правленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
Для эстетического воспитания посредством национально-художественной культуры и ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экскурсии в музеи, проводятся выставки народно-художественных промыслов, картин местных художников, посвященные красоте родного края, и т.д. Всё это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в школе.
Следовательно, чеченская художественная культура формировалась и развивалась не на задворках большой истории, не в стороне от крупных культурных центров, а в тесном взаимодействии и постоянных контактах, как с Востоком, так и с Западом и
Библиографический список
она находится под пристальным вниманием своего Президента Рамзана Кадырова, который, продолжая дело своего отца, создал Фонд имени Ахмата Кадырова, главной задачей поставив воспитание и становление нового человека Чечни, сильного духом, образованного и воспитанного в духе лучших традиций чеченского народа. Для этого в республике делается много, и основная цель всех мероприятий - воспитание толерантного отношения молодежи друг к другу и эстетическое воспитание на основе национально-художественных традиций своего народа. Доказательством того является проведение в Чечне различных мероприятий и праздников молодёжи.
Таким образом, изучение и познание учащимися школ национально-региональных традиций своего народа в значительной степени повысит интерес к национально-художественной культуре и будет способствовать эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Москва: ACADEMIA, 2008.
2. Ильинская И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников. Начальная школа. 2010.
3. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Москва, 1972.
4. Ильясов Л. Культура чеченского народа. Москва, 2009.
5. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. Начальная школа. 2011. References
1. Volkov G.N. Etnopedagogika. Moskva: ACADEMIA, 2008.
2. Il'inskaya I.P. Priobschenie k narodnym hudozhestvennym tradiciyam kak mehanizm formirovaniya 'esteticheskih chuvstv mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2010.
3. Dalgat U.B. Geroicheskij 'epos chechenceviingushej. Moskva, 1972.
4. Il'yasov L. Kul'tura chechenskogo naroda. Moskva, 2009.
5. Kalinina L.V. Orientaciya mladshih shkol'nikov na nravstvennye cennosti. Nachal'naya shkola. 2011.
Статья поступила в редакцию 26.12.14
УДК 37.018
Chernopyatov A.V., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University, senior lecturer, Head of Department of Construction and Usage of Aerial Techniques, Military Educational and Research Center of Air Military Forces "Military Air Academy n.a. professor N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" (Voronezh, Russia), E-mail: rus_shkola@inbox.ru
FEATURES OF RELIGIOUS EDUCATION IN THE CADET CAMPS OF THE RUSSIAN DIASPORA IN 1920-1940s. The article considers the philosophical and pedagogical bases of national education means of the orthodox religion of children and youth in the Russian educational institutions (schools, cadet camps) in emigration in 1920-1940s. The research discusses the specifics of the Russian cadet camps in exile. The main contents of the study are to analyze the role of the Orthodox religion in preserving the national identity of Russian children and adolescents abroad. The author studied philosophical and pedagogical foundations of religious education of cadets based on the analysis of works by K. Yelchaninov, S. Chetverikov, V.V Zenkovsky, I.A. Ilyin, and found ways to use the Orthodox traditions in educational and educational process of military educational institutions based on the memoirs of pupils in Russian cadet camps abroad. In the paper generalized historical and pedagogical experience with Orthodox values, traditions and rituals as a means of preventing the denationalization of children in cultural environment are found. Key words: religious education, Russian emigration, Russian cadet camps.
А.В. Чернопятов, соискатель Воронежского государственного педагогического университета, доц., начальник кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: rus_shkola@inbox.ru
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ В 1920-1940 гг.
В данной статье рассматриваются особенности функционирования русских кадетских корпусов в эмиграции в 20-40 годы ХХ века. Основное содержание исследования составляет анализ роли православной религии в сохранении национальной идентичности русских детей и подростков за рубежом. Автором изучены социокультурные и философско-педагогические основы религиозного воспитания кадет на основе анализа работ К.А. Ельчанинова, С. Четверикова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, выявлены пути использования православных традиций в воспитательно-образовательном процессе военных учебных заведений на основе воспоминаний воспитанников кадетских корпусов в русском зарубежье. Обобщается истори-ко-педагогический опыт использования православных ценностей, традиций и обрядов как средства предотвращения денационализации детей в инокультурной среде.
Ключевые слова:религиозное воспитание, русская эмиграция, русские кадетские корпуса.
Русская «межвоенная» эмиграция - это особый социальный, культурный и религиозный феномен. В 1920-1940-годы в эмиграции воссоздаются российские кадетские корпуса, в которых обучается и воспитывается эмигрантская молодежь. Среди наиболее известных русских кадетских корпусов в Европе были: Донской кадетский корпус, Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус, Крымский кадетский корпус, Корпус-лицей в память императора Николая II. Образовательно-воспитательный процесс в них был организован в духе лучших традиций национальной школы воинского воспитания. Военное образование эмиграции стремилось к воссозданию лучших традиций российских военных учебных заведений с учётом новых социокультурных и исторических условий. Естественно, что новая социокультурная и политическая ситуация сказалась на содержании образовательного и воспитательного процессов. Но и на чужой земле военно-учебным заведениям удалось сохранить прежний уклад жизни, цели воспитания и обучения, создать уголок Русской земли и «производить на всех русских... глубокое и даже потрясающее впечатление, как «видение» из доброго старого времени, когда национальная Россия процветала во славе и благоденствии». Кадетские корпуса стали своего рода культурными центрами русских общин, вокруг которых формировалась жизнь российской эмиграции: «Кадетский корпус, конечно, прежде всего реальная школа с интернатом, но в то же время это непременно и родной дом», - подчёркивал кадет Крымского корпуса [1].
В условиях оторванности от России в русском зарубежье «первой волны» среди многочисленных российских изгнанников произошло возрождение религиозного чувства. Православие стало нитью, связывающей их с родиной. И не случайно, куда бы ни забрасывала судьба эмигрантов, всюду создавались если не церкви, то часовни (особенно рядом со школами). В Русском Зарубежье «первой волны» русские православные ценности, традиции и обряды приобретают особое значение, становясь мощным средством национального, патриотического воспитания, препятствующего денационализации российской молодежи в изгнании. Православные храмы стали центрами духовного общения, объединяя людей разного возраста, положения и взглядов и способствуя сохранению российской ментальности, национальных традиций и языка. Значительная часть русской интеллигенции, оказавшейся за пределами России, пришла к внутреннему убеждению, что «безбожие есть дело глупейшее и вреднейшее из всех, затевавшихся человечеством» [2, с. 99] и православная церковь привлекала даже религиозно-индифферентную интеллигенцию в стены храмов, молельных домов возможностью общения, осознания своей причастности к русской истории, к русской духовной культуре. Поэтому немалая часть эмигрантской интеллигенции до отъезда не знавшая дороги к храму, начинает участвовать в жизни своего прихода, посылать детей в православные лагеря для молодежи.
Религия и церковь, став фактором национальной идентификации в условиях эмиграции, вызвали необходимость осмысления её социально-педагогической роли в формировании детей и молодежи, изучения особенностей религиозного воспитания, что потребовало подготовки православных священников, богословов и педагогов. По мнению В.В. Зеньковского, необходимо было не только накормить, одеть, обучить детей, но, прежде всего, позаботиться «о душе детской, о её выпрямлении и оздоровлении, о её освобождении от тяжелого груза всего пережитого», и что эмигрантские дети нуждались более всего «в религиозном пита-нии»[3, с. 160].
Многие выдающиеся мыслители и педагоги российского зарубежья (Н.Н. Афанасьев, К.А. Ельчанинов, Л.А. Зандер, прот.С. Четвериков и др.) считали, что в основе национального воспитания должна лежать религия.«В детях наше будущее, -отмечали педагоги, - и, если мы хотим видеть будущее поколение, идущее нам на смену, религиозным, преданным родине и умеющим работать, мы должны приложить все усилия, чтобы сделать их таковыми» [4, с. 22].
Так, И.А. Ильин в числе основных средств патриотического воспитания называет жития святых и героев, которые пленяют воображение ребенка примерами национальной святости и национальной доблести. «Русскость святого» пробуждает в ребёнке чувство соучастия в святых делах, а «русскость героя» даёт веру в силу своего народа, «всё это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера». К национальным ценностям и одновременно средствам воспитания И. Ильин относит молитву, как сосредоточенную и страстную обращён-
ность к Богу, которая даёт ребенку духовную гармонию. При этом ребёнок не обязательно должен стать православным, но воспитание должно быть направлено на то, чтобы он не стал враждебен православию: «Неправославный может быть верным русским патриотом и доблестным русским гражданином; но человек, враждебный православию, - не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода внутренним неприятелем» [5, с. 238 - 239].
В наследии В.В. Зеньковского выстраивается целостное понимание целей, форм, задач национального воспитания и образования на основе православия, идея которого является инте-гративной, глубоко пронизывающей всё его творчество. Главную цель национального воспитания он видел в посвящении всех сил служению Родине и в подготовке к этому служению. Универсальной ценностью русской школы Зеньковский считает православие, потому что только оно обеспечивает подлинную свободу личности, делает возможной насыщенную духовную жизнь, непрекращающееся нравственное становление.
Особое внимание в эмиграции уделялось патриотическому воспитанию военной молодежи, которая, воспитывалась в духе православия, что являлось продолжением старой русской военной школы. В кадетских корпусах Русского Зарубежья и руководство, и сами кадеты проявляли заботу о сохранении православных традиций. При военно-учебных заведениях состояли священнослужители, проводились службы, отмечались церковные праздники. Православие ориентировало подрастающие поколения в условиях отрыва от Родины на постижение и сохранение прошлого, вводило в мир посредством церковного круга. Этому способствовало преподавание Закона Божьего, регулярное посещение церкви, участие в молебнах, панихидах, встречи с настоятелями Храмов, празднование Рождества, Крещения и других знаменательных событий. Главным институтом религиозного воспитания кадетов являлась корпусная церковь. В Крымском кадетском корпусе это была церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены, украшенная иконостасом работы крымских кадет. Иконы, утварь и другое церковное имущество были собраны по крупицам, пожертвованы от представителей русской эмиграции.
В кадетских учебных заведениях широко практиковалось групповое чтение религиозной литературы. Факт чтения всегда был связан с каким-либо религиозным событием.
При военных учебных заведениях существовали церкви, полковые храмы: «Во все годы существования Корниловского военного училища неотъемлемой его частью была своя церковь. Настоятель её числился в постоянном штате служащих. Училищный хор был на высоте своего призвания под управлением дипломированного регента; имело своё место и светское хоровое пение. В числе юнкеров было два талантливых художника-живописца М. Половинин и В. Шестериков, благолепной росписью украсивших училищную церковь» [6, с. 16]. В Крымском кадетском корпусе это была церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены. Она была украшена иконостасом работы крымских кадетов Титова и Прудкова. Иконы, утварь и другое церковное имущество были собраны по крупицам. Например, от частей императорской армии достались икона Спасителя и Тихвинской Божьей Матери, походные складни. От прежних кадетских корпусов поступили иконы, облачения, предметы церковной утвари, вывезенные в процессе эвакуации [7, с. 405].
В эмиграции в Югославии, в Сараеве, 1-ому Русскому кадетскому корпусудо устройства собственной церкви было предоставлено место в православном соборе, построенном частично на средства, пожертвованные в своё время императором Александром II, в память чего в иконостасе была помещена икона Святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского. В марте 1921 г. для церкви был отведён зал, с прилегающей к нему читальной комнатой и 13 марта 1921 года в новоустроенной церкви, освящённой во имя Св. Александра Невского, была отслужена первая Всенощная, а другой день, когда отмечался праздник Дворянского полка, - первая Литургия. Необходимые для служб священные сосуды и книги были получены во временное пользование из местной сербской церкви. В обыкновенное время в зале Корпуса перед запрестольной иконой, которой служило знамя Симбирского кадетского корпуса (голубые кайма и орнамент), стоял лишь аналой с иконой, большой подсвечник и деревянная раздвижная ограда Престола, окрашенная в палевый цвет с отделкой корпусным, малиновым цветом. В этих же двух цветах был оформлен и иконостас с большими крестами
ордена Александра Невского. Во время богослужения ограда образовывала два клироса, у которых на стенах были укреплены траурные доски с именами почивших чинов персонала и кадет.
Иконостас для церкви 1-го Русского кадетского корпуса был построен офицерами и кадетами корпуса подполковником С.К. Орлицким и кадетом I выпуска Никитиным по проекту полковника В.И. Селицкого. Он отражал происхождение и назначение корпуса: справа от южных врат - иконы Святого Александра Невского, Святых Кирилла и Мефодия (обе кисти полковника Н.В. Волкова) и Святого Николая Чудотворца (кисти подполковника Г.Л. Реммерта), слева от северных врат - икона Святого Равноапостольного Князя Владимира (кисти Г.Л. Реммерта). Кроме того, в церкви находился большой складень одной из рот 36-го Сибирского стрелкового полка с иконами под серебряными золочеными ризами и в цветных эмалевых венчиках: в центре -Святого Николая Чудотворца, по сторонам - Святых Князей Бориса и Глеба. Этот складень достался по наследству от Хабаровского графа Муравьева-Амурского кадетского корпуса, который, в свою очередь, получил его от 36-го полка, когда стоял в его казармах на Русском острове под Владивостоком.
С переводом в 1929 году Русского корпуса в город Белая Церковь знамя Симбирского кадетского корпуса, бывшее запрестольным образом, поместили в корпусной музей, а запрестольным образом стало знамя Сумского кадетского корпуса. Складень 36-го Сибирского стрелкового полка был помещен в столовой строевой роты, ставшей вскоре Ротой Его Высочества. Тогда же были сооружены художественной работы Св. Плащаница и покровы. По закрытии Донского Императора Александра III кадетского корпуса в 1934 году, из его церкви в церковь Русского корпуса были переданы многие церковные реликвии, вывезенные из России.
Выпускник 1-го Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса вице-фельдфебель Михаил Скворцов особо отметил значение молитвы для кадет во время пребывания их в строю: «Мне до сих пор не удалось нигде прочесть, чтобы молитве ко Всевышнему в общем строю, её колоссальному значению в воспитании людей давалась достойная оценка. А ведь множество уст становятся едиными устами,
Библиографический список
множество сердец - единым сердцем, локтями чувствуешь своих соседей слева и справа... Нет, я убежден, что сила общей молитвы неизмерима, а красота ее неописуема! И эту красоту особенно чувствуешь именно в строю, а в кадетском - еще сильнее. Вот почему, мне думается, что в новых открывающихся Корпусах без ежедневной общей молитвы в строю будет утеряна его, этого строя, огромная духовная сила. Главное, какими бы замечательными качествами ни отличались стоящие в строю, без общей молитвы они никогда не почувствуют себя принадлежащими к Христолюбивому Воинству» [8, с. 34 - 35].
Из среды кадет 1-го Русского Великого князя Константина Константиновича вышло три иерарха Русской Православной Церкви за рубежом и несколько священников, чьи имена встали наравне с наиболее известными именами православных пастырей Русского Зарубежья.
Религиозное воспитание детей и молодежи в эмиграции осуществлялось как в учебное, так и во внеучебное время. Учащиеся принимали участие в богослужениях, крестных ходах, занимались на специальных занятиях углубленного изучения религии. Осознание самоценности общества, воспитанного в свете христианской нравственности и неразрывной связи воспитания с православной церковью, на практике привело к возникновению в Русском Зарубежье нескольких форм организации самого процесса: преподавание Закона Божия в курсе «Россики»; организация пришкольных церквей и молелен; участие в христианских союзах, движениях и объединениях. Разрабатывая более конкретные методы религиозного национального воспитания, протоиерей Востоков выделил четыре компонента этого процесса: участие в литургии; усвоение примеров русских святых, «бывших не только молитвенниками, но и мудрыми строителями отечества»; «усвоение истины, что Православный Царь необходим нам для возрождения страны»; передача дела воспитания в школе исповедникам завета «За Веру, Царя и Отечество» [9, с. 29].
Таким образом, православие стало важнейшим компонентом сохранения национальных традиций, выполняя не только традиционные задачи религиозно-нравственного воспитания, но просветительские, охранно-защитные, регулятивные и задачи предотвращения денационализации русской молодежи.
1. Седова Е.Е., Свеженцева Ю.И. Музыка как средство патриотического воспитания в кадетских корпусах Русского Зарубежья в 20-х - 30-х годах ХХ. The Emissia.Offline Letters. Декабрь 2010, ART 1495. Санкт-Петербург, 2010. Available at: http://www.emissia.org/ offline/2010/1495.htm
2. Зеньковкий В.В. Педагогика. Москва, 1996.
3. Зеньковский В.В. Дети эмиграции. Прага, 1925.
4. Шумкина А. Воскресная школа. ВестникРСХД. Париж, 1927; 6.
5. Ильин И.А Путь к очевидности. Москва, 1993.
6. Корниловское военное училище. Журнал Общества ветеранов войны 1914-18 гг. Сан-Франциско, 1934.
7. Кадетские корпуса за рубежом 1920-45 гг. - Нью-Йорк: Объединения Кадет Российских Зарубежных Кадетских Корпусов, 1970.
8. Гурковский А. Церковная жизнь и кадетство. Шестое чувство: духовно-светское культурно-просветительское издание. 2007; 3.
9. Бюллетень Педагогического Бюро по делам средней и низшей русской школы заграницей. Прага, 1924; 3.
References
1. Sedova E.E., Svezhenceva Yu.I. Muzyka kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya v kadetskih korpusah Russkogo Zarubezh'ya v 20-h - 30-h godah HH. The Emissia.Offine Letters. Dekabr' 2010, ART 1495. Sankt-Peterburg, 2010. Available at: <http://www.emissia.org/ offline/2010/1495.htm>
2. Zen'kovkij V.V. Pedagogika. Moskva, 1996.
3. Zen'kovskij V.V. Deti 'emigracii. Praga, 1925.
4. Shumkina A. Voskresnaya shkola. VestnikRSHD. Parizh, 1927; 6.
5. Il'in I.A Put'k ochevidnosti. Moskva, 1993.
6. Kornilovskoe voennoe uchilische. Zhurnal Obschestva veteranov vojny 1914-18 gg. San-Francisko, 1934.
7. Kadetskie korpusa za rubezhom 1920-45 gg. - N'yu-Jork: Ob'edineniya Kadet Rossijskih Zarubezhnyh Kadetskih Korpusov, 1970.
8. Gurkovskij A. Cerkovnaya zhizn' i kadetstvo. Shestoe chuvstvo: duhovno-svetskoe kul'turno-prosvetitel'skoe izdanie. 2007; 3.
9. Byulleten'Pedagogicheskogo Byuro po delam srednej inizshejrusskoj shkoly zagranicej. Praga, 1924; 3.
Статья поступила в редакцию 25.12.14
УДК 159.9
Shpecht M.V., postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: m.shpeht@yandex.ru
WAYS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG CADETS IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS.The article deals with concepts of "communication", "communion", "communicative competence" and its components from the point of view of psychology. In the paper the research substantiates the necessity of formation of communicative