РУССКАЯ, СОВЕТСКАЯ И ПОСТСОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФИЛОСОФИЯ: «ТОЧКИ РАЗРЫВОВ»
И «УЗЛЫ СБОРКИ» (К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина) Материалы международной научной конференции
24-27 ноября 2020 года в Белгородском государственном институте искусств и культуры состоится международная научная конференция, посвященная проблемам трагических разломов и разрывов в судьбе и творчестве русских писателей и мыслителей, как и всей отечественной культуры, на протяжении последних ста лет. Наш журнал начинает публикацию статей на основе докладов, предложенных в рамках тематики конференции.
УДК 130.2; 141; 18; 82.3
ЭКЗИСТЕНЦИЯ ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ И.А. БУНИНА
Л.М. Газнюк1), И.Ю. Соина2)
1)Белгородский государственный национальный исследовательский университет 2)Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков, Украина
1)e-mail: lgazn@mail.ru
2)e-mail: soina2003@mail.ru
Показано, что одиночество как модус бытия человека является вневременной и универсальной проблемой, имея различные формы проявления и философского осмысления. В художественно-философской интенции И.А. Бунина одиночество является результатом социокультурной и духовной отчуждённости человека. Обосновано, что теоретико-методологической основой анализа проблемы одиночества является тезис о двойной экзистенциальной сущности человека. С одной стороны, человек одинок как индивидуальность и добровольно стремится к уединению, а с другой - ему присуще стремление преодолеть одиночество путём установления социальных связей, духовного контакта с другими.
Ключевые слова: экзистенциальное бытие, утрата смысла, чувство одиночества, социальные контакты, творчество, управление эмоциями.
Экзистенциальность мироощущения И.А. Бунина делает его литературное наследие близким для понимания каждого человека вне времени и пространства. Как человек искусства и выдающийся мастер слова в своём экзистенциальном бытии он был и счастлив и глубоко трагичен в своей ностальгии по Родине. Одним из проявлений несогласованности межличностных отношений человека с окружающими, собой и Богом становится одиночество.
Феномен одиночества с его многогранностью, сложностью проявлений и масштабам развития в социальном пространстве требует целостного изучения как универсального общечеловеческого опыта духовной, индивидуальной и социальной жизни, для которой нет возрастных, половых, географических, этнических, экономических или культурных границ. Человеку органически присущи две противоположные противоречивые экзистенциальные потребности -уединение и единство. В разные моменты своей жизни человек стремится к уединению, что помогает ему эффективнее проходить путь самопознания, постигать неочевидные истины, осознавать свою идентичность, место и роль в социокультурном бытии. Однако человеку свойственно только стремление к уединению, а глубокое одиночество расценивается отрицательно. Поэтому индивиду также естественно искать физического, коммуникативного, эмоционального и духовного единства с другими субъектами деятельности, где аутентичными формами единства можно считать любовь и дружбу.
Причиной одиночества является утрата человеком психологической связи с окружающим миром: социумом, культурой, природой. Эгоцентричный способ жизни, отчуждённость от общества и других субъектов деятельности, отсутствие чувства единства с окружающей средой порождают одиночество и экзистенциальный вакуум. Поиск идентичности, а впоследствии и процесс самореализации уменьшают риски возникновения одиночества, ведь осознание и развитие собственного "Я" предусматривает органическую, коммуникативную и эмоциональную взаимосвязь с социокультурной средой.
Пребывание человека в растерянном психологическом состоянии сказывается дезориентацией в социальной деятельности. Не понимая своей сути и не осознавая своего места и роли в социуме, индивид не может и реализовать себя в обществе желаемой и / или необходимой
социальной роли. Дезориентация, как следствие кризиса идентичности, сказывается и на характере общественных взаимоотношений индивида. Индивид всё больше сосредоточивается на собственных переживаниях и отчуждается от других, погружаясь в состояние одиночества. Кроме того, в таком состоянии человек не способен в полной мере идентифицировать себя с той или иной социальной группой, и отсутствие духовного единства с ней усиливает и углубляет состояние одиночества.
Мотив несовершенства земного бытия, присутствующий в произведениях Бунина и усиленный сложной политической ситуацией и мировоззренческим противостоянием в условиях социально-политической и культурно-цивилизационной трансформации мира, усиливает чувство утраты смысла существования и одиночества. Позиционируя себя как социум, основанный на христианских ценностях, где христианство как религиозная традиция предполагает веру в возможность общения и построения личных отношений человека с Личностным Богом, мы задаёмся вопросом о том, могут ли определённые аспекты внешней религиозной активности верующего человека и аспекты внутренней религиозности служить защитой от одиночества или, наоборот, способны детерминировать чувство одиночества.
Тема одиночества в художественном мышлении Бунина максимально репрезентировала его оригинальность и уникальность. Фактически, одиночество может восприниматься как положительно, так и отрицательно. Разница заключается в том, что имеется в виду под понятием «одиночество». Невозможно дать объективное определение одиночества, исходя только из внешних признаков его возникновения: внешних обстоятельств и условий жизни человека, поскольку есть люди, которые имеют, как кажется, большую социальную поддержку, внимание, уважение, но при этом чувствуют себя хронически одинокими. И наоборот, человек может остаться без надлежащей социальной поддержки, которая в обычном понимании включает в себя любовь, заботу, уважение близких людей, а также определённый статус в социальной общности, однако при этом не только не страдать от одиночества, но и наоборот, стремиться к нему. Итак, чем же является феномен одиночества и от чего зависит ощущение одиночества? Уход от связанных с социумом неурядиц в мир вечности, красоты и гармонии порождает идею свободного выбора одиночества ради активизации
творческих сил личности через приближение к природе и духовное самосовершенствование. Главное назначение одиночества в этом смысле
- пробудить возможности, скрытые внутри самого человека. С другой стороны, следует признать, что мыслящий человек часто бывает одинок, и одиночество не измеряется расстоянием от одного человека до другого или частотой актов общения. Часто человек бывает одиноким среди людей [10]. Для писателя же одиночество - это оторванность человека от самого себя из-за суеты повседневной общественной жизни. Итак, одиночество представлено через призму проблемы отчуждения человека от природы и самого себя.
Экзистенциалисты видят истоки одиночества в самой природе человека, утверждая, что каждый человек уникален и неповторим, и его невозможно до конца понять другому человеку, а потому с самого рождения он обречён на одиночество. Одиночество для Серена Кьеркегора, в частности, - это замкнутый мир внутреннего самосознания человека, мир, в который не может войти другой человек, только Бог. Личность, которая существует в субъективной самоизоляции, чужда любому социуму, что неизбежно порождает одиночество [6]. Мартин Бубер рассматривает одиночество, прежде всего, как «бездомность человека» в мировом масштабе, связанное с переживанием неустроенности, «неприкаянности» человеческого духа во Вселенной. Кроме того, философ выделяет четыре вида индивидуального одиночества: одиночество как отстранённость от мира вещей, одиночество как отвержение людьми, одиночество для самоочищения, одиночество для самолюбования [3].
Одиночество с точки зрения Эриха Фромма - это потеря человеком удовлетворяющих его связей с окружающим миром и превращение этой действительности в чужой удалённый мир. Для такого человека весь мир
- и сам человек - представляет собой объект купли и продажи, и этот человек часто чувствует себя бессильным перед социальным миром, который является для него чужим и враждебным окружением, и поэтому человек является одиноким [9]. В экзистенциализме также подчёркивается идея полезности, функциональности одиночества, поскольку именно благодаря нему человек переживает свою уникальность и неповторимость, и поэтому одиночество является привилегированным пространством для размышления. Мартин Хайдеггер
подчеркивает эту же мысль, когда пишет, что путь к познанию самого себя проходит через одиночество [11]. Хотя одинокий человек не может заполнить себя собой, поскольку его я расщеплено и фрагментарно, однако, одиночество - это то пространство, где можно и найти себя, «собрать», где человек имеет возможность приблизиться к себе и Богу ... Такая способность является признаком духовной зрелости. Поэтому, с точки зрения экзистенциализма, осознание человеком своего экзистенциального одиночества или отдельности является показателем его духовной глубины. По мысли Н. Бердяева, «одиночество онтологически является выражением тоски по Богу ...» [2]. Для Н. Бердяева Бог и является преодолением одиночества, достоянием близости и родства, смысла, соотносимого с человеческим существованием. Одиночество почти всегда социально и относительно, ибо актуализируется только в присутствии кого-то «другого», а абсолютное одиночество - это «ад и небытие» [2]. Бердяев выделяет четыре типа соотношений между одиночеством и социальностью: 1) «человек не одинок и социален (элементарный тип, в котором человек только приспосабливается к социальной среде); 2) человек не одинок и не социален (и, будучи приспособлен к среде, не проявляет активности, безразличен к развитию общества); 3) также человек одинок и не социален (мало приспособлен к среде и конфликтен); 4) наконец, существует так называемый «профетический тип» - это человек, который одинок и социален» [2]. Этот «профетический тип» созвучен с когнитивной теорией, с точки зрения которой истоки одиночества заключаются не в человеке, а в обществе, навязывающем человеку свои стереотипы. Поэтому-то некоторые люди могут осознанно сопротивляться любому отождествлению себя с окружающими их обществом или группой, тем самым обрекая себя на одиночество и изоляцию. Одиночество - это феномен саморефлексии человека, являющийся результатом своеобразного поиска себя, своего места во Вселенной и социальном пространстве. Психологизм позднего творчества Бунина проявляется в переживании разрушения прежних социальных связей и чувстве одиночества, несоответствии социального и индивидуального опыта индивида [4]. В рамках когнитивного подхода чувство одиночества возникает благодаря осознанию индивидом дефицита своих связей с другими людьми путём сравнения состояния
своих отношений с некоторым идеальным, желаемым состоянием. Таким образом, процесс сравнения своего круга общения с кругом общения других людей играет важную роль в формировании удовлетворенности социальными связями или, наоборот, в формировании чувства одиночества.
Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек занимает конформную позицию в выполнении своих социальных ролей и поэтому продолжает ощущать опустошённость, несоответствие своего фактического места желаемому, отсутствие безусловного принятия себя как личности. Следовательно, именно уверенность в том, что настоящее «Я» индивида может быть отвергнуто другими, «держит людей замкнутыми в своем одиночестве и вызывает развитие невроза. Одиночество - это реакция человека на страх непринятия другими значимыми людьми и проявление слабой приспособляемости личности к жизни в социуме. Деструктивный тип одиночества предполагает, что одинокий человек отрицает собственное состояние и часто использует защитные механизмы (агрессию, рационализацию, компенсацию и т. д.), осторожно подходит к установлению социальных контактов, имеет склонность к общению с небольшим количеством людей и избегает ответственности за принятие решения в той или иной ситуации. Второй тип одиночества - конструктивный - предполагает позитивное отношение к себе и другим, высокую социальную активность, творчество, поиск смысла жизни. В этом случае одинокий человек берёт на себя ответственность и развивает способность управлять своими эмоциями в критических жизненных ситуациях [5, с. 217]. Одиночество -это не только результат действия личностных особенностей человека или фактора ситуации, но и продукт их комбинированного воздействия. Осмысление поэтического творчества Бунина с позиций философского метажанра позволяет глубже понимать природу одиночества на эмоциональном и социальном уровне. Эмоциональное одиночество является субъективной реакцией человека на отсутствие тесной эмоциональной привязанности, неспособность найти душевный отклик и понимание у других значимых для него людей, тогда как социальное одиночество возникает при отсутствии доступного круга общения и удовлетворения потребности в социальных связях, в социальной интеграции.
Доверительное межличностное общение обеспечивает отсутствие чувства одиночества при наличии сильной эмоциональной связи и привязанности к другому человеку. В философски насыщенных бунинских текстах экзистенциал тоски и одиночества передаётся через внутренний мир личности, обусловленный переживаниями индивида в контексте жизненных отношений и связей человека. Для него одиночество - это, прежде всего, мучительное чувство, которое иногда переживается как острая боль, как в моменты горя или разлуки; но оно также может быть тупой, затяжной формой стресса, который, кажется, разрывает человека [7]. Писатель чувствует одиночество из-за отсутствия другого человека, дома, родины, традиции, вида деятельности, смысла жизни или предательства. Таким образом, одиночество, с одной стороны, это особая форма самовосприятия, характеризующая внутренний мир личности, с другой - такое самовосприятие невозможно без определённого отношения к окружающему миру, то есть переживание одиночества неотделимо от контекста жизненных отношений и связей [1, с. 157]. Экзистенциальные ситуации в социальном бытии усиливают одиночество человека, поскольку он не всегда может адекватно сориентироваться в динамичных общественных процессах и сознательно избегает контакта с социумом.
Философско-эстетическая традиция Бунина как художника, поэта и писателя отражает культурное одиночество, возникающее тогда, когда человек чувствует себя отделённым или отчуждённым от культуры как системы нормативных значений и ценностей, от привычного образа жизни или традиций. Культурное одиночество даёт о себе знать, когда человек чувствует, что общепринятая культура или социальная среда являются неприемлемыми для его внутреннего мира. Это тип одиночества, который испытывают социальные меньшинства, которые считают, что они не являются частью мейнстрима, доминирующего в обществе. Этот тип одиночества часто существует в обществах, где происходят бурные социальные, культурные и мировоззренческие изменения, могущие способствовать появлению феномена «разрыва поколений» или маргинализации определённых социальных слоев. Этот тип одиночества также характерен в определённые моменты истории для выдающихся людей, чьи идеи значительно опережают свое время.
Установка художника на изображение одиночества как некой онтологической закономерности личного жизненного пространства, связанного с психологией индивидуальных различий, может способствовать возникновению психологического одиночества. Психологическое одиночество, зачастую, может чувствовать человек, находящийся не в ладу с самим собой, не понимающий и не принимающий себя. Сам по себе такой тип одиночества может проявляться на уровне ощущения человеком разрыва с самим собой как частью природы и переживания самоотчуждения, когда человек осознаёт, что какой-то существенный аспект его личности не находит своего отражения в жизни. Поэтому проявления этого типа одиночества иногда появляются в форме стремления человека к осознанию и реализации своего истинного «Я». В случае переживания такого типа одиночества глубинные потребности человека не могут найти своего удовлетворения через простое человеческое общение. И переживание такого одиночества связано с чувством потери человеком связи, единения с Богом, с чувством растерянности в чужом мире, со стремлением понять источник и смысл жизни.
В произведениях Бунина как писателя и поэта космического мироощущения представлено метафизическое одиночество как переживание разрыва, отсутствия связи и доверия в отношениях человека с Богом, чувство покинутости Богом. По Н. Бердяеву, этот тип одиночества осознаётся и переживается не всеми людьми, а только теми, кто пришел к осознанию того, что глубина человеческого существования - духовная ... И только в этой глубине преодолевается одиночество, которое может быть знаком этой глубины [2]. Логично сделать вывод, что для верующего, испытывающего духовное одиночество, наличие в его жизни такого одиночества может свидетельствовать об определённых проблемах в их отношениях с Богом, и, возможно, о разочаровании в вере. Вероятно также предположить, что духовное одиночество детерминирует экзистенциальное одиночество, ведь вера и отношения с Богом является смыслообразующим фактором и ориентиром для христианского мироощущения. Подчеркивая эту мысль в описании свого опыта преодоления экзистенциального одиночества благодаря вере, Н. Бердяев отмечает, что одиночество преодолевается потому, что есть
Бог. Бог и является преодолением одиночества, обретением полноты и осмысленности существования человека в мире.
Список литературы
1. Андрос, С. I. Комушкативний вимiр буття як фундаментальне опосередкування тшзи сутносп та юнування / Людина в есенцiйних та екзистенцшних вимiрах. К. : Наукова думка, 2005. С. 155-202.
2. Бердяев, Н. А. Я и мир объектов / Философия свободного духа. М. : Республика, 1994. С. 230-318.
3. Бубер, М. Два образа веры / Два образа веры. М. : АСТ, 1999. С. 301-440.
4. Бунин, И. А. Собр. соч. текста и коммент. А. К. Бабореко / Редкол.: Ю. В. Бондарев и др. М.: Худож. лит., 1987-1988.
5. Газнюк, Л.М. Життева драма як граничний досвщ буття людини / Фшософсько-антрополопчш студп '2013. Визначальш вимiри сучасного антрополопчного знання. К.: Стилос, 2013. С. 216-224.
6. Кьеркегор, С. Страх и трепет. М. : Республика, 1993. 383 с.
7. Сартр, Ж.-П. Тошнота. СПб. : Азбука-классика, 2006. 106 с.
8. Табачковський, В. Г. Людина - Екзистенщя - Iсторiя. К. : [б. в.], 1996. 123с.
9. Фромм, Э. Бегство от свободы / пер. с англ.; общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. М.:Прогресс, 1989. 272 с.
10. Хамитов, Н. В. Освобождение от одиночества. Харьков: Торсинг, 2005. 415 с.
11. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики: мир - конечность - одиночество. Пер. В. В. Бибихина, Л. В. Ахутина, А. П. Шурбелева. СПб: Владимир Даль, 2013. 592 с.
THE EXISTENCE OF BORNING AND LONELINESS IN THE LITERARY HERITAGE OF I.A. BUNIN
L.M. Gazniuk1), I.Yu. Soina2)
1)Belgorod State National Research University 2)Kharkov State Academy of Physical Culture, Kharkov, Ukraine 1)e-mail: lgazn@mail.ru 2)e-mail: soina2003@mail.ru
It is evident that loneliness as a mode of human being is a timeless and universal problem, having various forms of manifestation and philosophical understanding. In the artistic and philosophical intention of I.A. Bunin's loneliness is the result of a person's sociocultural and spiritual alienation. It is substantiated that the theoretical and methodological basis for the analysis of the problem of loneliness is the thesis of the double existential essence of man. On the one hand, a person is lonely as an individual and voluntarily strives for solitude, and on the other, he has a desire to overcome loneliness by establishing social ties, spiritual contact with others.
Keywords: existential being, loss of meaning, feeling of loneliness, social contacts, creativity, emotion management.