Научная статья на тему 'ДУХОВНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ДУХОВНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНОЕ ОДИНОЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мантатова Л. В., Мануева И. П.

В статье рассматривается проблема духовного одиночества в современном мире и пути его преодоления. Развитие информационного общества сопровождается разрушением и подавлением духовной сферы жизни человека. Глобализационные процессы, происходящие в мире, с одной стороны, ведут к объединению людей, но с другой - происходит отчуждение; отдельный человек остается один на один со своими проблемами, что влечет за собой возрастание духовного одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL LONELINESS IN THE MODERN INFORMATION SOCIETY

The article discusses the problem of spiritual loneliness in the modern world and ways to overcome it. Information society development is accompanied by destruction and suppression of the spiritual sphere of human life. Globalization processes that take place in the world, on the one hand lead to the unification of people, but on the other hand, there is alienation - the individual is left alone with their problems, which entails an increase of spiritual loneliness.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Л.В. Мантатова, д-р филос. наук, проф.

И.П. Мануева, соискатель Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

УДК: 130.122

ДУХОВНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматривается проблема духовного одиночества в современном мире и пути его преодоления. Развитие информационного общества сопровождается разрушением и подавлением духовной сферы жизни человека. Глобализационные процессы, происходящие в мире, с одной стороны, ведут к объединению людей, но с другой - происходит отчуждение; отдельный человек остается один на один со своими проблемами, что влечет за собой возрастание духовного одиночества.

Ключевые слова: одиночество, духовность, духовное одиночество, информационное общество.

L.V. Mantatova, D. Sc. Philosophy, Prof.

I.P. Manueva, P.G.

SPIRITUAL LONELINESS IN THE MODERN INFORMATION SOCIETY

The article discusses the problem of spiritual loneliness in the modern world and ways to overcome it. Information society development is accompanied by destruction and suppression of the spiritual sphere of human life. Globalization processes that take place in the world, on theone hand lead to the unification of people, but on the other hand, there is alienation - theindividual is left alone with their problems, which entails an increase of spiritual loneliness.

Key words: loneliness, spirituality, spiritual loneliness, an information society.

Развитие современного информационного общества сопровождается разрушением и подавлением духовной сферы жизни человека. Создав мощную технику, решив проблему клонирования, оно в то же время безжалостно разрушает стабильные социальные отношения. В основу этих отношений легли такие понятия, как добро, справедливость, главенство правила «поступай с другими так, как ты желаешь, чтобы поступали с тобой». Позднее утвердились такие ценности, как любовь к ближнему, всепрощение, подчинение личных желаний благу целого и т.д. Но на смену им пришли другие ценности, возвышающие не духовное, а материальное богатство. «Всевозрастающее технологическое могущество прометеева человека, - пишет И.А. Василенко, - сочетается с крайним духовным убожеством порожденного им потребительского общества: сформировался катастрофический дисбаланс между технологическим активизмом и внутренней, духовной культурой «одномерного человека»[1].

Информационное общество - это сетевое общество потому, что «оно создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство» [2]. Культура сетевого общества - это «культура реальной виртуальности» (М. Кастельс), где символическая коммуникация вытесняет естественную среду жизни, где субъективные образы сами становятся реальностью.

В современном обществе информационная сеть отгородила людей друг от друга, виртуальная среда нередко полностью заменяет реальное межличностное общение: многие люди предпочитают общаться в виртуальной компьютерной среде. В основном это анонимная сеть, созданная для краткосрочных общений, а не для долговременной совместной деятельности по достижению общих задач и жизненных целей. В этом смысле здесь не существует ни аутентичных ответственных личностей, ни подлинных человеческих отношений. В мире, где все происходит со скоростью света, у человека нет ни целей, ни объективных, ни частных идентичностей. Он является неким «пунктиком» в банке данных - только программным обеспечением. В информационно-компьютерном мире люди теряют опору для рефлексии, прыгая с одного вебсайта на другой. Это не прозрачный коммуникативный мир личностей, а мир эгоистов, сбрасывающих свой эмоциональный беспорядок друг на друга. Известный футуролог З. Сардар писал: «Далекие от сотворения общностей, основанных на человеческом согласии, информационные технологии способствуют созданию государства отчужденных и автоматизированных индивидуально -стей, сообщества людей, приклеенных к своим компьютерным терминалам, терроризирующих и терроризируемых всеми теми, чьи ценности конфликтуют с их собственными» [3].

Известный специалист в области компьютерной коммуникации Стивен Джонс полагает, что коммуникационные и информационные технологии, разрушая все и всяческие границы и социокультурные барьеры, обновляют чувство общности и обещают новые типы и формы общности [4]. По первому впечатлению кажется, что WWW сближает людей через моря и океаны, но при более пристальном взгляде оказывается, что она угрожает чувству локальной общности. Сможет ли интерактивность Интернета заменить духовное общение лицом к лицу? Полагаем, что нет.

Последствия глобальной компьютерной «массовки» оказываются весьма неоднозначными: она порождает не только общество знаний, но и «мир технотопии» (М. Огден), где переизбыток информации и вездесущая угроза оруэлловского «старшего брата, следящего за тобой!» Гиперинформация истощает духовный потенциал человека, его способность противостоять шквалу сведений принуждает к их некритическому восприятию; в сочетании с дезинформацией она порождает экзистенциальные проблемы и, в частности, проблему духовного одиночества.

Одиночество является одной из наиболее сложных социальных проблем современного общества. Существует два подхода к проблеме одиночества. С одной стороны, одиночество понимается как негативное эмоциональное переживание социальной изоляции от других людей, вызванное увеличением социальной мобильности населения и другими видами отношений. Социальные процессы, призванные оптимизировать и облегчить жизнь человека в конечном итоге приводят к нивелированию ценности отдельной личности. Индивидуальности стираются, снижается возможность «духовного обмена» как обогащения при общении с другими людьми. Соответственно снижается ценность самого общения, качество заменяется количеством. Это приводит к социальной изоляции, отчуждению, причинами которых являются страх одиночества и стремление избежать его любым путем. С другой стороны, чрезмерное внимание к социальным проявлениям одиночества без учета его значимости для внутреннего мира человека может привести к недопониманию важнейших личностных функций одиночества.

Изучая одиночество в историко-философской ретроспективе, мы попытались осмыслить данный феномен на всем протяжении развития философской мысли - от античности до современности. Западная философия рассматривает одиночество с точки зрения влияния на социальные процессы в обществе и в определении места отдельного индивида в социуме сквозь призму экзистенциальных проблем.

До XVIII-XIX вв. феномен одиночества не имел столь значительного осмысления в философии, хотя античная мифология и философия (киники, софисты, Платон, Аристотель), а также христианская средневековая философия (Августин Аврелий, Боэций) и философия Ренессанса и Нового времени (Р. Декарт, М. Монтень, Б. Паскаль) актуализировали это понятие и давали ему самостоятельную интерпретацию. В философии романтизма на первый план вышло противопоставление индивидуального бытия коллективному, тем самым произошла актуализация отрыва индивидуума от социума и возвышение человека над обществом. Противопоставление «человек - толпа» приобрело особую остроту именно в эту эпоху. Философия XIX - начала ХХ в. (Ж.-Ж. Руссо, философы, поэты и писатели эпохи романтизма, Г. Торо, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) возвела одиночество в самостоятельную категорию, требующую философского осмысления.

В ХХ в. одиночество стало одним из значительных объектов исследования философии (Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э. Левинас и др.) и получило статус неотъемлемой характеристики бытия человека, его глубокой сущностной особенности. Все чувства и переживания человека не может разделить с ним никто, поэтому он одинок (Ж.-П. Сартр). Но все же в экзистенциализме содержится идея полезности одиночества, поскольку только через переживание момента одиночества человек становится личностью. Одиночество представляется знаком духовного самосовершенствования. Но параллельно с этими идеями развиваются социальные позиции в отношении к одиночеству. Все возрастающая социализация общества делает процесс переживания одиночества болезненным явлением. Причина данного отношения лежит в стремлении общества, особенно западного, все подвергать тотальному контролю.

Крупный вклад в выяснение причин социального и духовного одиночества внес Абрахам Маслоу. Он обосновал идею о том, что причина возникновения одиночества кроется в неудовлетворенности социальных и духовных потребностей (потребность в уважении, в признании и высокой оценке, в самовыражении и самореализации).

Сегодня в общественном мнении господствует ложная теория человеческих потребностей, теория, признающая лишь существование потребностей более низкого порядка, материальных потребностей. Такая позиция не только отрицает наличие у человека духовного начала, но является искажением «человеческой природы» вообще. Здесь априори предполагается, что в самой человеческой природе нет ничего достойного высших ценностей. Следовательно, человек должен искать свои ценности и идеалы

во внечеловеческом, внеприродном источнике. «Мы не просто являемся пассивными жертвами метапа-тологии, - пишет А. Маслоу, - вызываемой внешней ценностной депривацией, - мы боимся высших ценностей, как в нас самих, так и вне нас. Они нас не только влекут - они нас также пугают» [5]. Следствием утилитарно-прагматической позиции является то, что в практике общественной жизни начинают доминировать мистицизм, цинизм и нигилизм. Общество превращается в группу разобщенных людей, каждый из которых переживает чувство духовного одиночества. А. Маслоу пишет: «Человек не просто является частью природы, и она не просто является частью человека, но он также должен быть, хотя бы в минимальной степени, изоморфным природе (подобным ей) для того, чтобы быть в ней жизнеспособным... Коммуникация между личностью и миром, в ту и другую сторону, существенно зависит от изоморфизма (т.е. от подобия их структуры или формы); мир может сообщить личности только то, что она заслуживает, чему она соразмерна, до чего доросла; по большому счету личность может получить от мира или дать миру только то, что представляет собой сама» [6].

В своей работе «Новые рубежи человеческой природы» А. Маслоу с воодушевлением описывает новый образ человека - человека, достигающего трансценденции (преодоления) противоречий, терзающих большинство людей (например, дихотомии эгоизма и альтруизма). Этот человек находится в гармонии с обществом и с самим собой. Он не боится одиночества, а использует духовное одиночество как средство для самосовершенствования. Наиболее полно этот новый тип человека характеризует термин «трансцендирующий самоактуализирующийся человек». «Самоактуализирующиеся люди мотивируются вечными истинами, бытийными ценностями, чистой правдой и совершенной красотой, - пишет А.Маслоу. - Они преодолевают противоположности и пытаются увидеть за ними глубинное единство, стремятся к интеграции различных сторон действительности» [7].

О трансцендирующем самоактуализирующемся человеке можно сказать, что это универсальный человек в том смысле, что он - представитель человеческого рода. Его корни лежат в определенной культуре, но он поднимается над ней; он действует активно, но при этом наблюдает за своими переживаниями и действиями критическим взглядом. Здесь имеет место преодоление Я, идентификация с тем, что «зовет» к действию, чувствительность к внепсихическим требованиям. «Фраза «быть в гармонии с природой», - писал А. Маслоу, - предполагает эту способность поддаваться внепсихической реальности, быть восприимчивым к ней, реагировать на нее, жить с ней, как если бы ты принадлежал к ней, а значит - быть в гармонии с ней» [8]. Таких личностей, по его оценке, всего около 1 % населения, и они представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. И все же у большинства людей существует наличие стремления к самоактуализации. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования. Хотя на самом деле духовная, или «божественная», жизнь является частью человеческой сущности. Духовная жизнь и жизнь материальная не существуют в двух отдельных мирах, как это считается аксиомой в любой религии или философском идеализме. Духовная жизнь находится в том же континууме, что и материальная жизнь. Высшие ценности находятся в компетенции человеческой мысли и достижимы собственными усилиями человека. Ничего сверхесте-ственного, никакой мистики тут нет. Высшие ценности и метапотребности являются общечеловеческим свойством, они имеют видовую детерминацию.

Полное определение человека или человеческой природы должно, таким образом, включать внутренние ценности. Эти внутренние ценности по своей природе «инстиктоидны», т.е. они необходимы а) для предотвращения болезни и б) для достижения полнейшей человечности или полнейшего развития. По данным экспериментальных исследований, высшие ценности чаще всего выбираются сильными, образованными, зрелыми, психологически здоровыми людьми, а также большинством великих людей, пользовавшихся любовью и восхищением на протяжении всей истории [9]. На наш взгляд, все зависит от психологического здоровья человека, его творческого потенциала. Творческая личность (в отличие от ограниченного человека-прагматика) всегда выбирает высшие ценности, мотивируется потребностью в полном развитии и актуализации своих потенций и способностей.

Вопрос об исследовании одиночества как духовного феномена обсуждается уже давно, но так и не нашел своего целостного решения. Это связано с тем, что духовное одиночество имеет противоречивую природу. С одной стороны, оно воспринимается как негативный момент, с другой - обладает позитивной направленностью. Позитивная служит совершенствованию личности, проявлению ее самосознания, а негативная - разрушению личности. Подавляющее большинство исследователей придерживается негативной направленности. Нам думается, что проблема до некоторой степени может быть разрешена, если рассмотреть проблему духовного одиночества с точки зрения восточной философии.

Исследование эволюции представлений об одиночестве только с позиций западной философии является недостаточным. В истории восточной философии этот феномен обрел собственные трактовки. Буддийское миросозерцание видело в одиночестве условие и способ непосредственного взаимодействия со всем миром в целом, а также способ отрыва от действительности для обретения духовного совершенства.

Фундаментальной идеей буддийской философии является идея единства микрокосма Человека и макрокосма Вселенной. «Все - в едином, и одно - во всем», «все - во всем, и все в малом», - говорил Будда. Подобно тому как микрочастица заключает в себе всю Метагалактику, личность вмещает весь мир, и он не никогда не одинок.

Буддизм признает творческое соучастие человека в эволюции Вселенной, с одной стороны, и космическое измерение человеческого бытия, - с другой. «В этом теле, смертном и менее двух метров длиной, - говорил Будда, - находится мир и происхождение мира, и прекращение мира». По буддизму, Человек и Вселенная образуют единую психокосмическую систему.

Тема наших дальнейших исследований - буддийский философский взгляд на данную экзистенциальную проблему, который не в меньшей степени, нежели философия Запада, может помочь в целостном и полноценном социально-философском исследовании духовного одиночества.

Библиография

1.Василенко И.А. Диалог цивилизаций. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 4.

2.КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С.505.

3.Sardar Z. The future of democracy and human rights // Futures. - 1996. 28. - 847.

4. Jones S. Understanding community in the information age. In Cyber Society: Сomputermediated Communication and Community, ed. S. Jones. Sage, Thousand Oaks, 1994. - Р. 10-35.

5.МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - С. 307.

6. Там же. - С. 318, 152.

7. Там же. - С. 188.

8. Там же. - С. 256.

9. Там же. - С. 229, 144.

Bibliography

1. Vasilenko I.A. Dialogue of Civilizations. Moscow: Editorial URSS, 1999. - P.4

2. CastellsM. The Information Age: Economy, Society and Culture. - M.: Higher School of Economics, 2000. -

P.505.

3. Sardar Z. The future of democracy and human rights // Futures. - 1996. 28. - 847.

4. Jones S. Understanding community in the information age. In Cyber Society: Computermediated Communication and Community, ed. S. Jones. Sage, Thousand Oaks,1994, P. 10-35.

5. Maslow A. New Frontiers of human nature. - M.: The Meaning, 1999. - P. 307.

6. Maslow A. Ibid. - P. 318, 152.

7. Maslow A. Ibid. - P. 188

8. Maslow A. Ibid. - P. 256

9. Maslow A. Ibid. - P. 229, 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.