ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
TRAINING OF MODERN SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF DUAL EDUCATION
B.B. Кольга, M.A. Шувалова V.V. Kolga, M.A. Shuvalova
Среднее профессиональное образование, дуальное образование, требования работодателей, опыт образования Германии.
В статье рассматриваются требования к подготовке специалиста в системе среднего профессионального образования. Представляется историческая справка о развитии дуального образования на примере системы дуального обучения в Германии. Актуализируется необходимость использования данной системы в России, и в частности в Красноярском крае. Раскрываются преимущества участия профессиональных образовательных организаций и предприятий в проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения».
Secondary vocational education, dual education, requirements of employers, the experience of education in Germany.
The article discusses the requirements for specialist training in the system of secondary vocational education. It presents the historical background of the development of dual education using the example of the system of dual training in Germany. The need to use this system in Russia and in the Krasnoyarsk Territory in particular is explained. The advantages of participation of professional educational organizations and enterprises in the project «Training of employees who are able to meet the requirements of high-tech industries of the Krasnoyarsk Territory on the basis of dual education in engineering» are revealed.
Массовое интенсивное внедрение наукоемких технологий на предприятиях высокотехнологичных отраслей (машиностроение, ракетно-космическая, нефтегазовая и др.) в настоящее время требует от профессиональных образовательных организаций принципиально новых подходов при подготовки высококвалифицированных кадров нового поколения. Наибольший дефицит составляют профессии специалистов среднего звена, техники высокотехнологичной отрасли, непосредственно включенные в производственный процесс, рабочие высокого класса.
На сегодняшний день высококвалифицированный рабочий должен свободно оперировать техническими терминами, уметь анализировать свою профессиональную деятельность, находить причины сбоев в работе оборудования, давать им объяснения.
Рабочий в современных условиях должен обладать широкой профессионально-технической подготовкой и общей производственной культу-
рой, проявлять самостоятельность и высокую профессиональную стабильность. При этом свободно ориентироваться во взаимодействии узлов и деталей машин и механизмов, читать сложные чертежи, графики, кинематические схемы, выполнять трехмерные модели деталей, составлять технологические карты, использовать данные паспорта станка, составлять управляющие программы при работе с разными типами оборудования как универсальных, так и станов с программным управлением различных классов.
Предприятия высокотехнологичной отрасли заинтересованы в обеспечении производственного потенциала работников, проявляющих инициативу и склонность к поиску совершенствования производственных процессов, а также социальную ответственность за результаты выполняемой работы [Кольга, Шувалова, 2014, с. 64].
Именно этим обстоятельством определяется поиск новых подходов к подготовке высококвалифицированных рабочих для промышленных лиде-
ров высокотехнологичных отраслей [Кольга, Тимо-хович, 2013, с. 81].
Одним из таких подходов является система дуального образования. Согласно Международной стандартной квалификации ЮНЕСКО, дуальная система образования - это организованный учебный процесс реализации образовательных программ, сочетающих частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе.
Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы объясняется тем, что она объединяет в себе интересы всех участвующих сторон -предприятий, работников, государства. Формирование профессиональных компетенций специалистов высокотехнологичных отраслей в процессе их подготовки в системе дуального образования является актуальной задачей профессиональной педагогики [Шувалова, 2014, с. 226].
Интерес к системе дуального образования в России не случаен. Профессиональное образование никогда не представлялось без связи с производством.
В советский период российской истории принцип сотрудничества образовательных организаций с трудовыми коллективами, развитие системы наставничества на производстве определялись законодательно. Так, в статье 64 закона РСФСР «О народном образовании» 1974 года сказано: «Предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль за их обучением».
Дуальная система обучения - самая распространенная, популярная среди молодежи траектория профессионального образования в Германии.
Более 50 % выпускников средних школ Германии, по данным национального доклада страны о развитии профессионального образования за 2012 год, выбирают дуальное обучение.
Профессиональное образование в рамках дуальной системы взаимосвязано с производственной сферой. Инновационная экономика Германии опирается на служащих среднего уровня квалификации и высококвалифицированных ра-
бочих-это главный тип квалификации для развития экономики и промышленной сферы Германии. Принципы немецкой системы обучения - «обучение через действие», «обучение через процесс». Сроки обучения составляют 2-3 года [Тесленко, Га-нушко, 2014, с. 92].
Основной чертой дуальной системы Германии является тесно организованное сотрудничество между правительством, системой профессионального образования, работодателями и профсоюзами.
Федеральное правительство Германии ответственно за разработку концепции подготовки по профессиям в рамках дуальной системы. Подготовка осуществляется исключительно в соответствии с нормами, утвержденными федеральным правительством. Функции государства - регулирование законодательной базы и координация всех участников дуальной системы образования [Hensen, 2012, с. 163].
В федеральном правительстве Германии на Федеральное министерство образования и научных исследований (BMBF) возлагается ответственность за решение вопросов политики в сфере профессионального образования и обучения. К ним относятся, например, составление ежегодного отчета о профессиональном образовании и обучении, правовой надзор за деятельностью и финансирование Федерального института профессионального образования (Bundesinstitut für Berufsbildung, BIBB), а также реализация программ по модернизации системы профессионального образования [Ordinance..., 2013].
По мнению идеологов системы дуального образования, качественная и хорошо себя обеспечивающая трудом рабочая сила становится залогом процветания государства. Эта цель привела к поиску новых методов обучения, объединила предприятия, школы и государственную власть [Есенина, 2014].
О необходимости введения в России системы дуального образования, которое широко распространено в мире, неоднократно заявлял президент Владимир Путин.
Внедрением дуального образования в России занимается учрежденное правительством
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
Агентство стратегических инициатив. В 2013 году АСИ объявило конкурс для российских регионов. В конкурсе приняли участие 23 региона, победителями стали Калужская, Ульяновская и Ярославская области, Пермский край, а также Красноярский край с проектом «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения».
Машиностроение, а точнее, высокотехнологичное производство является одной из основополагающих отраслей Красноярского края. Сегодня для решения государственных задач экономического развития и вывода отечественной продукции машиностроения на мировые рынки необходимы модернизация производственной базы и подготовка высококвалифицированных специалистов.
Предприятия машиностроения края участвуют в реализации федеральных, региональных целевых программ и технологических платформ. Так, например, ОАО «Красноярский машиностроительный завод» и ОАО «Информационные спутниковые системы» принимают участие в таких технологических платформах, как «Национальная космическая технологическая платформа» и «Национальная информационная спутниковая система», являются участниками ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период до 2020 года», ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 гг.», ФЦП «Глобальная навигационная система».
Основной целью проекта по внедрению системы дуального образования является совершенствование модели подготовки рабочего персонала с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности Красноярского края.
Аэрокосмический колледж СибГАУ принимает участие в данном проекте по направлению подготовки среднего профессионального образования, специальности 151901 «Технология машиностроения». В рамках проекта дуального образования на 2014-2016 годы колледжем будет подго-
товлено более 60 специалистов. Образовательную деятельность Аэрокосмический колледж СибГАУ в данном проекте реализует как федеральная инновационная площадка (Приказ Минобрнауки России № 780 от 23.06.2014 «О федеральных инновационных площадках»).
Обучение в рамках системы дуального образования основано на сочетании теоретической подготовки с практической работой на высокотехнологичном оборудовании на конкретных рабочих местах предприятий оборонно-промышленного комплекса: ОАО «Красмаш», ОАО «Информационно-спутниковые системы», ОАО «Научно-производственное предприятие "Радиосвязь"».
Аэрокосмическим колледжем совместно с работодателями - участниками проекта были определены требования к учебному процессу для рабочих профессий высокотехнологичных отраслей в рамках подготовки техников по специальности 151901 «Технология машиностроения». К ним относятся следующие.
1. Организация дуального профессионального образования на предприятии:
- 30 % времени на I курсе дуального образования (лабораторные и практические занятия);
- 90-100 % времени на II курсе дуального образования (производственная практика, итоговая аттестация).
2. Организация дуального профессионального образования в образовательном учреждении:
- 70 % на I курсе дуального образования (теоретическое обучение);
-10 % на II курсе дуального образования (консультации).
Организация обучения по дуальной системе будет осуществляться по следующей схеме.
1. Проведение образовательной организацией совместно с работодателями по окончании II курса предварительных собеседований и отборочных испытаний.
2. На протяжении всего процесса обучения работодатели непосредственно принимают участие в реализации образовательных программ, осуществляя контроль и корректировку учебных курсов и педагогических технологий обучения,
обеспечивая практическую составляющую современными рабочими местами.
3. Заключаются договоры со студентами для обучения по системе дуального образования.
4. Присваивается профессиональный разряд по рабочей специальности «Оператор станков с программным управлением» квалификационной комиссией, созданной совместно с работодателем.
5. Выдается диплом техника по специальности «Технология машиностроения».
Таким образом, предлагаемая схема обучения позволит спроектировать педагогическую модель подготовки специалистов высокотехнологичной отрасли с учетом требований работодателей.
Обучение в рамках системы дуального образования будет способствовать формированию широкого диапазона навыков и профессиональных компетенций, которые позволят будущим специалистам высокотехнологичной отрасли успешно осуществлять различные виды профессиональной деятельности в рамках специальности. При этом основная часть учебного процесса будет осуществляться на рабочем месте. Ответственность за результаты дуального обучения распределяется между профессиональной образовательной организацией и предприятиями, включенными в систему дуального образования.
Вывод. В работе выдвинута и реализована идея исследования о формировании профессиональных компетенций техника высокотехнологичной отрасли в системе дуального образования в специально организованном педагогическом процессе, совместном с работодателями, активизирующем образовательные практики и обеспечивающем приобщение студентов к профессиональной деятельности в процессе обучения.
Список сокращений
1. АСИ - Агентство стратегических инициатив.
2. АСИ - Федеральный государственный образовательный стандарт.
3. СПО - Среднее профессиональное образование.
4. СибГАУ - ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева».
Библиографический список
1. Есенина Е.Ю. Что такое дуальная система обучения? Детальный обзор. URL: http://www. up-pro.ru/library/personnel_management/ training/dualnoe-obuchenie.html
2. Кольга В.В., Тимохович A.C. Интегрирование содержания военных и общеинженерных дисциплин в учебном процессе технического вуза // Вестник КГПУ им В.П. Астафьева. 2013. № 1(23). С. 80-85.
3. Кольга В.В. Концепция построения системы непрерывного аэрокосмического образования. Красноярск: КГУ, 2006.159 с.
4. Кольга В.В., Шувалова М.А. Современные требования к выпускникам учебных заведений среднего профессионального образования аэрокосмической отрасли, которые работают с высокотехнологичным оборудованием // Современные технологии в системе дополнительного и профессионального образования: матер. II Междунар. науч.-практ. конф., 02-03.05.2014. Прага: Социосфера, 2014.
5. Пискунов А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии (до Веймарской республики). М., 1963.359 с.
6. Стратегия создания в оборонно-промышлен-ном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года.
7. Тесленко В.И., Ганушко Я.В. Проблема качества профессиональной подготовки специалистов средних профессиональных организаций и возможные пути ее решения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2 (28). С. 89-95.
8. Шувалова М.А. Подготовка специалистов среднего звена высокотехнологичной отрасли // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сб. матер. V Междунар. науч.-практ. конф., 25 апреля 2014 г. Махачкала: Апробация, 2014.
9. Hensen R.F., Hippach-Schneider U. VET in Europe - Country Report Germany. 10th ed. Bonn, Germany: BIBB, 2012. Nov.
10. Ordinance on Vocational Education and Training in the Occupation of Mechatronics Fitter (English Version). Bonn, Germany: BIBB, 2013.
<C
с m
о
ь
X
Щ
w m H
о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
w
H
к о
Рч
w
I
0
1
X %
«
о w
V
к
Ь
1-4
<c n w с
s
X
H
и
w
PQ