УДК 316.7 (-21)
С.П. Парамонова, М.А. Гаврилова К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА
Рассматривается нравственная культура города. Представлен социологический взгляд на этос нравственных связей и отношений горожан. Предпосланы основные элементы социально-этической мысли об аспектах нравственной культуры личности и общества. Смена трудовой парадигмы общества потребительской частично отразилась на морально-этическом мире горожан. Безликость технологичности в разделении труда и функционировании бюрократии имеют противовес в сознании формами героичности и ответственности. Вскрыто напряжение внутрисемейных отношений, поведения и морали. Измерить уровни морального сознания и поведения социальных групп города возможно типами нравственной культуры личности. Использована типология белорусских авторов.
Ключевые слова: город, тип нравственной культуры групп студентов и служащих, нравственная городская культура.
Город является пространственной социальной средой, конструируемой человеком. Эта среда целостна и одновременно дифференцированна. Социокультурное пространство любого города составляют актанты: социум, ценности и символы, информация и коммуникация, что является своего рода зеркалом, в котором отражаются различные черты духовного состояния общества. Мы различаем типические нравственные черты северянина и южанина, казака и русского, волжанина и сибиряка, среди них москвича и петербуржца, уральца и степняка, а внутри Пермского региона соликамца и березниковца, кунгуряка и лысьвенца, а среди них студента-гуманитария, будущего инженера и служащего etc.
Для выявления почти неуловимого феномена нравственной культуры городского населения необходимо от абстрактно-всеобщего понятия культуры, как социальных и производственных технологий и стоящих за ними символов [1, с. 86], перейти к определению социологии труда, трудовой морали и этики, по М. Веберу [2, с. 274], далее: социологии города и к последующей конкретизации - нравственной культуре города (городских жителей)1.
В соответствии с задачами исследования следует учитывать три крупных этапа развития социально-этической мысли: античной, средневековой и Но-
© Парамонова С.П., Гаврилова М.А., 2016
Парамонова Светлана Павловна - д-р филос. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].
Гаврилова Мария Алексеевна - менеджер по продажам ООО «ОЙЛ МЕНЕДЖМЕНТ», e-mail: [email protected].
1 «...социология выступает как некий кентавр: наверху общая теория этики, а внизу профессиональная структура общества. Таким образом, мировоззрение соединяется с наукой, что представляет предмет социологии».
вого времени, поскольку в снятом виде элементы прошлых культур и этических норм присутствуют в настоящем. Поэтому в диалоге культур нам понятны чувства, страдания и суждения героев прошлого. В античной этике открыта гармония совершенства - единство истины, добра и красоты. В религиозной этике - обращение к Абсолюту и утверждение духовной опоры личности: веры, надежды, любви, а в поведении - аскезы. Обращение русской религиозной мысли к сущности Бого-человека и Человеко-бога утверждало высокое начало духовности в человеке, в самой «дрожащей твари». В натуралистической этике, утверждавшей, что все равны от природы, идеалами человечества становятся свобода, равенство и братство. Утилитаристской этикой полагалось, что богатство каждого составляет богатство общества. Позднее, в XX веке А. Этциони утверждал, что всякому расчету сопутствует идея возмездности, а при неравенстве доступа к богатству следует искать междисциплинарные мосты между экономикой и ценностями и совершенствовать практику2.
Элементами новизны предпринятого анализа нравственной культуры города Перми являются данные, позволившие обрисовать контуры мало исследованного аспекта: морально-нравственный типологический портрет современного жителя города. Нравственная культура города реализуется в формах социально-этической коммуникации групп, в их характерных признаках. В содержательном смысле нравственная культура жителей города проявляется в дифференциации групп по типу нравственности. По Левинасу, нравственная культура - остров упорядоченности в океане случайностей. Целенаправленная или тотализирующая социальная среда гомогенна. Автономность нравственного поведения индивида не поддается никакой кодификации. Нравственность - это лицо великодушия [7, с. 229-235].
Нравственная культура способствует объединению людей, что проявляется в нравственно-оценочном отношении к действительности, а это в свою очередь осмысление понятий добра и зла и других, производных от них понятий (справедливость, честь, низость, корысть, зависть и т.д.). Таким образом, оценивая мир, человек уже дифференцирует и изменяет свое отношение к окружающей его действительности.
Городская культура, или культура жителей города - связующая функция в динамичном городском пространстве. Пермь располагает развитой инженерной культрой и квалифицированным конгломератом рабочей силы. В городе развита обслуживающая производящую инфраструктуру деятельность вузов, театров, банков, сети кинотеатров и сети продаж. Городская культура -
2 «Социоэкономика стремится создать междисциплинарный мост между обменом и структурой, связывая вместе рынок, политику и общество, в исследовании выбора она соединяет изучение рациональных причин с ценностями и чувствами» [4, с. 191].
подсистема культуры с присущей ей ментальностью, ценностно-нормативной средой и общением горожан, построенным на ее основе.
Меняется социальный мир и его трудовая парадигма в условиях модер-нити. Если в XIX веке труд - удел обездоленных людей, то в XX веке происходит общественное признание труда наряду с такими видами деятельности, как дипломатия, военная служба, управленческая деятельность, по замечанию Ханны Арендт [1, с. 111]. Труд стал желанным. С поисками труда и возможностью жить трудом связаны огромные массивы миграций по планете в крупные города, как трудообразующие конгломераты. В ходе массовых миграций, вызванных военными действиями ИГИЛ в Сирии, 1 млн мигрантов хлынул в Европу. Если для европейцев труд становится лишь средством поддержания благосостояния, то для беженцев это условие выживания. Сфера труда и занятости важнейший фактор морального равновесия личности.
Эмпирическое исследование нравственной городской культуры, предпринятое нами, в основание положило пять нравственно-этических типов белорусских авторов И.Л. Беляевой и Е.В. Зеленковой. В базовое основание данной типологии авторы заложили следующие признаки: общий смысл морали, господствующую моральную ценность, специфические признаки морали. Признаки основания включают в себя, во-первых, высшие моральные ценности: смысл жизни, свободу, счастье, справедливость; во-вторых, источники морального закона: общество, Бог, опора на самость личности; в-третьих, приверженность долгу или привычке, индивидуализму или коллективизму; в-четвертых, жизненную позицию - прагматическую или специфически моральную [5, с. 266-277]. Мы присоединяемся к методике и несколько сокращенно излагаем предложенные минскими авторами типы нравственной культуры, а также их распределение в Перми по полученным данным исследования3.
Потребительский тип. Люди данного типа считают, что нравственное поведение должно вести к успеху, получению благ и, в конечном счете, к благополучию. Главная ценность - стремление к земному счастью, к жизненному материальному успеху. Активность направлена на труд и адекватную оплату труда. Источник морали - личность сама в любой ситуации. Поскольку ситуации разнообразны, то и правила морали проявляются соотносительно. Мотив поведения - польза, выгода (17,3 %).
3 Исследование «Нравственная культура города» авторов М.А. Гавриловой и С.П. Парамоновой включало студентов технических специальностей АДФ ПНИПУ, студентов ПГГПУ и служащих ООО «ЛУКОЙЛ», в равной степени по 1/3, N =150. Программа же и инструмент исследования разработаны М.А. Гавриловой. В исследовании использовалась программа SPSS. По устойчивой матрице респонденты отнесены к тому или иному типу. Характеристика выборки: 65,3 % женщин и 34,7 % мужчин. Молодежь и студенты - 81,3 %, респонденты зрелого возраста 30-59 лет - 16 %, 60 лет и старше - 2,7 %. С полным и незаконченым высшим образованием -78,0 %; холосты - 70,0 %; 43,3 % прошли первичную социализацию в крупном городе, 21,3 % -в селе; благоустроенное жилье родителей и собственное у 2/3 поровну по 29,3 %.
Конформистский тип - один из самых распространенных типов. Его добродетель держится на согласии с окружающими. Велика друго-доминант-ность. Без поддержки общественного мнения он быстро «сбивается с пути». Высшая ценность - благо общества. Источник морали - общественное мнение. Приверженность коллективу. Мотив поведения - быть как все. Критерием нравственности являются собственные ценности в оценке поступков другого. Отсюда следует нетерпимость к людям с другими моральными ценностями. Такой тип считает: с нашим народом можно горы свернуть, но только без обмана. Однако если будет отвергнута традиционная групповая норма, то кара будет беспощадной (16,0 %).
Аристократический тип. Отличительная черта - чувство собственного достоинства. Такой человек отвечает за свои поступки не перед общественным мнением, а перед самим собой. Личность такого типа противостоит любым общественным условиям и правилам, если они не согласуются с ее совестью. Высшая ценность - свобода быть самим собой. Невзгоды и угрозы не могут сломить его. В иных ситуациях он привержен индивидуализму. Мораль такого человека - сосредоточенность на своем внутреннем мире. Жизненная позиция - пассивная к социальному окружению. Терпим к чужим взглядам и слабостям из-за сниженной друго-доминантности. Источник морали - духовная традиция предков, вера в себя (32,7 %).
Героический тип. Неизменно борется со всем, что не входит в его культурные и нравственные стандарты и что ниже его идеалов. Так как наш мир далек от совершенства, то, начав борьбу с отдельным фактом несправедливости, личность данного типа вынуждена расширять горизонты борьбы. Главная ценность жизни - приверженность справедливости. Высокая друго-доминантность, приверженность социальной ориентации, нацеленность на перспективу, активность. Мотив поведения - рациональная аргументация. Наиболее значимое чувство - чувство долга, следование идеалу (22,7 %).
Религиозный тип. Данное наименование очень условно. К этому нравственному типу могут относиться даже атеисты, но чаще всего религиозный тип встречается у истинно верующих людей. Источником морали является высшее личное или высшее безличное, природная или над-природная сила (Абсолют, Высшая природная сила), поэтому моральный закон для него даже выше социального. Он проявляется в голосе совести. Главная нравственная ценность - поиск смысла жизни, который выходит за границу повседневности. Жизненная позиция - терпимость к миру, активная помощь другим людям, внутренняя работа по самосовершенствованию. Мотив - моральное чувство всечеловеческой любви. Значимы чувства равенства, братства и единства людей. Приверженность к ценностям носит внесоциальный характер: не стремится к роскоши, накоплению, к власти etc. Личность привержена доброй воле и активной помощи другим (по ситуации) (11,3 %).
Нравственно-культурные типы диалектично противостоят друг другу: «потребительский» - утилитарный противостоит возвышенному религиозному типу. Аскетичный религиозный тип не ставит во главу угла логики поведения «достижение успеха». Конформистский тип комплиментарен героическому. К конформистскому типу тяготеют студенты педуниверситета. Индивидуалистически-аристократический, рационалистический тип характерен для юношей политехнического университета. В целом он противостоит двум коллективно ориентированным: коллективистскому и героическому. «Коллективисты» и «индивидуалисты» среди студентов двух вузов и секьюрити составили в городской нравственной культуре соотношение 50/50.
Выделены факторы, оказывающие влияние на формирование морали и нравственности в соответствии с исторической эпохой: от традиционного до современного общества. К таким факторам относятся: справедливость, разделяемая на уравнительную и дифференцирующую; рациональность, расчет, противостоящие вере в Абсолют и законосообразности Вселенной; антропоцентризм, наследованный от эпохи Ренессанса, породившей снятие ограничений на проявление человеческой природы; регламентации, установленные в Средневековье; предпринимательство, способствующее индивидуальной стратегии накопительства. Однако зачастую предпринимательство оборачивается лишь погоней за прибылью, как в глобальном, так и внутри-личностном масштабе; неравенство полов, наследованное от традиционного общества, сохраняющееся в преобразованном, снятом виде в соответствии с развитием современной цивилизации; потребление, как основополагающий фактор современного общества, для одних является элементом превосходства, как результат хищнически-расторопного присвоения собственности на средства производства и природные богатства, для других - закабалением кредитными обязательствами финансово-экономическими институтами общества.
Очевидным стало влияние следующих социально-демографических факторов на формирование типов нравственной культуры горожан:
• чем моложе, тем в большей мере индивид внутренне свободен; у молодежи преобладает вера в себя, в свои собственные потенции. С возрастом приходит большее осознание ценности коллективизма;
• девушки более конформны, чем юноши, что соответствует этической логике женского и мужского пола. Напротив, юноши в своих решениях более рационалистичны, индивидуалистичны, они тяготеют к автаркии;
• об осознании своих интересов и готовности бороться за их осуществление говорит пока небольшая доля лиц с устойчивым семейным положением большинства студентов, но в то же время исследованием зафиксирована тенденция в сторону желания «жить для себя», о чем свидетельствует большая доля незарегистрированных браков молодых служащих (без наличия в семье детей);
• повышение уровня образования способствует относительно быстрой смене ценностей, а преломляясь через систему образования и СМИ, ценности становятся индивидуально- и агрессивно-ориентированными, что, в частности, присуще аристократическому типу, он и является наиболее образованным среди выделенных типов;
• происхождение (место, где прошли детские и школьные годы) демонстрирует способность молодежи из глубинки, обучающейся в Перми, к адаптации в урбанистической среде, рациональности, детерминированной индустриальной и информационной средой;
• фактор происхождения тесно связан с уровнем материальной обеспеченности респондентов. Экономическое положение в глубинке ниже, чем в центрах. Однако большая концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов не способствует нарастанию более высокого уровня нравственной культуры горожан мегаполисов;
• образованность родителей (более высокий уровень у матерей, чем у отцов) из глубинки формирует у их детей, исследованных студентов, рационализм и стремление к самоутверждению в крупном городе.
Представляя общую картину нравственной культуры г. Перми, сразу оговорим, что в инструменте исследования представлен скорее критический (негативный) аспект для оценки нравственной культуры города. Выявление наблюдаемой безнравственности совсем не означает, что в городе процветает только безнравственность и упадок морали, напротив, если одни фиксируют падение морали (2/3), то другие (1/3) настаивают на ее подъеме и развитии. Вместе с тем данные исследования еще раз подводят к выводу о том, что необходимо внимание к морально-нравственной культуре горожан - квинтэссенции, итоговому определителю всех отношений в современном городском сообществе.
Издержки свободы в большинстве проступают в упадке морали, коррупции, безнравственности молодежи, а деградация в коммуникативных формах взаимоотношений среди молодежи и неуважение друг к другу считаются наиболее частыми явлениями в области морали и нравственности города. Разрушение брака сопровождается рядом причин: изменой, употреблением наркотиков и алкоголя, оскорблением и унижением, применением физической силы при разрешении конфликтов в семье. Низкий уровень жизни семей, рост алкоголизма и наркомании приводят к ухудшению ситуации с беспризорными детьми и детьми-сиротами (таблица).
Понижение уровня нравственности респонденты связывают с изменением характера взаимоотношений между людьми. Маргинализация современного общества характеризуется тем, что изменяются представления о добре и зле. Растет «толерантность» людей к другим в случае отступления от общепринятых норм и правил поведения. И не будучи осуждаемыми, нарушения
морально-нравственных норм получают право на дальнейшее тиражирование. Это же характеризует мировой общецивилизационный процесс, по замечанию З. Баумана4.
Ответы респондентов на вопрос: «Какие из поступков, на Ваш взгляд, никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?»
Поступки Никогда не может быть оправдано Иногда это допустимо К этому надо относиться снисходительно
Плохое воспитание детей, заброшенность и беспризорность 141 (94,0%) 3 (2,0%) 1 (0,7%)
Жестокое обращение с животными 124 (82,7%) 17 (11,3%) 1 (0,7%)
Употребление наркотиков 121 (80,7%) 18 (12,0%) 5 (3,3%)
Проституция 100 (66,7%) 31 (20,7%) 10 (6,7%)
Публичное проявление неприязни представителям других национальностей 97 (64,7%) 29 (19,3%) 14 (9,3%)
Пьянство, алкоголизм 90 (60,0%) 46 (30,7%) 5 (3,3%)
Супружеская измена 80 (53,3%) 46 (30,7%) 14 (9,3%)
Обогащение за счет других 70 (46,7%) 62 (41,3%) 10 (6,7%)
Аборт 69 (46,0%) 59 (39,3%) 15 (10,0%)
Хамство, грубость, нецензурная брань 66 (44,0%) 57 (38,0%) 17 (11,3%)
Дача/получение взятки 59 (39,3%) 78 (52,0%) 3 (2,0%)
Уклонение от уплаты налогов 55 (36,7%) 65 (43,3%) 18 (12,0%)
Деловая необязательность 45 (30,0%) 75 (50,0%) 18 (12,0%)
Сопротивление полиции 44 (29,3%) 80 (53,3%) 16 (10,7%)
Уклонение от службы в армии 42 (28,0%) 68 (45,3%) 34 (22,7%)
Присвоение найденных вещей, денег 41 (27,3%) 70 (46,7%) 30 (20,0%)
Безбилетный проезд в общественном транспорте 18 (12,0%) 82 (54,7%) 45 (30,0%)
* N = 150. Число выборов не ограничено по каждому столбцу.
Несмотря на понижение норм морали, коренной трансформации базовых ценностей, на взгляд авторов, не происходит. Вместе с тем следует отметить,
4 «В быстро развивающемся глобальном мировом сообществе, гуманистическая сторона культуры уходит на второй план, поскольку все больше формируется технократическое мышление, культ техники и технологий и механизмы социального контроля. Осуждение безнравственного поведения, общественное мнение все более ослабевают, напротив, все больше преобладает юридически-правовое регулирование отношений между людьми. Если разделение труда и бюрократия безлики и технологичны, то ответственность, сочувствие униженному большинству - гуманистичны и героичны» [8, с. 72-73].
что происходит замена духовных идеалов и традиционных ценностей нравственного порядка на культ денег, достижение материального достатка, необузданный гедонизм и утилитаризм. В целом в нравственной культуре г. Перми преобладают так называемые базовые общечеловеческие ценности. Самыми важными в жизни явились здоровье, благополучная и крепкая семья, материальный достаток. В современной России в ситуации, когда требуется моральная поддержка и помощь, в первую очередь рядом оказываются члены семьи и родственники, а также близкие друзья. Большинство из них ни в коем случае не пожертвовали бы ради воплощения собственных идей семьей, личной жизнью.
В оценке состояния отечественной культуры в целом преобладают две точки зрения, а именно одни (большая часть) убеждены, что культура и искусство приходят в упадок, другие (третья-четвертая часть) уверены, что эти сферы успешно развиваются. Вместе с тем, по мнениям респондентов, есть такие идеи и ценности, которые могли бы объединить российское общество. Такими формами «оздоровления общества» могут выступить поддержка государственной политикой социальных институтов: семьи и образования, нацеленных на будущее детей, всемерная поддержка культуры и науки, а также повышение уровня и качества жизни, что позволило бы сплотить и укрепить российское общество. По мнению горожан-респондентов, Россия, прежде всего, нуждается в сильном государстве, а предпочитаемым типом государства хотели бы видеть государство, подобное государствам «всеобщего благоденствия» стран Запада, т.е. с демократическим устройством, рыночной экономикой и правом на частную собственность, треть опрошенных ориентированы на государство с особенной (уникальной) социальной ориентацией и общенародной собственностью.
Список литературы
1. Арендт Х. Vita activa, или о деятельной жизни. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.
2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. - М., 1979. - С. 237-274.
3. Смольников Н.С. Заметки о культуре // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2010. - № 6 (25). - С. 84-100.
4. Экономическая социология: теория и история / Ю.В. Веселов, Е.В. Капусткина [и др.]. - СПб.: Нестор-История, 2012. - Гл. 3. - С. 180-192.
5. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учеб. пособие. - 4-е изд., стер. -Минск: ТетраСистемс, 2001. - 292 с.
6. Колчанов Ю.И., Прокин В.В. Стратегические альтернативы модернизации российской экономики // Вестник Пермского государственного техни-
ческого университета. Социально-экономические науки. - 2011. - № 12 (35). -С. 67-82.
7. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 265 с.
8. Бауман З. Идет ли богатство немногих на пользу всем прочим? - М.: Ин-та Гайдара, 2015. - 107 с.
Получено 10.12.2015
S.P. Paramonova, M^. Gavrilova ON THE PROBLEM OF MORAL CULTURE OF THE CITY
The article discusses the moral culture of the city. It presents a sociological perspective on the moral ethos of communications and relations of the citizens. The main elements of the social and ethical aspects of the thought on moral culture of the individual and society are determined. A transition from labour paradigm to consumer one partially reflected on the moral and ethical world of the citizens. Pure technological division of labor and the functioning of the bureaucracy are opposed by the forms of heroism and responsibility. The tension in family relationships, behavior and morality is revealed. It is possible to measure the levels of moral consciousness and behavior of the urban social groups by the types of moral culture of a person. The typology offered by the Belarussian authors is chosen.
Keywords: city, type of moral culture of students and employees, moral urban culture.
Paramonova Svetlana Pavlovna - Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Politechnic University, e-mail: [email protected].
Gavrilova Mariya Alekseevna - Sales Manager, OOO Oil Management, e-mail: ma6e4ka_93@ mail.ru.