научно-методический электронный журнал
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511
УДК 159.922
Шагивалеева Гузалия Расиховна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга guz0i-shaglvai00@mail.ru
Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества
Аннотация. Статья посвящена проблеме одиночества как объективной и субъективной ситуации, складывающейся во взаимодействии личности с социальной средой, и характеризующейся пространственно-временными («физическое» одиночество), коммуникативными и эмоционально-духовными параметрами, а также субъективным восприятием и переживанием (психологическое одиночество), которое может иметь и отрицательную, и положительную модальность. Ключевые слова: физическое (пространственное) одиночество, коммуникативное одиночество, эмоциональное одиночство, духовное одиночество, переживание, ситуация, феномен.
Проблема одиночества является предметом разностороннего научного исследования в ряде наук о человеке: философии, психологии, медицине, теологии, педагогике. У каждой из них есть своя специфика, вносящая в изучение феномена новый аспект, обогащающая подходы к его пониманию. Теоретическое и художественное осмысление проблемы имеет древние традиции. Об этом свидетельствуют мифы разных народов, библейские и коранические тексты, сочинения теологов, древние восточные литературные произведения, подтверждающие факт острого восприятия одиночества людьми той эпохи. Не меньший интерес эта проблема вызывает и в наши дни у философов, ученых, деятелей литературы и искусства, а миллионы людей сталкиваются с ней в своей собственной жизни.
Феномен одиночества имеет сложное содержание, включает в себя множество форм, каждая из которых может по-разному переживаться людьми. В силу этого данное понятие часто превращается в безразмерную метафору, что осложняет его научный анализ. Исследование проблемы одиночества затрудняется и тем, что в разных цивилизациях и обществах сложились определённые культурноисторические и психологически обусловленные формы одиночества, а также способы отношения к нему и его переживания.
Особенно существенны различия, сформировавшиеся в западно-христианской и восточно-азиатской культурах. Для Запада на протяжении последних столетий характерна ярко выраженная ориентация на индивидуальный успех. Основой общества признается отдельная личность, и все общественное устройство подчинено тому, чтобы она могла реализовывать свои потребности и интересы, в первую очередь, экономические. Несмотря на происходившие в течение последнего столетия трансформации в сторону роста влияния общества и государства на личность, именно она и защита ее прав продолжают считаться основой и фундаментальным принципом социальной жизни.
Признание приоритета прав отдельного человека - большое достижение, но это влечет за собой последствия. Одним из них становится формирование объективных (экономических и социально-политических) условий, способствующих обособлению людей («мой дом - моя крепость»), формированию у них философии индивидуализма с последующим развитием одиночества. Таким образом, сами принципы организации западного общества допускают возможность одиночества, и каждый человек сам должен справляться с этой проблемой. Наиболее типично это
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm
научно-методический электронный журнал
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511
УДК 159.922
для США, где, с одной стороны, одиночество традиционно считается не только тяжелым переживанием, но и признаком неудавшейся жизни, а с другой, - человека с раннего детства приучают к нему.
Одиночество в западной культуре рассматривается как обязательное условие становления личности, а формы и способы его переживания - психологический механизм ее обособления, порождающий обратную обостренную потребность в человеческом тепле, выражающуюся в поиске любимого человека, друга, в поиске контактов, общения с людьми. Человеку нужно уметь переносить одиночество, но не допускать, чтобы другие люди думали, будто он одинок. Это - типичная для американского общественного сознания позиция. Известно, что оно порицает любые формы одиночества и выражает откровенное недоверие к тем, кто стремится к уединению. В американской культуре сформировался культ общения, вследствие чего проблема взаимодействия человека и общества, группы, межличностной коммуникации является не только центральной для западной социальной психологии, но и одной из самых популярных тем для бытовых разговоров.
Для Востока традиционной является ориентация на нормы и долг. Основой общества являются небольшие социальные группы (роды и семьи), а человек является неотъемлемой частичкой общности, группы и должен защищать ее интересы, следовать ее правилам. Его индивидуальные достижения и успехи имеют значение лишь в той мере, в какой они приносят пользу общности, к которой он принадлежит. Отдельная личность, следовательно, занимает подчиненное положение, что закреплено в традиционном общественном сознании. Служение роду и семье, самопожертвование ради их блага, ради сохранения их чести и достоинства - одна из высших личных добродетелей.
В результате фундаментальных различий в западно-христианской и восточноазиатской культурах формируются специфические личностные архетипы, выделенные К. Г. Юнгом - экстравертированный и интровертированный [1]. Ориентированный на индивидуализм Западный мир стремится смягчить взаимное обособление людей. Ориентированный на коллективизм Восточный мир, наоборот, пытается предоставить человеку необходимую ему меру обособленности. Отсюда внешняя замкнутость и недоступность, за которыми прячутся высокая интегрированность личности в социальные группы, ответственность, следование долгу.
В отечественной традиции, в частности в русской культуре, вплоть до конца прошлого века одиночество понималось как пространственное положение человека, степень объективной изолированности индивида. Даже в толковом словаре В. Даля нет понятия «одиночество», а есть только «одинокий» и некоторые производные от него, которые применяются для обозначения человека, живущего отдельно, изолированно от других людей [2]. Культ пространственного обособления от людей как предпосылка духовного общения с богом был характерен для средневекового православия. В дворянской культуре XVIII и XIX веков любовь к одиночеству связывалась с эстетическими переживаниями («уединение - подруга муз»).
В целом, русская культура представляет собой в плане отношения к проблеме одиночества сложную и противоречивую картину, не характерную ни для какой другой культуры. С одной стороны, в России сильны традиции коллективизма, имеющие древнейшие корни. Они нашли концентрированное выражение в известной поговорке: «На миру и смерть красна». Многие миллионы людей и в наши дни остаются внутренне верны этой культурной модели. С другой стороны, русская философская мысль с ее тягой к глубокому субъективизму и психологизму, с центральной проблемой духовного самосовершенствования человека, русское искусство и литература заполнены иным отношением и по-
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm
научно-методический электронный журнал
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511
УДК 159.922
ниманием одиночества. Одиночество рассматривается в них как часть жизни интеллектуально, нравственно и духовно развитой личности. Если же такая личность начинает страдать, в этом нет ее вины: виновато общество, которое намного отстало в своем развитии. Ярким воплощением этой точки зрения явились литературные образы Чацкого, Онегина и Печорина, которые, по мнению классиков русской литературы (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова), являются «лишними», «потерянными» людьми, не нашедшими своего места в жизни. Итак, если в Америке одиночество считалось и считается признаком неудачника, то в России в нем есть что-то героическое.
Мировые религии также демонстрируют неоднозначную трактовку одиночества. С одной стороны, одиночество, изоляция от людей рассматриваются как трагедия, наказание. В частности, и в Библии, и в Коране можно найти примеры изгнания людей (и ангела) из общины (рая) за совершенные ими грехи. Тот, кто изгоняется, теряет всех близких и обрекается на скитания среди чужих; он навсегда лишается того душевного комфорта и покоя, который создают у человека родственники и друзья. Напомним, что и в Древней Греции изгнание человека из общины, города (остракизм) было одной из тяжелых форм наказания.
С другой стороны, практически во всех религиях есть примеры позитивного истолкования и даже поощрения одиночества. Особенно ярко это прослеживается в христианстве и буддизме, в которых развит институт монашества, предполагающий, особенно в крайних своих формах (отшельники, йоги и т. д.), полный отказ от мирской суеты, уход из общества. Такие отшельники нередко приобретали большой авторитет, их считали святыми, а официальная церковь никогда этому не препятствовала. Более того, она всегда рассматривала подобный образ жизни, как пример благочестия. Очевидно, что в данном случае общение и контакты с людьми трактуются как одна из форм мирских утех, а отказ от них превращается в одну из форм воздержания, которое пропагандируется всеми религиями. Необходимо только одно уточнение: церковь приветствует не вообще уединение, а только такое, в котором общение с другими людьми заменяется общением с Богом. Этот нюанс важен, т. к. он устраняет кажущуюся двойственность теологического отношения к проблеме одиночества. Дело в том, что во всех религиях системы взаимодействия «Человек - Человек» и «Человек -Бог» неравнозначны: первая является системой более низкого уровня, а вторая - более высокого. Тот, кто отказывается от взаимодействия с людьми, но посвящает себя общению с Богом, не может быть одиноким. Подлинно одиноким оказывается тот, кто лишен и того, и другого, кого изгоняют люди, и кто не обращается к Богу.
В библейских и коранических текстах изгнание из рая - не просто перемещение, в результате которого Адам и Ева меняют лучшее место жительства на худшее. Главное в том, что они лишаются того единения с Богом и той его любви, которыми обладали ранее. Во всех монотеистических религиях подлинным одиночеством является не пространственная уединенность и не отсутствие друзей и семьи. Подлинное одиночество для человека - безверие, отсутствие в его душе Бога.
Тема одиночества нашла широкое отражение в творчестве ряда выдающихся писателей и поэтов. Яркими примерами являются «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Граф Монте-Кристо» А. Дюма, «Моби Дик» Г. Мелвилла, «Бесплодная земля» и «Степной волк» Г. Гессе, «Сердце тьмы» Д. Конрада, «Процесс» Ф. Кафки, «О времени и о реке», «Домой возврата нет» Т. Вулфа, «Ослепление» Э. Канетти, «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, а также произведения А. Камю, А. Моравиа, Г. Белля, М. Фриша и др. В романах Д. Конрада одиночество часто символизирует темнота, у Т. Вулфа же ее обозначает закрытая дверь. Люди, занимающиеся творческим тру-
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm
научно-методический электронный журнал
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511
УДК 159.922
дом, в том числе литераторы, либо очень остро ощущают свое одиночество (Д. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов), либо сами испытывают потребность в нем (Ф. Кафка), Поэтому не удивительно и то, что они часто обращаются к этой теме. Это - попытки разобраться в себе.
В философии проблема одиночества также вызывала самый яркий интерес. Гегель и К. Маркс использовали более общее понятие «отчуждение» и придавали ему явно негативную смысловую окраску, рассматривая как своеобразную социальную «болезнь», корни которой, скорее, в системе, нежели в самом человеке [3]. Более конкретный интерес проблема одиночества вызывала у мыслителей субъективно идеалистической ориентации. Это не случайно, поскольку доведенному до логического завершения субъективному идеализму остается признать существование единственной реальности - одинокого субъективного сознания.
Своеобразный взгляд на проблему был характерен для Ф. Ницше. Согласно его взглядам, чем больше человек развивает свой дух и возвышается над своим окружением, тем более он становится подвержен одиночеству [4]. Ф. Ницше призывает тех, кого он называет «великими людьми» не сливаться с «базарной толпой», но предостерегает их и от замыкания в самих себе. Таким образом, люди оказываются разделенными на «базарную толпу» и элиту. В рамках каждой из этих групп проблема одиночества оказывается решенной, но опасность такого разделения людей очевидна. Впрочем, если относиться к ницшеанскому понятию Сверхчеловека лишь как к метафоре, то в изложенных взглядах нет ничего экстравагантного и эпатирующего. Они оказываются аналогом неоднократно поднимавшейся темы одиночества творческой личности, которая в своих духовных исканиях не находит понимания. Если же обратиться к реальной жизни, то будет нетрудно убедиться в том, что чаша эта не миновала многих широко и мало известных писателей, ученых, философов, музыкантов, а также просто образованных людей. По мере развития цивилизации количество одиноких увеличивалось. Особенно способствовала этому процессу начавшаяся в конце XIX века урбанизация. Скопление огромных масс населения в городах привело, с одной стороны, к увеличению числа контактов между множеством (большей частью незнакомых и малознакомых) людей, а с другой - к их обезличиванию. Сложилась парадоксальная ситуация, когда человек стал вынужден чуть ли не постоянно взаимодействовать с другими людьми, и, в то же время, лишился близких, доверительных отношений. С этого времени одиночество стало уделом не единиц, а тысяч людей.
Трансценденталисты (Г. Торо, Р. Эмерсон и др.) первыми обратили внимание на происходящие в отношениях между людьми трансформации. Они стали рассматривать одиночество как продукт городской жизни, наполняющий отчаянием сознание духовно и интеллектуально недостаточно развитых людей, и дарующий уединение, необходимое для творческой личности. Принцип уединения рассматривается ими, скорее, с позитивной стороны, ибо он подразумевает укрепление духовного потенциала личности, её социальное и творческое возмужание [5].
А. Камю воспринимал одиночество человека как каинову печать современного общества и культуры, как порождение деформированного их развития. Растущее ощущение людьми своего одиночества, по его мнению, связано с развивающимся в западном обществе феноменом отчуждения (здесь его взгляды приближаются к марксизму) [6]. Люди все больше и больше отчуждаются сначала от природы, потом от полноценной трудовой деятельности, постепенно они начинают отчуждаться друг от друга и, наконец, от культуры и самих себя. Так появляются «посторонние» (это слово стало названием его наиболее известного литературного произведения) люди,
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm
научно-методический электронный журнал
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511
УДК 159.922
которые лишаются устойчивых связей с социальной средой и в отрыве от нее теряют свою личность. Как видим, позиция А. Камю от взглядов и трансценденталистов, и других экзистенциалистов: одиночество у него - не то, к чему надо стремиться, и не то, что неизбежно. Это - беда, с которой человечество должно бороться.
Итак, начиная с древнейших времен до сегодняшнего дня, в разных культурах и в разных философских системах мы находим различные формы одиночества, различные формы отношения к нему и его переживания. Для древности были характерны три формы: во-первых, испытание, воспитание одиночеством через различные обряды и ритуалы; во-вторых, наказание одиночеством, выражавшееся в изгнании из рода или общины или в заключении; в-третьих, появившееся, по-видимому, позже первых двух форм добровольное уединение, отшельничество. Американский этолог Дж. Р. Оди приводит также примеры функционального одиночества: у некоторых мексиканских племен маленькие дети (около 6-7 лет) проводят до недели и более в полном одиночестве, выполняя обязанности пастуха, и это - не воспитательная мера, не испытание, не обязательный обряд, а самая обыкновенная работа [7]. Все эти формы связаны с пространственно-временной изоляцией человека от других людей. Позже на их основе сформировались целые социальные институты: пеницитарная система, одним из краеугольных камней которой является наказание одиночеством, институт отшельничества и монашества и др.
Все исторические формы одиночества сохраняются до сих пор и играют отнюдь не второстепенную роль в жизни современного общества и воспитании человека. Но в современном мире, в результате усложнения видов деятельности человека (в том числе, профессиональной), возникли разнообразные формы одиночества. Очевидно, есть большая разница между вынужденным одиночеством Робинзона и одиночеством человека, ушедшего в добровольное изгнание; одиночеством космонавта или путешественника и одиночеством заключенного; одиночеством стариков, переживших всех родных, и одиночеством сирот, ничего не знающих о своих родственниках и т. д. Но современный индустриальный мир чрезвычайно обострил проблему в другом аспекте. Духовное одиночество, которое в предыдущие эпохи было уделом немногих, в основном интеллектуально развитых и творчески одаренных людей, с начала XX века стало приобретать массовый характер.
В современном понимании проблема никак не вписывается в традиционные формы. В мире остается мало места пространственно-временному одиночеству. В то же время, всё больше возрастает роль духовного и психологического одиночества. Можно сказать, что оно из явления в большей степени объективного превратилось в преимущественно социально-психологическое и личностное. Проблемой стало, в сущности, не само одиночество, а отношение к нему и его переживание. В первую очередь, это связано с тем, что внешние обстоятельства жизни потеряли решающее значение для человека, а современные средства связи позволяют легче, чем раньше, решать проблему коммуникации.
Многогранная личность нашего времени нуждается в обособлении от других, добровольно ищет уединения. В то же время, она острее переживает одиночество как следствие дефицита значимого общения или невозможности (в том числе, неумения) выразить свои переживания. У большинства людей сочетается и то, и другое, т. е. иногда человек ищет уединения, а иногда близости. Все дело в том, насколько ему удается реализовать обе потребности именно тогда, когда каждая из них актуализируется. Однако потребность быть вместе с близкими людьми можно удовлетворить лишь в том случае, если они в принципе существуют и находятся в
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm
научно-методический электронный журнал
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511
УДК 159.922
пределах досягаемости. Нередко человек чувствует себя оптимально как раз тогда, когда имеет возможность по своему желанию либо уединяться, либо проводить время в кругу близких людей, либо оказаться в гуще городской толпы.
У современного человека одиночество нередко оказывается добровольным и исполненным внутреннего смысла. Этот сознательный выбор может быть связан с выполнением хорошо оплачиваемой или общественно значимой профессиональной деятельности, с реализацией поставленных человеком перед собой целей, в том числе духовных. В этом случае человек познаёт себя, свой собственный внутренний мир. Такое одиночество приносит немалую пользу, т. к. даёт возможность оценить дружбу, товарищество, человеческое общение и, наконец, любовь. Люди творческие обычно дорожат минутами уединения, для них временное одиночество во благо. Именно в такие периоды у них появляется озарение.
Для людей, которые по складу характера склонны к уединению, пространственно-временное одиночество - норма жизни. Они не просто хорошо его переносят, но и сами к нему стремятся, в том числе выбирают соответствующие профессии. С другой стороны, в обыденном сознании миллионов людей, особенно молодых, одиночество продолжает оставаться связанным преимущественно с негативными переживаниями, со страстным желанием не находиться одному и трагедийным переживанием невозможности практически осуществить это желание. Не случайно проблема одиночества рассматривалась в психологии сначала как частный аспект проблемы общения, и только позже стало очевидно, что она связана не только с общением, но и с социальными проблемами, а также со свойствами личности. Такое одиночество связано с «переживанием человеком его оторванности от сообщества людей семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания» [8, с. 125]. Оно не обязательно возникает в физической изоляции от других. Как уже было отмечено, многие испытывают одиночество как раз находясь в центре группы, в кругу семьи, в обществе родных и знакомых. Поэтому социально-психологическое одиночество в отличие от объективной изолированности отражает отсутствие у человека развитых аффилиа-тивных потребностей или внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как кризис ожиданий. В последнем варианте одиночество представляет угрозу для самореализации личности.
Понятием «одиночество» можно обозначить разные, весьма отличающиеся друг от друга явления. В одних случаях под ним подразумевается пространственновременная (физическая) изолированность человека от других людей. В других - отсутствие у него близких отношений, взаимопонимания с людьми при наличии для этого всех объективных возможностей. Одиночеством называют и добровольный отказ от взаимодействий с социальным окружением или сознательное нежелание сближаться с кем бы то ни было, и вынужденное ограничение моторно-визуальных и (или) информационных связей на тот или иной промежуток времени. Как об одиноком говорят и том, кто тяжело переживает даже кратковременную физическую или психологическую (или и ту, и другую) изолированность, и о том, кто стремится к уединенности и искренне радуется ей. Какое понимание более верно? В рамках разных наук могут быть правомерны различные подходы, но возникает необходимость отдельно говорить о пространственно-временном и собственно психологическом одиночестве как о различных явлениях, которые могут совпадать, но могут существовать и независимо друг от друга. Но каждое из них может вызывать различное отношение и по-разному переживаться конкретной личностью. В первом случае проблема одиночества оказывается более тесно связана с изучением процессов ин-
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm
научно-методический электронный журнал
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511
УДК 159.922
теракции и коммуникации, во втором - с изучением процессов формирования межличностных отношений и взаимопонимания между людьми.
В первом случае одиночество как объективный феномен, описываемый в пространственных и временных параметрах, оказывается условием, на фоне которого протекают различные психические явления, в том числе отношение к собственному одиночеству и его переживание. Однако это условие носит не частный характер; оно затрагивает не какой-то отдельный аспект жизни, а всю ее целиком. Причина этого явления заключается в том, что вся специфика пространственных и временных параметров такого одиночества состоит в отсутствии вокруг людей. Люди же - важнейший элемент внешней среды для человека. Их наличие или отсутствие создает совершенно разные социально-психологические ситуации.
Во втором случае объективно обусловленной ситуации одиночества нет: вокруг человека много разных людей, но либо взаимодействие и коммуникация с ними приобретают эпизодический характер, либо являются поверхностными. Результатом становится то, что, как и в первом случае, человек начинает испытывать ощущение (чувство) своей изолированности: как будто между ним и другими существует какая-то невидимая стена. Безусловно, эта ситуация отличается от предыдущей. В ней присутствуют люди, но дело в другом: в мере психологической близости с ними. Заметим, что наличие хотя бы одного-двух близких людей при достаточно частых встречах с ними для многих полностью снимает проблему. Поэтому суть одиночества в данном смысле состоит в отсутствии у человека психологически и духовно близких людей, причем возможны два варианта: их полное отсутствие; временная оторванность от них, невозможность интеракции и коммуникации с ними.
Тема одиночества очень хорошо вписывается в общие рамки психологической теории З. Фрейда, хотя в теоретическом плане специально не анализировалась ни им самим, ни его последователями. Одной из центральных идей психоанализа является тезис о непрерывном противостоянии между бессознательными инстинктами и влечениями человека, с одной стороны, и усвоенными им морально-этическими императивами, - с другой. Эта идея уже предполагает возможность отчуждения и обособления личности как одного из вариантов развития такого противостояния. Но одиночество психологами фрейдистского направления всегда рассматривалось как патология. Э. Фромм, например, писал об огромном значении «первичных связей» человека с миром: «... человек, у которого нет такой связи, является, по определению, душевнобольным», он «.нуждается в том, чтобы преодолеть чувство устрашающего одиночества» [9, с. 86].
Развернутый анализ проблемы одиночества проведён в рамках интеракциониз-ма. Здесь одиночество рассматривается тоже в негативном плане как тяжелое психическое состояние, вызванное социальной или эмоциональной изоляцией. Р. С. Вейс пишет: «Я убежден, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как «одиночество». Я называю эти состояния соответственно эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое, как мне кажется, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе - отсутствием доступного круга социального общения» [10, с. 119]. Понимание одиночества как некоего психического состояния распространено и на научном, и на бытовом уровнях. Если одиночество - психическое состояние, оно должно характеризоваться специфическими только для него параметрами. Различные типы и параметры одиночества изучались как отечественными, так и зарубежными специалистами, разработавшими различные теории психических состояний. Однако одиночество не вписывается ни в одну из них. Например, А. О. Прохоров пишет: «С позиций систем-
pu "7 fu
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm
КОНТ ТШТ
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества //
Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -
научно-методический эЛктронный журнал Гос. рег Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511 УДК 159.922
ного подхода и концепций самоорганизации неравновесные состояния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между организмом и средой» [11, с. 28]. С этих позиций одиночество может быть рассмотрено, скорее, как одна из разновидностей нарушения указанной симметрии, на базе которой и возникают различные психические состояния. Иными словами, одиночество -причина, вызывающая возникновение психических состояний, но оно не является самим состоянием. Невозможно определить одиночество и как переживание. У. А. Садлер и Т. Б. Джонсон указывают: «В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество - субъективное внутреннее переживание» [12, с. 149]. Как о переживании, говорит об одиночестве также
В.Серма: «... одиночество, - скорее, субъективное переживание, чем внешнее состояние, которое могут наблюдать и оценивать беспристрастные судьи» [13, с. 145]. Но проблема в том, что такое специфическое переживание выделить невозможно. Более того, как справедливо отмечают другие исследователи, «не существует какого-либо уникального набора эмоций, ассоциируемого с одиночеством». Действительно, при одиночестве человек испытывает массу разных переживаний. Если даже согласиться с тем, что они носят исключительно негативный характер, они будут разнообразны: грусть, печаль, обида, раздражение, тревога, отчаяние, самоуничижение и т. д. Но отдельной эмоции или чувства под названием «одиночество» не существует. Не спасает положения и указание на то, что одиночество - это комплексное переживание (чувство), выражающее «определенную форму самосознания». С этой позиции, одиночество оказывается чем-то однопорядковым, например, с любовью. Может показаться, что это действительно так: если человек переживает одиночество, у него нет любви или любимого (любимой). Но не все так просто. Наоборот, одиночество может стать особенно обостренным и тягостным при неразделенной любви. Только взаимная любовь исключает негативные переживания и способна устранить осознание себя несчастным, но взаимная любовь - не чувство и не переживание, это - ситуация жизни. Таким образом, трактовать одиночество как психическое состояние или переживание невозможно, прежде всего, в силу его психологической не специфичности.
Сторонники когнитивной психологии считают, что «одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов». Вот еще один пример такого подхода: «Понятие одиночества связано с переживанием индивидом ситуаций, воспринимаемых как нежелательный и неприемлемый для него дефицит определенных отношений в их количественном и качественном измерении. Важно различать эти субъективные чувства одиночества и объективную социальную изоляцию индивида.» [14, с. 115].
Иная позиция в этом плане характерна для гуманистической психологии. Представителями данного направления было заимствовано принципиальное положение антропологической философии XX века о свободе человека, свободе выбора им себя и смысла своей жизни. Так, стержневой темой во взглядах А. Маслоу является проблема самоактуализации личности и реализации человеческого потенциала. Если личность не имеет возможности реализоваться, она может прийти к отчаянию, потере смысла жизни, негативно переживаемому одиночеству [15]. Но, с другой стороны, в любой ситуации можно найти формы преодоления трудного состояния через общение, труд, любовь.
Несмотря на некоторое внимание к проблеме одиночества классиков отечественной психологии, никто из них, к сожалению, не предложил своего определения данного
r>j g r>j
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm
научно-методический электронный журнал
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511
УДК 159.922
явления. Анализ существующих определений показывает, что имеются разные подходы. В целом они различаются по ряду признаков, основными из которых являются:
- понимание одиночества как объективного состояния (ситуации) изолированности или как психологического состояния, неразрывно связанного с переживанием и не существующим вне его;
- понимание его как состояния, вызывающего исключительно негативные переживания (характеризующегося ими), или эмоционально нейтрального, способного вызывать (характеризоваться) переживаниями любой модальности в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
В психологическом словаре даётся следующее определение: «одиночество -один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в изменённых (непривычных) условиях изоляции от других людей» [16, с. 214]. Эта фраза и весь последующий текст статьи свидетельствуют о том, что авторы словаря сводят проблему одиночества к проблеме пространственно-временной изоляции. Оно для них тождественно физическому отсутствию рядом с человеком других людей. Совершенно противоположное понимание одиночества предлагает Р. С. Немов, который пишет: «Одиночество - тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями» [17, с. 139]. Можно отметить, что в этом определении, наоборот, полностью игнорируется объективная составляющая одиночества. Оно оказывается всего лишь одним из множества психических состояний, возникающих и развивающихся в эмоциональной сфере личности. Одиночество превращается даже не в социальнопсихологическое, а в просто психологическое явление, причем исключительно негативное по содержанию. С этим также трудно согласиться, потому что одиночество может переживаться по-разному, т.е. вызывать разные психические состояния. Следовательно, оно является не самим психическим состоянием, а условием его возникновения. Можно предполагать, что подобный подход к пониманию явления типичен для тех, кто идет к научным обобщениям из практической психологической работы с людьми. Естественно, что к практическим психологам обращаются за помощью люди, страдающие от одиночества, для которых оно оказывается проблемой. Те же, кто чувствует себя в одиночестве вполне нормально, не придут к психологу-консультанту. Таким образом, мы имеем дело с однобокой трактовкой феномена.
Приведём ещё несколько определений понятия «одиночество». И. С. Кон предлагает свой взгляд на феномен одиночества: «Мучительное, напряжённое одиночество - тоска, субъективное состояние изоляции, непонятности, чувство неудовлетворённой потребности в общении, человеческой близости» [18, с. 54]. В отличие от предыдущих определений в нем указывается на то, что одиночество - «субъективное состояние изоляции». Иными словами, здесь отмечается два важных, с нашей точки зрения, момента. Во-первых, указывается, что одиночество - состояние, но не только эмоциональное, а, скорее, комплексное, включающее в себя и эмоциональные, и рациональные компоненты. Одиночество трактуется как субъективное отражение и оценка личностью своего объективного положения в системе социальных и межличностных связей и отношений. Во-вторых, сутью этого отражения является осознание и ощущение своей изоляции, (пространственно-временной или психологической). Позиция И. С. Кона приближается в некоторых аспектах и к когнитивной, и к интеракционистской. Тем не менее, можно заметить, что он характеризует одиночество как негативное явление.
Проанализируем виды одиночества, чтобы определить, какие ситуации взаи-
PU Q fu
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm
научно-методический электронный журнал
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511
УДК 159.922
модействия человека с социальным окружением можно обозначить данным понятием. Мы исходим из классификации по трем основаниям:
- по уровням взаимодействия человека с окружающим миром;
- по временной протяженности;
- по происхождению (причинам, факторной структуре).
В рамках первого основания классификации выделяем ситуации одиночества четырех уровней:
- физическое (пространственное) одиночество, делающее невозможными любые формы контактов человека с другими людьми, кроме виртуальных: ситуация Робинзона, одиночного плавания и т. д.;
- коммуникативное одиночество, наблюдаемое при более или менее длительном нахождении среди множества незнакомых людей: ситуация командировки в неизвестную местность, новичка в группе и др.;
- эмоциональное одиночество, имеющее место при отсутствии доверительно близких, в том числе интимных отношений с кем-либо из окружающих людей, несмотря на наличие контактов и общения с ними;
- духовное одиночество, понимаемое нами как отсутствие у человека духовного взаимопонимания с кем бы то ни было, несмотря на наличие и взаимодействия, и общения, и эмоциональных отношений.
На указанных уровнях происходит возрастание от простого к сложному. Первый уровень наиболее прост и легко фиксируется, как самой личностью, так и посторонним наблюдателем. В значительной мере он физиологичен, т. к. связан с нарушением биосоциальной потребности быть вместе с себе подобными. Следующий уровень - коммуникативный - отличается тем, что в пределах доступности имеются люди, но взаимодействие и общение с ними затруднено: в лучшем случае имеется эпизодический обмен отдельными действиями и короткими репликами то с одним, то с другим человеком. Два следующих уровня - эмоцианального и духовного одиночества - являются в психологическом плане более сложными и труднее поддаются внешнему наблюдению. Каждый из них можно назвать одиночеством в толпе. Именно такие ситуации считаются наиболее проблемными в условиях современного высоко технологического общества.
Второе основание классификации позволяет говорить об эпизодическом и хроническом одиночестве. Мы полагаем, что одиночество нужно считать эпизодическим, если оно в любой момент может быть прекращено самой личностью, или если ей известно, когда оно будет прекращено в результате наступления определенных событий. Хроническим же будет такое одиночество, временная перспектива которого бесконечна или неопределенна в направлении будущего и уже достаточно велика в направлении прошлого. По третьему из приведенных оснований нами выделяются две отличающиеся друг от друга в субъективном восприятии и оценке разновидности одиночества: добровольное и вынужденное. Но в объективном плане различие между ними невелико. Например, в обоих случаях человек может быть лишен возможности в течение определенного времени с кем-нибудь поговорить. Но в одном случае - это его личный выбор, его собственное желание или его сознательная жертва, а во втором - все происходит вопреки его желаниям.
Выделение указанных разновидностей связано с причинами, приводящими к ситуации одиночества. Их можно сгруппировать следующим образом:
- причины, исходящие от самой личности;
- причины, исходящие от других людей (игнорирование, избегание, насильственное заточение и др.);
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm
научно-методический электронный журнал
Шагивалеева Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13511. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13511
УДК 159.922
- причины, вытекающие из стечения обстоятельств (объективная изоляция, не зависящая ни от самой личности, ни от действий других людей).
В свою очередь, первая группа причин делится на две подгруппы: а) осознанное и целенаправленное стремление человека к одиночеству; б) тенденция к одиночеству, обусловленная наличием определенных черт характера, затрудняющих коммуникацию и поддержание близких отношений с людьми. Очевидно, что только при наличии осознанного стремления человека к тому, чтобы остаться одному, можно говорить о добровольном одиночестве. Все остальные случаи будут восприниматься личностью как вынужденное одиночество, даже если оно является следствием черт ее характера (застенчивость, робость и др.) Для обозначения этих двух разновидностей одиночества мы будем использовать понятия «уединение» и «изоляция».
Ссылки на источники
1. Юнг К. Г. Психологические типы. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 480 с.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка. - М.: Русский язык, 1980. - 779 с.
3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль,
1977. - 471 с.
4. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. - М.: ИПЧ «Жанна», 1994. - 363 с.
5. Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. - М., 1980. - 230 с.
6. Камю А. Избранные произведения. - М.: Панорама, 1993. - 448 с.
7. Оди Дж. Р. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества // Лабиринты одино-
чества. - М.: Прогресс, 1989. - С.129-151.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1980. -192 с.
9. Фромм Э. Человек для себя. - М., 1993. - 253 с.
10. Вейс Р. С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. -С.114-128.
11. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. - М.: ИП РАН, 1999. - 152 с.
12. Садлер У. А. и Джонсон Т. Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс,
1989. - С. 21-51.
13. Лабиринты одиночества / Под общ. ред. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
14. Алишев Б. С. Некоторые проблемы системного взаимодействия личности с Миром: психологический аспект // Системные исследования в общей и прикладной психологии: сб. науч. тр. / Ред. В. А. Барабанщиков, М. Г. Рогов. - Н. Челны, 2000. - С. 34-53.
15. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
16. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат,
1990. - 494 с.
17. Немов Р. С. Психология. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - 573 с.
18. Кон И. С. Многоликое одиночество // Знание - сила. - 1986. - № 12. - С. 40.
Shagivaleeva Guzalia,
Candidate of Psychological Sciences, associate professor at the chair of psychology Kazan Federal University, Yelabuga guzel-shagivalee@mail.ru
Cultural and psychological understanding of the phenomenon of loneliness Abstract. Paper is devoted to the problem of loneliness as objective and subjective sit-
IQQKJ •( *)лу
uation which develops in the interaction of an individual with the social environment, and which is characterized by the space-time ("physical" loneliness), communicative, emotional, spiritual features, and by the subjective perception and experience (psychological isolation), which can have both negative and positive modality.
Keywords: physical (spatial) loneliness, communicative loneliness, emotional
loneliness, spiritual loneliness, experience, situation, modality, phenomenon. 9 772 зек 120135
Рекомендовано к публикации
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013513
http://e-koncept.ru/2013/13511.htm