ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. В. Загрекова
Непрерывное образование рассматривается в современной теории и образовательной практике как целенаправленный процесс получения человеком знаний, умений, навыков на протяжении всей жизни в учебных заведениях, а также путем организованного самообразования. Его девиз - «Образование через всю жизнь». Основная цель непрерывного образования - поддержание общественного и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки, адаптация к меняющимся социально-экономическим условиям. Непрерывное образование дает возможность постоянно удовлетворять развивающиеся потребности личности и общества в образовании, предоставляет каждому возможность выбрать собственный путь получения образования независимо от первоначально приобретенной профессии, места жительства, возраста. Функции непрерывного образования: диагностическая, компенсаторная, познавательная, развивающая, адаптационная, культурологическая.
Более глубокое выявление сущности понятия «непрерывное образование» предполагает рассмотрение другого, но тесно с ним связанного, более частного понятия - «образование». Анализ научной литературы и образовательной практики показал, что термин «образование» (в его педагогическом значении) относится к деятельности людей. Впервые этот термин в научный обиход ввел И. Г. Песталоцци, а в русскую литературу Н. И. Новиков. Под «образованием» в тот период времени понимали формирование образа (духовного или телесного). По своему происхождению термин «образование», как отмечает В. М. Полонский, означает в первую очередь «знак», «сущность» и лишь затем - «отражение», «воспроизведение». В данном контексте «образовывать» значит прежде всего «придавать вещи образ или сущность» и лишь потом - «копировать или воссоздавать первоначальный облик или образ»; «образование» обозначало также «творение», «изготовление». Значение слова «образование» меняется в середине XVIII в.: от обозначения внешнего образа человека (и вообще живого существа) к представлению о «внутреннем образовании человека», самообразованию.
266
Человеческая душа благодаря воспитанию поддается образованию как своего рода тело [4, c. 33].
Новый акцент в определении этого понятия внесла педагогическая деятельность: оно далее трактуется как учебно-
воспитательный процесс, осуществляющийся в образовательных учреждениях с помощью целей, специальных программ и методов в рамках определенного содержания образования. Следует отметить, что сегодня в педагогике отсутствует единый подход к определению рассматриваемого понятия. Это понятие имеет многоаспектный характер: в педагогической науке оно рассматривается в культурноантропологическом аспекте, социологическом, образовательноэкономическом и другтх аспектах. В связи с этим в современных словарях по педагогике дается определение этого понятия с учетом аспекта анализа его содержания. Теоретический и практический интерес представляет в русле заявленной проблемы дефиниция понятия «образование» как процесса и результата становления образа человека. В качестве подтверждения приведем ряд примеров. Так, Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров пишут: образование - это «складывание, становление, рост самой личности как таковой; обретение образа, формирование образа мыслей, действий человека в обществе» [2, с. 208]. Согласно В. А. Мижерикову и П. И. Пидкаси-стому, образование представляет собой «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные более или менее четко зафиксированные в общественном сознании эталоны» [6, с. 230]. По мнению В. И. Загвязинского и А. Ф. Закировой, образование - это «процесс и результат становления "образа" человека, т.е. его личность на базе усвоения культуры и накопленных человеческим опытом знаний о природе, обществе, человеке и его деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование)...» [5, с. 28].
Определение сущности понятия «образование» в обозначенном контексте позволит, на наш взгляд, с одной стороны, уточнить и развить содержание понятия «непрерывное образование», придать ему новый смысл; с другой - возникает необходимость осмысления содержательного аспекта понятия «образование» как процесса и результата становления «образа» человека. Решение этого вопроса возможно, по нашему мнению, на основе такого методологического подхода к рассмотрению явлений педагогической действительности,
267
как принцип органического единства преемственности и инновационности, традиций и инноваций. Эта идея обосновывается в исследовании отечественных ученых конца 90-х гг. прошлого века (А. В. Лоренсов, М. М. Поташник, О. Г. Хомерики и др.) [7, c. 8] и первого десятилетия XXI в. (А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.). Так, А. М. Кондаков и А. А. Кузнецов отмечают, что при создании федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения в полной мере учитывается в качестве методологической установки принцип органического единства преемственности и инновационности [3, c. 10].
В данном контексте представляется весьма важным рассмотрение содержания понятия «образование» с позиций русской педагогики, что, в свою очередь, представляется возможным в контексте ее методологических основ. Исследование показало, что методологической основой русской педагогики является христианская антропология, христианская концепция возникновения и развития мира. В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Это ее центральная и основная мысль. В контексте христианской антропологии истинный человек - это святой человек; процесс становления человека, охватывающий весь его состав: дух, душу и тело - это обожение, восстановление образа и подобия Божия. С позиций христианской антропологии формирование личности рассматривается как ее телесное, душевное и духовное становление. При этом христианская антропология признает приоритет духовного начала как универсальной реальности человеческой жизни. Именно дух является тем стержнем, тем системообразующим компонентом, который формирует человека как личность, созданную по образу и подобию Божию. Духовное начало пронизывает человека, что позволяет говорить о нем как о личности, созданной по образу и подобию Божию, а значит, каждый человек - великая ценность в глазах Божиих. В этих взглядах отражается трепетное отношение людей между собой. Любовь к другому, покаяние в собственных грехах, видимых через других, является основой социального общения в православной традиции. Это в определенной мере обеспечивало объединение русских людей (ими считались все, принявшие православие, а не только этнически русские) в единый народ. С позиций православной педагогической мысли образование представляет собой «восстановление целостного человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует та-
268
кого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте»[8, c. 31].
Таким образом, в контексте вышеизложенного идеалом, данным человеку в этой жизни, является святость, которая создает особую норму жизни для каждого человека. Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Его жизнь воспринимается как непрестанное развитие в процессе духовного становления, назовем этот процесс «непрерывным образованием», пишет Е. Шестун [8, c. 25]. Непрерывное образование, согласно Е. Шестуну, представляет собой систему, включающую процесс развития, процесс духовного становления и условия, в которых они протекают (содержательная часть процесса; формы его протекания; целенаправленные педагогические воздействия).
На основании вышеизложенного сущность образования можно определить как целостный процесс физического и духовного формирования личности, социализации, сознательно ориентированный на достижение определенного идеала (образа человека), структурирующей основой которого является духовность как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Современный воспитательный идеал (образ человека, имеющий приоритетное значение для общества) - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1, с. 11]. В числе высших духовных ценностей в контексте православной традиции как онтологической религии русского народа и культурологического подхода как одного из ведущих методологических принципов современной педагогики включают самого человека, его жизнь, здоровье, благо, Родину, любовь, семью, труд, творчество, мир, счастье, веру. Обозначенные духовно-нравственные ценности являются базовым основанием и целью функционирования непрерывного образования. Процесс непрестанного духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России (духовное возрастание личности) на всех этапах непрерывного образования (дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного, переподготовки и повышения квалификации), дополняемого постоянным самообразованием и самообучением, обеспечивает тесную
269
взаимосвязь его этапов, системность и целостность непрерывного образования, его качество и эффективность.
Список литературы
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М., 2005.
3. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. 2008. № 10.
4. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.
5. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М., 2008.
6. Словарь-справочник / авт.-сост. В. А. Межериков; под общ. ред. П. И. Пи-дкасистого. М., 2004.
7. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: метод. пособие для руководителей образовательных учреждений; под ред. М. М. Поташника. М., 1994.
8. Шестун Е. протоиерей. Православная педагогика. М., 2001.
270