Н.В. Матвеев, М.Н. Певзнер, П.А. Петряков
(Великий Новгород)
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИКУМОМ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
INNOVATIVE STRATEGIES FOR MANAGING COLLEGE IN CONDITIONS OF DUAL EDUCATION
В статье раскрыты сущностные характеристики дуального образования как инновационного типа подготовки конкурентоспособных специалистов в условиях научно-производственно-образовательного кластера. Подробно рассматриваются инновационные стратегии управления техникумом, а также результаты внедрения этих стратегий в реальную практику организаций профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, дуальное образование, инновационные стратегии управления техникумом, научно-производственно-образовательный кластер, сетевое взаимодействие..
The article reveals the essential characteristics of dual education as an innovative type of competitive specialists training under the conditions of scientific-production-educational cluster. Innovative strategies of college management are considered in detail, as well as the results of the implementation of these strategies in the real practice of vocational education organizations.
Key words: vocational education, dual education, innovative strategies of college management, scientific-production-educational cluster, networking.
Образование становится одним из важнейших факторов развития общества, глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности государства. В этой связи становится необходимо совершенствование системы профессионального образования России как на региональном, так и на общенациональном уровнях. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 ставится задача модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. С этой целью утверждены стандарты центров опережающей профессиональной подготовки, а также стандарты и примерные образовательные программы профессионального обучения
по массовым профессиям и специальностям для детей и взрослых, реализуемые по принципу «заказа компетенций», востребованных представителями реального сектора экономики, промышленности и бизнеса. Федеральный проект «Молодые профессионалы» ставит своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами, в том числе стандартами WorldSkills Россия, и передовыми технологиями.
Для выполнения этих задач необходимо тесное взаимодействие между системой профессионального образования, производством и бизнес-сообществом. В мировой практике профессионального образования получила широкую известность и призна-
ние дуальная система профессиональной подготовки (К.А. Гесслер, В. Грейнерт, Г. Кут-ша и др.), зародившаяся в Германии. Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые заинтересованы не только в результатах обучения, но и в его содержании и организации. Дуальная система как модель организации профессиональной подготовки позволяет преодолеть рассогласованность в деятельности производственной и образовательной сфер, связанной с подготовкой профессиональных кадров.
В работах В.И. Блинова, Ю.Н. Петрова, А.А. Факторович, Г.А. Федотовой, Д. Фрай-хофф и др. рассмотрены теоретические основы дуального образования [1;5;6;7;8] На основе анализа отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме, а также практического опыта внедрения дуального образования в различных странах мира можно выделить следующие сущностные характеристики дуального образования как инновационного типа организации профессиональной подготовки студентов техникума: сформированность системы социального партнерства, интеграция исследовательской, производственной и образовательной сред в единый научно-образовательно-производственный кластер; проектно- и практико-ориентированность образовательного процесса; интеграция элементов корпоративной культуры предприятия и организации профессионального образования; сочетание управленческих, педагогических и технологических инноваций; подготовка и переподготовка квалифицированных педагогических кадров для системы профессионального образования за счет распространения дуальности на систему высшего образования.
Очевидно, что социальный диалог и партнерские связи сегодня становятся необходимым механизмом совершенствования качества профессионального образования и содействуют его опережающему развитию. Реализация новых технологических подходов к дуальной системе образования на основе интеграции учебной и производствен-
ной деятельности позволяет осуществлять подготовку специалистов на принципиально новом качественном уровне, обеспечивающем профессиональную адаптацию к современному рынку труда и формирующем базовые компетенции как необходимое условие профессиональной деятельности и конкурентоспособности выпускников.
Изменения в организации образовательного процесса не могут не затронуть сферу управления техникумом. Инновационность управления им определяется новыми условиями и требованиями к образовательному учреждению со стороны государства, общества и рынка. В связи с этим возрастает сложность управления учреждением профессионального образования, так как увеличивается число связей техникума со сферой производства; возрастает необходимость максимально ориентироваться на актуальные и перспективные потребности рынка труда; появляются новые формы собственности, меняется кадровый состав и структура техникума; появляются новые управленческие функции в связи с внедрением дуальной системы обучения. Управление техникумом во многом связано также с автономным статусом данного учреждения, который повышает ответственность руководителя и требует от него дополнительных компетенций.
В Новгородской области модель инновационного управления техникумом была реализована на базе Областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Новгородский химико-индустриальный техникум» (которому в 2013 г. присвоен статус «Областная экспериментальная площадка»).
В ходе опытно-экспериментальной работы были спроектированы и реализованы стратегии инновационного управления техникумом в условиях дуального образования. В логике образовательного менеджмента мы рассматриваем стратегию как совокупность управленческих действий, политику организации. Стратегия направлена на трансформацию актуального состояния в перспективное за счет активизации ресурсных возможностей, совокупности потенциалов техникума [3].
К стратегиям инновационного управления техникумом мы относим: стратегию педагогического управления дуальным образованием, стратегию информатизации и цифровизации образования, стратегию инклюзии и стратегию сетевого взаимодействия.
Ключевой стратегией инновационного управления техникумом является стратегия педагогического управления дуальным образованием. В рамках реализации данной стратегии педагогический коллектив техникума разрабатывает модульные учебные планы и программы с учетом дуальности образовательного процесса, в них определяется объем и содержание теоретического обучения в техникуме и практических занятий на производстве. К разработке содержания модульных учебных планов и программ привлекаются представители работодателей. Ядром рассматриваемой стратегии являются мероприятия по непрерывному улучшению качества дуального образования, направленные на постоянное совершенствование педагогического управления качественными изменениями во всех структурных, содержательных и технологических составляющих образовательного процесса как в самом техникуме, так и на производстве.
Данные мероприятия реализуются в рамках системы менеджмента качества, существующей в техникуме. Они в значительной степени опираются на методологию оценки и самооценки, а также на методологию бенчмаркинга (равнение на лучшие образцы). При разработке содержания мероприятий по непрерывному улучшению качества дуального образования используются критерии, необходимые для формирования оценочного суждения, которые предложил в своих работах Г.Р.Келс: соответствие результатов деятельности намеченным целям организации; качество функционирования процессов и организации деятельности; степень соответствия образовательным стандартам, которые предъявляются государством, самими образовательными учреждениями и профессиональными объединениями [2].
В контексте реализации стратегии педагогического управления дуальным образованием в техникуме были внедрены 9 модульных программ, имеющих практи-ко-ориентированный характер. Дуальность образовательного процесса обеспечивалась тем, что теоретическое обучение проходило на базе «Химико - индустриального техникума», а практическое - на предприятии ОАО «Акрон», являющемся одним из наиболее крупных предприятий Великого Новгорода. Следует отметить, что некоторые практические занятия проходили на базе техникума в оснащенных новым оборудованием лабораториях под руководством опытных мастеров, направляемых предприятием. Таким образом, на практике реализовывался принцип интеграции производственной и учебной сред, корпоративной культуры предприятия и образовательной организации.
Важное значение для инновационного развития техникума приобретает развивающая кадровая стратегия, главной целью реализации которой является обеспечение качества персонала на уровне, позволяющем наиболее эффективно решать задачи дуального образования студентов. Для достижения этой цели в техникуме поэтапно формируется система непрерывного корпоративного обучения педагогического персонала, которая предполагает сочетание инновационных и традиционных форм профессионального развития; подготовку экспертов, модераторов для обучения кадров и организации стажировок, конкурсов профессионального мастерства среди преподавателей. Непрерывное образование персонала требует выделения значительных средств для внедрения инновационных форм обучения, однако инвестиции в человеческие ресурсы в конечном счете обеспечат как эффективность дуального образования, так и организационного развития техникумом в целом.
Реализация развивающей кадровой стратегии потребовала совершенствования деятельности уже существующего в техникуме структурного подразделения «Ресурсный центр», на который была возложена ответственность не только за организацию
повышения квалификации педагогических работников (стажировка и профессиональное повышение квалификации), но и за организацию различных форм профессионального общения профессионально-педагогических работников СПО и работодателей города и области. Ресурсный центр постоянно использует как традиционные методы и формы повышения квалификации (курсы, стажировки на предприятии и др.), так и нетрадиционные (конкурсы профессионального мастерства, вебинары, посещение и экспертная оценка чемпионатов профессионального мастерства и др.).
Развитие и широкое применение информационных и цифровых технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Стратегия информатизации и цифровизации образования в техникуме осуществляется в двух направлениях: внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация системы управления образованием. Для дуального образования весьма актуально создание единого автоматизированного информационно-образовательного пространства на основе использования новейших технологий.
В рамках реализации стратегии информатизации и цифровизации как за счет бюджетных средств техникума, так и при финансовой поддержке ОАО «Акрон», учебные кабинеты техникума были оснащены электронными досками, персональными компьютерами, новейшими электронными тренажёрами и симуляторами, позволяющими имитировать работу на производстве, передовыми приборами химического анализа. Помимо этого формировался единый цифровой образовательный ресурс техникума и предприятия. Широко стали использоваться для дистанционного обучения студентов программа Skype и электронные образовательные ресурсы (Дневник. ру, nsportal.ru, znanium.com и т.д.). На практических занятиях преподаватели стали применять виртуальные симуляторы для освоения студентами техник ремонта автомобилей Car Mechanic Simulator и формировать у них навыки сварки «3D сварщик».
Инновационная модель управления техникумом предоставляет экономические, технологические и информационные возможности для создания образовательной среды, максимально доступной для обучающихся с особыми потребностями, снятия физических, языковых, информационных и иных барьеров. Внедрение инклюзивной практики стало возможным благодаря распространению концепции нормализации, которая была сформулирована в Европе в 1960-х годах. В инновационной модели управления техникумом важное значение имеет стратегия инклюзии. При этом авторы исходят из широкого психолого-педагогического видения инклюзивного образования, которое выходит за рамки применения инклюзивного образования только в отношении групп обучающихся, относящихся к категории «с ограниченными возможностями здоровья», и предусматривает включение в образовательный процесс и жизнедеятельность различных образовательных организаций всех групп студентов [4]. Поэтому стратегия инклюзии является значимой для системы инновационного управления техникумом.
В плане реализации данной стратегии в Новгородском химико-индустриальном техникуме был разработан комплексный стратегический план формирования инклюзивной гетерогенной среды, который включает: программу «Доступная среда»; повышение квалификации преподавателей по проблемам инклюзивного образования; воспитательные мероприятия, направленные на успешную социализацию студентов, отнесенных к группе риска; инклюзию в гетерогенную среду техникума иностранных студентов; включение представителей гетерогенных групп в дуальную систему обучения.
Для организации дуального образования особый смысл приобретает стратегия сетевого взаимодействия, которая предполагает организацию сотрудничества социальных партнеров, обеспечивающего обучение студентов в двух образовательных средах (учебной и производственной), взаимный обмен информацией, опытом, инновационными разработками, проект-
ными идеями как на уровне организаций, входящих в сеть, так и на уровне отдельных персоналий. Сетевое взаимодействие обеспечивает совокупность связей и форм коммуникации, позволяя качественно реализовать модель дуального образования.
Сетевое взаимодействие предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «многосторонняя полезность», характерная для участников научно-образовательно-производственного кластера. Сетевое взаимодействие в образовании - это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как единство целей, определенные ресурсы для их достижения, суммарный центр управления.
Остановимся на некоторых особенностях управления сетевым взаимодействием. В целом можно сказать, что управление сетью отличается от управления организацией, построенной по иерархическому принципу: члены сети достаточно независимы, они имеют высокую степень свободы, возможность определять приоритеты собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат, поскольку участие в международной сети является добровольным. Второй особенностью управления является возможная множественность лидеров. В сети отсутствует административная иерархия, лидером сетевой организации может быть институт или человек, являющийся носителем финансового, интеллектуального, экспертного или иного ресурса. Необходимое условие лидерства в сети - готовность лидера использовать свой ресурс для достижения общих целей [3].
В соответствии со стратегией сетевого взаимодействия был создан научно-образовательно-производственный кластер, в состав которого помимо техникума и АО «Акрон» вошли Новгородский государственный университет, ЗАО НМЗ «Энергия» и учреждение дополнительного образования «Кванториум». Новгородский государственный университет осуществлял научно-методическое сопровождение опытно-экспериментальной работы, проводимой в техникуме, непосредственно участвовал в
организации образовательного процесса, связанного с подготовкой автомехаников, организовывал курсы дополнительного образования для преподавателей, мастеров и студентов. Сотрудники завода «Энергия» принимали участие в подготовке студентов по специальности «Станочник широкого профиля».
Особенностью созданного в техникуме научно-образовательно-производственного кластера явилось то, что его субъектами стали не только учреждения высшего, профессионального образования (СПО) и предприятия, но и учреждения неформального образования, в которых организуется техническое творчество подростков. В состав научного образовательно-производственного кластера был включен новый субъект «Кванториум» -детский технопарк, который представляет собой организацию дополнительного образования детей, проявляющих интерес к техническому творчеству. Кванториумы являются структурированными территориями, оснащенными высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку квалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Детский технопарк является локальной моделью детско-взрос-лого сообщества, в котором представители разных поколений совместно занимаются техническим творчеством и изобретательством. Благодаря такому межпоколенному взаимодействию у детей и подростков формируется изобретательское и проектное мышление, развивается умение работать в команде, осваивается технология постановки задач и проектное управление.
В рамках стратегии сетевого взаимодействия в техникуме осуществлялась подготовка преподавателей и студентов к участию в конкурах профессионального мастерства, включая международные чемпионаты молодых профессионалов «WorldSkШs».
В результате реализации стратегий инновационного управления техникумом повысился уровень его конкурентоспособности за счет повышения профессионально-педагогической компетентности препо-
давателей, обеспечивших высокое качество подготовки выпускников. Подтверждением этого стало улучшение позиций образовательной организации в рейтинге эффективности учреждений профессионального образования: в 2018 г. рейтинг Новгородского химико-индустриального техникума вырос с 7 места до 3 по Новгородской области.
О результативности внедрения инновационных стратегий управления техникумом в условиях дуального образования свидетельствует повышение качества подготовки выпускников, которое подтверждается следующими показателями: увеличением количества обучающихся, повысивших квалификационный разряд по рабочей профессии; ростом числа студентов техникума - победителей в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства областного, регионального, всероссийского и международного уровней, в том числе и Чемпионатах WorldSkills; увеличением количества педагогических работников техникума, имеющих высшую и первую квалификационную категорию; увеличением количества выпускников, работающих на производстве по полученной в техникуме специальности;
повышением степени удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки выпускников техникума.
Система дуального образования в техникуме в современных социально-экономических условиях рассматривается как инновационный проект, инновационный продукт и системная инновация. Как инновационный проект дуальное образование представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных стратегий, реализуемых в рамках научно-образовательно-производственного кластера, направленных на подготовку конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Как инновационный продукт дуальное образование представляет собой учебно-методическую модель организации образовательного процесса в системе «техникум - предприятие», структурированную от цели до результата. Как системная инновация дуальное образование демонтирует сформировавшуюся ранее систему обучения и, сохраняя в ней наиболее ценные структурно-содержательные элементы, переводит ее в новое состояние, отвечающее вызовам времени.
Литература
1. Блинов В. И. Практикоориентированное профессиональное образование // Профессиональное образование. Столица.- 2014. -№11.- С.14-16.
2. Келс Г.И Процесс самооценки / пер.с англ. в сокр. О.Бухиной.-М., 1999.
3. Певзнер М.Н., Петряков П. А. Образовательный менеджмент вуза в России и за рубежом: теоретические основы и опыт реализации. - Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2015. -363 с.
4. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А., Стадник В.В., Альгермиссен У. Менеджмент многообразия: учеб. Пособие. Великий Новгород, 2017.- 451 с.
5. Петров Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования - инновационная модель современного профессионального образования: моногр. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. - 280 с.
6. Факторович А. А. Дуальное обучение: новые возможности и новые требования к качеству программ // Профессиональное образование. Столица.- 2014.-№11. - С.26-28.
7. Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования: Опыт ФРГ и России. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.-340с.
8. Фрайхофф Д. Из опыта Российско-Германской внешнеторговой палаты // Профессиональное образование. Столица. - 2014.- №11.- С.12-13.
--