ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: СВЕТСКИЙ, КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ И АТЕИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ
А. Ю. ГОРИН,
кандидат философских наук,
доцент кафедры словесности и культурологии НИРО protagorW@mail. ги
В статье представлены и охарактеризованы три основных подхода к проблеме духовно-нравственного воспитания, рассматриваемые автором и как различные модели общественного устройства, и как важнейшие методологические принципы применительно к системе образования. Автор размышляет над теоретическими возможностями и практической значимостью разработанного им культурологического курса в процессе дополнительного профессионального образования, повышения компетентности педагогов в сфере духовно-нравственных ценностей.
Three main approaches to the problem of spiritual / moral upbringing are represented, characterized in the article and regarded either as different models of social organization or as methodological principles concerning the educational system. The author reflects on the theoretical opportunities and practical significance of elaborated culturological course in the process of further professional education, teachers' competence improvement in the sphere of spiritual / moral values.
Ключевые слова: светский, конфессиональный, атеистический подходы, духовно-нравственные ценности, программа курса, ценностные основы православия
Key words: secular, confessional, atheistic approaches, of the course, valuable foundations of orthodoxy
spiritual / moral values, the programme
Русская духовная культура обладает богатейшим опытом в силу своего своеобразия, уникальности и особого внимания к внутреннему миру человека. Ее богатство и многоголосие с каждым годом открывают нам новые грани, заставляя вновь обращаться к ней в поиске ответов на насущные вопросы современности.
Пережитый нашим народом в XX веке опыт показал, что насильственное изъятие религиозных аспектов национальной культуры из сферы образования нарушает функционирование духовной жизни обще-
ства, ведет к ее обеднению. В связи с этим, открывая XIX Международные Рождественские образовательные чтения, которые проходили в Москве в январе 2011 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, сказал: «Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которые человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты. Обра-
Проблемы сохранения духовной и культурной самоидентичности и укрепления российской государственности по-прежнему остаются важнейшими для современного российского общества, по сути, являясь проблемами национально-государственной безопасности нашей родины.
зование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства... Ключевым вопросом церковно-государственных отношений в сфере образования является преподавание основ религиозной культуры в средней школе... Главная цель проекта — посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение в наше общество знаний о глубинных корнях культуры российского народа» [3]. Эти слова Патриарха раскрывают не только суть проблемы, но и пути ее решения.
В соответствии с российским законодательством современное образование должно не навязывать то или иное мировоззрение, а учитывать соответствующую мировоззренческую позицию семьи и ребенка и в этом смысле быть комфортным для детей, которые пришли в образовательное учреждение. Это прописано, в частности, в пункте 4 статьи 14 Федерального закона «Об образовании»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [2]. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство признает православие культу-рообразующей конфессией страны. Так, в преамбуле этого закона сказано: «Российская Федерация, являясь светским государством, признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры...» [1].
Проблемы сохранения духовной и культурной самоидентичности и укрепления российской государственности по-прежнему остаются важнейшими для современ-
ного российского общества, по сути, являясь проблемами национально-государственной безопасности нашей родины.
Этим вызвана и острая необходимость формирования успешной и одновременно высоконравственной личности — достойного гражданина и патриота своей родины. Можно выделить три основных подхода к решению этой проблемы: светский, конфессиональный и атеистический. Светскость, конфессиональность и атеистич-ность — три совершенно разные модели общественного устройства, а в образовании это три различных методологических принципа.
При этом необходимо помнить, что светскость не является синонимом понятия «атеизм». Атеизм представляет собой идеологию, базирующуюся на материалистическом мировоззрении и отрицающую важнейшие религиозные духовно-нравственные ценности.
Светскость выходит на историческую арену в эпоху Возрождения, наиболее ярко проявляя себя во время Великой французской революции конца XVIII века. В этот период светскость (от лат. saecularis — секулярность) понимается как характеристика общественного и индивидуального сознания, свободного от догматического влияния религии, отличающегося рациональностью мышления (материализм) и склонностью к экспериментам и компромиссам. Секулярное общество предполагает вынесение религиозных и духовно-ценностных вопросов за границы активной общественной жизни. Однако, как показал мировой исторический опыт, те государства, которые ставили над своими народами подобные социальные эксперименты, трагически заканчивали свое существование. В результате в небытие ушли великие культуры и цивилизации: Византийская, Французская, Германская, Австрийская и Российская империи, СССР и др. Сегодня светскость, понимаемая как секулярность, вновь бросает вызов нашей стране и мировому сообществу под видом глобализации и либерализма.
Светскость в современном понимании, как пишет об этом директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, профессор Российской академии государственной службы, доктор юридических наук И. В. Понкин, — это «обусловленная особенностями государства и его правовой системы, национально-культурными традициями, картиной распределения национально-культурной и религиозной идентичности общества система взглядов на содержание светскости государства и обусловленные светскостью государства ограничения на взаимоотношения между государством и религиозными объединениями» [4, с. 36]. С одной стороны, она выражается в правовой нейтральности, отсутствии диктата любой идеологии или вероучения, а с другой — в создании комфортных условий для сохранения и развития в первую очередь богатого духовно-ценностного и культурно-исторического наследия нашего Отечества, а также культурных традиций различных народов нашей страны.
В образовании светскость выражается в том, что изучаются вероучение, культ, история, влияние религии на культуру, религиозные духовно-нравственные ценности, психологические и социальные аспекты, но не осуществляется обучение самой вере. По этому поводу в одном из своих выступлений министр образования Нижегородской области С. В. Наумов как-то заметил, что в условиях глобализации и социальной унификации резко возрастает роль культурной идентичности для обеспечения национальной безопасности страны. Решение этой проблемы во многом зависит от взаимодействия светского и религиозного образования, способствующего возрождению России.
Среди светских научных подходов к исследованию вопросов религиозной тематики основными являются религиоведческий, культурологический, феноменологический и теологический. Наука не стоит на месте, она постоянно находится в движении и развитии. Однако, надо признать,
что в нашей стране, пережившей в XX веке трагическую эпоху войн, революций и идеологического монополизма, до сих пор сильны идеологические штампы прошлого. Их суть заключается в том, что под наукой некоторые представители научного и образовательного сообщества по-прежнему ошибочно понимают только материализм, основой которого является позитивистская методология, а остальные знания по привычке считают ненаучными. На самом деле материалистический взгляд на мир является лишь частью огромного мирового научного пространства, включающего в себя и идеализм Платона, и метафизику Аристотеля, и немецкую классическую философию, и теологию и т. д. В частности, мировое и отечественное религиоведческое наследие XX века может быть представлено такими именами, как К. Г. Юнг, М. Элиаде, А. Б. Зубов и др., которые в своих исследованиях не стояли на позициях атеизма и материализма.
Конфессиональное общество — исторически древнейшая форма общественно-государственного устройства. Она выражается в том, что на государственном уровне законодательно закреплен приоритет одной государственной религии. Конфессиональными государствами были Древний Египет, Древний Рим, Византия, Французское королевство, Российская империя и др. Среди современных конфессиональных государств классическими примерами являются Израиль, Исламская Республика Иран, Финляндия и Греция. В образовании конфессиональность (несветская форма религиозного образования) выражается в изучении вероучения как совокупности истин, необходимых для полноценной религиозной жизни и принадлежности к религиозному сообществу. Сегодня в нашей стране вопросами конфессионального религиозного образования, или,
В образовании светскость выражается в том, что изучаются вероучение, культ, история, влияние религии на культуру, религиозные духовно-нравственные ценности, психологические и социальные аспекты, но не осуществляется обучение самой вере.
Современное понимание светскости может стать эффективным механизмом консолидации российского общества, на основе которого современная российская система образования сможет выстроить полноценный диалог с Церковью по вопросам гражданского образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания.
как об этом говорит законодатель, «обучением религии», каждая конфессия занимается только в своих духовных и религиозных образовательных учреждениях.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что современное понимание светскости может стать эффективным механизмом консолидации российского общества, на основе которого современная российская система образования сможет выстроить полноценный диалог с Церковью по вопросам гражданского образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания. В результате это будет способствовать не только сохранению российской духовной и культурной самоидентичности, но и укреплению российской государственности.
Для того чтобы успешно решить указанную проблему современного российского общества — сохранить российскую самоидентичность — в первую очередь, современному педагогу надо быть по-настоящему компетентным в религиозной проблематике и профессионально разбираться в вопросах богатого наследия отечественной духовно-нравственной культуры.
Педагогу сегодня необходимо знать не только внешнюю — ис-торико-культурологиче-скую, но и внутреннюю — философско-фе-номенологическую сторону религии, понимать ее смысловое и ценностное содержание. При этом уже никто не сомневается в том, что педагоги, обладая критическим мышлением и руководствуясь принципом светскости, смогут после соответствующей подготовки, во-первых, компетентно представить весь спектр современных научных позиций относительно такого явления, как религия и ее духовно-нравственные ценности, во-вторых, донести до учащихся соответствующий материал в непротиворечивой и доступной форме.
Основываясь на вышесказанном, мы считаем, что сегодня актуальнейшей целью современного дополнительного профессионального образования является повышение компетентности учителей в сфере духовно-нравственных ценностей и религиозной культуры.
Для практической реализации поставленной задачи на базе кафедры словесности и культурологии Нижегородского института развития образования нами была разработана программа курса для учителей «Духовно-нравственные ценности отечественной культуры», состоящая из нескольких модулей. Данный курс относится к числу культурологических, поскольку, являясь светским учебным предметом, не ставит целью вовлечь обучаемых в религиозное объединение, не предполагает обучения религиозной практике (проведение богослужений, религиозных обрядов или церемоний). В настоящее время программа этого курса проходит успешную апробацию в Нижегородском институте развития образования.
Первой частью учебного курса является модуль «Духовно-нравственные ценности православия», цель которого — раскрыть перед слушателями аксиологический смысл и духовно-нравственный потенциал ценностных основ православия.
Изучение данного модуля предполагает знакомство слушателей с основными понятиями православия как религиозного и социокультурного явления, а также с основами христианского православного учения о духовно-нравственных ценностях. Некоторые темы программы призваны расширить кругозор слушателей в областях христианской антропологии и психологии.
Если христианская антропология дает нам ответы на вопросы, что за существо человек и каково его место во вселенной, то христианская психология сообщает нам необходимые сведения о внутреннем мире человека — его душе, состоянии духа и о том, что скрывается за его телесной оболочкой. Изучение христианской психоло-
гии помогает более глубоко понять как внутреннюю жизнь верующих людей, так и человеческую психологию в целом. С точки зрения христианского богословия, светская психология досконально изучает лишь состояние души «грешника», а о преобразующей силе благодати Божией молчит. Поэтому слушателям интересно сравнить два состояния души: греховное (при этом не всегда безнравственное) и праведное — духовно-нравственное. Во время учебы слушатели не только знакомятся с теоретической стороной изучаемых вопросов, но и получают возможность увидеть влияние духовно-ценностных основ на жизнь человека, правила, нормы и направления его поведения и в целом на развитие отечественной культуры.
Необходимость включения модуля «Библейская история» в программу курсов повышения квалификации работников образовательных учреждений обоснована позитивной оценкой этой образовательной области существенной частью общества. Кроме того, значительный пласт исторического и культурного наследия нашего народа и всего человечества не может быть освоен молодым поколением достаточно глубоко без соответствующей подготовки педагогов — специалистов в этой области знания.
Учебная программа модуля «Библейская история» состоит из следующих разделов: «Общие сведения о Библии» и «История Ветхого и Нового Заветов». Концептуальным ядром данного предмета является библейская история Ветхого и Нового Заветов. Изучение данного модуля предполагает ознакомление слушателей с основными понятиями Священного Предания и Священного Писания. Некоторые темы программы призваны расширить кругозор слушателей в вопросах библейской экзегетики и археологии.
Изучение библейской истории способствует пониманию библейских и религиозных истин. Библейская история на примерах из жизни богоизбранного народа показывает, какое значительное влияние на
жизнь человека и общества оказывает духовно-нравственный облик личности и народа в целом. Изучая библейскую историю, педагоги лучше смогут понять духовно-нравственные основы отечественной культуры, которые неразрывно связаны с духовным миром Библии.
Разработанный нами модуль «Исторический путь православия» является третьей частью учебного курса «Духовно-нравственные ценности отечественной культуры». Модуль предполагает ознакомление слушателей с разными точками зрения историков и исследователей на отдельные вопросы церковной истории, изучение церковных исторических источников (в порядке обзора). Программа модуля выстроена с учетом периодизации церковной истории и состоит из двух разделов: «Роль православия в мировой истории и культуре» и «Православие и русская культура».
Итак, современное понимание светскости, рассматриваемой не только как принцип равноудаленности государства от различных частных мировоззренческих позиций, но и одновременно как принцип равноприближенности к носителям этих позиций, то есть как создание для всех граждан, независимо от их мировоззрения, комфортных условий существования и развития с учетом культурных и национально-государственных приоритетов, может стать эффективным механизмом консолидации российского общества. И именно на этой «площадке» современной светскости отечественная образовательная система может сегодня выстроить конструктивный и взаимно обогащающий диалог с представителями традиционных конфессий, в том числе с Русской Православной Церковью. В результате это будет способствовать не только делу духовно-нравственного воспитания и гражданско-патри-отического образования, но и в целом
Значительный пласт исторического и культурного наследия нашего народа и всего человечества не может быть освоен молодым поколением достаточно глубоко без соответствующей подготовки педагогов — специалистов в этой области знания.
сохранению отечественной духовной и укреплению российской государствен-культурной самоидентичности, а также ности.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ //URL: htpp://base.consultant.ru.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 //URL: htpp://mon.gov.ru.
3. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление на открытии XIX Международных Рождественских чтений // URL: htpp://www.pravoslavie.ru.
4. Понкин, И. В. Правовые основы светскости государства и образования / И. В. Пон-кин. — М. : Про-Пресс, 2003.
ИДЕАЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ: ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РАЗВИТИЯ
И. Г. КОЧЕТКОВ, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии УлГУ ikochetkov@yandex.ru
Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования духовно-нравственных ценностей. Описываются роль, стадии существования идеалов как начала, определяющего эти ценности. В качестве основного механизма формирования ценностей предлагается механизм «маяков сознания».
The article is devoted to the problem of forming the values. The role, stages of existing of the ideals are regarded as the principles defining values. The mechanism of «beacons of consciousness» is suggested as the main mechanism of forming the values.
Ключевые слова: идеалы, ценности, формирование, «маяки сознания»
Key words: ideals, values, forming, ««beacons of consciousness»
За последние двадцать лет наша страна пережила труднейшую ломку всех направляющих — духовных, идеологических — конструкций, что на длительное время привело к значительной фрустрации массового сознания. Последнее поте-
ряло цели, ведущие идеалы и спешно искало им замену. Результаты таких спешных замен мы наблюдаем сейчас. Они не очень утешительны.
В работе со студентами мы периодически затрагиваем эту тему, пытаясь оп-