Научная статья на тему 'Теории нравственного воспитания школьников'

Теории нравственного воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1901
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕОРИИ / Л. КОЛЬБЕРГ / И. Ф ХАРЛАМОВ / В. А. СУХОМЛИНСКИЙ / УРОВНИ / ШКОЛЬНИКИ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL DEVELOPMENT / THEORIES / L. KOHLBERG / I. F. KHARLAMOV / V. A. SUKHOMLINSKY / LEVELS / SCHOOLCHILDREN / MORAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурюкина Елена Валентиновна, Бубнова Юлия Алексеевна

В статье рассмотрены основные теории нравственного воспитания, представленные как в отечественной, так и в западной науке; уровни и компоненты нравственного развития; факторы, влияющие на эффективность нравственного воспитания школьников. Мы изучили известную теорию морально-нравственного развития, разработанную Л. Кольбергом. В. А. Сухомлинский полагал, что главная цель педагогического процесса всестороннее развитие личности ученика, где развитие нравственной сферы первостепенный и системообразующий фактор. Нравственное воспитание, по мнению И. Ф. Харламова, наиболее эффективно при включении ученика в разнообразные виды деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory of moral education of schoolchildren

The article describes the basic theory of moral education presented in Russian and Western science; levels and components of moral development; factors influencing the effectiveness of schoolchildren’s moral education. We have studied the well-known theory of moral development offered by L. Kohlberg. V. A. Sukhomlinsky believed that the main purpose of the pedagogical process is the comprehensive development of schoolchildren's personality, where the development of moral sphere is the primary and essential factor. Moral education, according to I. F. Kharlamov, is effective when you include schoolchildren in a variety of activities.

Текст научной работы на тему «Теории нравственного воспитания школьников»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (12). Март 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73 М915

Е. В. Мурюкина Ростов-на-Дону, Россия Ю. А. Бубнова Таганрог, Россия

ТЕОРИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрены основные теории нравственного воспитания, представленные как в отечественной, так и в западной науке; уровни и компоненты нравственного развития; факторы, влияющие на эффективность нравственного воспитания школьников. Мы изучили известную теорию морально-нравственного развития, разработанную Л. Кольбергом. В. А. Сухомлинский полагал, что главная цель педагогического процесса - всестороннее развитие личности ученика, где развитие нравственной сферы - первостепенный и системообразующий фактор. Нравственное воспитание, по мнению И. Ф. Харламова, наиболее эффективно при включении ученика в разнообразные виды деятельности.

Ключевые слова: нравственное развитие; теории; Л. Кольберг; И. Ф Харламов; В. А. Сухомлинский; уровни; школьники; нравственные качества.

E. V. Muryukina, Rostov-on-Don, Russia Yu. A. Bubnova

Taganrog, Russia

THE THEORY OF MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article describes the basic theory of moral education presented in Russian and Western science; levels and components of moral development; factors influencing

© Мурюкина E. В., Бубнова Ю. A., 2017

the effectiveness of schoolchildren's moral education. We have studied the well-known theory of moral development offered by L. Kohlberg. V. A. Sukhomlinsky believed that the main purpose of the pedagogical process is the comprehensive development of schoolchildren's personality, where the development of moral sphere is the primary and essential factor. Moral education, according to I. F. Kharlamov, is effective when you include schoolchildren in a variety of activities.

Key words: moral development; theories; L. Kohlberg; I. F. Kharlamov, V. A. Sukhomlinsky; levels; schoolchildren; moral qualities.

В последнее время педагоги и психологи все чаще сталкиваются с необходимостью пересмотра методов воспитания подрастающего поколения. Демократизация и гуманизация современного общества порождает высокие требования не только к уровню образованности человека, но и к его нравственной воспитанности. Культурное поведение, знание этических и моральных принципов, толерантность и сформированность социально-ценностных качеств являются залогом успеха для становления целостной и гармоничной личности.

Несомненно, огромную роль в нравственном воспитании играют семья и образовательные учреждения. К основной проблеме нынешней системы образования можно отнести традиционную парадигму обучения, при которой передача опыта младшему поколению происходит в форме готового материала, что лишает учеников возможности критически и творчески мыслить. Усвоенные таким путем моральные нормы и этические принципы могут восприниматься молодым поколением как набор формальностей, следование которым необязательно либо вовсе незначительно.

В зависимости от целей, методов и ключевой концепции, заложенной в основу воспитательного процесса, развитие нравственной стороны личности может протекать как более, так и менее эффективно. На сегодняшний день педагогическая наука накопила в себе множество отечественных и зарубежных теорий нравственного воспитания. Ниже будут изложены основополагающие характеристики некоторых из них.

В первую очередь хотелось бы отметить наиболее известную теорию нравственного развития, разработанную Л. Кольбергом. При её составлении ученый [1] использовал результаты, полученные во время двадцатилетнего лонгитюд-ного эксперимента: испытуемым предлагалось прочитать рассказы, в конце которых нужно было решить определенную нравственную дилемму. Не существовало заранее «правильных» или «неправильных» вариантов ответа. Л. Кольберг хотел выяснить, как рассуждают испытуемые и какой мотив ими движет - внешние обстоятельства или внутренние убеждения. Проанализировав ответы, ученый выделил три уровня нравственного развития личности:

1) доконвенциональный;

2) конвенциональный;

3) постконвенциональный, каждый из которых включает в себя две стадии.

1. Первый уровень характерен для детей от четырех до десяти лет. Л. Кольберг полагал, что поведение ребенка на данном этапе нравственного развития основывается на принципе выгоды.

У детей нет четких представлений о моральном и аморальном, в своих действиях они руководствуется понятиями «хорошо», если за поступок их одобряют и «плохо», если последствием становится наказание. Автор выделил две стадии, соответствующие этому уровню:

• на первой, называемой Л. Кольбергом, «покорность и наказание», поступки зависят исключительно от внешних обстоятельств: ребенок соблюдает правила во избежание наказания;

• вторая стадия «личного интереса», помимо прежних установок, при формировании суждений ребенок руководствуется личной выгодой: он придерживается правил с целью получить вознаграждение.

2. Поведение подростков 10-13 лет, основанное на социальном согласии, соответствует конвенциональному уровню нравственного развития. Стадии развития предполагают:

• третья стадия, по мнению Л. Кольберга, требует сформированного словесно-логического мышления, так как поступки ребенка зависят от его способ-

ности анализировать, обдумывать и согласовывать свои действия. То есть «одобрение другими людьми» предполагает, что подросток придерживается правил во избежание неодобрения со стороны референтной группы, например, семьи, друзей, класса;

• на четвертой стадии конвенционального уровня человек не только согласует свои действия с принципами окружающих, но и руководствуется законами, предписанными властью.

3. По мнению Л. Кольберга, лишь на заключительном постконвенциональном уровне можно говорить об истинной нравственности человека. Она заключается не только в соблюдении общественных правил, но и в суждениях, основанных на собственных критериях о моральном и аморальном поведении. При этом ученый отмечал, что данной уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей.

• На пятой стадии, называемой Л. Кольбергом «общественный договор и демократия», личность соблюдает законы с целью сохранения общественного блага;

• достигнув шестой стадии- «универсальные принципы» - человек рассуждает о поступках, исходя из собственных критериев: «поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей», - писал Л. Кольберг [1, с. 34].

Следует отметить, что в теории, предложенной Л. Кольбергом, не учитываются культурные различия, которые могут существенно повлиять на нравственное развитие индивида. Поэтому, в дополнение к вышесказанному, нами будут рассмотрены воззрения отечественных ученых.

Одним из выдающихся отечественных педагогов, занимавшихся вопросами нравственного воспитания подрастающего поколения, был В. А. Сухомлинский. Он полагал [Сухомлинский, 1980], что главной целью педагогического процесса является всестороннее развитие личности ученика, которое заключается во взаимосвязи его физического, умственного и нравственного воспитания.

При этом развитие нравственной сферы в концепции В. А. Сухомлинского является первостепенным и системообразующим фактором.

По его мнению, нравственные представления и убеждения начинают закладываться еще в раннем детстве, «когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [Сухомлинский, 1980, с. 170]. Поэтому В. А. Сухомлинский считал, что нравственное воспитание - это длительный и сложный процесс, в котором немаловажную роль играют как семья, так и образовательные учреждения.

В раннем детстве, особую значимость представляет то, как родители воздействуют на формирующееся мировоззрение ребенка. В. А. Сухомлинский негативно относился к таким мерам, как наказание, упреки и порицание. Касательно наказания и порицания педагог лишь только тогда считал их применимыми, когда они заставляют ребенка задуматься относительно своего неуважительного поведения. Упреки, по мнению В. А. Сухомлинского, вызывают недоверие к родителям, а также лишают ребенка воли к собственному самосовершенствованию. Он считал, что наибольший воспитательный эффект несет в себе разъяснение ребенку таких первичных понятий, как: «можно», «надо», «нельзя». Оперируя этими категориями, ребенок учится управлять собственными сиюминутными желаниями и капризами, строит свое поведение в рамках дозволенного обществом. В. А. Сухомлинский отмечал, что велика роль семейной атмосферы в нравственном воспитании подрастающего поколения. Действительно, лишенному с детства любви, искренности, заботы, взрослому человеку уже сложно понять эти чувства. Педагог считал, что, воспитывая, родитель должен заниматься и собственным самовоспитанием, чтобы привить ребенку истинную нравственность.

На этапе школьного обучения, помимо семьи, к нравственному воспитанию подключается учительский состав образовательного учреждения, а также и ученический коллектив. Главная задача школы, по мнению В. А. Сухомлинского, - «воспитание у ребенка личного отношения к окружающей действи-

тельности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами, обществом и перед собственной совестью» [Сухомлинский, 1980, с. 174]. Школа, в его представлении не только передает знания, но и формирует нравственную сферу, без которой не может развиться полноценная гармоничная личность. При этом В. А. Сухомлинский отмечал, что огромную роль в нравственном воспитании играют:

1) личность учителя, которая, как считал В. А. Сухомлинский, должна служить ученикам примером для подражания. Ключевыми качествами учителя, по его мнению, следует считать: доброту, человечность, мудрость, внимательность и честность;

2) истинно нравственные отношения в коллективе, которые характеризуются уважением, взаимовыручкой, терпимостью и доброжелательностью;

3) такие отношения между школой и семьей, при которых они не только ставят одинаковые требования к детям, но и действуют как единомышленники, исходящие из одних и тех же принципов и убеждений во благо нравственного воспитания подрастающего поколения;

4) включенные в образовательный процесс внешкольные методы воспитания: походы, экскурсии, кружки по интересам. По мнению В. А. Сухомлинско-го, в результате таких мероприятий дети обогащаются духовно, интеллектуально и нравственно.

В. А. Сухомлинский полагал, что, начиная с 7-10 лет, ребенок может заниматься собственным воспитанием посредством приобщения к трудовой, творческой, ученической деятельности. Самовоспитание, по мнению автора, является фундаментом в нравственном воспитании личности. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитает», - писал В. А. Сухомлинский [Сухомлинский, 1980, с. 180].

И. Ф. Харламов также отмечал исключительную важность нравственного воспитания личности. По его мнению [Харламов, 1999], современное демократичное общество строится на таких взаимоотношениях между людьми, при которых существуют определенные требования к их поведению в быту и на рабо-

те, в семье и социуме. При этом в отличие от правовых норм и законов, нравственное поведение личности практически не регулируется юридическими и административными органами. То, как себя будет вести человек, зависит от общественного мнения (похвала, упреки, осуждение) и, конечно же, от сознательности самой личности. Поэтому И. Ф. Харламов полагает, что именно нравственное воспитание приобретает огромное значение для становления гуманного прогрессирующего общества.

И. Ф. Харламов так же, как и В. А. Сухомлинский полагал, что нравственное воспитание следует начинать с раннего детства, обучая ребенка первичным понятиям «хорошо» и «плохо», формируя у него уважительное, доброжелательное поведение по отношению к другим людям.

На этапе школьного обучения нравственное воспитание, по мнению И. Ф. Харламова, происходит наиболее эффективно при включении ученика в разнообразные виды деятельности: учебную, трудовую, творческую, общественную, и природоохранительную. В процессе такой педагогически организованной деятельности у детей формируются чувства ответственности и совести, вырабатываются воля и навыки приемлемого поведения, что в совокупности составляет истинно нравственное отношение личности к окружающей действительности.

Сам процесс нравственного воспитания виделся И. Ф. Харламовым в развитии следующих моральных отношений:

- понимание моральных и духовных ценностей, стремление к демократичному и справедливому обществу;

- доброжелательное патриотичное отношение к родной стране;

- формирование культуры межнациональных отношений;

-добросовестное отношение к труду, соблюдение рабочей дисциплины;

- отношение к людям, основанное на гуманности, уважении, доброжелательности, заботе о своей семье;

- сохранение и умножение общественного достояния, бережливое отношение к природе;

- сознание своего гражданского долга, формирование честности и личного достоинства [Харламов, 1999, с. 224].

В процессе нравственного воспитания И. Ф. Харламов предлагал опираться на формирование качеств личности. По его мнению, следует выделять интеллектуальные, физические, эстетические и нравственные качества, которые лишь в совокупности способствуют становлению психологически устойчивой, гармонично развитой личности. В дополнение к этому И. Ф. Харламов представил составные компоненты нравственных качеств личности, которые включают в себя:

- устойчивую потребность в той или иной деятельности или сфере поведения;

- понимание нравственного значения своей деятельности и поведения;

- волевую стойкость, помогающую преодолевать препятствия и обеспечивающую постоянство поведения в различных условиях [Харламов, 1999, с. 231].

Следует отметить, что И. Ф. Харламов придавал особое значение нравственному воспитанию через приобщение к произведениям искусства: книгам, картинам, музыке, фильмам. По его мнению, данные средства «оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения» [Харламов, 1999, с. 236]. И. Ф Харламов полагал, что такое влияние объясняется возникновением эмпатии по отношению к персонажам произведения и, как следствие, порождает стремление следовать их действиям и поступкам.

Выводы: в статье мы рассмотрели основные теории нравственного воспитания, представленные как в отечественной, так и в западной науке; уровни нравственного развития; компоненты нравственных качеств личности; факторы, влияющие на эффективность нравственного воспитания школьников.

Мы изучили наиболее известную теорию нравственного развития, разработанную Л. Кольбергом. При ее разработке ученый опирался на результаты двадцатилетнего эксперимента. На их основе он выделил три уровня морального

развития личности, включающие шесть стадий. Отмечается, что в теории, предложенной Л. Кольбергом, не учитываются культурные, тендерные различия, оказывающие существенное влияние на нравственное развитие индивида.

Одним из выдающихся отечественных педагогов, занимавшихся вопросами нравственного воспитания подрастающего поколения, был В. А. Сухомлинский. Он полагал, что главная цель педагогического процесса - всестороннее развитие личности ученика, которое заключается во взаимосвязи его физического, умственного и нравственного воспитания. При этом развитие нравственной сферы в концепции В. А. Сухомлинского является первостепенным и системообразующим фактором. Педагог отмечал следующие факторы, оказывающие влияние на нравственное воспитание: личность учителя; нравственные отношения в коллективе; отношения между школой и семьей; включенные в образовательный процесс внешкольные методы воспитания.

И. Ф. Харламов так же, как и В. А. Сухомлинский полагал, что нравственное воспитание следует начинать с раннего детства, обучая ребенка первичным понятиям «хорошо» и «плохо», формируя у него уважительное, доброжелательное поведение по отношению к другим людям. На этапе школьного обучения нравственное воспитание, по мнению И. Ф. Харламова, происходит наиболее эффективно при включении ученика в разнообразные виды деятельности: учебную, трудовую, творческую, общественную и природоохранительную. Сам процесс нравственного воспитания виделся И. Ф. Харламовым в развитии следующих моральных отношений: понимание моральных и духовных ценностей; стремление к демократичному и справедливому обществу; доброжелательное патриотичное отношение к родной стране; формирование культуры межнациональных отношений; добросовестное отношение к труду; отношение к людям, основанное на гуманности, уважении; сознание своего гражданского долга и т. д.

Следует отметить, что И. Ф. Харламов придавал особое значение нравственному воспитанию через приобщение к произведениям искусства: книгам, картинам, музыке, фильмам.

Библиографический список

1. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред Н. Шихи, Э. Чепман, У. Конроб. Пер. с англ. СПб: Евразия, 1999. 832с.

2. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. Т. 2. Киев: Радянська школа, 1980. 297

с.

3. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с. References

1. Psychology: a biographical bibliographical dictionary /Ed. N. Sheehy, E. Chapman, W. Conrob. St. Petersburg: Evraziya. 1999. 832p. (In Russian).

2. Sukhomlinsky V.A. (1980). Selected works. The 2nd volume. Kiev: Radyans'ka shkola. 1980. 297 p. (In Russian).

3. Kharlamov I.F. (1999). Pedagogy. M.: Gardariki. 1999. 520 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.