Научная статья на тему 'Практико-ориентированный Научно-образовательный центр'

Практико-ориентированный Научно-образовательный центр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОЦ «РКТ» / дуальная система образования / интегрированная система образования / практико-ориентированное обучение / SCE «RST» / the dual system of education / integrated education system practice-oriented education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Титов, А Ю. Литвинчук, Н А. Терехин

Инженерная подготовка специалистов для современного предприятия требует создания новых форм развития интегрированной (дуальной) системы образования. Показаны возможности практикоориентированного обучения в Научно-образовательном центре «Ракетно-космические технологии» для обеспечения подготовки специалистов ракетно-космической отрасли в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-BASED RESEARCH CENTER

Engineering of training for the modern enterprise requires the creation of new forms of development of the integrated (dual) system of education. The possibilities of a practice-oriented training in the Scientific and Educational Center "Rocket and Space Technology" to provide training space industry today.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный Научно-образовательный центр»

Технология обучения студентов решению практи-ко-ориентированных задач должна осуществляться (по содержанию) поэтапно, если мы хотим, чтобы эти задачи были поняты, а их решения осмыслены.

Принципиальная особенность содержания инженерного образования сегодня заключается в том, что оно должно включать совокупность процессов обучения (усвоение современной системы знаний), образования (обеспечение наряду с обучением профессиональной и социальной адаптации будущего ИТР) и практической составляющей (обеспечение комплексной подготовки инженера к профессиональной деятельности с установкой на самообразование, профессиональную рефлексию, самореализацию). Как бы не изменялось содержание инженерного образования, главной составляющей его частью всегда была и будет реализация практико-ориентированного обучения, которая является основой качественной подготовки ИТР.

Изучение опыта европейских университетов в организации профессионального образования в области

инженерных специальностей показывает, что принципиальным в подготовке специалиста этой сферы является ее практико-ориентированный характер. Это выражается в целом ряде особенностей, из которых наиболее важными являются:

- общее количество часов, отведенных на практическое образование (до 50 % времени обучения в университете);

- использование в обучении определенных (креативных) методов (метод проблемно-ориентированного обучения, метод проектов и др.);

- ориентация обучения на работу в группе, команде;

Таким образом, необходимость создания практи-

ко-ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем.

© Лячин В.И., Корсукова Н.Д., 2014

УДК 378.02

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

О. А. Титов2, А. Ю. Литвинчук2, Н. А. Терехин1

1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

2ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

Инженерная подготовка специалистов для современного предприятия требует создания новых форм развития интегрированной (дуальной) системы образования. Показаны возможности практико-ориентированного обучения в Научно-образовательном центре «Ракетно-космические технологии» для обеспечения подготовки специалистов ракетно-космической отрасли в современных условиях.

Ключевые слова: НОЦ «РКТ», дуальная система образования, интегрированная система образования, практико-ориентированное обучение.

PRACTICE-BASED RESEARCH CENTER

О. А. Titov2, А. Yu. Litvinchuk2, N. А. Terehin1

1Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation

2JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, Russian Federation 660014

Engineering of training for the modern enterprise requires the creation of new forms of development of the integrated (dual) system of education. The possibilities of a practice-oriented training in the Scientific and Educational Center "Rocket and Space Technology" to provide training space industry today.

Keywords: SCE «RST», the dual system of education, integrated education system practice-oriented education.

В передовых развитых странах вопросы подготов- называемые сэндвич - курсы (чередование обучения

ки инженерных кадров, всегда решалась она основе с работой на предприятиях), в США разновидностью

тесной связи с производством. Например, в Велико- сэндвич - курсов являлось кооперативная форма обу-

британии уже в 1903 году широко практиковались так чения, возникшая впервые в 1906 году.

В нашей стране интегрированная система обучения активно применялась в периоды индустриализации. В начале тридцатых годов прошлого столетия были созданы первые заводы-втузы при Московском инструментальном, Ленинградском котлотурбинном и Харьковском электромеханическом заводах. В этот период была предпринята попытка создать высшие учебные заведения, которые должны были сократить дефицит в инженерных производственных кадрах, за счет ускоренной подготовки высококвалифицированных кадров для растущей экономики страны, преимущественно из числа рабочих заводов.

В 50-е годы по постановлению правительства были организованы заводы-втузы при ЗИЛе, при Красноярском машиностроительном заводе, при Рост-сельмаше, при Ленинградском металлическом заводе, при Севмашпредприятии и др. Заводы-втузы, создававшиеся при наиболее крупных передовых предприятиях, сыграли большую роль в развитии отечественной научной и инженерной школ [3].

В настоящее время интегрированная система известна как дуальная система обучения, которая получила мировое признание, как наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. Широко распространена она в Германии и её экономические успехи красноречиво свидетельствуют о ценности дуального обучения.

Сфера высшего образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам. Основной мотив таких требований - молодой специалист должен быть подготовлен в вузе таким образом, чтобы он мог без особых проблем быстро включаться в трудовые процессы, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения.

Современное производство оценивает выпускников вузов по качественно новым критериям, ставящим во главу угла деятельность выпускника, способность реализовать свои интеллектуальные возможности, активизировать творческий потенциал, развитие пространства своей профессиональной деятельности, генерацию нового знания и видов деятельности.

Современное производство требует от работников умения трудиться в условиях конкуренции. На первое место выдвигается оценка индивидуальных способностей, потенциала роста, ориентация на достижение результата. Соответственно изменяются и подходы к оценке. На первый план выходит не обобщенная, а индивидуальная оценка работника, как совокупности его личностных (социально-психологических) и профессиональных характеристик.

В настоящее время в России усугубляются проблемы обеспечения производства квалифицированными кадрами. Это обусловлено несоответствием потребностей рынка труда в специалистах определенной квалификации их фактическому выпуску и неспособностью молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности из-за отсутствия практических навыков.

В таких условиях особый вес начинает приобретать одно из направлений дуального образования -практико-ориентированное обучение. Такого рода обучение ориентируется на конкретную практику и осуществляется в тесном сотрудничестве учебных заведений и производственных организаций.

Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих [4].

Навыки профессиональной деятельности, которыми овладевает студент в процессе практической подготовки, повышают его профессиональную мобильность и сокращают сроки адаптации специалистов в условиях современного производства. Практико-ориентированное подхода обучение способствует совершенствования существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях [5].

Для реализации практико-ориентированного подхода необходимо наличие при участии вуза на предприятиях особых форм (мест, площадок) профессиональной занятости студентов с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов этой деятельности. Связь профессионального образования с реальными потребностями промышленности обеспечивается созданием в вузах при участии предприятия Научно-образовательных центров [1]

Такой Научно-образовательный центр (Научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии» (НОЦ РКТ) сформирован при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) на базе сложившейся во взаимодействии с ОАО «Красмаш» интегрированной системы подготовки специалистов в области ракетно-космической техники и технологии.

Целью создания НОЦ РКТ явилось дальнейшее повышение качества и структуры подготовки кадров для потребностей ракетно-космической промышленности в современных условиях и результативности совместных научно-исследовательских работ по проблемам освоения новой техники и технологий.

Основными задачами НОЦ РКТ являются:

- развитие новых методов и форм образовательной деятельности, в том числе на основе проектно-ориентированной технологии обучения, определение перспективных направлений и специализаций подготовки высококвалифицированных кадров для ОАО «Красмаш», других предприятий оборонно-промышленного комплекса, научных учреждений и вузов;

- координация работы кафедр и других подразделений СибГАУ по обеспечению учебного процесса в цехах и отделах ОАО «Красмаш» в соответствии

с потребностью целевой подготовки кадров и эффективного использования научного, кадрового и производственного потенциала вуза и предприятия, в том числе координация в организации и прохождении производственной практики студентов и трудоустройстве выпускников

- получение новых научных знаний, выполнение совместных разработок и использование их в учебном процессе при подготовке высококвалифицированных специалистов;

- организация специальных практикумов, выполнение научно-исследовательских курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций, подготовка аспирантов и докторантов по перспективным научно-техническим направлениям развития ОАО «Крас-маш»;

- проведение совместных исследований и разработок, реализация инновационных научно-технических и образовательных проектов, участие в реализации отраслевых и федеральных целевых программ, конкурсах российских и международных фондов;

- создание условий для подготовки и активизации участия молодых ученых, аспирантов и студентов в исследованиях, привлечение талантливой молодежи к работам в научно-образовательном центре, закрепление их в сфере производства, науки и высшего образования.

Организационная структура НОЦ РКТ включает в себя учебные и научно-производственные подразделения участников, на базе которых осуществляется деятельность НОЦ, Дирекцию и Координационный Совет (КС НОЦ).

При необходимости формирования новых организационных форм взаимодействия СибГАУ и ОАО «Красмаш» с учетом изменения требований к подготовке специалистов и приоритетов формируемых направлений исследований структура НОЦ РКТ может быть изменена.

В состав Координационного Совета НОЦ входят представители СибГАУ и ОАО «Красмаш». Структура НОЦ и персональный состав Координационного Совета утверждаются решением Ученого совета университета.

Координационный совет НОЦ:

- определяет перспективные направления подготовки специалистов и научно-технических исследований;

- рассматривает и утверждает планы и результаты совместных проектов, грантов, НИР, других работ;

- вносит предложения в Ученый совет университета по изменению структуры НОЦ РКТ;

- утверждает годовые научно-учебные отчеты НОЦ РКТ.

Непосредственное управление НОЦ РКТ осуществляет директор, назначаемый приказом ректора.

Работы НОЦ РКТ выполняются:

- профессорско-преподавательским составом СибГАУ;

- инженерно-техническими работниками и специалистами подразделений ОАО «Красмаш»;

- докторантами и аспирантами СибГАУ;

- студентами СибГАУ в ходе выполнения курсовых, дипломных проектов, других исследовательских работ, предусмотренных учебными планами;

- сотрудниками других организаций, если этого требует успешное выполнение задач совместных проектов.

Учебно-научная деятельность НОЦ РКТ осуществляется на площадях и оборудовании участников НОЦ РКТ.

Долгосрочные исследования проводятся в подразделениях НОЦ РКТ под руководством их руководителей в соответствии с утвержденными годовыми планами и во взаимодействии с научно-инновационным управлением СибГАУ;

Для решения определенных научно-производственных и иных задач, выполнения НИР и НИОКР в составе НОЦ РКТ могут создаваться временные творческие научно-исследовательские коллективы.

Для достижения поставленных целей НОЦ РКТ имеет право:

- вносить предложения по изменению направлений и структуры подготовки бакалавров, магистров и аспирантов в области ракетно-космических систем и высоких технологий;

- использовать приборы и оборудование, производственно-техническую и лабораторную базу подразделений участников НОЦ РКТ, а также сторонних организаций на основании дополнительных соглашений и договоров;

- привлекать ведущих специалистов и ученых КНЦ СО РАН и других организаций для чтения лекций студентам, аспирантам и магистрам СибГАУ;

- участвовать в организации и проведении производственных практик и стажировок студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых СибГАУ;

- выполнять научно-исследовательские работы по профилю НОЦ РКТ;

- участвовать в конкурсах грантов, организации и выполнении совместных научных и научно-образовательных проектов.

Участники НОЦ РКТ обязаны:

- предоставлять возможность использования материальной базы учебных и научно-производственных лабораторий для выполнения совместных научно-образовательных программ и проектов;

- предоставлять возможность для прохождения стажировок студентам, аспирантам, преподавателям и научным сотрудникам в научных и производственных лабораториях участников НОЦ.

Созданные в рамках НОЦ РКТ образцы, изобретения, полезные модели, учебники, учебные программы, учебно-методические пособия, программы ЭВМ, базы данных и иные объекты интеллектуальной собственности являются интеллектуальной собственностью организаций, в которых работают участники НОЦ РКТ, если иное не оговорено контрактами, соответствующими договорами, иными нормативными документами [1].

Ответственность за соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при выполнении науч-

ных исследований и учебных занятий несут также руководители подразделений, в помещениях которых выполняются работы или проводятся занятия.

Подразделениями-кураторами деятельности НОЦ РКТ являются:

- От СибГАУ: Институт космической техники (ИКТ), Факультет машиноведения и мехатроники (ФММ), Аэрокосмический колледж (АК) и Научно-исследовательское управление.

- От ОАО «Красмаш»: Отдел управления персоналом и Опытно-экспериментальный отдел.

Расписания занятий в учебном классе НОЦ РКТ составляется на каждый учебный семестр с разбивкой на 2-х недельный цикл. Ежедневные занятия обеспечиваются как по программам ВПО (для студентов ИКТ и ФММ) и СПО (для студентов АК), так и по программам курсов повышения квалификации работников ОАО «Красмаш». Предусматривается также и выполнение НИОКР силами СКБ «Конструктор», «Технолог» СибГАУ молодыми учеными и специалистами ОАО «Красмаш» по заключенным договорам на проведение работ.

Работа учебно-производственного участка проводится в соответствии с утвержденным расписанием занятий в учебном классе НОЦ РКТ.

При этом выполняется:

- обеспечение проведения лабораторных работ ФММ и АК с изготовлением опытных образцов деталей;

- изготовление опытных образцов деталей в рамках проведения НИОКР.

Лабораторные работы с использованием оборудования НОЦ РКТ проводятся преподавателями СибГАУ по методическим указаниям, разработанными в соответствии учебным планом изучаемой дисциплины.

Лабораторные работы, включающие в себя разработку управляющих программ и изготовление по ним опытных образцов деталей, проводятся с участием персонала опытно-экспериментального отдела ОАО «Красмаш».

В настоящее время в учебном классе НОЦ РКТ оборудовано 12 автоматизированных рабочих мест с включенными в заводскую сеть ПК (10 мест для учащихся и 2 места преподавателей), интерактивная доска и проектор, а также симуляторы систем управления станков с ЧПУ (10 рабочих мест симуляторов со съемными панелями для фрезерных и токарных станков фирмы «Siemens» и 8 рабочих мест симуляторов фирмы «Heidenhain» для фрезерных станков.

Программное обеспечение учебного класса НОЦ обеспечивает учебный процесс в соответствии с программами изучаемых дисциплин, курсов повышения квалификации и выполнения НИОКР.

Для обеспечения работоспособности программного обеспечения автоматизированных рабочих мест назначаются системные администраторы от СибГАУ и ОАО «Красмаш».

Системный администратор от СибГАУ обеспечивает установку и настройку учебных версий программного обеспечения для учебного процесса в НОЦ РКТ.

Системный администратор от ОАО «Красмаш» обеспечивает установку и настройку ПО для обеспечения работы ПК в сети, вспомогательного оборудования (интерактивной доски и проектора), а также рабочих версий ПО для курсов повышения квалификации и выполнения НИОКР.

Учебно-производственный участок НОЦ РКТ оборудован тремя автоматизированными рабочими местами с включенными в заводскую сеть ПК, имеет фрезерный и токарный обрабатывающие центры (станки с ЧПУ).

Программное обеспечение автоматизированных рабочих мест учебно-производственного участка устанавливается и настраивается системными администраторами СибГАУ и ОАО «Красмаш».

В перспективе планируется дальнейшее развитие лабораторной и учебной базы НОЦ РКТ, которое предусматривает как создание новых, так и развитие существующих научно-производственных лабораторий:

- Создание Научно-производственной лаборатории аддитивных технологий (прототипирования сложных литейных форм корпусных деталей РКТ) для разработки современных технологий металлургического производства.

- Развитие Научно-производственной лаборатории резания с учебной аудиторией - изучение дисциплин по специальностям технологии машиностроения и разработка новых технологий изготовления деталей.

- Создание Научно-производственной лаборатория автоматизированного контроля качества и информационного обеспечения производства и испытаний агрегатов ЖРД и ДУ.

- Создание Научно-производственной лаборатории отделочных методов обработки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Создание научно-производственной лаборатории сварки и пайки на базе лаборатории сварки ОАО «Красмаш».

- Создание Научно-производственной лаборатории на Химзаводе для отработки новых технологий испытаний ЖРД.

- Создание Научно-производственной лаборатории инженерного анализа (информационно-управляющих систем).

Для развития этих направлений в НОЦ РКТ также планируется приобретение современного оборудования и программного обеспечения.

Например, 3Б-принтер, 3Б-сканер для освоения технологий цифрового производства, таких как изготовление прототипов, функциональных моделей, визуализация деталей, узлов, агрегатов и изделий, реверс инжиниринг, контроль геометрии деталей и сборочных единиц. Автоматизированный робототехнологический комплекс для выполнения операций механической обработки, и слесарно-доводочных работ по управляющим программам.

Такое расширение возможностей НОЦ РКТ позволит в будущем решать самые сложные задачи подготовки квалифицированных специалистов по большинству критических технологий производства ракетно-космической отрасли на новом, современном уровне.

Библиографические ссылки

1. Положение о научно-образовательном центре «Ракетно-космические технологии» / СибГАУ. Красноярск, 2012. 7 с.

2. Колмыков В. А., Ковалев И. В. Научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии» / Агентство деловой информации «СЛАВИЦА». [Электронный ресурс]. URL: http://www. slaviza.ru/941 -obrazovatelnyy-centr-raketno-kosmiches-kie-tehnologii.html (дата обращения: 1.09.2014).

3. Лукьяненко М. В., Полежаев О. А., Чурляева Н. П. Перспективы вузовской подготовки инженеров и их развитие в корпоративных системах непрерывного образования ; СибГАУ. Красноярск, 2012. С. 18-20.

4. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Эйдос : интернет-журнал. 2007. 15 января. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/ 0115-2.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос» (дата обращения: 1.09.2014).

5. Бондаренко Т. Н., Латкин А. П. Роль практико-ориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ / ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7784 (дата обращения: 20.09.2014).

References

1. The position of the scientific-educational center "Rocket and space technology" // Siberian state aerospace university. Krasnoyarsk, 2012. 7 p.

2. Kalmykov V. A., Kovalev I. V. Scientific-educational center "Rocket and space technology" / Agency business information "SLAVICA". [Electronic resourse]. URL: http://www.slaviza.ru/941-obrazova-telnyy-centr-raketno-kosmicheskie-tehnologii.html (date of visit: 1.09.2014).

3. Lukyanenko M. V., Polezhaev O. A, Churlyaeva N. P. Prospects university training of engineers and their development in the corporate systems of continuing education ; SibSAU, Krasnoyarsk, 2012, p. 18-20.

4. Yalalov F. G. Dejatelnostno-competence approach to practice-oriented education [Electronic resourse] // Internet magazine "Eidos". 2007. 15 December. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. In nadzag: Center for Distance Education "Eidos" (date of visit: 1.09.2014).

5. Bondarenko T. N., Latkin A. P. The role of practice-oriented approach in the educational process of high school in the formation and development of sectoral and regional services markets of the Russian Federation. Ulianov "Vladivostok State University of Economics and Service" [Electronic resourse] // Modern problems of science and education. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7784 (date of visit: 20.09.2014)/

© Титов О. А., Литвинчук А. Ю., Терехин Н. А., 2014

УДК 378.147

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: farafontovael@yandex.ru

Перед современными вузами сегодня стоит непростая задача подготовки грамотных специалистов, не только имеющих необходимый уровень знаний по избранной профессии. Востребованность выпускников высших учебных заведений на рынке труда обуславливается их мобильностью, способностью грамотно работать с информацией, принимать решения, самостоятельно осуществлять познавательную, творческую деятельность. К одним из наиболее передовых технологий, позволяющих развить творческие качества студентов относится метод проектов.

Ключевые слова: проектно-ориентированное обучение, профессиональное образование.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DESIGN-ORIENTED LEARNING IN PROFESSIONAL EDUCATION

E. L. Farafontova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: farafontovael@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.