Научная статья на тему 'Древнейшее восприятие Единого'

Древнейшее восприятие Единого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
299
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бог / Небо / Тенгри / культ / религия. / God / Heaven / Tengri / cult / religion.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Д С. Кадыров

В статье произведен ретроспективный анализ восприятия Единого как бесконечно-пространственной космической сущности самыми ранними культурами, в противовес антропоморфным представлениям о боге или богах более поздних периодов. Автор статьи утверждает, что древнейшие мифо-эпические представления людей подтверждают изначальность монотеизма на планете, с одной стороны, с другой, универсальность отождествления бога с безграничным и имманентным космическим пространством, реальным, созерцаемым, который в практической жизни древних людей сопоставлялся с Небом или Небесами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT PERCEPTION OF THE ONE

The article provides a retrospective analysis of the perception of the One as an infinitely spatial cosmic entity by the earliest cultures, as opposed to anthropomorphic notions of a god or gods of later periods. The author of the article claims that the most ancient mythical and epic representations of people confirm the primacy of monotheism on the planet, on the one hand, on the other, the universality of identifying God with unlimited and immanent outer space, real, contemplated, which in the practical life of ancient people was compared with Heaven or Heaven.

Текст научной работы на тему «Древнейшее восприятие Единого»

ДРЕВНЕЙШЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ЕДИНОГО

1 2

Д.С. Кадыров, соискатель , директор

1 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева

Центр исследования глобальных процессов Академии труда и социальных отношений

(Кыргызстан, г. Бишкек)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n571

Аннотация. В статье произведен ретроспективный анализ восприятия Единого как бесконечно-пространственной космической сущности самыми ранними культурами, в противовес антропоморфным представлениям о боге или богах более поздних периодов. Автор статьи утверждает, что древнейшие мифо-эпические представления людей подтверждают изначальность монотеизма на планете, с одной стороны, с другой, универсальность отождествления бога с безграничным и имманентным космическим пространством, реальным, созерцаемым, который в практической жизни древних людей сопоставлялся с Небом или Небесами.

Ключевые слова: Бог, Небо, Тенгри, культ, религия.

Великое Небесное космическое пространство, как образ Единого Творца, интуитивно передавался из поколений в поколения, сохранившись как главная духовно-космологическая концепция во всех поздних верованиях.

Изучая следы культа Неба в современных африканских племенах и народах, А.-Б. Эллис пишет: «...среди негров можно наблюдать общую склонность к почитанию в качестве Главного Бога природы не Солнца, Луны и Земли, а небесной тверди». О том же пишет и М. Элиаде [1]: «Племя сук называет своего Верховного Бога Торорут, т.е. «небо» . Ньяме, как называют своего Бога племя негро, также значит «небосвод» ... Для большей части племён эве Верховное Божество зовут Ма-ву (это имя происходит от слова ву - «расстилать», «покрывать»), словом маву также обозначают небосвод». Голубое небо -это покров Маву, его любимые цвета синий и белый. У негров акпосо Верховный Бог Уволуву, что значит «верхние сферы». Верховный небесный бог у племени тви и анзамбе - Ньянкопон, у народов банту -Наам. Африканцы считают, что этот Бог наделён огромной властью, но не пускает её вход. Таким образом, современные аборигенные племена Африки по сей день сохранили образ великого Небесного космического пространства. Если перенестись на

другой континент, к примеру, в Северную Америку, то там также можно найти следы великого Небесного космического пространства. Например, в мифологии древних ацтеков бог Неба Тонатиу являлся Верховным. Позже он стал отождествляться и с Солнцем. Индейское племя сиу дакота верховное Небесное божество называли Вакан.

Племя индейцев пуани верит в Тирава Атиуса - Отца всех вещей, создателя всего, что существует. Он сотворил звёзды: «Белые люди говорят о Небесном Отце, мы говорим о Тирава Атиусе, Отце Свыше, но мы не думаем о Нём как о человеке. Мы думаем, что Он во всём.. Как Он выглядит - этого никто не знает». Про древних иранцев Геродот писал: «.они обычно поднимались на самые высокие горы и приносили жертвы Зевсу, чьим именем они называли окружающее их небесное пространство».

Великое Небесное пространство до последнего времени сохранилось у тюркских народов в виде духовно-космологического учения о Тецире.

Тецир, как единый источник всего сущего, означал Вечное Небо. Тецир, Небо, Космос - вот истинные имена Творца у кыргызов и в целом у древних тюрков. Кыргызы, как и многие современные

тюркские народы, сохранили это имя до наших дней.

О. Сулейменов [2] писал: «Тенгриан-ская религия возникла как философское течение и успела сформироваться за четыре тысячелетия до появления христианской религии - до рождения Иисуса Христа. Она прародительница религии семитизма и индо-иранской религии, она в то же время оказала сильное влияние на религиозное верование Древнего Египта. Религия Тенгри - самая древнейшая религия, она давно ждет своих исследователей и среди теологов, и среди атеистов».

С.М. Абрамзон [3] писал: «Камнепис-ные памятники позволяют сделать вывод о том, что содержание самого понятия «Тапп» у древних тюрков было значительно шире, чем божество неба. Это верховное божество выступало как бы в виде синтеза всех астральных представлений, оно адекватно понятию «Вселенная».

Вечное Небо - Тенгри, вообще одно из самых распространённых названий Бога в истории человечества. Тенгри - алтайское, бурятское, шорское - Тегри, хакасское Ти-гир или Тер, тувинское - Дээр, якутское -Тангара, Тэнгри - татарское, Танри - турецкое, Тенгири - кумыкское, угры - Тура, японцы - Тен, у народов Океании - Танга-рао, кыпчаки - Тенгри, буряты - Тэнгэри, монголы - Тэнгер, чуваши - Тура.

Н. Будаев пишет: «Одним из уникальных сведений, касающихся древних верований тюркских народов, является сообщение Михаила Сирийского (XII век): «Тюрки всегда провозглашали единого бога.... Они полагают, что небо есть единственный бог «Тенгри-хан».

Немецкий исследователь Г. Дерфер [4], собравший и обобщивший древнейшие упоминания о Тенгри, писал, что здесь «речь идёт об одной из первых монотеистических религий человечества, если не самой первой».

Председатель правления общественного фонда содействия изучения культуры народов Евразии и Америки Федорова Л.В. (г. Якутск) пишет: «Итак вся Азия, весь восток был под культом Тенгри - Югово-сточная, Передняя, Центральная, Средняя, Северо-Восточная Азии. Но только ли

Азия? ... Проследим географию самых высоких и священных гор и водоемов, содержащих корень «тенг», «танг», «тенгри», «тунгир», «туран» и т.д. «Спустимся» с самой верхней области планеты -Гималайских отрогов и Тибетского плато, где буквально вся топонимика «дышит» культом Тенгри. По направлению на северо-восток:

Тибет - гора Ньенчен-Тангла, оз.Тэнгри Нур, Данграюм, хреб.Тангла.

Тянь-Шань - пик Хан-Тенгри.

Алтай - хр. Тигирецкий.

Западные Саяны - гора Туран.

Иркутская область - гора Тангуй.

Амурская область - хр.Турана.

Читинская область - хр.Тунгирский.

Монголия - гора Отгон-Тэнгри на Хан-гайском хребте, гора Тангир-улан-хошу в долине реки Орхон; и т.д.

По направлению на северо-запад с тибетского плато:

Тибет - гора Тхог Тингрин.

Урал - река Тура.

Приморские Альпы - река Танаро на границе Франции и Италии.

Исландия - гора Тингейри; и т.д.

Юго-запад:

Граница Тибета и Непала - Танг цзон.

Афганистан - гора Дангара.

Иран - гора Туран в предгорьях Хорасана.

Северо-восточная Африка - город -Танга под Килиманджаро.

Марокко - город Тангир; и т.д.

Юго-восток:

Тибет - пос. Тингри под Эверестом.

Непал - гора Тенг Боче.

Пер. Тангла на границе Индии и Пакистана.

Филиппины - гора Тандаг.

Ява - гора-вулкан Теннгер.

Австралия - оз. Тангла; и т.д.».

«Бог вечен, ибо Он есть Мир и Создатель Мира», - говорили в древности тюрки. Поэтому поводу Аджи Мурат пишет: «Тенгри-хан мыслился у тюрков огромных размеров, космических масштабов. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он - Творец мира, и Он сам есть мир!». По мнению М.А. Хабичева [5] Тенгри «связан со скифским божеством

Вселенной. Отсутствие изображения Тей-ри (Тангра), можно объяснить пониманием Тейри как невидимого и вездесущего владыки вселенной».

Но, постепенно образ великого Небесного пространства, единоцельного духовного Космоса подвергся деградации и дроблению.

Люди стали обожествлять отдельные части Космоса, т.е. небесные объекты, оказывающие определённое влияние на жизненные циклы Земли, природы и людей. Появились боги Луны, Солнца, Земли, планет, созвездий. А далее появилось множество иных образов: воды, огня, рек, озёр, гор, войны, природных явлений, плодородия, ремёсел и т.д.

Всё это стало возможным в результате того, что человечество отвернуло своё лицо от великого Небесного космического пространства. А сам образ Единого в виде великого Небесного космического пространства превратился в «бога, живущего на небе», «бога неба».

Но, даже и в этом случае бог неба всё равно оставался самым главным, Верховным законодателем. Все последующие боги, как правило, у всех народов считались детьми бога неба. Например, у тех же индейцев племени масаи Верховное Божество Нгаи, он не видим, живёт на небе.

Как пишет М. Элиаде, племена австралийских аборигенов по сей день помнят имя Верховного из богов, сущность которого связана с Небесами, с миром звёзд и атмосферных явлений. У австралийских племён камиларои, вирадьюри, юалайни, муринг и других по-прежнему живы представления о Верховном Боге - Боге Неба. Бунджиль - верховное божество племени кулин живёт высоко, выше «тёмного неба». Бунджиль сотворил землю, деревья, животных и человека, которого вылепил из глины, вдунув в него жизнь через рот, нос и пупок.

В Древнем Египте Бог Неба - Ану (родственно Тану). Звёзды - воинство Ану. Он - «Отец Богов» или «Царь Богов». Несмотря на своё первоначальное верховенство, Ану представлялся несколько абстрактным Богом и до сих пор не найдено ни одной статуи Ану. У шумер, ассирийцев

Бог Неба - Дингир. Индоарийский Бог Неба Дьяус, литовский Дангус, финский Тай-вас, германский Тюр или Тейвас, ирландский, кельтский и галлийский Тевтат, греческий Дзевс, латвийский Дебесс, хеттский Дзиуна, славянский Дабог или Дый и т.д. всё это значит сияющее дневное небо. Бог Ясного Неба у всех народов Европы обладает высшей законодательной функцией. Все эти имена Бога ясного Неба в своём этимологическом корне содержат слово «ТЕН» - «НЕБО».

На языке банту - самого значительного языка народов и племён африканского континента слово «Небо» (Бог) звучит «ANGA», т.е. схоже с тюркским «Тенгри», «Тангри», Тангара. В Судане (древнее название Куш) - «LANGIT», как и на острове Ява в Индонезии - «LANGIT». Исходя из того, что между островом Ява и Суданом слишком мало исторических, экономических и этнокультурных связей в прошлом, можно без труда сделать вывод, что слово «Небо» - «LANGIT», в обоих языках имеет общий древнейший корень.

Поскольку у разных народов Бог ясного Неба отождествлялся с дневным временем суток, то этимология «Бога ясного Неба» постепенно связалась воедино с понятием «ДЕНЬ» в целом, т.е. со светлым временем суток, а затем и с понятием «календарный день».

То есть «Ясное Небо» стало ассоциироваться со «светлым временем суток», а позже и календарным днём. Поэтому как у этих народов этимологически было принято называть «Ясное Небо», так у них и произвелись понятия «светлое время суток», и соответственно «календарный день».

И поскольку практически у всех евразийских племён и народов этимология слов «Небо» и «Бог», была связана с общечеловеческим «Тен», то различные его диалектические звучания (ТЕЦ, ТЭН, ТЕМ, ТЯН, ТАН, ТИН, ДАН, ДИН, ДЗЕН...), легли в основу таких понятий как «светлое время суток» и «календарный день».

Так, например, славянский «Бог ясного Неба» - «ДЫЙ», имеет прямое отношение к этимологии слова «день» в английском

языке, где оно звучит как «DAY» - «день». Это говорит о том, что у древних англосаксов имя Небо-Бога было когда-то общим со всеми ариями, но они его забыли. То же касается и германского слова «TAG» - «ТАГ» - «ДЕНЬ», которое имеет общие корни с именем «Бога ясного Неба» в древней культуре некоторых западноевропейских народов - «ТУГ».

Или, к примеру, латинский «DIAS» -«день», и арийский «Бог ясного Неба» -«ДЬЯУС», то же когда были одним словом.

В общем, это хорошо, когда люди здороваются между собой словами «Добрый День!», ведь фактически они желают друг другу благословения от Самого Неба -«ТЕНа».

Кстати, слово «DIN» - «ДИН», на языке хинди (индийский язык), также означает понятие «день», поэтому в древнем индоа-рийском языке когда-то существовал «Бог ясного Неба» - «ДИН». Собственно, славянское - «ДЕНЬ», также производится от «Бога ясного Неба» - «ДИНа». В шумерском языке, некогда главенствующем языке Аравии, «Бог Неба» назывался схоже с индоарийским языком «ДИНгир». Не случайно слово «ДИНгир» специалисты-шумерологи сегодня переводят как «БОГ».

Тюркские, индоевропейские, индоарий-ские, сакско-скифский, шумерский и т.д. -все эти языке связаны между собой. Не случайно, в кыргызском (тюркском) языке слово «ДИЛ», означающее внутренний мир человека, также звучит идентично в иранском и индийском языках, где «ДИЛ» - это «Сердце».

Позже у многих народов Вера в НЕБО-БОГА - «ТЕНа» (в различных его диалектических произношениях) стала ассоциироваться вообще с понятием «ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ», «РЕЛИГИЯ» как таковые.

То есть Вера в Бога и есть сама по себе Вера. Поэтому понятия «НЕБО» и «ВЕРА» также смешались в одно целое. Например, в Аравии корень слова «ДИН» - «ВЕРА», естественным образом стал производным от слова «ДИНгир» - «НЕБО».

К примеру, даже во вьетнамском языке, вроде бы не таком уж и близкородственном, слово «TIN» (DIN) означает «верить».

Так что, когда мусульманин называет свою религию «ислам ДИНи», он должен помнить, что в слове «ДИНи» так или иначе, заложено древнее имя Бога - ТЕНа. И ему бессмысленно выступать против того, что кыргызы обращаются к Единому Богу именем ТЕЦир.

Ведь это всё изначальные и универсальные понятия.

Слова «Tenir», «Teniri», «Tengir» встречаются во многих языках мира, везде это слово очень близко по значению к различным эпитетам Творца у разных культур.

У многих народов существуют эпитеты в честь Бога - «Вседержитель», «Охранитель», «Сущий» и т.д. Именно это значение слова «Tenir» мы встречаем в различных языках мира.

Например, в итальянском, французском и других языках Европы слово «TENIRI» означает «держать», «поддерживать», «сохранять».

В румынском языке «TENIRI» - это «наследие», а в каталанском (валенсий-ском - Валенсия, Балеарские острова, Восточные Пиренеи, Андорра, Сардиния) и галльском (альпийская часть Италии) языках оно означает «имеющий».

Часто слово «Tenir» перекликается, как и в арабском языке, со смыслами «ВЕРА», «РЕЛИГИЯ», «единение», «связь».

Например, в исландском языке «TENGIRI» - это «Соединяющий». В суданском, яванском (остров Ява в Индонезии) и японском языках слово «TENIRI» означает «принимать», «принимающий». В креольском языке на острове Гаити слово «TENIR» означает быть чему-то «твёрдо приверженным». В Уэльсе у валлийцев слово «TENIR» означает «привлекать», или «привлекающий».

«Тем» у древних египтян - владыка самого крайнего предела: «Ибо члены моей семьи - члены Бога Тема» (Книга идущих дальше - Книга мёртвых). Тин - этрусский Царь Богов. У древних скандинавов Тор изображался с молотом в руке, ударом которого Тор привёл во вращательное движение Вселенную. У хантов и манси - То-рум, у мордвы и мокша Атем Торай. У древних эстонцев (эстов) - Тар, у голландцев «Hemel».

В древнеегипетских папирусах записано, что Творец метнул, молот, и в результате этого первотолчка Вселенная стала вращаться. То, что скандинавский Тор (древнеисландский Туг, древненемецкий Донар) имеет непосредственную связь с тюркским Тура, Туран, Тенгри, говорит тот факт, что Тор, в мифологии скандинавов, обычно путешествовал на повозке влекомой двумя мифическими козлами -Тангризниром и Тангиостом.

Следующим этапом деградации стало то, что человечество начало отворачиваться и от «бога, живущего на небе», полностью перейдя на «земные образы». То есть стало поклоняться воде, огню, природным объектам и стихиям, ремеслам и профессиям - рыболовству, охоте, войне, торговле и т.д. Каждый из них получил образ, в котором «бог стал подобием человека». Человечество постепенно погружалось в эпоху языческих и идолопоклонских верований. Началась эпоха застоя развития цивилизации.

По этому поводу М. Эллиаде пишет: «Бесспорно одно: в общем и целом, небесная иерофания и вера в Верховное небесное существо уступило место другим религиозным концепциям. Опять же, в общем и целом ясно, что некогда эта вера представляла собой самый центр религиозной жизни, а не периферийное явление, как в нынешних первобытных обществах. Сдержанность в почитании небесных богов сегодня указывает лишь на то, что переместился центр религиозной деятельности, и ни в коем случае не на то, что эти небесные боги являются творениями абстрактного мышления первобытного человека...».

Библиографический список

1. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. Пер. с англ.: Ш.А. Богиной, Н.В. Кулаковой, В.Р. Рокитянского, Г.С. Старостина. Ответ. редактор: В.Я. Петрухин. -М., 1999.

2. Сулейменов О.О. Аз и Я. - Алма-Ата: Жазушы, 1975.

3. Худяков Ю.С. Об изображении божеств древнетюркского пантеона на памятниках искусства номадов южной Сибири и Центральной Азии эпохи раненного средневековья // Сборник научных трудов. - Горно-Алтайск, 2010.

4. Дерфер Г. О языке гуннов. - Электронная библиотека.

5. Хабичев М.А. К гидронимике Карачая и Балкарии. - Нальчик, 1982.

6. Кадыров Д. 10 проповедей о ГЛАВНОМ. - Бишкек, 2012.

7. Жанайдаров О. Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков. - Электронная библиотека.

Таким образом, в последствие Бога ясного Неба «заслонили» другие образы, что вызвало даже появление специальных объяснительных мифов, таких как миф «о падении Дьяуса» в Индии и кельто-германский сюжет о потере богом Неба руки и невозможности по этой причине выполнять функции «царя богов». Такая ситуация была характерна для народов Варварской Европы (кельтов, германо-скандинавов, балтов, славян, фракийцев) и индо-иранцев, однако в Средиземноморье развитие мифологии пошло иным путём. У греков, этрусков и италиков Зевс, Тин и Юпитер - это есть бог ясного неба и бог грома в одном лице [6].

Итак, бог неба либо вытеснялся, либо исчезал, либо деформировался и дифференцировался. Этим путём пошли почти все народы Земли. А первопричина бога неба - великое Небесное космическое пространство, вообще практически было забыто человечеством.

В целом, путь духовной истории человечества можно вкратце охарактеризовать словами казахского исследователя О. Жанайдарова, который в пишет [7]: «Вероятно, перволюди верили в Единого бога, а потом во время распада первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческого стали верить во множество богов, стали язычниками. Такая картина наблюдалась в Древнем Египте, Ассирии, античных Греции и Риме. Изрядно поплутав среди языческих столетий, способствовавших формированию почти всех крупных этносов Европы и Азии, эти страны и народы стали снова верить в Единого бога.».

ANCIENT PERCEPTION OF THE ONE

1 2

D.S. Kadyrov, applicant, director 1 Kyrgyz State University I. Arabaev

Center for the Study of Global Processes at the Academy of Labor and Social Relations (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article provides a retrospective analysis of the perception of the One as an infinitely spatial cosmic entity by the earliest cultures, as opposed to anthropomorphic notions of a god or gods of later periods. The author of the article claims that the most ancient mythical and epic representations of people confirm the primacy of monotheism on the planet, on the one hand, on the other, the universality of identifying God with unlimited and immanent outer space, real, contemplated, which in the practical life of ancient people was compared with Heaven or Heaven.

Keywords: God, Heaven, Tengri, cult, religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.