ОБРАЗОВАНИЕ Галибина Н.А., Куприянова Ю.С.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Ключевые слова: обучение математике, учащиеся старших классов, профессиональное самоопределение, деловые игры.
Аннотация: Рассмотрены вопросы, связанные с разработкой и использованием деловых игр для обучения математике. Обоснована эффективность использования деловых игр в обучении математике в качестве средства профессионального определения школьников. Представлены примеры заданий, связанных со строительством и экономикой, из деловой игры для освоения темы «Производные».
Key words: teaching mathematics, senior pupils, professional self-determination, business games.
Abstract: The questions connected with working out and using business games to teach mathematics are considered. The effectiveness of using business games in teaching mathematics as the tool of the senior pupils professional self-determination is grounded. The examples of tasks connected with construction and economics from the business games to learn derivatives are presented.
Профессиональное самоопределение - один из важнейших вопросов, которые волнуют учащихся старших классов. Ведь от предстоящего в скором времени правильности выбора техникума или вуза, а также специальности при поступлении, и, как следствие, будущей профессии, зависит и самоуважение, и удовлетворённость жизнью, и чувство самореализованности.
Одним из факторов, влияющих на выбор будущей специальности, является понимание обучающимися профессиональной деятельности, которую необходимо осуществлять специалистам той или иной отрасли, а также интерес к этой деятельности.
Однако старшеклассникам довольно часто не хватает информации о различных профессиях, о том, какую деятельность осуществляют те или иные специалисты, о знаниях и умениях, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности в интересуемой сфере.
Опросы и анкетирование показали, что использование преподавателями и учителями деловых игр на занятиях может помочь
обучающимся ответить на многие свои вопросы, касающиеся их профессионального самоопределения [6].
Кроме этого, применение игровых методов обучения, в частности, деловых игр, способствует повышению мотивации к изучаемой дисциплине, формированию и развитию у обучающихся практически всех видов универсальных учебных действий (УУД) [3]. Использование игровых методов обучения создаёт благоприятную психологическую и творческую обстановку на занятиях, способствует снятию эмоционального напряжения, вызванное учебной нагрузкой на нервную систему во время интенсивного обучения.
Эффективность использования деловых игр методов при обучении математике студентов и школьников обоснована в работах таких учёных как В.Н. Антонец [1], М.М. Бирштейн [4], А.А. Вербицкий [5], и др. Согласно современным исследованиям [2-3] наибольший процент усвоения учебного материала происходит в процессе самостоятельной деятельности человека. Поэтому во время деловых игр на занятиях у школьников наиболее продуктивно происходит процесс освоения учебных действий и способов действий.
В работе [6] исследованы вопросы, связанные с использованием деловых игр в процессе обучения математике студентов строительных направлений подготовки. Педагогический эксперимент показал, что участие студентов в деловых играх позволяет им осознать, правильно ли ими были выбраны направление подготовки и вуз, какую специализацию они хотели бы выбрать в будущем. Часть студентов, выполняя задания, связанные со строительством, осознала, что их выбор специальности скорее был связан с решением родителем, желанием быть не хуже других и т.п.
Чтобы помочь старшеклассникам выбрать будущую специальность более обдуманно, в секции «Математика» Малой академии наук при Донбасской академии строительства и архитектуры была организована проектная деятельность по разработке деловых игр. Разработка деловой игры, в частности, поиск и решение прикладных задач, позволяет учащимся более глубоко понять учебный материал, осознать, какая сфера профессиональной деятельности им наиболее интересна, а также развить творческое мышление и такие важные личностные качества, как самостоятельность, активность, организованность и т.п. Также в процессе работы над проектом, у обучающихся Малой академии наук развиваются навыки поиска и обработки нужной информации, в том числе и с помощью Интернет-технологий.
Авторами статьи разработана деловая игра, которая может быть использована на занятиях по математике для закрепления темы «Производные» во время обучения учащихся 11-х классов или студентов технических специальностей средних и высших учебных заведений. Согласно сценарию деловой игры школьники делятся на три отдела: конструкторский, расчётный и экономический. Каждый отдел решает свои профессиональные задачи, связанные с проектировкой и строительством базы отдыха на морском побережье. Рассмотрим несколько примеров таких задач.
Задача 1. Для строительства базы отдыха необходимо огородить прямоугольную площадку площадью 2100 м2 и затем разделить этот участок на три равные части. При каких линейных размерах участка длина всего забора окажется наименьшей, и чему она равна?
Задача 2. На территории базы отдыха решено построить детскую железную дорогу. Проектировщиками сделан чертёж этой дороги, а также основных строительных объектов базы отдыха, выбрана декартова система координат (единица длины - 1 метр). В этой системе координат переходная кривая на рельсовом пути этой
_1 3
железной дороги имеет форму дуги кубической параболы у — х .
Необходимо рассчитать, с какой скоростью вагоны на этом пути будут изменять своё направление, когда они будут проходить через точки (30, 90) и (40, 5)?
Задача 3. Для проектировки одного из зданий базы отдыха необходимо вычислить приближённо, насколько увеличится объём цилиндрической колонны высотой 5 м и радиусом 40 см при наложении на неё штукатурки толщиной 0,5 см.
Данная деловая игра благоприятствует раскрытию способностей учащихся к инженерно-строительной, архитектурной и экономической деятельности, и, как следствие, к их профессиональному самоопределению. Также участие обучающихся в деловой игре даёт возможность им развить способности к рефлексии, увидеть, способны ли они действовать самостоятельно, эффективно работать команде, организовывать людей, быстро принимать решения и т.п.
Таким образом, разработка учащимися деловых игр, а также использование этих игр в обучении математике создаёт благоприятные условия для профессионального самоопределения школьников, развития у них практически всех видов УУД. Самостоятельную деятельность по разработке деловых игр целесообразно организовывать и в вузах с целью повышения мотивации студентов к
обучению, более эффективного усвоения учебного материала и развития умений, необходимых студентам для осуществления будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Антонец В.Н. Деловые игры и игровые упражнения в подготовке и переподготовке инженеров-строителей. - Хабаровск, 2000.
2. Акутина С.П. Профессиональная подготовка будущих специалистов в модернизационных условиях развития высшего образования // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки материалы XXI Международной научно-практической конференции. научный редактор: И.А. Рудакова. 2013. С. 25-30.
3. Липский И.А., Сикорская Л.Е. Социальная педагогика. - Москва, 2013. - 280 с.
4. Бирштейн М.М., Бельчиков Я.М. Деловые игры. - Рига, 1989.
5. Вербицкий А.А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов. - Москва, 2009.
6. Галибина Н.А. Методика обучения математике студентов строительных направлений подготовки на основе деятельностного подхода: дис. ... канд. наук: 13.00.02. - Донецк, 2016.
Мамбетакунов Э.М., Тайиров М.М., Токтогулов А.Т., Орунбаев Т.А.
ДУАЛЬНАЯ ФОРМА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ
Кыргызский государственный национальный университет, Баткенский государственный университет, Центральный комитет профсоюза работников образования и науки Кыргызской Республики
Ключевые слова: дуальная форма образования, начальный профессиональный лицей, рабочие кадры, предприятия, производственная практика.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социального партнерства между начальной профессиональной школой и предприятий при подготовке рабочих кадров, а также рассмотрено роль и место дуальной формы образования. Приведены примеры реализации этих подходов на примере Баткенской области Кыргызстана.
Key words: dual form of education, primary vocational lyceum, working