высокие размеры среднемесячной заработной платы отмечались в финансовой деятельности (35 406 руб.) и добыче топливо-энергетических полезных ископаемых (33 366 руб.). Они превысили общероссийский уровень средней заработной платы в 2,6 и 2,5 раза. Наиболее низкие - в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (6 128 руб.), в текстильном и швейном производстве (6 387 руб.), в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (7 064 руб.), а также в образовании, здравоохранении, предоставлении социальных услуг [5].
Эти факты свидетельствуют о неэффективности российской модели рыночной экономики, формирующейся на принципах концепции монетаризма. Для ее преобразования необходимо реформирование структуры собственности в пользу обобществления сырьевых ресурсов и значительное усиление роли государства в выполнении им как традиционных функций, так и социальных, связанных с развитием интеллектуально-человеческого капитала - главного эндогенного фактора экономического развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ермакова М. Собственность и социально-трудовые отношения // Экономист. - 2008. -№ 5.
2. Цветков В. Подкрепить инновационное развитие промышленной политикой // Экономист. - 2008. - № 3.
3. Черковец В. Особенности нового этапа инновационного развития России // Экономист. -2008. - № 12.
4. Вестник Банка России. - 2006. - №8-9. - 2007. - №7-8. - 2008. - № 12.
5. Нешитой А. Необходимость роста на базе развития // Экономист. - 2008. - № 2.
6. Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. -2009. - № 1.
7. Хубиев К. О содержании «новой экономики // Экономист. - 2008. - № 5.
Дейнека Любовь Николаевна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: [email protected]
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел. 371-706, моб. 8-908-174-93-48.
Доцент.
Deyneka Lubov Nikolaevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»
E-mail: [email protected]
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, Phone 371-706, cell 8-908-174-93-48.
Associate professor/
УДК 371.302
Т.В. Корсакова ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В статье определены характеристики деятельности менеджера, влияющие на такой результат как единство духовного и социального в каждом хозяй-
ствующем субъекте. В канву образовательного процесса в вузе необходимо вплетать стимулирование творческой активности студента, соотнесение ее с системой ценностей, формирование умений решения нравственных профессиональных задач.
Нравственность в экономике, духовность, творчество, развитие, компе-тентостная основа образовательного процесса в вузе.
T.V. Korsakova SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT OF THE FUTURE MANAGER
IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL HIGHER EDUCATION
AS A BASIS OF FORMATION OF MORAL ECONOMY OF RUSSIA
In the article there the characteristics of activity of the manager are defined. Educational process in high school gives huge possibilities for development of moral potential of the future manager. It is necessary to stimulate the creative activity of the student, its correlation with system of values, abilities of mobilization of theoretical knowledge for spiritually-moral development of the future manager.
Social and economic development, morals in economy, spirituality, morals, creativity, development, competence basis of educational process in high school.
Современный этап социально-экономической жизни России характеризуется положительными тенденциями, инновационными изменениями всех сфер деятельности. Несмотря на кризисные явления, продолжается структурная перестройка хозяйства, перевод производства и социальной сферы на новые принципы функционирования, растет авторитет российских компаний как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Однако способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т.п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области социально-экономического развития сдерживается определенными барьерами: уровень социального расслоения остается чрезмерным, численность населения продолжает сокращаться, средняя продолжительность жизни практически не растет, качество жизни растет недостаточными темпами. Продуктивная хозяйственная активность сдерживается тем, что бизнес не всегда действует в соответствии с общественными представлениями о нравственности и справедливости, отсутствием ценностной парадигмы дальнейшего развития экономики страны, меркантилиза-цией человеческих отношений, обожествлением материального богатства, культивируемой среди определенных слоев населения атмосферой праздности.
Развивается «революция притязаний» среди молодых предпринимателей. Причем несоответствие личностного общественному (проблема возможностей) или личностного индивидуальному (проблема средств) порождает внутренний конфликт, который замечается внешним социальным окружением, выделяется и становится характеристикой как менеджера, так и самого хозяйствующего субъекта. Все, что характеризует деятельность менеджера так или иначе влияет на ее результат, так как обладает целостностью, которая предполагают единство духовного, социального и биологического в каждом хозяйствующем субъекте и ее социальная эффективность определяется вкладом конкретного субъекта в расширение спектра возможностей для развития человеческого потенциала в рамках данного сообщества.
Любой поступок менеджера выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа хозяйственной деятельности, оценивается с позиции нравственности, что, в свою очередь, влияет на основную цель хозяйствования - получение прибыли. Влияние на его поведение не только внутренних устано-
вок, но и внешних обстоятельств, порожденных конкретной исторической обстановкой, государственной идеологией, культурой нации, определяет рождение новой субкультуры - созидаемых и передаваемых социальной группой менеджеров систем ценностей, идей и символов, являющихся составным элементом общей национальной культуры. Развитие этой культуры происходит по принципу естественного отбора, она рассматриваются сквозь призму ее селективной ценности во всеобщих процессах конкурентной борьбы, которые представляются сущностью антропогенеза и культурогенеза. Модель поведения современного менеджера является важнейшим вектором развития конкурентоспособности субъектов российского бизнеса.
Активный импульс взвешенному и ответственному диалогу по актуальной проблематике перехода к новой экономической парадигме с позиции людей, разделяющих общие духовные ценности, был дан Российским союзом промышленников и предпринимателей. Разработанная по его инициативе и принятая Съездом РСПП в ноябре 2004 г. Социальная хартия российского бизнеса была в 2007 г. официально признана национальным документом, соответствующим Глобальному Договору ООН. Новая редакция Социальной хартии (февраль 2008 г.) демонстрирует попытку решать следующие задачи: самоидентификация представителей бизнеса, выработка норм и правил поведения и «трансляция» их обществу, корпоративной социальной ответственности и возрастающей роли бизнеса в общественном развитии.
Грядущая стадия экономического развития общества характеризуется следующими особенностями: индивидуализацией товара; индивидуализацией сделок; многообразием функций знаний; персонализацией знания; сочетанием соперничества и сотрудничества между хозяйствующими субъектами [1]. В этой будущей экономике невозможно рассматривать конкуренцию как главенствующий способ взаимоотношений между предприятиями. Сочетание конкуренции и кооперации -это принципиально новый аспект экономической парадигмы, где существенную роль играют средовые социальные образования: институты, знания, убеждения, системы доверия и кооперации, различного рода интеграционные клубы и сети, объединяющие не только агентов - потребителей и производителей, но и различные уровни экономики, в том числе - государство и предприятия.
Потребность решения проблемы претворения принципов ответственной деловой практики в систему практических действий побуждает исследователей искать пути за пределами экономики, в частности, в той системе духовно -нравственного становления личности, которая господствует в российском образовании как в сфере воздействия на социально-экономическую ситуацию. Рассмотрение факторов, определяющих отечественную предпринимательскую культуру как основной регулятор перехода к новой парадигме хозяйствования, позволило из трех основных групп: социально-экономических, собственно культурных и духовных, выделить последнюю в качестве системообразующей.
Выделение нами проблемы развития духовно-нравственного потенциала будущего менеджера на ступени профессионального высшего образования обусловлено тем, что предыдущая образовательная деятельность нынешних студентов, протекала в годы, характеризовавшиеся отсутствием нравственного идеала в обществе, метаниям в его поиске, и у многих из них уже сформирован не всегда положительный нравственный выбор. Данное противоречие осложняет предоставление будущему субъекту хозяйственной деятельности реальной возможности в развитии собственной личности - Личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, и творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации, отвечающей социальным потребностям современ-
ного общества.
Становление и интенсивное развитие личности студента, происходящее в вузе, во многом определяют систему его отношений с миром на всю оставшуюся жизнь. Гуманистический подход к образованию, занявший прочное место в системе профессионального высшего образования, наталкивается на кризисные явления, интенсификацию поисков новых идеалов ценностей в обществе, трудности ломки стереотипов. Тем не менее поиск путей и средств, которые бы содействовали раскрытию духовных сил, формированию нравственной позиции студента в процессе жизнедеятельности, находится в центре внимания вузов, где логика развития побеждает логику выживания.
В нынешнем российском медиа-пространстве понятие «духовно-нравственное развитие» довольно часто употребляются, но тем не менее характеризуется семантической неоднозначностью и не имеет четкого определения. О чем идет речь, когда мы говорим «создание условий для духовно-нравственного развития студентов»? В науке принято сначала договариваться о понятиях, чтобы понятийный аппарат был всем доступен. Необходимость духовного развития человека осознается и теми, кто признает главенство религиозной идентичности над национальной, и теми, кто чувствует свою принадлежность к ценностям нашего народа на основании диалога религии и культуры. Но, если первые (по крайней мере -представители светлых религий) достаточно четко представляют себе что такое дух, то остальные демонстрируют широкий разброс мнений.
Для религиозного человека, Дух - это внутренний безошибочный критерий истины, глубинное представление об идеале, о гармонии, о том, как все должно все быть на самом деле. В науках же о человеке и обществе, об истории и культуре дух - это свойство человека, характеризующее его ориентированность на ценности, не связанные с сиюминутным материальным благополучием. В любом случае развитие духовности представляется как увеличение роли духа в жизни человека, как развитие его творческих способностей.
Внешние воздействия на разум и чувства человека могут рассматриваться лишь как инструменты духовного развития, которые помогают ему сверять мысли, слова и дела с идеалом и совестью. И эти воздействия не могут быть единичными, а... «Душа обязана трудиться! И день, и ночь! И день, и ночь», иначе идеал станет «тающим» и человек не будет испытывать внутреннее спокойствие, согласие с самим собой, со своей совестью, со своим духом. Соотнесение мыслей, слов и дел с идеалом и совестью, поиск оптимального соотношения действительного и желаемого неизбежно выводит характер отношения личности менеджера к окружающему миру на человеческие ценности - «достоинство, долг, честь» - на «нравственность».
«Образование - это своеобразная личностно ориентированная биография конкретного общества, а не общества вообще. Его конкретная нагрузка вытекает из специфичности трактовки в данном культурном сообществе таких понятий, как свобода, творчество, из возможностей развертывания их конкретного содержания» [2]. Личность - это сложная, постоянно развивающаяся система, способная к сознательному руководству собственной деятельностью на основе сознательного соподчинения мотивов, «сознательной нравственности».
Важным становится понимание главной задачи процесса, направленного на развитие личности - задачи организации образовательного процесса как последовательного решения личностно значимых задач. Человек - исследователь по своей природе, он с рождения настроен на познание мира. Это внутреннее стремление, с одной стороны, создает условия для развития личности, а с другой стороны - является источником получения представлений о мире [3]. Духовно-нравственное развитие, на-
правленное на развитие ценностного отношения личности к гуманистическим ценностям, выступает, таким образом, как воспитание «исследовательской личности».
Термин «исследовательские методы обучения» уже давно вошел в дидактические системы образовательных учреждений. Мы, в данном контексте, рассматриваем исследовательское поведение как поведение, направленное на готовность и способность студентов к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальных духовно-нравственных компетенций.
Дифференциация и индивидуализация обучения, изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса, произошедшие в вузе, позволили более полно учитывать интересы, склонности и способности студентов, создавать условия для обучения личности в соответствии с ее профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего трудоустройства. В современных условиях основная проблема состоит в том, чтобы найти компромисс между простотой описания, позволяющей и сохранять целостное представление об исследуемом и проектируемом объекте, и детализацией описания, позволяющей отразить многочисленные конкретные особенности вуза [4].
В предлагаемой модели мы опираемся на то, что нравственное сознание носит ценностный характер, т.е. представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении, и оценивается в зависимости от того, насколько оно близко к совершенству. Главным регулятором является индивидуальная мотивация, а не только позитивный результат поступка. Определенные внутренние побуждения человека, воплощенные в труде, как достойном занятии, вызывают одобрение общества. Понятие нравственного сознания мыслится как нечто, что должно быть присуще менеджеру и открывать простор для его совершенствования в двух плоскостях: самоутверждения и ответственности за свои поступки.
Ориентация высшего образования на динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развёртывания и реализации своего жизненного пути; активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях и выработка представления о междисциплинарном характере всякого знания; формирование среди студентов проблемной, глубоко эшелонированной мотивационной среды процесса обучения определяют построение образовательной деятельности в соответствии с ситуациями [5].
Стимулирование творческой активности студента, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию в соответствии с конъюнктурой учебного плана и профиля приобретаемой специальности, обобщение собственного жизненного опыта, соотнесение его с системой ценностей, самостоятельная оценка им тех или иных действий, событий, формирование умений мобилизации приобретаемых теоретических знаний для решения практических профессиональных задач, позволяет представить образовательный процесс следующим образом.
Каждый студент участвует в трех видах деятельности: обучение; исследовательские сессии; деловые игры. Не пытаясь приуменьшить развивающий потенциал учебных предметов и технологий обучения, мы остановим внимание на втором и третьем виде деятельности.
Исследовательские сессии - это научно-исследовательская деятельность, которая ведется с опорой на непосредственный опыт студентов, расширение этого
опыта в ходе поисковой, исследовательской, творческой деятельности. Причем если такая деятельность построена в направлении социально-значимых проблем, то она включает в себя перестройку имеющихся исходных ориентиров в сторону более высокой нравственности. Воспринимая высокие нравственные представления о мире как потенциально допустимые, участники сессий связывают их со своими моральными и нравственными принципами. Таким образом, данная деятельность обеспечивает не только расширение и углубление знаний о культуре, но и погружение в нее, развитие эмоциональной сферы как основы формирования подлинной культуры чувств, совершенствование навыков общения в разнообразных ситуациях.
Деловые игры направлены не столько на отработку конкретных умений и навыков, полученных в ходе обучения, сколько на личностный рост участников. Игровая деятельность - моделирование социальных ситуаций - дают возможность по-новому взглянуть на свой жизненный путь, личные цели и ценности, и поразмышлять какая роль им отводится в собственной жизни. Главная задача деловых игр -развитие рефлексивных способностей участников, возможности для самосознания, осмысления действий в контексте личного жизненного пути. Подобная деятельность способствует открытости к новому жизненному опыту, осмысленному взгляду на жизненные перспективы, мечты и цели, предприятию шагов для их осуществления.
Ключевые направления общественной жизни - утверждение статуса России как великой державы, создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития регионов, укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества - определяют социокультурные функции образования. Перед современной системой профессионального высшего образования встает принципиально новая задача - поиск условий для формирования человека, способного в изменяющихся обстоятельствах найти и выстроить свою жизненную траекторию, преодолеть принципиальную фрагментарность знания, обрести собственную интеллектуальную и нравственную целостность и самобытность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Клейнер Г.Б. Существует ли естественный отбор? (Материалы круглого стола) // Высшее образование в России. - 2006. - № 9.
2. Долженко О. В. Очерки по философии образования. - М., 1995.
3. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
4. Нариньяни А.С. Национальная идея и российский путь в информационные технологии 21 века. Публикация на сайте www.softmarket.ru.
5. ДанилюкА.Я. Теория интеграции образования. - Ростов на/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2000.
Корсакова Татьяна Владимировна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: [email protected]
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел. 371-706, моб. 8-928-986-62-17 Korsakova Tatiana Vladimirovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»
E-mail: [email protected]
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, Phone: 371-706, cell: 8-928-986-62-17.