электронное научно-техническое издание
НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ
Эл № ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0421000025. ISSN 1994-0406
Анализ существующих методов и моделей формирования необходимого уровня профессиональной подготовки кадрового состава для успешного международного сотрудничества на промышленном рынке (на примере России и Германии) # 11, ноябрь 2010
авторы: Омельченко И. Н., Циммер Л. Ю.
МГТУ им. Э.Н.Баумана Кафедра ИБМ3
Начиная с 50-х годов 20-го века доля интеллектуального труда в общей себестоимости продукции неуклонно растет, а так наз. «человечевкий капитал», включающий знания, квалификацию, опыт трудовых ресурвов преобретает все более важное значение. При этом наличие кадров в необходимом количестве и с соответствующим уровнем квалификации, являясь одним из основных показателей производственно-экономического потенциала [10] [11] [13] крайне важно как для российских предприятий, так и для международных стратегических альянсов. Для последних кроме того особую роль играет выполнение условия совместимости трудовых ресурсов [12]. Возможность сравнения систем профобразования (напр., системы российского профобразования и системы профобразования Германии) является одним из центральных факторов для определения уровня выполнения данного условия.
Профобразование в Российской Федерации является частью общей системы образования и регулируется Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1[14]. Именно в этом законе дается определение трем основным уровням профобразования: начальному, среднему и высшему.
Начальное профессиональное образование (НПО) представляет собой начальный уровень профессионального образования. Оно «имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования и ... может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий» [14]. Как правило, учащиеся получают данный вид образования в так наз. ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время НПО давали профессионально-технические училища (ПТУ), позднее большей частью переименованные в профессионально-технические лицеи (ПТЛ) и колледжи.
Среднее профессиональное образование (СПО) «имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования и ... может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования». При наличии НПО
соответствующего профиля возможно получение СПО по сокращенным программам [14].
Среднее профессиональное образование в советское время было как правило задачей техникумов, часть которых в постсоветское время было Электронный журнал, №11 ноябрь 2010г. http://technomag.edu.ru/ Страница 2
переименовано в колледжи. Таким образом сейчас имеют место оба наименования. В «Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» пункт 8 техникум определяется как «среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки». Аналогичное определение дается училищу. В отличие от техникума/училища в колледжах дополнительно реализуются «программы среднего профессионального образования углубленной подготовки» [1]. Учебные заведения, предлагающие НПО и СПО, принято обозначать общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).
Высшее профессиональное образование (ВПО) отвечает за подготовку и переподготовку «специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.» В настоящее время в высших учебных заведениях в РФ возможно получение степени бакалавр и специалист (на базе среднего (полного) общего или СПО) и степени магистр (на базе бакалавриата) [14] [17]. Также наблюдаются случаи, когда высшие учебные заведения включают в свою программу и СПО.Взаимосвязь описанных уровней профобразования представлена в виде нижеследущей блок-схемы (рис. 1):
Рис. 1: Система профессионального образования РФ
> потоки-учащихся
На каждом уровне профобразования в РФ имеют место три организационно-правовые формы: государственное образовательное учреждение (ГОУ), негосударственное образовательное учреждение (НОУ) и автономные некоммерческие образовательные организации (АНОО) (см. рис. 2).
Рис. 2: Организационно-правовые формы учреждений профессионального образования в РФ.
Помимо выше увазанных терминов, в Российской системе образования существуют понятия профессиональная подготовка (ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, без повышения образовательного уровня обучающегося (статья 21), послевузовское профессиональное образование, напр. учеба в аспирантуре (статья 25) и дополнительное образование - повышение квалификации на всех уровнях образования (статья 26) [14][17].
Начиная с 1 января 2010 года при приёме на основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, действует классификация профессий, представленная в следующих нормативных документах:
• Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования»
• Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 740 «Об установлении соответствия профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. N 1362».
В таблице 1 приведены примеры станкостроительных профессиий НПО.
Таблица 1
Станкостроительные профессиии НПО
Код профессии (согласно перечню профессий начального профессионального образования) Наименование профессии Нумерация профессии согласно ОК 016-94
151902.01 Наладчик станков и оборудования в механообработке 2.10
151902.02 Наладчик шлифовальных станков 2.11
151902.03 Станочник (металлообработка) 2.12
151902.04 Токарь-универсал 2.13
151902.05 Фрезеровщик-универсал 2.14
151902.06 Шлифовщик-универсал 2.15
151903.01 Контролер станочных и слесарных работ нет данных
151903.02 Слесарь 2.17
Для каждой из перечисленных профессий Институтом Развития Профобразования при Министерстве Профессионального Образования Российской Федерации разрабатываются так наз. Федеральные
Государственные Образовательные Стандарты начального профессионального образования, включающие информацию об образовательной базе приема на обучение, продолжительность обучения, наименовании квалификации профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), дается характеристика профессиональной деятельности выпускников, требования к результатам освоения и структуре основной профессиональной образовательной программы. Кроме того, данный документ содержит информацию о нормативных сроках освоения основной образовательной программы по профессии (ОПОП) (табл. 2), права и обязанности образовательного учреждения и обучающихся, требования к оценке качества освоения ОПОП.
Таблица 2
Нормативный срок освоения ОПОП НПО профессии 151902.03 Станочник (металлообработка)
Раздел обучения Срок освоения в неделях
Обучение по учебным циклам и разделй «Физическая 17
культура»
Учебная практика (производственное обучение) 21
Производственная практика
Промежуточная аттестация 1
Государственная (итоговая) аттестация 2
Каникулярное время 2
Итого 43
В зависимости от уровня общего образования учащегося (основное общее образование (9 лет) или среднее (полное) общее образование (11лет)) обучение имеет различную продолжительность, напр. сроки обучения на профессию станочника - соответственно 10 месяцев при наличии среднего (полного) общего образования и 2 года 5 месяцев на базе основного общего образования [15].
В большинстве профессий НПО возможны очная, заочная, вечерняя и самостоятельная формы обучения [4], исключения составляют профессии приведенные в «Перечне профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается» (постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000г. №823). К ним относятся большинство профессий станкостроения, таких как станочник, токарь-универсал и др. [16].
Экономические и социальные изменения начала постсоветского периода напрямую коснулись систему российского профобразования. Кризис, охвативший практически все отрасли промышленноси, повлек за собой сильнейшее сокращение рабочих мест - во время простоя производства не только рабочие, но и инженеры оказались невостребованными. Система шевства производственных предприятий над соответствующими профильными училищами и техникумами в большей степени разрушилась, как и система надставничества (передача опыта молодым сотрудникам непосредственно на производстве). Радикальным образом сократилось количество профессий, предлагаемых ОУ НПО. Если в 80-х годах существовало около 1.400 профессий НПО, то в 1994 году их число снизилось до 257 профессий [4]. В следствие невостребованности на рынке труда интерес к получению рабочих специальностей упал, что привело к в большинстве случаев вынужденному перепрофилированию образоватальных учреждений НПО и СПО, снижению качества преподавания, постепенному отрыву от потребностей производства [2].
Таблица 3
Статистические параметры систем НПО и СПО РФ на период 2008г.[6].
НПО СПО
Количество учебных заведений 3.207 2.847
Число учащихся 1.4 милл. 2.5 милл.
Количество предлагаемых профессий/ направлений 291 260
Количество негосударственных учебных заведений 216
УЗ интегрировынные в ВУЗы 97
Приблизительно 70% учащихся, получивших среднее (полное) образование предпочитают поступать в ВУЗы, что свидетельствует о недостаточном престиже преобратения рабочих специальностей. Интересно, что при выборе будущей профессии 60% учащихся руководствуются советом родителей или друзей - профессиональные консультационные службы практически не имеют значения [4].
Российская система профобразования в настоящий момент находится на рубеже больших изменений. Модернизация системы профобразования - проект «Образование» - является одним из приоритетных проектов правительства РФ. Основными целями нового проекта являются в первую очередь уменьшение дисбаланса в системе (напр., доминантности высшего образования и гуманитарных направлений), невостребованности выпускников, отрыва от потребностей производства, сохраниние профильности учебных заведений [8]. Анализ публикаций на предмет ожидаемых изменений в профобразовании привел к следущим результатам:
• Понятие «начальное профобразование» возможно исчезнет, что поведет за собой закрытие соответствующих учебных заведений (лицеи и другие ОУ НПО);
• Начальный уровень подготовки возможно будет отдан колледжам и институтам с целью собрать под одной крышей разные уровни профобразования;
• В настоящий момент ведется работа над новой национальной системой классификаций, в том числе и над перечнем профессий, особенно востребованных производством. Новая классификация будет учитывать требования профстандартов, разработанные самими предпринимателями.
• Планируется объединение многих специальностей.
• Изучение требований производства будет занимать 50% времени в программах подготовки с целью максимального увеличения практической применимости обучения [8].
Рис. 3: Возможные изменения в российской системе профобразования
Ситуация до настоящего времени
Возможные будущие изменения
Среднее профобразование
Базовая подготовка Повышенная подготовка
Начальное профобразование
Среднее профобразование
Подготовка Подготовка
квалифици- специалистов
рованных среднего звена
рабочих
И 20
Профессион альная подготовка
аль юз
\ ^тгопп -_
Программы профессионального обучения
В Германии, Австрии и Швейцарии первое профессиональное образование (Berufsausbildung) выпускники школ как правило получают в рамках так назвываемой «дуальной системы», получившей мировое признание как «the german philosophy of vocational education» (англ.: немецкая философия профессионального образования) [6].
«Дуальность» немецкого профобразования заключается в том, что для освоения профессии необходимые знания и навыки будущие специальсты получают в двух местах - практические знания и навыки на предприятиях и теоретические знания в профессиональных училищах (Berufsschulen).
Учащиеся 3-4 дня в неделю проводят на предприятии, где их как правило интегрируют в производственный процесс, а 1-2 дня посещают занятия в профучилищах, где они изучают общеобразовательные предметы (прибл. 1/3 учебного объема) и получают теоретические знания (и частично практические навыки, напр. в учебных мастерских) согласно выбранной специальности (прибл. 2/3 учебного объема). Существуют многочисленные случаи, когда теоретическая часть преподается одним или несколькими блоками в профучилищах или специализированных учебных центрах. Таким образом, ответственность за успешное завершение образования ложится на плечи как предприятий, так и профучилищ.
В настоящее время в Германии насчитываются 364 признанных в государственной системе образования профессий (Ausbildungsberufe). Им можно обучаться как на предприятиях так и у предствителей свободных профессий (Freie Berufe), такие как врачи, аптекари, адвокаты, архитекторы и др. В зависимости от выбранной профессии образование длится от 1,5 года до 3,5 лет. Точная продолжительность того или иного профобразования документирована в соответствующем уставе
(Ausbildungsordnung) [9]. В отдельных случаях по желанию учащегося сроки обучения могут быть несколько сокращены. Но это возможно только при условии, что все задачи и цели сформулированные для выбранной профессии будут достигнуты. Прибл. 15% учащихся в Германии пользуются этой возможностью.
В процессе профобразования учащиеся два раза экзаменуются, при этом первый (промежуточный) экзамен (Zwischenprüfung) является необходимым условием к заключительному экзамену (Abschlussprüfung). В некоторых профессиях дополнительным условием допуска к заключительному экзамену является дневник (Berichtsheft), где учащийся ежедневно документирует процесс обучения на предприятии. Заключительный экзамен состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть как правило принимается в торгово-промышленных палатах и палатах ремесленников. Практическую часть экзамена проводят добровольные экзаминаторы, делающие это на общественных началах и курируемые ТТП и палатами ремесленников. Заключительный экзамен проводится в соответствии с регламентом той или иной професии (Ausbildungsordnung) и может быть два раза повторен. В этом случае договор об образовании с предприятием может быть продлен до повторного экзамена [5].
Права и обязанности учащихся (Auszubildende), истекающие из договора с предприятием о профобразовании (Ausbildungsvertrag) регулируются Законом о профобразовании §§ 6-9 BBiG (Berufsbildungsgesetz = BBiG) (см. таб.20) [17].
Таблица 4
Права и обязанности учащихся в системе профобразования ФРГ
Права учащихся
Обязанности учащихся
1. Получать соответствующую денежную компенсацию (Ausbildungsvergütung), которая увеличивается в процессе образования (как минимум ежегодно) и распространяется в том числе на время пребывания учащегося в профучилище или в другом образовательном учреждении в рамках профобразования;
2. На получение для достижения целей профобразования необходимых знаний и навыков;
3. Заниматься только теми работами, которые полезны для освоения выбранной профессии;
4. На бесплатное пользование учебными средствами, в особенности инструментами и производственными материалами, необходимыми для достижения целей профобразоввания и экзаменации;
5. Отстранение от работы на предприятии (предоставление свободного времени) для посещения профучилища, принятия участия в экзаменах, в учебных мероприятиях вне предприятия;
6. По окончанию образования право на получение характеристики (Zeugnis), которая в обязательном порядке должна содержать информацию о виде, продолжительности, целях профобразования, а также о полученных знаниях и навыках.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Принимать усилия, необходимые для достижения учебных целей; Добросовестно выполнять задания, порученные ими в рамках образования; Ходить на занятия (напр. в профучилище); Выполнять указания учебного руководителя/наставника (Ausbilder);
Сохранять конфиденциальность; Бережно относиться к инструментам, оборудованию, обстановке на предприятии; Соблюдать установленный на предприятии порядок; Незамедлительно сообщать о невозможности появления на предприятии (напр. в случае болезни), предоставление больничного листа.
Перед началом профобразования будущий учащийся (Auszubildende, сокр. Azubi) заключает договор о профобразовании (Ausbildungsvertrag) с заинтересованным предприятием. В нем в обязательном порядке оговариваются следущие пункты:
• Название профессии/специальности, программа по времени и содержанию, цель профобразования, особенно вид профессиональной деятельности, к которой учащийся готовится;
• Начало и продолжительность профобразования;
• Регулярная продолжительность ежедневного учебного дня;
• Продолжительность испытательного срока;
• Денежная компенсация (Ausbildungsvergütung);
• Продолжительность отпуска;
• Условия возможного расторжения договора;
• Общее указание на тарифные соглашения, договоренности на предприятия, касающиеся договора о профобразовании.
Общую основу дуального профобразования образуют учебные планы (Rahmenlehrplan) и регламенты/уставы профобразования
(Ausbildungsordnungen). Образование на предприятиях регулируется на государственном уровне. Программа профучилищ определяется конференцией министров по культуре (Kultusministerkonferenz). Учебная программа и регламенты профобразования на предприятиях разрабатываются паралельно, но согласовываются согласно поставленным целям необходимым для освоения той или иной профессии.
Особую роль в системе профобразования Германии играет Государственный Институт Профессионального Образования (Bundesinstitut für Berufsbildung (BIBB)), в обязанности которого входят научно-исследовательская деятельность, консультирование
Электронный журнал, №11 ноябрь 2010г. http://technomag.edu.ru/ Страница 14
государственных и федеральных органов профобразования, ассоциаций работодателей и профсоюзов трудящихся, торгово-промышленных палат и
др. [3].
Финасирование дуального профобразования в Германии осуществляется частично из средств самих предприятий и частично из бюджета Федеральных земель (табл. 5) [4].
Таблица 5
Финансирование дуального образования в ФРГ
Расходы на дуальное профобразование
Статьи расходов Издержки, возникающие непосредвтенно не предприятии Стипендия Профучилища / зарплата учителей
Средний уровень 0 3.596 евро/год 0 13.174 евро /год (при наличии собственной учебной мастерской) В зависимости от вида профессии и договоренности с предприятием, пример: профессия механик на производстве (МшШете^ашкег) 0 774 евро/месяц в восточной Германии и 0 814 евро/месяц в западной Германии. Учителя являются служащими на госслужбе. Зарплата(брутто) вариирует между 2.307 евро и 5.855 евро в месяц.
Источник финансирования Предприятие Предприятие Государство (Федеральные земли)
«Классическое» дуальное профобразование все чаще дополняется дуальным высшим образованием (duales Studium). Выпускники школ, получившие общий или специализированный Абитур (allgemeines Abitur/Fachabitur) имеют возможность заключить договор с каким-либо заинтересованным предприятием и в рамках 3-4 летнего образования
получить как профессиональное образование, так и высшее образование со степенью бакалавра.
В 2007г. около 24000 предприятий ФРГ приняли участие в системе высшего дуального образования. При этом они кооперировали с 665 академиями и высшими учебными заведениями. Согласно подсчетам Института Немецкой Экономики (Institut der Deutschen Wirtschaft) общее число предлагаемых мест на сегодняшний день достигло 43-х тысяч. Как правило, уже после двух лет обучения учащиеся получают свидетельство об окончании профобразования, напр. по профессии Wirtschaftsassistent или Industriekaufmann. Еще через год при успешной экзаминации им выдают диплом бакалавра (Bachelor of Arts). Наиболее широкий набор специальностей предлагают так наз. «профессиональные академии» (Berufsakademien =BA). Но все чаже и другие учебные заведения, такие как Академии Экономики и Управления (Wirtschafts- und Verwaltungsakademie = VWA), университеты и университеты прикладных наук (Fachhochschule = FH) принимают участие в дуальной системе высшего образования, кооперируя с предприятиями и предлагая соответствующие учебные программы как по техническим, так и по экономическим специальностям.
Популярность дуального высшего образования у выпускников школ обуславливается в первую очередь его практической ориентацией (изначальная связь с предприятием). Кроме того интерес вызывают по сравнению с академическим высшим образованием более сжатые сроки обучения, финансовые преимущества (в течение всего образования предприятие платит стипендию), интересные возможности заработка и карьерного роста по окончанию обучения. С другой стороны, предприятия имеют возможность в процессе обучения поближе познакомиться со своими будущими ведущими сотрудниками. Нередко сразу после
получения диплома выпускники получают ответственные должности на предприятиях, где они учились.
Как правило, учебный блок в институте/университете (напр., 3 месяца) чередуется с практикой/проектной работой на предприятии. Многие крупные предприятия, такие как Deutsche Telecom AG, Daimler AG имеют собственные корпоративные программы, построенные на принципе дуального высшего образования и предоставляют таким образом как будущим, так и настоящим сотрудникам получить образование уровня бакалавра.
Некоторые различия в системах профобразования РФ (НПО и СПО) и дуального образования ФРГ представлены в таблице 6.
Таблица 6
Системы профобразования РФ (НПО и СПО) и дуального образования _ФРГ в сравнении_
Система профобразования РФ Система дуального профобразования ФРГ
Основная ответственность Государственные структуры Предприятия
Разделение на НПО/СПО да нет
Правовая основа Поступление в учебное заведение Договор с предприятием
Аттестация Учебное заведение на основании статьи 15 Закона РФ «Об образовании» от 15 июля 1992г. N3266-1. Торгово-промышленные палаты и палаты ремесленников
Образовательные органы Ссузы (лицеи, колледжи, техникумы, училища) и вузы Профшколы (Berufsschulen), предприятия, в отдельных случаях коммерческие профобразовательные центры
Финансирование Государственные и региональные органы Образование на предприятиях, стипендия учащимся - предприятия; профшколы, зарплата учителям - федеральные земли.
Имидж Низкий (менее 30% выпускников школ поступают в ОЗ НПО и СПО) высокий (67,7% всех выпускников школ в 2007/2008гг. заключили догово о дуальном профобразовании)
Размер стипендии 0 400 руб. 0 774/814 евро (механик на производстве)
Продолжительность обучения В зависимости от базового образования и специальности (станочник - от 10 месяцев до 2 года 5 месяцев) В зависимости от специальнотси (механик на производстве - 3,5 года)
Различия в системах профобразования, предстоящие изменения Российской системе профобразования, отсутствие общего классификатора (табл. 7) значительно усложняют задачу планирования кадровой политики международного стратегического альянса.
Таблица 7
Станкостроительные профессии РФ и ФРГ
Код профессии (согласно перечню профессий начального профобразования) Наименование профессии Соответствующая профессия в немецкой системе профобразования
151902.01 Наладчик станков и оборудования в механообработке Механик на производстве (МшШете^ашкег) области применения-машиностроение и производственная техника
151902.02 Наладчик шлифовальных станков Мехатроник (МеЛа^ошкег)
151902.03 Станочник (металлообработка) Станочный механик (Werkzeugmechaniker)
151902.04 Токарь-универсал Механик по резке метала (Zerspanungsmechaniker) области применения-фрезеровальные системы, шлифивальные системы, токарные системы
151902.05 Фрезеровщик-универсал
151902.06 Шлифовщик-универсал
151903.01 Контролер станочных и слесарных работ нет данных
151903.02 Слесарь Механик-конструктор (Konstruktionsmechaniker) / техник по металу и судостроению (Metall- und S chiffbautechniker)
Немецкие автомобилестроители и машиностроители при запуске производства зарубежом используют самые разнообразные способы подбора и квалификации кадров. Так Daimler AG квалифицирует уже нанятых рабочих непосредственно на производстве (не в Германии, а в стране производства), используя при этом так наз. «трех-фазовую-систему» (Drei-Phasen-System) и ориентируясь на запланированные технологические процессы. Заранее четко расписывается, сколько рабочих должны быть заняты при сборке одного автомобиля и как выглядит процесс сборки. С целью обучения, из Германии на 6-8 недель «засылают» напр.10 мастеров, каждый из которых берет на обучение 10 зарубежных рабочих. Сначала конвейер запускается так медленно, что рабочие собирают 1 автомобиль за 2-3 дня. При этом каждый шаг фотографируется, фотографии подписываются и развешиваются. Во второй фазе обучения происходит все тоже самое, только скорость уселичивается, и рабочие уже собирают, к примеру, 1 автомобиль в день. Соответственно в третьей фазе скорость сборки достигает 1 автомобиль в час. Данная форма квалификации относится к категории «On-the-job-training",
ориентировынной четко на нужды одного конкретно взятого предприятия. Преимущество данной методики состоит пержде всего в относительно низкой стоимости обучения. Недостаток состоит в том, что данный метод можно променять только для низкоквалифицированных работ. На производстве Daimler AG доля кадров данного уровня составляет прибл. 70%. Остальные 30% производственных должностей относятся к
категориям мастер, начальник цеха, контролер качества - здесь на Daimler набираются как правило уже «готовые» специалисты.1
В настоящее время планирующая запуск производства в России международная компания Либхерр использует иную методику обеспечения предприятия производственными кадрами. Но и здесь процесс подбора и квалификации кадров осуществляется на основе организационного анализа производственно-экономических процессов на соответсвующих предприятиях в Германии, Франции и Австрии. Количество персонала как и уровень его квалификации определяется согласно внедряемому технологическому процессу на производстве и планируемому уровню загрузки мощностей. При этом за основу берутся профессии, имеющие место как в одной так и в другой стране.
2
Рис. 4: Процесс квалификации кадров компании Либхерр в России
t-24
Определение даты запуска Планирование технологического процесса
Определение количества сотрудников при различных уровнях загрузки производства (минимальный, средний, максимальный уровни) Определение уровня квалификации (навыки/знания) для каждого рабочего места
t-12
Анализ ситуации на рынке профобразования в регионе, где планируется инвестиционная деятельность (количество ССУЗ в регионе, уровень преподавания и технической оснащенности, предлагаемые специальности Сопоставление набора теоретических и практических знаний в зарубежных и отечественных специальностях, при использовании Ausbildungsordnung необходимых профессий и/или тарифную систему ERA (ФРГ) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) (РФ). 2008 - 2009 гг.
Уставновление частичного несоответствия в наборе практических навыков и теоретических знаний (в среднем 30-40%)
t-9
• Предварительное тестирование, отбор и прием на работу первой группы сотрудников, состоящей из двух руководителей цехов.
• Отправка на 9-ти месячную стажировку на заводе в Германии.
1 Ис
2 Ис
• Предвар ительное тестирование, отбор и прием на работу второй группы сотрудников, состоящей из четырех инженеров по качеству и одного дефектоскописта.
• Отправка на 6-ти месячную стажировку на заводе в Германии.
t-6
t-3
Предварительное тестирование, отбор и прием на работу третьей группы сотрудников, состоящей из пяти слесарей 4-го разряда, пяти слесарей 5-го разряда, двух слесарей 6-го разряда, шести операторов станков с ЧПУ, двух операторов фрезерных станков, одного шлифовщика вольфрамо-карбитного напыления, восьми слесарей механосборочных станков с ЧПУ, четырех снабженцев, одного специалиста по зачистке, одного техника по планированию, двух кладовщиков.
Отправка на 3-х месячную стажировку на заводе в Германии.
to
L+X
ЗАПУСК ПРОИЗВОДСТВА
Коучинг на производстве в России
Описанный подход к достижению необходимого уровня квалификации предусматривает профессиональную подготовку практически всех сотрудников (в случае Либхерр зарубежом). Преимущество данного способа состоит в достижении высокого уровня квалификации и интеграции новых сотрудников, недостаток -необходимость значительного вложения финансовых средств.
Список литературы
1. Акопов В.С., Магазанник В., Мартынов В., Матвеев В., Омельченко И.Н. Человеческий фактор и наукоемкие технологии: образовательные аспекты.-Высшее образование в России.-2008.-№2.-с.12-21.
2. Анисимов С.Н., Колобов А.А., Омельченко И.Н. и др. Проектирование интегрированных производственно-корпоративных структур. Под ред. Колобова А.А., Орлова А.И. - М.: МГТУ им. Баумана, 2006. - С. 19-136.
3. Васильев В. Н., Гуртов В. А., Питухин Е. А., Потупалова Л. М. Анализ обеспечения потребностей региональной экономики за счет кадров с различным уровнем профессионального образования // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (26 -27 октября 2005 г.). Книга 1. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. -с. 63- 75.
4. Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24.10.2007 N 232-ФЗ.
5. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1.
6. Ивойлова И. Слесарь с дипломом вуза. По проекту нового завона «Об образовании» начальный уровень профподготовки отдадут колледжам и институтам [Электронный ресурс]. http://www.rg.ru/2010/10/12/obrazovanie.html.
7. Омельченко И.Н. Интегральная оценка организационно-экономической устойчивости промышленного предприятия.// Вестник машиностроения. - 1997. - № 1. - С.34-40.
8. Омельченко И.Н. Методология, методы и модели системы управления организационно-экономической устойчивостью наукоемкого производства интегрированных структур.// М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. - с.27-28.
9. Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается (постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000г. №823).
10.Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном
заведении) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 31.03.2003 № 175)
http://www.edu.ru/db/portal/e-library/00000049/zacon/zacon_05.pdf.
11.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Профессионального Образования по профессии 151902.03 Станочник (металлообработка) от 9.11.2009 № 551.
12.Bundesministerium für Bildung und Forschung (BMBF) Ausbildung & Beruf Rechte und Pflichten während der Berufsausbildung.-Bonn, Berlin: 2007.
13. Bundesinstitut für Berufsbildung (BIBB) Ausbildungsordnungen und wie sie entstehen... // Schriftenreihe des Bundesinstituts für Berufsbildung,-Bonn: 2007.
14. Bundesinstitut für Berufsbildung (BIBB) Bundesinstitut für Berufsbildung,-Bonn: 2007.
15.Geinert W.-D. Geschichte der Berufsausbildung in Deutschland. // Handbuch der Berufsbildung. Herausgeber: Arnold R. Lipsmeier A., Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden, 2006, 499 c.
16.Kiss M. Das duale System Betrieblicher Berufsausbildung in Deutschland // DIHK - Deutscher Industrie- und Handelskammertag,-Berlin: 2005, -S.6.
17.Lainer C. Berufsbildung in den russischen Regionen: Ausbildung für die Zukunft // Die Berufsbildungssysteme Russlands und Deutschlands -Perspektiven der bilateralen Berufsbildungskooperation // Deutsche Botschaft. Moskau // Abteilung für Wirtschaft und Wissenschaft, 2009.