Научная статья на тему 'Дух и духовность: социально-философский дискурс'

Дух и духовность: социально-философский дискурс Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2723
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХ / ДУХОВНОСТЬ / ДИСКУРС / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ / SPIRIT / SPIRITUALITY / DISCOURSE / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цимбаревич Олеся Леонидовна

В статье исследуется эволюция формирования сущности и приобретения философского статуса категорий «дух» и «духовность», анализируется современное понимание данных определений, даётся их авторская интерпретация в контексте интегрального подхода, показано, что духовность человека полностью выражается в его целостности и затрагивает все сферы его бытия, при этом духовность одновременно является и состоянием и процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spirit and Spirituality: Philosophical Discourse

The article discusses evolution of the formation of essence of categories «spirit» and «spirituality» and their acceptance by philosophers. Contemporary understanding of the said concepts is analysed. The author proposes her own interpretation of the two categories on the basis of an integrated approach and shows that human spirituality finds expression in its wholeness and permeates all aspects of human existence, being simultaneously a state and a process.

Текст научной работы на тему «Дух и духовность: социально-философский дискурс»

ВАК 09.00.11

о.л. ЦИМБАРЕБИЧ

аспирант кафедры «Философия» Финакадемии

ДУХ И духовность:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС

Ключевой проблемой современности является преодоление глубокого кризиса практически во всех сферах бытия человека. На исследование причин, конкретных проявлений и возможных путей выхода из него направлены усилия многих специалистов.

В этом контексте особую значимость приобретает теоретическое переосмысление всей системы общих принципов развития, включая те его компоненты и связи, реализация которых способствует углублению кризиса техногенной цивилизации. На первый план выдвигаются проблемы создания механизма практического решения глобальных вызовов современности, основанного на признании приоритета ценностей и императивов, переориентирующих людей с безграничного роста материального потребления на воплощение идеалов духовности, гуманизма и морали.

Привнесение в повседневность духовности как системы смыслов, обогащающих личность, и усиление духовных регулятивов, есть культурная основа этических отношений в обществе, во многом зависящая от цивилизации и эпохи. В связи с этим представляется целесообразным проследить путь формирования сущности и приобретения философского статуса категорий «дух» и «духовность», а также проанализировать современное понимание данных определений.

Социально-философский анализ восходящих к XIX в. содержания духовной деятельности и системы ценностей современного общества обнаруживает их неадекватность быстро изменяющейся действительности.

В условиях глобального кризиса происходит крушение не только традиционной общей картины миропорядка, но и сложившейся в человеческом сознании адекватной ей системы представлений об основополагающих духовных ценностях.

Категории «душа», «дух», «духовность» в истории философии, проблема духовности, определение

её сущности и философского статуса напрямую связаны с пониманием природы человека, личностного начала в нём.

Наряду с тем, что в языке свободно и широко используются понятия дух, душа и производные от них - духовное, душевное, духовный рост, духовное наследие, духовное развитие, духовные основы и т.д., эти понятия духовности так и остаются в области абстрактного. Анализ разных подходов к данному вопросу позволит определить категориальный статус понятия духовности и духа. Экскурс в историю термина дух может пролить свет на существо духа и понимание духовности. Начиная с древнего мира и заканчивая современными философскими и другими гуманитарными науками, трактовка этих понятий изменялась, эволюционировала, раскрывалась в новых аспектах.

Традиционно понимание духа, духовности в философии связано с такой категорией, как «идеальное». Об этом писали Платон, Гегель Г., Ильенков Э.В., Мамардашвили М.К. В рамках философских учений понятие духовности связано с категориями «ментальное», «рациональное», «смыслооб-разующее».

В Древней Греции для слова «дух» существовало два значения: «pneuma» - дуновение, дыхание, ветерок и «nous» - мысль, разум, ум.

Начиная с Сократа, проблема души и духа получает то значение, которое в различных вариантах будет раскрываться в европейской философии. Человек для Сократа - это его душа, которая понимается как разум, мыслящая активность и нравственно ориентированное поведение. Дух же выше и тела, и души, он одухотворяет тело и душу, которая для Сократа есть «я сознающее». Поэтому именно знания составляют в первую очередь содержание духовного мира человека. Разум приводит к власти рациональности над витальностью, разумного начала над животным.

Платон одним из первых обратил внимание на внутренний, духовный мир человека. Духовное он понимал двояко: с одной стороны - как космос, сущность всего, начало всех начал. С другой - как идеальное, где его «эйдосы» (идеи) лежат в основе множества вещей.

У Платона душа - вечнодвижущее, а потому она бессмертна; душа есть сочетание и гармония телесных начал, вместилище знаний, место возникновения идей, истины и лжи, прибежище любви и всех душевных чувств человека. По Платону в основе приобщения человека к духовному лежит познание, к высшему мы приходим через интеллектуальную сферу.

Для Аристотеля важна не душа сама по себе, а её деятельность, поэтому главное в этике «не познание, а поступки».

В целом характерным для античности является понимание взаимосвязи души и космоса, что приводило к космичности сознания, к идее единства макро- и микрокосма.

Идея бессмертной нетленной души как чистой и неприкосновенной сущности активно разрабатывалась христианской теологией. Здесь вера объявляется основополагающим свойством человеческой души, ядром содержания духовного мира человека. Это приводит, в конечном итоге, к «открытию» внутреннего мира человека, «второго» человека, без которого невозможно было формирование представления о личности.

В схоластике, у Фомы Аквинского дух - это, прежде всего, интеллектуальная сила, через которую человек соприкасается с бытием.

В эпоху Возрождения душа рассматривалась как источник могущества человека, основа его активности и творчества, «как бы некое божество» (Э. Роттердамский). У Эразма душа занимает как бы промежуточное положение между телом и духом. Но направляемая духом, она играет определяющую роль в поступках «внутреннего» человека.

В целом, понимание, с одной стороны, единства в человеке тела, души и духа, а с другой - определяющей роли в нём духа, кладётся в основу трактовки природы человека, его активности, творчества и свободы. Особенно заметна такая ориентация в философии Нового времени.

У Декарта духовность человеческой природы связана с её разумностью, правильностью мышления, рациональностью. При этом мышление оказывается субъективно переживаемым и сознаваемым процессом.

Спиноза Б. синонимом разумности считал свободу. Для него духовность составляла суть человека как свободного, универсально действующего субъекта. Для Спинозы духовность связана с жизнью «по руководству разума», с возможностью свободного выбора. С философии Спинозы начинается преодоление упрощённого понимания духовности как простой логической рефлексии.

Немецкая классическая философия приводит к тождеству, слиянию воедино духа и сознания.

Для Гегеля дух - это саморазвитие понятия, которое происходит на всех уровнях жизни природы. Это движение от низших форм жизни к высшим. Тем самым он наделяет той или иной степенью духовности все ступени иерархии живой и неживой природы: «Абсолютный дух есть абсолютное единство действительности и понятия» [1]. При этом подходе исчезают границы между существенным и несущественным, ценным и неценным, всеобщим и индивидуальным, родовым и единичным и существует возможность назвать духовным вообще всё.

В немецкой идеалистической философии духовность понималась не как субстанциональная пассивность, а как свободная деятельность творческого субъекта, его активность, и открытость. Человек мыслящий способен осознавать самого себя, придавать своим знаниям форму устойчивого коллективного опыта.

По теории Гуссерля сфера духовного определяется тремя способностями сознания - сферой мышления, чувствования и воления.

Одной из основных целей феноменологии Гуссерля является разделение природного и духовного в человеке. В учении Гуссерля дух имеет онтологическое значение, в отличие от природного, так как природа конституируется из каких-либо явлений, предметов, а дух конституируется в самоявленнос-ти, в том, какой он есть сам по себе. Дух абсолютен, иррелятивен, тогда как природа относительна.

Дух, по Гуссерлю, может проявиться только в интерсубъективном опыте, при этом интерсубъективный опыт как взаимосвязанное множество субъектов, отдельных духовных сущностей, отнесённых к вещественному, недуховному, но духовно значимому миру «объектов», конституируется в духе. Духовное здесь характеризуется не как некая данность и статичность, а как движение к выбору, которое осуществляется на основе предпочтения тех или иных ценностей.

Особая роль в переосмыслении сути духовности принадлежит И. Канту. В его практической философии разум является не только регулятивным, направляющим сознание, как в теоретической философии, но и законодательным. Разум понимается Кантом как способность человека делать свою судьбу зависимой только от самого себя, а свободу - независимой от влияния нового авторитета. По Канту, свобода необходима как условие личной ответственности за принимаемое человеком нравственное решение. Как духовное существо, человек пользуется свободой и превращает своё собственное развитие в цель. При этом Кант подчёркивает первичность практического разума, т.е. первичность воплощения морального закона, который приводит личность к достижению всеобщего блага. Его понимание духовности - это мораль, которая является долженствованием.

ВЕСТНИК ФА ♦ 3'2010

Для Канта духовность - внутреннее единство личности. Будучи разумным и духовным существом, нравственной личностью, человек становится бессмертным.

Опыт немецкой классической философии даёт нам понимание, что определение понятия духовности, существующей вне субъекта, невозможно. Субъект является главным источником содержания и воспроизведения духовности. Область духовности предстаёт как опыт другого, опыт предшествующей культуры.

В целом, так или иначе, вопрос о духе, будь то восточная, христианская, просветительская, кан-товская, или марксистская его постановка, всегда оказывается вопросом о человеке: гуманизме, нравственности, смысле жизни и т.п. Размышляя о духовности, анализируя её природу и сущность, философия всегда имела в виду своеобразный закон сохранения человечности. Поэтому духовность - это проявление высшей красоты и гармонии всех личностных качеств человека, единство интеллекта и нравственности, разума и воли, целостность и гармония внутреннего мира человека.

Сложность и противоречивость бытия, природа самого человека как бы «раздваивает» его: на человека личного и общественного, внутреннего и внешнего, эгоиста и альтруиста, чувственного и разумного. Духовность же становится объединяющим, интегрирующим началом в этой раздвоенности человека, помогая сохранить его целостность. Взаимоотношения чувственности и рациональности, сердца и разума являются своеобразным символом борьбы и гармонии, наиболее обобщённым выражением и внутренним импульсом саморазвития духовности. Духовность - нравственное переживание «истины ума» и «истины сердца»: рассудка и воли, тёмных и светлых начал души.

На смену понимания духовности как того, что достигается по аналогии с поиском научной истины, добытой на основе рациональных и логических законов, и потому обладающей чертами объективности, окончательной достоверности и неопровержимости, в XX веке приходит понимание неоднозначности проблемы «сознательного» как истинного, объективного и универсального. Это проявилось, например, в герменевтике, которая перевела понимание духа в область досознательного, доопытного знания, расширив границы рассмотрения понятия сознания. Сознание представлено в герменевтике как поток, где невозможно установить чёткие предельные границы. Сознание имеет интенциональ-ный характер, оно всегда соотносимо с чем-либо.

Бердяев рассматривал духовную сферу как отношение духа и субъекта, полагая, что мир творится Богом, который творит не вещи, а живые творческие субъекты. Дух он понимал как истину души, её вечную ценность, а духовность - как высшее качество, высшее достижение в человеке. Дух даёт

смысл действительности, который проникает в существо человека и передаёт ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннее единство. Духовные состояния - это перворе-альность, которая отражает объективный мир. Дух раскрывается в экзистенциальном субъекте и через него, это реальность, идущая изнутри, а не извне, не от объективированного мира [2].

В исследовании категории «дух» важное значение имеет понимание духовности как универсальных, всеобщих начал человеческой жизни, в отличие от частного и индивидуального. Мир имеет идеальные основы, которые носят универсальный характер, это и есть духовная основа мира. Такое понимание можно найти в идеал-реализме Лосского Н. и Франка С., а также в софиологии. Идеальная, духовная основа мира здесь понимается преимущественно как «объективность», в отличие от «субъективности» всего частного и индивидуального. Такая позиция противоречит пониманию духа в экзистенциализме.

В антропологической философии существует подход, связанный с пониманием духа как сферы человеческих интенций - «царства ценностей», основоположником которого является Шелер М. По его концепции, в основе человеческого существования, а также в его познавательной деятельности лежит ordo amoris (порядок любви), который и определяет эмоционально-ценностное отношение человека к миру. При этом мы видим, что определение понятия дух, по мере развития концепции Шелера, меняется. Первоначально Шелер рассматривает дух как самостоятельную сущность, субстанцию, источник активности которой содержится в самой этой субстанции; позднее, что дух является лишь одним из составляющих субстанции. Философ приходит к выводу, что изначально дух не имеет силы, поэтому его необходимо снабжать энергией, которую дух обретает в результате соединения с всесильным жизненным «порывом», являющимся другим атрибутом субстанции. Это и есть определяющее условие бытия.

Позже Шелер М. изменяет свои взгляды на духовное, он говорит о личностном измерении духа, ограничивающегося конечной, человеческой сферой бытия. Человек, в свою очередь, являясь носителем духа, трансформируется из части мира в сам мир, бытие, который участвует теперь в процессе «творения» и наделяет весь окружающий мир смыслом.

Особо стоит отметить подход Хайдеггера М. к вопросам духовных ценностей в существовании человечества. Одной из главных идей философии Хайдеггера М. стало описание взаимоотношения внутреннего мира человека и окружающей реальности. Он стремился объединить окружающий мир, «холодный космос» с внутренним миром человека, чтобы человек не чувствовал себя отчуждённым от мира, а ощущал себя в мире «как у себя дома». По Хайдеггеру М., человек «выдвинут в ничто», и понимание этой границы между нечто и ничто

и является движущей силой для самопознания, творчества. Только через осознание существования к человеку приходит понимание сущности.

Экзистенциальная теория Франкла рассматривает духовное в человеке в широком контексте. Во-первых, Франкл вписывает религиозное представление о духовном в общий план духовной человеческой сущности; во-вторых, рассматривает духовное измерение человека в объёме человеческой сущности, как одно из трёх измерений, наряду с телесным и душевным. Духовное специфично только для человека, соответствует природе человека, отличает человека от других живых существ. Духовное измерение наполняется содержанием ценностей человека, смыслом жизни, ситуации и активности.

Как показал исторический дискурс, понимание и определения духа и духовности многогранны и противоречивы. Своеобразным итогом развития многих теорий можно назвать понимание духа Уилбером К. По его мнению, «Дух - это вершина бытия, наивысшая ступень эволюционной лестницы. Но столь же истинно, что Дух - это дерево, из которого сделана лестница в целом и все её ступени. Дух - это таковость, бытование и суть любой и каждой существующей» [3]. Он говорит о том, что первый аспект Духа как наивысшей ступени бытия - это его трансцендентная природа. «Он далеко превосходит все «дольнее», тварное или конечное. Дух сохранился бы даже после уничтожения всей Земли (или даже всей вселенной)» [3]. Вторым аспектом Уилбер называет «аспект дерева» - это имманентная природа Духа: «Дух в равной степени и полностью безраздельно присутствует во всех явленных вещах и событиях: в природе, в культуре, на небесах и на земле. С этой точки зрения ни один феномен не может быть ближе к Духу, нежели другой, ведь все они в равной степени «сделаны» из Духа. Таким образом, Дух представляет собой как высочайшую цель всего развития и эволюции, так и основу всей последовательности, в полной мере присутствуя как в начале, так и в конце. Дух предшествует этому миру, но не чужд ему» [3].

Уилбер описывает свой подход к духовным категориям в виде интегральной карты, состоящей из нескольких секторов, каждый из которых описан на отдельном языке. События и данные в одном секторе описаны на языке «Я» (сознание, субъективность, самость и самовыражение; правдивость, искренность). События и данные во втором секторе описаны на языке «Мы» (этика и мораль, мировоззрения, общий контекст, культура; межличностный смысл, взаимное понимание, правильность, справедливость). Ещё два

сектора могут быть описаны на языке «Оно» - наука и технология, объективная природа, эмпирические формы (включая мозг и социальные системы); пропозициональная истина (как в единичном, так и в функциональном соответствии).

Рассмотрение феномена духовности, исходя из такого целостного видения мира, показывает, что определения духовности не противоречат, не взаимоисключают друг друга, а дополняют. Кроме того, если оставить незаполненным хотя бы один из секторов при этом подходе, понимание духовности не будет целостным. Следует особо отметить, что интеграция это не просто соединение нескольких частей, а появление в результате качественно нового понимания того или иного феномена, а в данном случае - понимание духовности.

Резюмируя, можно сделать следующие выводы: существует некая сила, интенция, которая проявляется в человеке, через человека и затрагивает все сферы бытия. А это означает, что духовность, во-первых, есть глубокое внутреннее мироощущение, самоосознавание человека в мире (по Уилбе-ру - индивидуальное внутреннее); во-вторых, это отношения человека с окружающим миром, его экзистенциальная определённость (индивидуальное внешнее); в-третьих, это то, как человек ассимилирует свои духовные ценности в контексте той культуры, в которой он живет (коллективное-внутреннее); в-четвертых, это то, как он проецирует своё духовное существование во внешней деятельности (коллективное внешнее).

Дух субъективен, интерсубъективен и трансперсонален одновременно, а поиск Духа имманентен каждому индивиду сознательно или бессознательно. Проблемой является только определить, где находится конкретная точка, к которой пришёл индивид в своём поиске Духа. Духовность человека полностью выражается в его целостности, при этом духовность одновременно является и состоянием и процессом, который беспрерывно идёт от низшего к высшему, от базового к космическому, виток за витком. Этот процесс бесконечен и, в определённом смысле, концом этого процесса может стать только прекращение физического существования человека, а в некоторых системах он может продолжаться после смерти или в другой жизни. Смыслом этого процесса является бесконечное совершенствование для более глубокого постижения процессов бытия во всех его сферах. Важно подчеркнуть, что речь идёт не только о целостном проявлении духа во всех сферах, а именно об интегральном понимании проблемы духовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. - М. : Мысль, 1977. - С. 75.

2. Бердяев Н.А. Дух и реальность. - М. : ООО «АСТ»; Харьков : «Фолио», 2003. - С. 220-232.

3. Уилбер К. Око духа. - М. : ООО «АСТ» и др., 2002. - С. 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.