Научная статья на тему 'Дуальная форма начального профессионального образования в Кыргызстане'

Дуальная форма начального профессионального образования в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЧАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ / РАБОЧИЕ КАДРЫ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / DUAL FORM OF EDUCATION / PRIMARY VOCATIONAL LYCEUM / WORKING CADRES / ENTERPRISES / INDUSTRIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамбетакунов Э. М., Тайиров М. М., Токтогулов А. Т., Орунбаев Т. А.

В статье рассматриваются вопросы социального партнерства между начальной профессиональной школой и предприятий при подготовке рабочих кадров, а также рассмотрено роль и место дуальной формы образования. Приведены примеры реализации этих подходов на примере Баткенской области Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of social partnership between the primary vocational school and enterprises in the training of workers, and the role and place of the dual form of education. Examples of the implementation of these approaches are given in the example of the Batken region of Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «Дуальная форма начального профессионального образования в Кыргызстане»

обучению, более эффективного усвоения учебного материала и развития умений, необходимых студентам для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Антонец В.Н. Деловые игры и игровые упражнения в подготовке и переподготовке инженеров-строителей. - Хабаровск, 2000.

2. Акутина С.П. Профессиональная подготовка будущих специалистов в модернизационных условиях развития высшего образования // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки материалы XXI Международной научно-практической конференции. научный редактор: И.А. Рудакова. 2013. С. 25-30.

3. Липский И.А., Сикорская Л.Е. Социальная педагогика. - Москва, 2013. - 280 с.

4. Бирштейн М.М., Бельчиков Я.М. Деловые игры. - Рига, 1989.

5. Вербицкий А.А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов. - Москва, 2009.

6. Галибина Н.А. Методика обучения математике студентов строительных направлений подготовки на основе деятельностного подхода: дис. ... канд. наук: 13.00.02. - Донецк, 2016.

Мамбетакунов Э.М., Тайиров М.М., Токтогулов А.Т., Орунбаев Т.А.

ДУАЛЬНАЯ ФОРМА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Кыргызский государственный национальный университет, Баткенский государственный университет, Центральный комитет профсоюза работников образования и науки Кыргызской Республики

Ключевые слова: дуальная форма образования, начальный профессиональный лицей, рабочие кадры, предприятия, производственная практика.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социального партнерства между начальной профессиональной школой и предприятий при подготовке рабочих кадров, а также рассмотрено роль и место дуальной формы образования. Приведены примеры реализации этих подходов на примере Баткенской области Кыргызстана.

Key words: dual form of education, primary vocational lyceum, working

cadres, enterprises, industrial practice.

Abstract. The article deals with the issues of social partnership between the primary vocational school and enterprises in the training of workers, and the role and place of the dual form of education. Examples of the implementation of these approaches are given in the example of the Batken region of Kyrgyzstan.

Высокий образовательный и профессиональный уровень подготовки человеческих ресурсов становится необходимым условием освоения новых технологий, требуемых для повышения качества продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке, развития интеллектуального потенциала нации, снижения социальной напряженности в обществе. Провозглашенная в стратегии развития государства на период 2040 года приоритетность начального профессионального образования (НПО) повышает актуальность исследования образовательных систем тех стран, которые имеют общепризнанные успехи, как в развитии экономики, так и социальной сфере, в том числе в подготовке квалифицированных рабочих кадров. К числу таких относится дуальная система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), входит в первую группу стран по уровню квалификации кадров.

С научной точки зрения из всей топологии системы профессионального образования Германии особенно актуальным представляется исследование дуальной формы обучения рабочих кадров. Ее истоки берут начало в системе ученичества, которое было распространено в арабских, азиатских и европейских странах мира в самые ранние исторические эпохи, но в процессе развития приобрело в Германии национальные особенности. Сформировавшаяся позднее, особенно под влиянием реформаторского движения в европейской педагогике на рубеже XIX-XX веков, возглавляемого немецким педагогом исследователем Георгом Кершенштайнгром, концепция дуальной формы профессионального образования было законодательно принята в довоенной Германии как основной метод подготовки и воспитания молодых рабочих.

Дуальность означает «двуединство, двойственность», «единое организационное целое». Дуальная форма профессионального образования характеризуется нами как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном образовательном организации. С другой стороны, дуальная форма профессионального

образования рассматривается не только как педагогическая альтернатива, но и как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен, оказавший как прямое, так и непосредственное влияние на развитие профессиональной педагогики различных стран, включая Кыргызстана. Ее возникновение ознаменовало смену традиции, когда взамен рационалистической средневековой прусской традиции профессиональной подготовки мастером отдельного и «себе подобного» ученика, экономика востребовала новую форму подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ.

Проведенный анализ научных публикаций по исследуемой проблеме за последнее 25 лет позволяет утверждать, что ни одна национальная образовательная модель не привлекала такого пристального внимания ученых, специалистов и педагогов, как дуальная форма профессионального образования, и прежде всего, в Германии. Большинство исследователей признают невозможность ее прямого копирования, но одновременно сходятся в том, что анализ дуальной формы показывает создание предпосылки для внедрения наиболее эффективных ее элементов в системы профессионального образования стран с рыночной экономикой.

Анализ концепции дуальной формы профессионального образования предполагает и структурирование совокупности ее ведущих идей [2; 4]. Определяющей среди них является тесная зависимость системы начального профессионального образования от рынка труда и работодателей, ее функционирование на основе социального партнерства [3].

Опыт развития дуальной формы профессионального образования Германии и России может быть особенно полезен и нашей Республике при совершенствовании национального законодательства, разработке механизма регионализации и сохранения единого образовательного пространства, разделения полномочий регионов, становления института социального и предпринимательского партнерства.

В советском периоде были опубликованы научные работы, защищен ряд диссертации, в той или иной мере посвященных различным аспектам дуальной формы профессионального образования, осуществляемых в разных стран мира, в частности в Германии. Однако по известным идеологическим причинам они считались неприемлемым в условиях социалистической экономики и ее, якобы, недостаточной эффективности по сравнению с отечественной системой профессионально-технического образования.

Под влиянием новых условий демократизации и рыночной экономики в странах СНГ, инцинирующих интерес к опыту западных стран, появились диссертационные исследования, связанные с объективным анализом дуальной формы профессионального образования [1; 5; 6]. В них рассмотрены теоретико-методологические основы педагогики, инновационные модели учебного процесса, профессиональная подготовка молодежи, подготовка мастеров производственного обучения, особенности и специфика начального профессионального образования в сопоставительном анализе. В диссертационной работе А. Токтогулова исследованы проблемы инновационных процессов в начальном профессиональном образовании Кыргызской Республики в условиях перехода к рыночным отношениям.

Вместе с тем в приведенных выше и других работах практически отсутствует ретроспективное исследование зарождения и этапов исторического развития дуальной формы, что не позволяет добиться целостного рассмотрения ее теоретических и организационно-педагогических основ. В них не затрагиваются проблемы развития дуальной формы профессионального образования последних лет, по которым в настоящее время ведутся оживленные научные дискуссии. Их острие направлено на уточнение баланса интересов государства и работодателей; экономической рентабельности профессионального обучения на предприятиях; повышение эффективности взаимодействия профессиональной школы и предприятия.

В последние годы в профессиональном образовании нашей республики наблюдаются; увеличение объема профессионального образования на производстве; трудности в согласовании содержания обучения между предприятием и профессиональной школой; неравные условия обучения на разных типах предприятий и, как следствие, различное качество подготовки; выполнение обучаемыми работ, не связанных с профессиональным обучением; усиливающаяся тенденция влияния профессиональной школы на производственное обучение, что ведет к снижению роли учебно-производственной среды и, тем самым, к уменьшению доли практического обучения на производстве и некоторые другие.

Для решения этих противоречий нами было выдвинуто предположение о том, что основным системообразующим фактором дуальной формы профессионального образования выступает институт социального партнерства с четкой дифференциацией интересов и обязанностей каждого партнера при ведущей роли работодателей.

Нами были изучены результаты социального партнерства между начальной профессиональной школой, рынком труда и работодателей Баткенской области Кыргызстана. После образовании Баткенской области (с 1999 г.) в городе Баткен были созданы новые предприятия, дислоцированы войсковые части, организованы дошкольные и школьные образовательные организации. В связи с этим образовались новые рабочие места для специалистов как повар-кондитер, пекарь, оператор персональных компьютеров и др. Чтобы обеспечить рабочими кадрами этих вакантных мест руководители предприятий, командиры войсковых частей, директора дошкольных организаций и др. обратились руководству профессионально-технического лицея № 73 и составили договоров о совместной деятельности в подготовке соответствующих кадров. Теоретическое обучение проводились на базе профессионального лицея, а практические занятия, также производственные практики учащихся проводятся на предприятиях.

Кроме того районные и городские отделы содействие занятости население, социального развития готовят рабочих кадров, по заявкам отдельных предприятий, учреждений из числа желающих безработных. Они создают группы и совместно с местными профессионально-техническими лицеями организуют учебные занятия. Теоретическое обучение, как правило, проводятся в профессиональной школе, а практические навыки они получают на тех предприятиях и учреждениях, где имеются вакантные места. В этих случаях, действительно, осуществляется дуальное образование при подготовке рабочих кадров.

Следует отметить, что в нашей республике охват детей дошкольного возраста детскими организациями не более 20%. Данное время в этих существующих детских организациях не хватает соответствующих специалистов. По стратегию развития государств до 2040 года в Республике с каждым годом увеличивается количество построенных детских воспитательных организаций. Это дополнительно требуют по республике воспитателей и учителей дошкольных организаций. Мы рекомендуем при подготовке таких специалистов также применять дуальной формы образования, т.е. разработать специальной учебной план, который учитывал учебной объем профессионального образования на дошкольных организациях.

Список литературы

1. Аринушкина А.А. Непрерывное развитие интеллектуально-корпоративной компетентности современных специалистов // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических

наук. - Калининград, 2006. - 347 с.

2. Григорьева Н.А. Взаимодействие органов государственного управления и общественных организаций в контексте развития гражданского образования (1958-2006 годы) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 1. С. 99-102.

3. Жабо Н.И., Малахова Н.Н. Эволюция проектной методики обучения // Искусство и образование. 2008. № 5. С. 132.

4. Кувалдин В.А. Модель формирования качества жизнии образовательной деятельности студентов вуза // Агропродовольственная политика России. 2012. № 12. С. 15-19.

5. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2005. - 168 с.

6. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 1991. - 19 с.

Сушков В.Н., Мычка С.Ю.

ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К СТАНОВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Воронежский институт развития образования Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: образовательный менеджмент, образовательные организации, эффективность образования, обучение.

Аннотация: В настоящее все большее значение приобретает образовательный менеджмент в системе современного образовательного пространства. В связи с этим авторами рассмотрены актуальные подходы к образовательному менеджменту, проведен сравнительный анализ и предложены пути повышения его эффективности.

Key words: educational management, educational organizations, efficiency of education, training.

Abstract: Educational management in the system of modern educational space is acquiring ever greater importance. In this connection, the authors considered current approaches to educational management, carried out a comparative analysis and proposed ways to improve its effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.