ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕНГРИОНИМЫ Сыдыков А.Н. Email: Sydykov1790@scientifictext.ru
Сыдыков Анарбай Намитаевич - доктор филологических наук, доцент, и.о. профессора, кафедра общего и русского языкознания,
Бишкекский гуманитарный университет им. Кусеина Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматривается история изучения тенгрианства и проводится опыт классификации тенгрионимов. Киргизская мифология является самым древним, архаическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки и искусства. Тенгрианство - религия, которая не имела письменного изложения своей доктрины. Все основывалось только на устной и визуальной базе, крайне простом и небольшом по количеству священном реквизите.
Автор выделяет космогонические, космо-этиологические, антропонимические, зоонимические, рептилионимические тенгрионимы.
Ключевые слова: тенгрионимы, тенгрианство, мифология, номады, космогония, антропонимы, зоонимы, рептилионимы, демононимы.
TENGRIONIMS Sydykov A.N.
Sydykov Anarbay Namitaevich - Doctor of philological sciences, associate professor,
Acting professor, CHAIR GENERAL AND RUSSIAN LINGUISTICS BISHKEK, HUMANITARIAN UNIVERSITYKUSEINA KARASAEVA, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: in the article history of study of tengrianstva is examined and carried out the test of classification of tengrionim. Kirghiz mythology is the most ancient, archaic education having syncretism character. The embryonic elements of religion, philosophy, science and art are casebound in a myth. Tengrianism is the religion without written statement of its doctrine. Everything in the religion was verbal and visual based, very simple and small in the number of sacred props. An author distinguishes a cosmogony, cosmo-etiologic, antroponimic, zoonimic, reptilionimic tengrionims. Keywords: tengrionimy, tengrianism, mythology, nomads, cosmogony, antroponyms, zoonym, reptilionims, demononims.
УДК: 398.2 (575. 2) (04)
Тенгри (тюрк. монг.) - небо - в мифологии народов Центральной Азии - название класса богов. Тенгри имеют прозвища в зависимости от приписываемых им функций: Тенгри грома, молнии, и созвездий природных и сверъестественных сил, человеческих чувств и страстей небесных явлений и т.п. Тенгри так же называются духи огня, домашние и охотничьи духи, ламаистские божества и др. [10, с. 293].
Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.
Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, «предтеатральными» и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами). С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже
после значительного прогресса науки и техники, мифология не остается исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики [11, с. 654].
Ислам, постепенно превращавшийся в господствующую религию, продолжал уживаться с самыми первобытными суевериями и обычаями древности, имевшими широкое распространение среди киргизов. Он (ислам) внес слишком незначительные изменения в моральные устои и в бытовой уклад киргизов. На первых этапах своего распространения ему приходилось играть весьма скромную роль, в то время как домусульманские представления были еще довольно сильны [1, с. 286].
После распада советской империи и приостановления коммунистической идеологии, народы, населявшие огромную территорию, жившие туманной идеей построения светлого будущего (а ведь, мы, граждане СССР, искренне верили «в торжество коммунизма во всем мире» - А.С.), вдруг, в одночасье, потеряли ориентир и обратили свой взор в историческое прошлое: русские спешно стали возрождать православие, западные украинцы католицизм и бандеровщину, кавказские нации ислам, а среднеазиатские народы стали сверять свою национальную и религиозную идентичность и т.д. и т.п.
В этом в общем хоре появилось монографическое исследование российского ученого Р.Н. Безертинова «Тэнгрианство - религия тюрков и монголов» [5]. В книге освещается взаимоотношения мировых религий с полузабытым тенгрианством. Автор утверждает, что философское мировоззрение древних тюрков сливается с верой в Тэнгри (Небесного бога). «По представлениям древних тюрков и монголов, все сущее на земле подвластно Тэнгри -воплощению небесного начала, создателю Вселенной» [5, с. 71].
Великий казахский поэт Олжас Сулейменов в своем гениальном творении «Аз и Я» [14] предполагает, с опорой на шумерскую культуру (а она считается самой древней), где верховного бога называли дингир (демер) (по-тюркски: тенгир, тецир и т.д. - А.С), что тенгрианство тогда уже имело свое философско - религиозное учение, которое явилось эталоном для всех позднейших мировых религий. Он пишет: «Самая древняя религия на планете, оформившаяся как философское учение уже в 4-м тысячелетии до рождения христианского бога, ставшая матерью семитских и индоиранских религий, заметно повлиявшая на древнеегипетские культы, - тенгрианство уже давно ждет своих исследователей [14, с. 567].
В полемику вступает известный писатель - историк Мурад Аджи. Он утверждает, что у тюрков в отличии от других народов Бог был единым (задолго до появления христианства - А.С.), и этого Бога почитали тюрко-монгольские народы как Тенгри, и что крест принесли в «языческую» Европу гунны и т.д. На эту тему можно дискутировать бесконечно. Но, вот что он пишет в своей книге «Полынь половецкого поля»: «Тенгри принадлежит к числу древнейших мифологических образов Востока. Он - небесный дух -хозяин. Причем небо - это Он сам, и место его постоянного обитания. Тенгри - хан мыслился у тюрков огромных размеров, космических масштабов. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он - творец мира, и Он сам есть мир!» [2, с. 209]. Эти же мысли он, Мурад Аджи, углубляет в своих других книгах [3].
В годы суверенитета Кыргызской Республики на небосклоне киргизской философии и культуры засверкала оригинальная звезда Чоюна Омуралиева. В своих книгах «Тенгрианство. Поиск истоков национальной философии» [12]. «Тенгрианство. Общество. Государство» [13] и других автор рассматривает тенгрианство как устойчивую систему мировоззрения номадов, в том числе киргизского народа. Ч. Омуралиев считает, что в тенгрианстве заключен потенциал, определяющий современную жизнь всех народов. «Особый характер данной цивилизации -пишет автор, - суть которого можно передать одним словом - духовность (выделено автором -А.С.), отличает кочевые народы в ряду других. Они оставили нам всем мировую идею о единстве материального и духовного, которые, согласно кочевому образу мышления, слито воедино» [12, с. 296].
Речь идет об историческом месте и роли цивилизации номадов, незаслуженно, а может быть, преднамеренно игнорируемой светилами науки: философами, историками, политологами, культурологами, лингвистами при интерпретации истории и жизни человечества. Для Ч. Омуралиева тенгрианство - это философия номадов, это равноправие противоположностей, это бережное отношение к духовным и материальным ценностям, это любовь к земле и человеку, это великое Слово, которое отражено в эпосе «Манас». А над всеми надзор осуществляет Тенгри - высший разум, Абсолют (сравните с гегелевским Абсолютом,
китайским даосизмом, индийским Кришна, иранским Худай, арабским Аллах, русским Бог, древнерусским Перун и др. - А.С.) в основе которого он видит корень тец - равноправие.
Известный переводчик средневекового шедевра (XI в) «Кутадгу билик» («Благодатное знание») на современный киргизский язык Т. Козубеков написал эссе под названием «Кек-Тенир - моя полярная звезда (сокровенные мысли на стыке веков» [9].
Размышляя над верованием кочевых народов, автор приходит к выводу, что у киргизов существовало единобожие еще до появления мировых религий - и этого верховного божества величали Тецир, то есть равноотносящийся ко всем сущим на земле и на небе: и людям, и животным, и растениям, и природным явлениям. Далее Т. Козубеков сказанное подстверждает примерами из древней легенды "Огуз наме", из Орхоно-Енисейских рунических памятников, из «Благодатного знания» Ю. Баласагуни [9, с. 28-33].
Писатель - историк О. Айтымбет в своем монографическом исследовании «Кеке Тэнир» отмечает, что вера в единого небесного бога Тэнири (орфография автора - А.С.) у номадов, в частности, у киргизов существовала, как минимум, 7-10 тысяч лет назад и стала основой всех мировых религий, включая зороастризм, иудейство, христианство, буддизм, шаманизм, ислам и др. [4, с. 3].
Автор считает, что почитание небесного бога Тэнири появилось еще при матриархате, где главной богиней была Умай-эне, затем при переходе к патриархально - родовой системе общественных отношений на первое место выдвигается (или осознается) небесный бог - Кеке Тэнири, как единственный покровитель - повелитель всего космического пространства, мироздания. У него были помощники - сподвижники, которые не претендовали на первенство, но отвечали за свой «участок», вверенный главным повелителем - богом. Это - Очок Тэцири (богиня огня, она же Умай - эне - богиня всего сущего), Кун Тэцири (бог Солнца), Ай Тэцири (бог Луны), Жылдыз Тэцири (бог звезд), Жер Тэцири (бог Земли), Суу Тэцири (бог Воды), Тоо Тэцири (бог гор), Кан (Согуш) Тэцири (бог войны) - всего 9 повелителей - богов, остальные покровители - божества (по-киргизски ата или пир) являются производными от них, - заключает О. Айтымбет [4, с. 8].
Далее О. Айтымбет, опираясь как на научные, так и эпические, мифические, фольклорные и другие источники подробно раскрывает взаимоотношения людей и богов - покровителей.
Его мировоззрение и историко-философская методология синхронно перекликается с гипотезой О. Сулейменова.
В начале XXI века стали появляться научные исследования, посвященные тенгрианским традициям.
Так, например, диссертация А.А. Исаевой посвящена исследованию «исторической трансформации шаманско-тенгрианских традиций в современном Кыргызстане [8].
«Древние доисламские религиозные воззрения, - пишет А.А. Исаева, - и мировоззренческие особенности кочевников - кыргызов наложили отпечаток на духовную культуру, определив шаманско-тенгрианские идеи в качестве ее основы для обеспечения устойчивого функционирования кыргызского этноса на протяжении истории в условиях постоянного идеологического влияния извне и попыток по их искоренению» [8, с. 5].
А.А. Исаева верно подметила, что активная деятельность тенгрианской общины в Кыргызстане обусловлена потребностью возродить традиционную идеологию кыргызского народа с целью сохранения его самобытности и культурного своеобразия в противостоянии глобализации, нивелирующей национальную культуру, в более глубоком познании мировоззренческих идей и ценностей тенгрианства как ответная реакция вызовам и угрозам, происходящим в религиозной сфере Кыргызстана [8, с. 5].
Вопроса тенгрианства фрагментарно коснулись в своих трудах ученые Ж. Бокошев [6], Б. Жумабаев [7] и многие другие.
Автор данных строк в своей статье «Тенгрианство - народная вера» с позиции сравнительно - исторической методологии рассматривает этимологию слова тецир. Так, он считает, что слово тецир, вероятно, первоначально состояло из двух основ тац и ицир (утро-вечер, иначе день и ночь) и означало диалектическое единство природы.
Впоследствии, эти две лексические единицы слились воедино и дали новое осмысление: тецир. Такое слияние для киргизского языка является закономерным. Сравните: бул кун -бугун (сегодня), бул жыл быйыл (этот год), тан эрте или эртен (завтра) и т.д. Осмысление и осознание понятия Тецир как главного бога произошло, видимо, уже на следующем этапе развития человечества [15].
Тенгрианство - религия, которая не имела письменного изложения своей доктрины. Все основывалось только на устной и визуальной базе, крайне простом и небольшом по количеству
священном реквизите. Благодаря простоте ритуалов и ясности доктрина тенгрианства просуществовала несколько тысяч лет и дожила до наших дней, причем в одних и тех же устойчивых формах религиозного ритуала и практики.
Закодированная в мифах и легендах, связанная с национальными традициями, она помогала с детских лет познавать и закреплять в сознании тюрков и монголов основы этой религии, ее обычаи и обряды, ритуалы, моления и жертвоприношения. Многие традиционные тенгрианские представления о конкретных божествах и духах, обычная культовая практика, сакральная терминология сохранились.
И чтобы сохранить эту уникальную культуру и язык, необходимо иметь идеологическую концепцию, которая даст ясное и четкое понимание, каким богатством мы обладаем и как мы его должны приумножить.
Основные, сохранившиеся, названия можно классифицировать по следующим мифологическим и фольклорным признакам.
1. Космогонические тенгрионимы: Кеке - Тенцр (Небесный Бог: Главный покровитель); Кун - Тенир (пакровитель Солнца); Ай - Тенцр (покровитель Луны); Yркер - Ата (покровитель Созвездий).
2. Космо-этиологические тенгрионимы: Жер - Эне (покровительница Земли); Суу атасы -Сулайман (покровитель Воды); Очок - Эне (покровительница Огня); Таштар - Ата (покровитель гор); Жел - Кайып (покровитель ветра); Аяз - Ата, Чилде - Баба (покровители холода или жары); Кулдур - Ата (покровитель дождя); Эр YпYм (покровитель озера); Тулан -Ата (покровитель трав).
3. Антропонимические тенгрионимы:
Кыдыр - Ата (покровитель предков); Умай - Эне (покровительница женщин); Дыйкан - Баба (покровитель земледельцев); Шаймерден (покровитель богатырей); Ак Мактым (покровитель девушек); Элеман (Калкаман) (покровитель народа); Жоломан (покровитель пути).
4. Зоонимические тенгрионимы: Малабай (покровитель скота); Ак Муйуз (покровитель крупнорогатого скота); Ак Байбиче (покровитель диких животных);Шыйпан - Ата (Чычан Ата) (покровитель коз); Буудайык (покровитель птиц); Дулдул (Желмаян) (покровитель скакунов); Кумайык (Ыркыт) (покровитель собак); Чолпон - Ата (покровитель овец); Камбар - Ата (покровитель лошадей); Ойсул - Ата (покровитель верблюдов); Шимшимийан - Ата (покровитель лис); Туту Ата (покровитель куриц).
5. Рептилионимические тенгрионимы: Мар (Ак жылан, Ок жылан) (покровитель змей); Кара - Баян (покровитель червей); Кумпа - Баян (покровитель муравьев); Черте - Баян (покровитель кузнечиков); Жаян (покровитель рыб).
6. Бионимические тенгрионимы: Бай терек (Чынар) (покровитель леса); Мунар Ата (покровитель деревьев).
7. Мастеронимические тенгрионимы: Деету - Ата (покровитель мастеров-кузнецов); Сайма - Эне (покровительница швей); Куланчы (покровитель охотников); Улукман (покровитель знахарей, врачевателей).
8. Тенгрионимы интеллекта: Улама (покровитель ума); Сурама (покровитель знания); Эм (покровитель языка / речи); Камбаркан (покровитель мелодий); Деелет Куш (покровитель счастья); Нике Кайып (покровитель семьи).
9. Тенгрионимы игр: Какчеке (покровитель игр альчиками); Ордо кыз (покровительница девичьих игр).
10. Демононимические тенгрионимы: Жез тырмак (букв. медные ногти: женщина, которая может превращаться в кого угодно); Жез кемпир (людоедка, баба-яга); Албарсты (демон в образе женщины, иногда мужчины); Азыткы (соблазнитель, совратитель); Жан алгыч (смерть, архангел); Дее (Див, циклоп); Мите (упырь, вампир). Примечание: киргизы демононимов покровителями не называли, поскольку они несли людям вред, зло.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что у киргизов задолго до появления мировых религий существовало единобожие. В отличие от европейской и семитской культуры киргизы покровителей природы не «очеловечивали», они для них были недоступны и «подчинялись» только главному богу - Тенгри.
Список литературы / References
1. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. [Текст] /
С.М. Абрамзон. Фрунзе: Кыргызстан, 1990. 480 с.
2. Аджи М. Полынь половецкого поля. [Текст] / М. Аджи. М: ТОО «ПИК-КОНТЕКСТ», 1994. 350 с.
3. АджиМ. Тюрки и мир: сокровенная история. [Текст] / Мурад Аджи. М.: АСТ, 2006. 649 с.
4. Айтымбет О. Кеке Тэнир. [Текст] / Орозбек Айтымбет. Бишкек: «Учкун», 2006. 224 б.
5. Безертинов Р.Н. Тэнгрианство - религия тюрков и монголов. [Текст] / Р.Н. Безертинов. Казань: Слово, 2004. 455 с.
6. БокошевЖ. Кыргыз философиясы. [Текст] / Ж. Бекешев. Бишкек: «Бийиктик», 2013. 392 б. С. 193-197.
7. Жумабаев Б. Кыргыз дуйнетаанымы. [Текст] / Б. Жумабаев. Бишкек: «Бийиктик», 2010. 356 б. С. 186-191.
8. Исаева А.А. Историческая трансформация шаманско-тенгрианских традиций в современном Кыргызстане. [Текст]: автореф.дис. ... канд. филол. наук / А.А. Исаева. Бишкек, 2014. 24 с.
9. Козубеков Т. Кек-Тенцр - алтын казыгым (Кылым кыйырындагы ой-тумар) [Текст] / Телеген Козубеков. Бишкек: ОсОО «Алтын Тамга», 2003. 120 с.
10. Мифологический словарь: около 1800 статей. [Текст] / ред. Г.В. Щеглов, В. Арчер; худож. Е.Н. Лиманова. М.: АСТ; Астрель; Хранитель, 2007. 365 с.
11. Мифология. [Текст]: энцикл. / гл. ред. Е.М. Мелетинский; репринт. изд. М.: Большая Рос. Энцикл. Дрофа, 2008. 736 с.
12. Омуралиев Ч. Тецирчилик. Улуттук философиянын унгусуна чалгын. [Текст] / Ч. Омуралиев. Бишкек: «Крон», 1994. 288 б.
13. Омуралиев Ч. Тенирчилик. Коом-Мамлекет. [Текст] / Ч. Омуралиев. Бишкек: «Кыргыз жер», 2012. 304 б.
14. Сулейменов О. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. Аз и Я. [Текст] / О.О. Сулейменов. Алма-Ата: Жалын, 1990. 592 с.
15. Сыдыков А.Н. Тенгрианство - народная вера. [Текст] / А.Н. Сыдыков. Вестник БГУ. Бишкек, 2014. № 1 (27). С. 49-52.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПАРАДИГМАТИКИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ
К ПРЕДЛОЖЕНИЮ Машрабов А.А. Email: Mashrabov1790@scientifictext.ru
Машрабов Абдималик Амирович - кандидат филологических наук, доцент, кафедра филологического образования, Гуманитарно-экономический институт Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы парадигматики на уровне предложений синтаксического строя языка. Затронуты и даны высказывания и мнения ученых, изучивших вопросы синтаксической парадигматики, и говорится о проблеме сферы функционирования синтаксической парадигматики. Кроме того отражены проблемы синтаксической парадигматики и ее отношение к предложению не только к простому, но и к сложному. Мы на основании изучений явления парадигмы и с учетом мнений исследовавших ученых пришли к выводу, что в действительности для изучения парадигмы исследователи должны прийти к единому мнению, чтобы изучить её глубже и содержательно.
Ключевые слова: парадигматика, функционирования, сфера, уровень, типы, трансформационная, конструкция, простое, сложное, отношение, предложения.
SOME QUESTIONS PARADIGMATICS AND ITS RELATION TO THE PROPOSAL Mashrabov A.A.
Mashrabov Abdimalik Amirovich - candidate of the Science ofphilology, associate professor, ASSOCIATE PROFESSOR OF SUB-FACULTY PHILOLOGICAL EDUCATION HUMANITARIAN-ECONOMICAL INSTITUTE OFBATKENSTATE UNIVERSITY, BATKEN, KYRGYZ REPUBLIC
Abstract: in the article the questions of paradigm are considered ate the lever of suggestions of syntactic of line-up of language. Affected and expression is given and opinions of scientists studying the questions of syntactic paradigm and about the problem of sphere of functioning of