#
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ -БАЗОВАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING IS THE BASE OF MODERN EDUCATION OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE
Л. В. Загрекова
В статье углубляется и теоретически обосновывается подход к образованию как к процессу и результату становления образа человека в контексте идей методологического принципа органического единства преемственности и инновационности, культурологического подхода и православных традиций. Предлагаемое автором определение понятия «образование» не противоречит его традиционному пониманию, но развивает и конкретизирует его: акцентируется внимание на исходной миссии образования - творение личности, созидание образа человека, формирование «человека в человеке». Подчеркивается ведущая роль учителя в духовно-нравственном развитии личности детей и молодежи как основы их образования.
Ключевые слова: образование, духовно-нравственное воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности.
L. V. Zagrekova
The article deeply and theoretically substantiates the approach to education as a process and as a result of human's image formation in the context of ideas of methodical principle of organic union of continuity and innovation, cultural approach and orthodox traditions. The author suggests the definition of the notion "education" that does not contradict its traditional understanding but develops and concretizes it: the attention is accentuated on initial mission of education that is creation of a person, making the image of a human-being, forming "human in human". The main role of the teacher in spiritual and moral development of personality of children and young people as the basis of their education is pointed.
Keywords: education, spiritual and moral upbringing, national upbringing ideal, basic national value.
Термин «образование» (в его педагогическом значении) относится только к деятельности людей. Впервые этот термин в научный обиход ввел швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-827), а в русскую литературу Николай Иванович Новиков (17411818). Под образованием в тот период времени понимали формирование «образа» (духовного или телесного).
Новый акцент в определение этого понятия внесла педагогическая деятельность. Сегодня оно трактуется как учебно-воспитательный процесс, осуществляющийся в образовательных учреждениях с помощью целей, специальных программ и методов в рамках определенного содержания образования.
Следует отметить, что сегодня в педагогике отсутствует единый подход к определению этого понятия. Это понятие имеет многоаспектный характер: в педагогической науке оно рассматривается в культурно-антропологическом, социологическом, образовательно-экономическом и других аспектах. В связи с этим в словарях по педагогике дается определение этого понятия с учетом аспекта анализа его содержания. Наиболее распространенными (общепризнанными) определениями являются следующие: «Образование, процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества» [1, с. 62].
Образование - «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, го-
сударства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [2, с. 3].
«Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, результатом которого выступают усвоение индивидом систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, достижение гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Основной путь получения образования - обучение в учебных заведениях, самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности» [3, с. 33].
Теоретический и практический интерес представляет в русле заявленной проблемы дефиниция понятия «образование» как процесса и результата становления образа человека. В качестве подтверждения приведем ряд примеров. Так, Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров пишут: «Образование - это складывание, становление, развитие, рост самой личности как таковой; обретение образа, формирование образа мыслей, действий человека в обществе» [4, с. 208].
Согласно В. А. Мижерикову и П. И. Пидкасистому, образование представляет собой «единый процесс физиче-
Ф
ского и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [5, с. 230].
По мнению В. И. Загвязинского и А. Ф. Закировой, образование - это «процесс и результат становления "образа" человека, то есть его личности на базе усвоения культуры и накопленных человечеством опыта, знаний о природе, обществе, человеке и его деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование)...» [6, с. 21].
Осмысление сущности понятия «образование» в обозначенном контексте позволит, на наш взгляд, с одной стороны, уточнить и развить содержание понятия «непрерывное образование», придать ему новый смысл; с другой стороны, углубить содержательный аспект понятия «образование» как процесса и результата становления «образа» человека.
Решение этого вопроса возможно, по нашему мнению, на основе такого методологического подхода к рассмотрению педагогической действительности, как принцип органического единства преемственности и инновационности, традиций и инноваций. Эта идея получила обоснование в исследованиях отечественных ученых конца 1990-х гг. (А. В. Лоренсов, М. М. Поташник, О. Г. Хомерики и др.) и первого десятилетия XXI в. (А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.). Так, А. М. Кондаков и А. А. Кузнецов отмечают, что при создании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения в полной мере учитывается в качестве методологической установки принцип органического единства преемственности и инновационности [7, с. 10].
В данном контексте представляется весьма важным рассмотрение содержания понятия «образование» с позиций русской педагогики, что в свою очередь возможно в контексте ее методологических основ.
Известно, что слово «образование» имеет христианские истоки. Слово «образование» выводится из понятия «образ», поскольку отечественная педагогика длительное время исходила из того, что в ребенке надо формировать «образ Божий».
Исследование показало, что методологической основой русской педагогики конца XIX и начала XX в. является христианская антропология, христианская концепция возникновения и развития мира. В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Это ее центральная и основная мысль. Русский христиански философствующий педагог XX в. В. В. Зеньковский (1881-1962) писал: «В основе христианской антропологии, как ее центральная и основная идея, лежит учение об образе Божьем в человеке. Неверно включать в основы христианской антропологии также и учение о грехе - это есть дополнительная, но не основная христианская идея о человеке. Без учения о первородном грехе нельзя, конечно, по-
нять человека в его реальной жизни, в его судьбе, но откровение об образе Божием в человеке есть главное и основное в христианской антропологии» [8, с. 235236]. И далее: «Православное сознание исходит по существу в понимании человека из глубокого чувства его ценности. Радость о человеке, живое ощущение образа Божия в нем, благословение бытию, в нем открывающемуся, - это пасхальное восприятие света, добра в человеке в православии так сильно, что в нем тонет даже грех и ложь» [8, с. 236].
Таким образом, в контексте христианской антропологии истинный человек есть святой человек.
В контексте христианской антропологии процесс становления человека, охватывающий весь состав человека - его дух, душу, тело, - это «обожение», восстановление образа и подобия Божия, а формирование личности рассматривается как ее телесное, душевное и духовное становление.
При этом христианская антропология признает приоритет духовного начала как универсальной реальности человеческой жизни. Именно дух является тем стержнем, тем системообразующим компонентом, который формирует человека как единое целое, как личность, созданную по образу и подобию Божию. Духовное начало пронизывает человека, что позволяет говорить о нем как о личности, созданной по образу и подобию Божию.
Таким образом, базовым основанием образования является духовно-нравственное воспитание человека.
По этому поводу митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай писал: «Мы должны понять, что главная особенность человека - приоритет в его деятельности духовного начала над материальным, нравственности над стремлением к наживе. Общество должно, конечно, заботиться и о хлебе насущном, но прежде всего оно должно заботиться о духовном, внутреннем содержании жизни каждого человека, без чего оно теряет свое лицо и перестает быть собственно обществом» [9, с. 256].
Данная идея обосновывается и в исследовании доктора философских наук, профессора Л. Е. Шапошникова и доктора философских наук, профессора А. А. Терентье-ва. В статье «Стратегия развития российской школы и перспективы XXI века» ими определено в качестве одного из стратегических направлений развития российской школы обновление деятельности самой системы образования. Ученые пишут: «Внутрисистемное совершенствование школы, по нашему глубокому убеждению, должно проводиться не в виде ломки сложившихся норм и традиций и слепого копирования чуждого нам образовательного опыта, а основываться на качественном улучшении и обновлении того, что уже существует в отечественном образовании, опираться на выработанные веками основные социально-педагогические принципы: народность, духовность, научность и гуманность» [10, с. 8]. В контексте данного направления выделены наиболее важные задачи общеобразовательной школы (их 10), в числе которых большое внимание уделяется подготовке учащихся к жизни в новой исторической
$
эпохе с учетом отечественных духовно-нравственных традиций и менталитета. Ученые отмечают: «Школа и традиционные религии России являются союзниками в формировании у молодежи высоких духовно-нравственных качеств, доброты и милосердия, совестливости и благочестия, толерантности к другим этносам и культурам, единения всех граждан России» [10, с. 10-11].
Таким образом, базовой основой современного общего образования является духовно-нравственное развитие и воспитание личности детей и молодежи. Задачи духовно-нравственного воспитания российских школьников впервые рассматриваются за последние двадцать лет в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте нового поколения в качестве ключевых. При этом теоретической основой деятельности школы в данном направлении является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009). Концепция определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Теоретический и практический интерес представляют в рамках заявленной темы сущность понятия «современный национальный воспитательный идеал» и основные источники и факторы, определяющим образом влияющие на выделение его существенных признаков. Современный национальный воспитательный идеал определяется в «Концепции» в соответствии с национальным приоритетом, согласно Конституции Российской Федерации, Закону РФ «Об образовании», а также исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.
«Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [11, с. 11]. «Концепция» является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Таким образом, на основании вышеизложенного, сущность образования можно определить следующим образом. Образование - это целенаправленный целостный процесс физического и духовного формирования личности, социализации, сознательно ориентированный на достижение определенного идеала (образа) человека, структурирующей основой которого является духовность как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ори-
ентирами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
В число высших духовных ценностей в контексте православной традиции и культурологического подхода включают ценность самого человека, его жизнь, здоровье, благо, Родину, любовь, семью, труд, творчество, мир, счастье, веру. Обозначенные духовно-нравственные ценности являются базовым основанием и целью функционирования непрерывного образования.
Сформулированное на основе методологического принципа органического единства преемственности и инновационности определение понятия «образование» не противоречит его традиционному пониманию, но углубляет и развивает его: акцентируется внимание на исходной миссии образования - творение личности, созидание образа человека, формирование «человека в человеке». Решение этих задач предполагает прежде всего воспитание у детей высших базовых национальных ценностей, формирование способности детей и молодежи оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Определение понятия «образование» в предложенной формулировке логически предполагает выделение основных этапов (ступеней) духовно-нравственного развития и воспитания личности детей, молодежи, зрелых граждан России. Выделение этапов духовно-нравственного развития и воспитания личности и содержательного аспекта позволит наполнить более глубоким смыслом сформулированное выше определение сущности образования, конкретизировать его. Такими этапами в русле концептуальных идей «Концепции» являются следующие:
I этап. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляет основу гражданского поведения человека.
II этап. Осознание принятия личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
III этап. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации -это более высокая ступень духовно-нравственного развития.
IV этап. Российская гражданская идентичность -высшая ступень духовно-нравственного развития личности россиянина, результат его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек,
осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Программы духовно-нравственного развития гражданина России, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающихся с семьей, культурно-религиозным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом [11, с. 16-17].
Первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи имеет учитель. К. Д. Ушинский отмечал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, «личность воспитателя значит всё в деле воспитания».
Учителю принадлежит ведущая роль в координации действий различных субъектов воспитания (семьи, школы, общества) в организации постоянного социального диалога. Это предполагает наличие у специалистов образовательной сферы и будущих учителей фундаментальных социально-гуманитарных знаний, сформированно-сти гражданской позиции и ценностного отношения к своей профессии, владение компетенциями (психолого-педагогическими и социально-педагогическими) на достаточно высоком уровне [12]. Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в себя и свое призвание и при этом проявлять глубокое уважение и любовь к личности ребенка.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание, как базовая основа современного образования детей и молодежи, ориентирует на усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей, которые пронизывают все учебное содержание, весь школьный уклад жизни, всю деятельность школьника как человека, личности, гражданина. На этом пути педагоги призваны помочь растущему человеку, пристально вглядываясь в окружающую действительность, замечать жизненные ситуации, связанные с подлинным проявлением нравственности и духовности, и формировать на этой основе свойства духовно развитой личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1991. - Т. 2.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Новая школа, 1992.
3. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004.
4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) - М.; Ростов н/Д.: Март, 2005.
5. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкаси-стого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Педагогический словарь / Под ред. В. И. За-гвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008.
7. Кондаков А. М, Кузнецов А. А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 9-28.
8. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии // Зеньковский В.В. Педагогические сочинения / сост. Е. Г. Осо-вский, О. Е. Осовский. - Саранск: Тип. «Кр. Октябрь», 2002.
9. Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский. Слово на VI международном симпозиуме «Единство и этнокультурное разнообразие мира». Диалог мировоззрений // Святитель земли Нижегородской митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). - Н. Новгород: Кварц, 2009. - С. 255-256.
10. Шапошников Л. Е, Терентьев А. А. Стратегия развития российской школы и перспективы XXI века // Педагогическое обозрение. - Н. Новгород, 2001. - № 4. - С. 4-13.
11. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
12. Кондаков А. М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 18-23.