytheism, in its turn, as matriarchy leads the mankind astray, destroys not only individual destinies, but also families, peoples, even humanity as a whole; therefore, civilization will be saved only by the true religion. For the hero of the novel it is Islam. The results of the study contribute to the further research of Flyur Galimov's trilogy and creativity as a whole.
Key words: Islam, cosmoenergetics, polytheism, witchcraft, sacred search, creativity, Bashkir literature, matriarchy, the way to God, the way of truth
В истории башкирской литературы «представляется целесообразным выделить три больших периода: литература Х1-ХУШ вв., литература XIX и начала XX вв., литература советского периода» [10, с. 333]. К сказанным мы же добавим постсоветский и новейший периоды. Во всех этапах развития художественной литературы поиск смысла жизни героями занимал важное место. Об этом было отмечено учеными-литераторами А. Харисовым, А. Вахитовым, Г. Хусаиновым,
З. Нургалиным, Р. Баимовым, Г. Кунафиным, А. Вильдановым, З. Шариповой, М. Надергуло-вым, Г. Гареевой, Р. Илишевой, З. Алибаевым, Ф. Сибагатовым, Г. Абдрафиковой, И. Янбаевым, Г. Галиной и др.
Характерную черту новой эпохи - активный поиск духовных ценностей, основанных на религиозных идеях, можно обнаружить в творчестве многих современных прозаиков. В этом плане интересна трилогия писателя Флюра Галимова
(1958 г.р.) «А^гын T9Y6ahe» (2015; «Покаяние распутника»), в ее названии присутствуют термины с религиозной окраской, которые реализуются в более широком смысле. К тому же девятая сура Священного Корана называется «Покаяние», а в шести аятах данной суры упоминается о распутниках.
Следует отметить, что Флюр Галимов известен читателям как автор книг «^ктэрзэ кYрешеYЗэр» (1995; «Свидание на небесах»), «ЙYлэр» (1997; «Чудаки»), «Яцы башторт» (2008; «Новый башкир»). Публикация трилогии в юбилейном для автора 2018 году на русском языке в ведущих российских изданиях («Златокрылая птица Хумай» - «Роман-газета»; «Покаяние над пропастью» - «Ватандаш», «ЛиФФТ», «Бель-ские просторы», «Юность», издательство «Художественная литература») принесла писателю известность. По словам автора, ожидается выход романа в свет в Великобритании («The Taste of Forbidden Fruit» - «Тыйылган емеш тэме»).
До этого в башкирском литературоведении о творчестве писателя было написано немного. Последние годы для трилогии были судьбоносными: опубликовано около двух десятков научно-публицистических статей в печати республики, рецензия Льва Аннинского в журнале «Юность» (№ 12, 2018 г.).
Все же в данных исследованиях мало сказано о поисках главного героя произведения, не дается полное представление о его внутреннем споре, что подтверждает актуальность и остроту выдвинутых нами проблем в плане раскрытия «новых подходов и концепций в изучении и освещении литературного процесса» [8, с. 35].
В произведении «Покаяние распутника» речь идёт о семье Салавата Байгазина. Автором подробно описываются связи героя романа - распутника на стороне. На первый взгляд, трилогия, занимающая особое место в творчестве писателя и в башкирской прозе, напоминает серию романов башкирского прозаика Р. Камала о семейной саге Кутлуяров-Бахтияров, которая родилась от муки, страдальческой судьбы человека. Все же Ф. Галимов пошел глубже, его герой ищет пути всечеловеческого спасения в современном мире. Все три романа имеют форму монолога, который ведется от имени главного героя трилогии. Излюбленным способом характеристики героев у Ф. Галимова является диалог и внутренний мо-
нолог, которые дают возможность раскрыть автору идейный смысл произведения.
Салават много размышляет о капитализме, о политическом устройстве страны: не только о чиновниках у власти, но и об организациях, осуждённых (о городском смотрящем, бродягах, ворах в законе), об иерархиях, установленных в местах лишения свободы, о религии, семейных отношениях, однополых браках, матриархате, современных болезнях. Эти раздумья дают возможность читателю выйти за рамки проблем одной семьи и наблюдать за событиями, происходящими в стране. История семьи повествуется, не отрывая читателя от жизни общества, в каждой из них присутствуют религиозно-эстетические взгляды писателя и его восприятие мира, они, в свою очередь, неразрывно связаны с конкретными историческими событиями. Как нам кажется, писатель относится к созданию образа героя как к сложной творческой работе, требующей полного понимания, знания жизни и человеческой психологии.
Образ жены главного героя Лилит1, как важный конструктивный элемент произведения, создан из сложения двух тем: многобожия и ислама и определяет развитие сюжета. Одержимая идеей общения с миром духов, глубокой верой в свои силы, она пытается освободить от злых чар заколдованного дядю и помочь ему занять пост. Лилит занимается ворожбой, в её деятельности явно присутствуют языческие пережитки, хотя себя она считает мусульманкой. Пожалуй, нельзя сказать, что данные сюжетные мотивы, т.е. занятие жены Салавата космоэнергетикой и лечением людей, несут новое для литературы. О присутствии в верованиях башкир злых сил и духов, борьбе с ними свидетельствуют фольклорные материалы и художественные произведения советского и постсоветского периодов.
Целители, подобные героини трилогии Лилит, в башкирской мифологии назывались знахарем, ворожеей, гадалкой, шаманом, «по верованиям башкир, это избранник духов» [9, с. 45]. Здесь неожиданно то, что через языческие и религиозные элементы Флюр Галимов пытается выразить смысл человеческого бытия, затрагивает проблему спасения человечества от саморазрушения.
Действительно, у башкир «в религиозном мировоззрении сохранились своеобразные элементы, которые исследователи интерпретируют
1 Зулейха - Лилит - Лилия (героиня выбирает себя имена, соответствующие её социальной роли).
как пережитки шаманства. Например, башкиры верили в возможность общения с миром духов через избранных людей: курэдэ <...> Методы лечения башкирских курэдэ напоминали классические шаманские камлания, нацеленные на изгнание зловредного духа, якобы поселившегося в теле человека и тем самым вызвавшего болезнь» [8, с. 476].
Во всех эпизодах романа в образе Лилит магия переплетается с исламской религией. В первую очередь, когда героиня испытывает трудности в жизни, она обращается к Аллаху. После того как сына лишили свободы, мать просит его, чтобы через тюремное окно, глядя в сторону мечети, он читал молитву. Стоит обратить внимание на тот факт, что она сама с точки зрения ислама попала в неверие, занимается запрещенными религией деяниями, хочет спасти сына с помощью силы Всевышнего. Противоборство двух начал в Лилит указывает на внутренний трагизм героини трилогии.
Нерелигиозный Салават, у которого немало греховных поступков (автор не зря назвал его распутником), всегда обращается к Высшей силе. Салават, не соблюдающий мусульманские каноны в семье, узнав об измене жены, три раза произносит слово «талак». «Традиционно, нормы шариата признают за мужчиной исключительное право осуществлять в любое время без всяких объяснений односторонний развод путем троекратного произнесения формулы развода» [12]. Как известно, 65-я сура Корана называется «Развод» («Ат-Талак») и посвящена вопросам развода, хотя разводы исламом не одобряются.
Пути решения личных проблем дают герою трилогии возможность делать шаг в сторону религиозного просвещения. Через поступки и действия персонажей автор показывает, что человек богобоязнен и не сомневается в истинности религии. Идея братства свойственна не только исламу, его корни уходят глубже, известно, что Христос также призывал своих учеников быть братьями. Нелегкий путь религиозного познания Ф. Галимов передает с помощью сына главного героя, который внутренне травмирован и пытается открыть тайны нового мира.
Герой не лишен человеческого участия к горю окружающих: во второй части второго романа во время беседы с персонажами - пациентами наркологического диспансера - он видит самоуничтожение человеческой цивилизации. Они толкают Салавата к размышлениям о безду-
ховности современной жизни: о белой горячке, алкогольном психозе, распространении алкоголизма среди творческой интеллигенции. Он делает вывод: всему этому виновник - матриархат. Увеличение числа людей без определённого места жительства, представителей нетрадиционной ориентации, пьющих Салават также связывает с матриархатом и все свои размышления заканчивает с обращением к Богу.
События, происходящие наяву, сопровождаются параллельно сновидениями Салавата, разъясняя его философское познание современного мира. Например, родственники Лилит, чиновники разных рангов, т.е. люди, которые окружают его в повседневной жизни, - все снятся ему в образе обезьян-мутантов. По мнению Салавата, данной стаи могут противостоять люди, которые не потеряли в этой жизни связь с предками, не забыли истинных ценностей жизни, но, к сожалению, их мало.
Во второй книге трилогии автор акцентирует внимание на размышлениях Салавата Байгазина из рода Салавата Юлаева о прелюбодеянии, о его роли в жизни человека и поисках ответа на волнующий его вопрос: «Алла^1 Тэгэлэ зина кылыу^ы ни есен шул тиклем рэYештэ тыйып, Yлемесле гонаЬгар исемлегенэ индереп, хатта кеше йэнен кыйыу менэн бер рэткэ куйган hуц?» [3, с. 302] («Почему Аллах запрещает прелюбодеяние, заносив в список смертельных грехов, ставит его в один ряд с убийством человека?»).
Как и во многих художественных произведениях, функциональную значимость имеет сон Салавата, в нём он видит своё будущее. Мотив гадалки в продолжение трилогии раскрывается и дается в сопровождении ислама. Ф. Галимовым подробно описаны действия гадалки Назиры: во время сеанса она общалась со своим крестом и выяснила, что мужу Лилии сделали сильный приворот, причем несколько раз с помощью игл, также на чай. В ясновидении у Назиры помощниками были её дочь, а когда она была не в силах, помощницей стала Лилия - жена Салавата, христианские и мусульманские молитвы, крест, который она носила, хотя сама не крестилась и не была крещённой. Выяснив, кто заказал этот приворот, того «превращают» в черную лошадь, потом - в чёрную козу - чёрного ягнёнка - чёрную курицу - яйцо - горошину.
В 1989 году в Учалинском районе РБ нами было записано предание, где говорится о существовании джинов (ен) в образе черной лошади.
Поэтому «превращение» сделавшего приворот в черную лошадь, на наш взгляд, здесь закономерно для человека, не освободившегося от мифологического сознания. «Башкиры разводили, главным образом, лошадей, крупный рогатый скот и овец. Неслучайно именно эти животные занимали наиболее важное место в их мифологии, обрядах и обычаях» [11, с. 140]. Это подтверждают и якутские ученые: конь и для якутского народа «имеет основное значение в их веровании» [6, с. 148]. Действительно, для кочевых народов, быт которых связан со скотоводством, конь - это и вера, и надежда, и образ жизни.
Лилия лечит женщину, которую прокляли и лишили семейного счастья деревенские бабки: «яулыктарын тидкэре ягына эйлэндэреп ябынып, <...> каргап, бэддога укыйзар за кул суктарыныц hырты менэн дога кылалар» [3, с. 62] («надев свои платки наизнанку, читали проклятие и тыльной стороной рук совершали молебен»). Известно, что «башкирки широко употребляли заклинания в речи, слова проклятий были оружием женщин против насилия и порабощения, мести и наказания» [1, с. 118]. Как описывает автор, ясновидцы и колдуны в своем деле всегда используют религиозные образы, молитвы, атрибуты, тем самым они окутывают в религиозную оболочку свои действия. С точки зрения писателя, это говорит о богобоязненности человека. Салават размышляет о себе, анализирует свою жизнь, измеряет свои грехи, поставив на другую чашу религиозные образы: огненный цветок зороастризма, пророка Гайсу, Марьям Ана.
Герой трилогии открывает для себя смысл жизни, который, оказывается, заключается в том, что человек, не ожидая от других благодарности, совершая благие дела, борется против зла. Он всю жизнь искал его: сначала думал, что нужно найти свою дорогу, потом - в творчестве, затем в счастливой семье, в любви. Салават признается, что всю жизнь кто-то оберегал его от бед, лишь спустя годы он понял, что это был Всевышний.
В произведении, с одной стороны, описываются эпизоды, связанные с магической деятельностью Лилит, с другой - размышления Салава-та в форме внутреннего монолога, его хлопоты, связанные с подготовкой к своему 50-летию. По профессии он - художник и пишет для своего юбилея триптих «Покаяние»: «Картина I.
Телесные муки. Вкус запрещенного плода», «Картина II. Горькие осознания», «Картина III. Оздоровление души. Смысл жизни». Названия его картин в смысловом плане совпадают с названиями романов трилогии Ф. Галимова, а внутренний монолог Салавата - с содержанием его картин, в них также присутствуют религиозные мотивы. И монолог, и картины показывают тернистый путь осознания, покаяния и прихода главного героя трилогии к вере. Триптих Салава-та созвучен с триптихом российского художника Павла Рыженко (1970-2014) «Покаяние»: «Удар колокола», «Веночек», «Муравейник» (2004), где говорится «о судьбе большевика, который из рядового солдата становится комдивом, а из комдива - через горе утрат и переосмысление своей жизни - иноком-старцем»1.
Ф. Галимов подчеркивает, что любая случайность способна изменить духовную энергию. Знакомство во время открытия своей выставки с Анной, сторонницей нетрадиционной религии, -это испытание, которому подвергает его судьба. На самом же деле «магия является большим грехом и запрещена. Кто считает, что магия дозволена, отступает от Веры» [13].
Очевидно, в трилогии немаловажную функцию выполняет творчество, которое заставляет тяжело раненного молодого солдата по имени Салават забыть про телесные муки, и в последнем романе оно вылечивает душевные раны героя, сила творчества заставляет распутника покаяться. Выводы героя: «АллаИы Тэгэлэ Эзэмде Y3енэ окшатып, йэгни ижадка hэлэтле итеп яралткан... Э ижад итеу - был доньялагы иц югары кимэлдэге бэхет вэ шатлык икэн» [3, с. 105] («Бог создал человека по своему подобию, т.е. способным к творчеству... Творчество - это, оказывается, высший уровень счастья и радости в этом мире») в некотором смысле созвучны со словами Н. Бердяева о том, что «творчество, направленное на преобразование внешний среды, помогает возрождению человека, его движению к Богу. Человек же, становясь духовно богатым, эффективнее изменяет этот мир» [2, с. 16].
Салават - сложнейший социальный тип, демонстрирующий силы человеческого духа: в молодости под общим наркозом пережил девять операций. Во время сеансов к нему приходят мысли о Боге, о предназначении человека на
1 URL: М1р://хп—7sbgmbf3aevlbr7Lxn--p1ai/37-udar-kolokola-1-iz-triptiha-pokayaшe.html (дата обращения: 27.10.2016).
земле, хотя сеансы противоречат религиозным канонам. Салават ищет ответ на вопрос: «За какие грехи Бог подверг его телесным мучениям?». Он просит прощения у Бога, тем не менее после таких потрясений опять завязывает отношения с Настей, которая болеет белой горячкой. Дальнейшие мысли Салавата также связаны с Всевышним. Бог дал человеку право выбора, но за всё будет отвечать он сам.
Салават много думает о современной жизни и определяет ключевые проблемы сегодняшнего дня, которые разрушают цивилизацию: во-первых, это исчезновение нравственных категорий, во-вторых, алкоголизм, в-третьих, разрушение института семьи, в-четвертых, женская честь. Решение этих проблем он видит в религии.
Как нам кажется, талант писателя раскрывается в передаче философских мыслей, мироощущения и осведомленности Салавата, который ищет свой духовный путь, заставляя читателя задуматься о проблемах новой эпохи. При изображении героя и персонажей трилогии Ф. Галимов отобрал художественные средства, использовал драматические приёмы, религиозные мотивы, с помощью которых выразительно передал многогранный образ современного человека, прославил его духовную мощь и жизненную силу. В образе Салавата Байгазина вырисовывается индивидуальный характер с психологической глубиной, воплощены переживания, мысли, настроения современного человека, выражены нравственные и интеллектуальные основы личности, также нравственная позиция и самого писателя: создавая образ главного героя, он выражает в нём в определенной степени себя, своё миропонимание, творческую индивидуальность, социальную сущность. Хотя каждый персонаж трилогии имеет свою судьбу, своё мировоззрение, достоинства и слабости, всё же они являются обобщенными и типическими образами нашей современности. У Флюра Галимова можно наблюдать умение проникать в душу героев, видеть глубочайший внутренний мир человека.
По Ф. Галимову, в эпоху перемен люди одержимы духами зла и лжи, в таких условиях трудно спасти человеческую душу. В романе описывается их социальное проявление, особенно это видно на примере жены Салавата Байгазина Зулей-хи - Лилит - Лилии. Герои трилогии, искавшие спасение от зла и страданий, обращаются к предсказательницам, колдунам, учатся на курсах, в
переходное время люди религиозные запросы своей души заполняют разными мистическими верованиями.
Колдовство, рейки, шаманизм, по мнению автора, противоречат гуманным, прогрессивным, свободным идеалам. Только настоящая религия может спасти человеческую душу. Автор поглощен проблемой главного героя, его жизнь, в свою очередь, погружена в историю страны, затем уже в жизнь творческую. Герой романа через телесные и душевные муки приходит к пониманию, что во главе всего стоит Бог, он обретает веру в божественную основу жизни и делает для себя вывод: только религия спасет мир от страданий и зла, в жизни моральной опорой должна быть только религия, для Салавата - это ислам. Любовь к жизни проходит через всё творчество Флюра Галимова, писатель старается раскрыть гармоничное единение, которое существует между богом и человеком.
В центре внимания не отдельные (отвлечённые) религиозные вопросы, а духовность (религиозность) в целом. «Переживание греховности» [2, с. 205] предшествовало просветлению, интеллектуальная и духовная зрелость привели героя к религиозности, которая открыла в нём ещё не пробудившиеся до этого творческие идеи. Творчество для Салавата Байгазина - это раздумье о жизни, философское осмысление пережитого, путь к нему носит ступенчатый характер. Сала-ват «переживает подъём и потрясение духа, он возвышается над собой и окружающим миром» [2, с. 16]. Годы, проведённые на войне, наложили отпечаток на творчество героя, он ищет спасения души и стремится к высшей духовной жизни. Салават приходит к вере через телесные и душевные муки, вера пробуждает в нём милосердие, верность, справедливость, и он становится по-настоящему счастливым человеком.
В заключение отметим: целостный анализ трилогии «Покаяние распутника» Флюра Га-лимова показал, что герой находит себя, свое человеческое счастье, жизненную опору через приобщение к духовным истокам родного народа, в основе которых лежат духовные ценности ислама.
Тема покаяния в башкирской литературе не является уникальной, к ней обращались как башкирские, так и российские и зарубежные авторы. И в этом плане башкирская литература не развивается изолированно, а является частью российской и зарубежной литературы. В данном случае
Ф. Галимов сумел по-своему раскрыть тему покаяния, увязав ее с современностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баязитова Р.Р. Традиционный семейный этикет башкир. Уфа: БГПУ, 2007. 176 с.
2. Бердяев Н.А. Самопознание. Ленинград: Лениз-дат, 1991. 398 с.
3. FdßUMoe Ф.М. А^гын тэYбэhе. 9фе: Китап, 2015. 472 б. (Галимов Ф.М. Покаяние распутника. Уфа: Китап, 2015. 472 с.).
4. Коран / пер. с араб. И.Ю. Крачковского. М.: СП ИКА, 1990. 512 с.
5. Надергулов М.Х. Литературоведческие исследования в Институте истории, языка и литературы на рубеже XX и XXI вв. // Проблемы востоковедения. 2016. №4 (74). С. 35-38.
6. Окорокова В.Б., Пермякова Т.Н. Художественные функции образов - архетипов в повестях Н. Лу-гинова // Вестник СВФУ имени М.К. Аммосова. 2016. № 5 (55). С. 143-153.
7. Салихова И.В. Педагогическая наука и ислам: взаимовлияние законов и традиций // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. Уфа, 2011. С. 198-202.
8. Сулейманова М.Н. Доисламские верования // Башкиры / под ред. Р.Г. Кузеева, Е.С. Данилко. М.: Наука, 2016. С. 471-484.
9. Хисамитдинова Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка. М.: Наука, 2010. 452 с.
10. Хусаинов Г.Б. Литература и наука. Уфа: Гилем, 1998. 613 с.
11. Янгузин Р.З., Ахатов А.Т. Скотоводство // Башкиры / под ред. Р.Г. Кузеева, Е. С. Данилко. М.: Наука, 2016. С. 136-150.
12. Талак. URL: http://www.talak.ru/ (дата обращения: 19.02.2017).
13. О магии и колдовстве. URL: http://islam. net.ua/stati/o-magii-i-koldovstve (дата обращения: 27.10.2016).
REFERENCES
1. Bayazitova, R.R. Traditsionnyy semeynyy etiket bashkir [Traditional Family Etiquette of the Bashkirs]. Ufa: Bashkir State Pedagogical University, 2007. 176 p. (in Russ.).
2. Berdyayev, N.A. Samopoznaniye [Self-Knowledge]. Leningrad: Lenizdat, 1991. 398 p. (in Russ.).
3. Galimov, F.M. Aógyn taübahe [A Libertine's Repentance]. Ufa: Kitap, 2015. 472 p. (in Bashkir).
4. Koran [The Quran]. Translated from Arabic by I.Yu. Krachkovsky. Moscow: SP IKA. 1990. 512 p. (in Russ.).
5. Nadergulov, M.Kh. Literaturovedcheskie issledo-vaniya v Institute istorii, yazyka i literatury na rubezhe XX i XXI vv. [Literary Research in the Institute of History, Language and Literature at the Turn of the 20th and 21st Centuries]. Problemy vostokovedeniya - The Problems of Oriental Studies Journal. 2016. No. 4 (74), pp. 35-38 (in Russ.).
6. Okorokova, V.B., Permyakova, T.N. Khudo-zhestvennyye funktsii obrazov - arkhetipov v povestyakh N. Luginova [Art Functions of Images - Archetypes in Luginovs Novels]. Vestnik SVFU imeni M.K. Ammosova -Herald of M. Ammosov North-Eastern Federal University. 2016. No. 5 (55), pp. 143-153 (in Russ.).
7. Salikhova, I.V. Pedagogicheskaya nauka i islam: vzaimovliyaniye zakonov i traditsiy [Pedagogical Science and Islam: The Mutual Influence of Laws and Traditions]. In: Idealy i tsennosti islama v obrazovatel'nom prostran-stve XXI veka [Ideals and Values of Islam in the Educational Space of the XXI Century]. Ufa, 2011, pp. 198-202 (in Russ.).
8. Suleymanova, M.N. Doislamskiye verovaniya [Pre-Islamic Beliefs]. In: Bashkiry [The Bashkirs]. Ed. R.G. Kuzeyev, E.S. Danilko. Moscow: Nauka, 2016, pp. 471-484 (in Russ.).
9. Khisamitdinova, F.G. Mifologicheskiy slovar' bashkirskogo yazyka [A Mythological Dictionary of the Bashkir Language]. Moscow: Nauka, 2010. 452 p. (in Russ.).
10. Khusainov, G.B. Literatura i nauka [Literature and Science]. Ufa: Gilem, 1998. 613 p. (in Russ.).
11. Yanguzin, R.Z., Akhatov, A.T. Skotovodstvo [Cattle Breeding]. In: Bashkiry [The Bashkirs]. Ed. R.G. Kuzeyev, E.S. Danilko. Moscow: Nauka, 2016, pp. 136-150 (in Russ.).
12. Talak [Divorce in Islam]. URL: http://www.talak. ru/ (Accessed February 19, 2017) (in Russ.).
13. O magii i koldovstve [On Magic and Diabolism]. URL: http://islam.net.ua/stati/o-magii-i-koldovstve (Accessed October 27, 2016) (in Russ.).