УДК 377.35
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Е. А. Кустова, П. В. Тимошев, Н. М. Андриевская
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: ak@sibsau.ru
Говорится о назревшей необходимости в совершенствовании модели подготовки рабочего персонала с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах. Пилотным проектом является дуальная система образования. Представлены ее основные преимущества, названы и проанализированы первые результаты.
Ключевые слова: дуальное обучение, пилотный проект, подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров.
DUAL EDUCATION
E. A. Kustova, P. V. Timoshev, N. M. Andrievskaya
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev
Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: ak@sibsau.ru
The article dwells upon the long-felt need in improvement of the working personnel training model taking into account the real demands of economy for skilled labour. The pilot project is the dual system of education. The article presents its main advantages, mentions and analyses its firstlings.
Keywords: dual education, pilot project, training of highly qualified professionals.
Инновационная направленность экономики нашего государства обусловила высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации протекающей в стране успешно реализовать поставленные задачи. Практика, интересы экономики, интенсивные пути развития по которым движется наша страна, должна диктовать цели, методы и содержание среднего профессионального образования. Однако современное обучение в ССУЗах страны недостаточно ориентировано на решение возникших задач. Наблюдается большой дефицит в отношении технической компетентности. Порой основные градообразующие предприятия по оснащению и организации производства опережают программы обучения в ССУЗах. В условиях жесткой конкуренции, в век новых технологий и товаров, которые быстро сменяют друг друга выпускникам ССУЗов необходимо быть не только теоретически подготовленными, но и хорошо ориентированными в современных производственных процессах, способных эффективно решать индустриально-инновационные задачи. Давно назрела необходимость реформировать подготовку специалистов новой формации. В связи с этим возникает необходимость в совершенствование модели подготовки рабочего персонала с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности регионов.
Все это влечет за собой разработку новых профессиональных стандартов по актуальным профессиям для производства и бизнеса, также необходимо разработать и модернизировать образовательные программы в соответствии с требованиями профессиональных стандартов внести изменения обязательных требований к организации и содержанию образовательных программ, разработать механизмы независимой оценки квалификации рабочих кадров и др.
В фазе поиска приемлемых технологий обучения, формирования среднего профессионально-технического образования работников в области промышленности большие надежды возлагают на дуальную систему, которая является видом профессионального образования и имеет ряд преимуществ:
- устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;
- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованностью руководителей предприятий в обучении «своего» работника;
Решетневскуе чтения. 2014
- учебное заведение, работая в тесном контакте с предприятием, учитывает производственные требования, предъявляемые к будущему специалисту уже в ходе обучения.
В январе 2014 года Красноярский край стал одним из победителей по итогам конкурсного отбора пилотных регионов, внедряющих элементы дуальной системы образования в практику профессионального обучения специалистов технических специальностей в рамках проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования в области машиностроения». Специальная комиссия в составе представителей Агентства стратегических инициатив, Минпромторга, Минобрнауки, Минэкономразвития, Минтруда, Российско-Германской внешнеторговой палаты рассмотрела заявки 23 регионов и определила пятерку победителей, в которую вошел и Красноярский край. Помимо Красноярска, пилотами по подготовке кадров на основе дуального образования были выбраны Калужская, Ульяновская и Ярославская области, а также Пермский край.
В рамках подписанной «дорожной карты» - алгоритм реализации проекта в Красноярском крае шла работа по созданию центров прикладных квалификаций.
Сейчас в регионе уже действуют 11 высокотехнологичных центров по ведущим отраслям экономики, в том числе и для нужд оборонной промышленности и машиностроительного комплекса, 4 центра профобразования по подготовке кадров для нужд образования, малого и среднего бизнеса. До конца 2014 года планируется открыть еще 5 подобных центров.
Также в 2014 году будет открыт центр ситуационного анализа и мониторинга рынка труда, начнется разработка профессиональных стандартов по наиболее востребованным профессиям, критериев оценки эффективности работы центров трудоустройства студентов и выпускников вузов и колледжей. Особое внимание планируется уделить профессиональной ориентации.
В рамках данного проекта в Красноярском крае разрабатывается модель дуального обучения «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологических отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения». В феврале 2014 г. Правительство Красноярского края обсуждало реализацию данного проекта. По итогам обсуждения было принято решение, на основании которого директора предприятий ОАО «Красноярский машиностроительный завод», ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», ОАО «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь» при участии ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени М. Ф. Решетнева», профильные средние специальные учебные заведения должны были создать творческие группы при предприятиях для разработки плана работы (дорожную карту), предусмотрев мероприятия
по разработке востребованных предприятием профессиональных квалификаций и т. д.
Основная задача, на стадии внедрения проекта, заключалась в том, чтобы выявить какие специальности представляют наибольший спрос в регионе. Исходным пунктом для соответствующих предположений явилась экономическая ситуация в стране и регионе. Красноярский край является не только географическим центром России, но и экономически достаточно развитым регионам с большими промышленным потенциалом и как следствие серьезными промышленными перспективами.
После утверждения «дорожной карты» и определения круга специальностей, в соответствии с решением Правительства Красноярского края Аэрокосмический колледж Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева принял активное участие в реализации данного проекта. Инициативная группа колледжа в составе: директора АК СибГАУ Е. А. Кустовой, заместителя директора по УПР П. В. Тимошева, заместителя директора по УМР М. А. Шуваловой, заведующей учебной частью О. Н. Карпачевой, методистом Л. В. Костиной, вошла в состав творческой группы под руководством ОАО «Красмаш» и ОАО «ИСС», созданной с целью разработки образовательных программ и организации обучения. Директор АК СибГАУ Е. А. Кустова вошла в состав группы, решающей вопросы подготовки кадров и повышения квалификации работников образовательных организаций, наставников студентов от предприятий в области современных производственных и образовательных технологий.
С сентября 2014 года АК СибГАУ приступил к внедрению дуального обучения по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения». В рамках этой специальности планируется подготовка студентов с присвоением разряда по рабочим профессиям: «Оператор станков с программным управлением», «Станочник широкого профиля», «Токарь», «Фрезеровщик».
На базе 78 лабораторий и кабинетов колледжа высококвалифицированными преподавателями и мастерами производственного обучения, 12 из которых имеют высшую квалификационную категорию, 16 - первую, реализуется дуальное обучение.
На стадии внедрения дуального обучения были согласованы компетентностные модели по данным профессиям, утвержден график учебного процесса, согласован перечень дисциплин и продолжительность учебной и производственной практики, материально-техническая база для их проведения, содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей, утверждены приказы о закреплении за студентами мест прохождения практики, назначены наставники и руководители практиками как от предприятий, так и от образовательного учреждения.
Обучение по дуальной системе отличается от традиционного обучения доминирующей частью практического над теоретическим в освоении компетенций, часть учебного времени студент обучается в колледже, а другую достаточно значимую часть в Научно
Образовательном Центре «Ракетно-космических технологий» (НОЦ «РКТ») и в цехах предприятия.
На сегодняшний день 23 студента колледжа приступили к занятиям по дуальной форме обучения. Для адаптации студентов на предприятии в учебный план будет включена дисциплина «Основа корпоративной культуры» и вновь введена дисциплина «Введение в специальность».
Уже с первых дней находясь на рабочем месте, студент показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях. Преподаватели колледжа участвующие в подготовке таких специалистов должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть современными технологиями на производстве. Для достижения данного показателя были организованы и проведены курсы повышения квалификации, стажировки работников колледжа, мастеров производственного обучения, наставников студентов от предприятий в области современных производственных и образовательных технологий.
Аэрокосмический колледж Сибирского государственного аэрокосмического университета имени М. Ф. Решетнева - это высококвалифицированный преподавательский состав (32 % преподавателей высшей категории, 35 % преподавателей первой категории, 12 почетных работников СПО РФ), готовый решать проблемы региона, при условии совместного участия предприятий в формировании компетентного специалиста. Такой студент проблемы предприятия познает не по «книжкам», а путем непосредственного участия в производственном процессе.
Все проводимые мероприятия на базе колледжа в рамках внедрения дуальной системы позволяют продвигаться по пути достижения цели - подготовки рабочего персонала с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для оборонно-промышленного и машиностроительного комплекса.
Подводя итоги выше изложенного, хотелось бы отметить, что на данный момент невозможно окончательно оценить результаты внедрения дуальной модели в ССУЗах. Однако преимущество ее очевидны. Студент в процессе обучения адаптируется на пред-
приятии. Предприятия после завершения обучения получает опытного работника.
Запланированные эффекты проекта покажут, себе на практике через 2-4 года, когда в регионе появятся первые выпускники прошедшие обучение по дуальной системе. Эффект от внедрения проекта очевиден. Речь идет о совершенно новых методах в сфере среднего профессионального образования. Мы считаем, что дуальная модель профессионального технического обучения актуальна и жизнеспособна и может способствовать повышению инвестиционной привлекательности Красноярского края за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования, что повлечет значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования. Все это будет служить основой для комплексного индустриально-инновационного развития региона.
Библиографические ссылки
1. Камербаев А. Ю., Кашук Л. И. Для подготовки кадров новой формации // Современное образование. 2012. № 2.
2. Полянин В. А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии. 2010. № 2. С. 68-96.
3. Портал Правительства Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://krskstate.ru/priem (дата обращения: 1.09.2014).
References
1. Kamerbaev A.Y., Kashuk L.I. For training new formation // Modern education. - 2012. - №2
2. Polyanin V.A. The educational system in the dual format and professional selfdetermination of the teacher // Educational Technology. - 2010. - № 2. - P. 68-96.
3. Portal of the Government of the Krasnoyarsk Territory [Electronic resource]. URL: http://krskstate.ru/ priem (date of visit: 1.09.2014).
© Кустова Е. А., Тимошев П. В., Андриевская Н. М., 2014